Азия

Китай

       Содержание:

Города и особенности Китая

Согласно официально принятому с конца 1950-х гг. в КНР делению, территория страны состоит из 6 крупных экономических районов. Эта схема предусматривает объ­единение в одном районе административ­ных территориальных единиц высшего ранга (провинций и автономных нацио­нальных районов), неодинаково разви­тых в экономическом отношении, с тем чтобы способствовать их общему подъ­ему, производственной консолидации и кооперации. Каждый район группирует­ся вокруг исторически сложившегося промышленного ядра, включающего один или несколько больших городов. Крупные экономические районы сущест­венно различаются между собой как по размерам, так и по той роли, которую они играют в народном хозяйстве страны.

Северо-Восточный Китай

Северо-Восточный Китай объединяет провинции Ляонин, Гирин и Хэйлун-цзян. На его долю приходится около 1/8 территории страны и менее 1/10 числен­ности населения. Этот один из наиболее развитых в промышленном отношении районов, на который приходится 1/5 валовой промышленной продукции стра­ны, — крупнейший производитель чер­ных и цветных металлов, машин, элект­роэнергии, угля, нефтепродуктов, ряда продуктов химической промышленности, цемента, леса. Удельный вес машино­строения и металлургии в структуре про­мышленного производства Северо-Восточного Китая выше, чем в среднем по стране, и соответственно ниже доля тек­стильной и пищевой промышленности.

Энергетическую базу промышленности Северо-Восточного Китая составляют крупные запасы угля, нефти, горючих сланцев, значительные ресурсы гидро­энергии. Занимая второе место в стране по добыче угля, Северо-Восточный Китай испытывает тем не менее нехватку коксу­ющихся углей, которая покрывается по­ставками из Северного Китая. Наиболь­шее количество угля добывается в провинции Ляонин, где расположены Фушуньские и Фусиньские копи, относящи­еся к числу важнейших в стране. Ряд цен­тров угольной промышленности, годовой производительностью по нескольку мил­лионов тонн имеется в северной части района.

Дацинские нефтепромыслы выдвину­лись в число ведущих в Китае. Часть неф­ти перерабатывается в Дацине, Даляне, Фушуне, Аньшане и Цзиньчжоу. Кроме того, Дацин соединен нефтепроводами с портами Циньхуандао (откуда нефтепровод тянется далее до Пекина) и Даля­нем, а также с КНДР.

Северо-Восточный Китай дает значи­тельную часть общекитайского производ­ства электроэнергии. Тепловые электро­станции имеются во всех промышленных центрах района, самые большие из них — в Шэньяне, Фушуне, Цзилине. В Северо-Восточном Китае действуют также две крупные ГЭС на реках Сунгари и Ялу (по­следняя — совместно с КНДР). Все важ­нейшие электростанции объединены си­стемой электропередач, связанной с энер­госистемой Северного Китая.

Первостепенную роль в промышленно­сти района играет черная металлургия. На долю Северо-Востока приходится около 2/5 продукции этой отрасли Китая. Круп­нейший в стране Аньшаньский металлур­гический комбинат осуществляет полный цикл производства, включая добычу и обогащение руды, выплавку чугуна и ста­ли, изготовление проката, коксохимию. Комбинат базируется на местных место­рождениях железных руд со сравнительно невысоким содержанием металла, поэто­му одной из главных проблем его разви­тия является обогащение руды. Часть сырья и топлива завозится из Северного Китая. Второй по масштабам металлур­гический центр района — комбинат в Бэньси. Несколько других металлургиче­ских заводов района производят спе­циальные стали.

В важнейшем центре цветной метал­лургии Северо-Восточного Китая и всей страны — Шэньяне выплавляется медь, свинец, цинк. В Фушуне—крупнейший в стране алюминиевый завод.

Общегосударственное значение имеет машиностроение. В ряде городов района производится оборудование для металлургической, горнорудной, химической и энергетической промышленности, а так­же автомобили, локомотивы, суда, ваго­ны, станки, разные приборы.

Большое место занимает химическая промышленность: производство мине­ральных удобрений, соды, кислот, синтетических волокон, пластмасс, красите­лей, резинотехнических изделий, в ря­де городов действуют коксохимические предприятия.

Сельское хозяйство преимущественно зернового направления. Ведущая зерно­вая культура— гаолян, который зани­мает около 1/4 посевной площади. Осо­бенно широко он распространен в южной части района— долине р. Ляохэ. На долю Северо-Восточного Китая прихо­дится более 1/3 сбора этой культуры в стране. Повсеместно выращивается чуми­за. Кукуруза и рис сосредоточены в бо­лее влажной юго-восточной части района. На севере страны преобладает яровая пшеница.

Из технических культур важна соя; на долю Северо-Восточного Китая падает около 2/5 сбора этой культуры в стране. Посевы сои концентрируются на севере района. Здесь же выращиваются лен и сахарная свекла, а на юге имеются посевы арахиса, хлопчатника, табака, кунжута.

Население прибрежных частей района занимается рыболовством. В восточных и северных лесах добывают пушнину, женьшень, на юге разводят дубовый шел­копряд, выращивают знаменитые по всей стране яблоки.

Северо-Восточный Китай отличается сравнительно густой железнодорожной сетью: на его долю приходится примерно Уз общей протяженности железных до­рог Китая. Немалое значение имеет реч­ное судоходство, особенно по Сунгари. Важнейший морской порт — Далянь.

Среди городов Северо-Восточного Ки­тая выделяется административный центр провинции Ляонин Шэньян — одна из основных баз тяжелой промышленности страны и весьма крупный узел не­скольких железных дорог, связывающих район с другими частями Китая. Город расположен на притоке р. Ляохэ. Населе­ние—7,76 млн. человек (2009 г.). Главная отрасль промышленности — машино­строение, развиты также химическая про­мышленность, черная и цветная метал­лургия. Шэньян (прежнее название Мук­ден)— древнейший город, во время гос­подства маньчжуров был «второй столи­цей» Китая. Сложность исторического развития обусловила разностильность и хаотичность его застройки. Основной фа­бричный район расположен в западной части, где предприятия чередуются с кир­пичными двух- и трехэтажными жилыми домами для рабочих. В восточной части, на территории бывшей японской концес­сии, в прошлом наиболее благоустроен­ной, размещаются административные, культурные и учебные учреждения. Вну­тренний город— самая старая, прежде торгово-ремесленная часть Шэньяна. К югу от города, в ранее болотистой местности, разбиты парки. Живописны северные предместья, изобилующие ис­кусственными озерами, рощами и памят­никами старины; здесь находятся дворцы и храмы эпохи правления маньчжурской династии. Часть их расположена также и на восточной окраине города. В ряде дворцов размещаются музеи. В Шэньяне около трех десятков вузов и техникумов, научно-исследовательские учреждения, театры, крупнейшая в Северо-Восточном Китае библиотека.

Второй по величине и значению центр района — Люйда вклю­чает два города: Люйшунь и Далянь (6,2 млн. человек). Ведущие отрасли промышленности — машиностроительная, химическая, метал­лургическая и нефтеперерабатывающая. Имеются предприятия по производству цемента, текстиля, консервов. Основная часть промышленности сосредоточена в Даляне. Далянь — один из крупнейших в Китае морских портов. К району порта прилегают кварталы современной застройки, где размещаются администра­тивные учреждения и магазины; более старая часть города находится западнее. Люйшунь, военно-морская база, располо­жен к юго-западу от Даляня. Он делится на кварталы старой и современной застройки, располагающиеся соответ­ственно к востоку и западу от железнодо­рожного вокзала.

К числу важнейших промышленных центров Китая относится город Фушунь (более 2 млн. человек) — крупный центр энергетической, каменноугольной, хими­ческой и машиностроительной промыш­ленности. Здесь действуют алюминиевый завод, два крупных цементных завода, завод черной металлургии. Эти предпри­ятия имеют общегосударственное значе­ние. Фушунь возник как шахтерский поселок в начале нашего века, когда здесь началась разработка угля в связи со строительством Китайско-Восточной железной дороги.

Предприятия, шахты и жилые кварталы тянутся длинной поло­сой, протяженностью в несколько десят­ков километров по левому берегу р. Хунь-хэ. На западе они смыкаются с пригоро­дами Шэньяна.

В провинции Ляонин находится главная база черной металлургии Китая— город Аньшань (более 3,5 млн. человек). Здесь производятся также оборудование для горнодобывающей промышленности, мощные тракторы, осуществляется пере­работка нефти.

Начало развитию Аньшаня было по­ложено в годы первой мировой войны, когда были задуты две первые домны. Удобное расположение города — вбли­зи месторождений железной руды и ка­менного угля, на железнодорожной магистрали, ведущей к морским портам на юге района — способствовало его быст­рому росту. Центр города застроен стан­дартными жилыми и административны­ми зданиями. Предприятия размещены в широко раскинувшихся предместьях.

Административный центр провинции Хэйлунцзян — Харбин (3,3 млн. чело­век) своим развитием обязан строитель­ству Китайско-Восточной железной доро­ги в начале нашего века. Выгодно распо­ложенный на пересечении железнодорожной магистрали с судоходной рекой Сунгари, Харбин, бывший до этого маленьким рыбацким селением, стал бы­стро расти. Промышленность Харбина первоначально была представлена пред­приятиями по переработке продукции сельского хозяйства окрестных рай­онов— зерна, соевых бобов, табака, сахарной свеклы. Сейчас Харбин — один из крупнейших в стране производителей электроэнергетического оборудования, шарикоподшипников, металлорежущих станков, измерительного инструмента, электротехнических и радиотехнических изделий. Развита текстильная и пищевая промышленность. Здесь находятся круп­нейший в Китае льнокомбинат, камволь­ная, ковровая и текстильные фабрики.

По характеру застройки Харбин значи­тельно отличается от других центров Северо-Восточного Китая, напоминая русские города. По берегу Сунгари, вблизи порта, располагается старый промышленно-торговый район Харбина. Современные кварталы более удалены от реки.

Вторым по значению промышленным центром провинции Хэйлунцзян, име­ющим общекитайское значение, является город Цицикар (6 млн. человек), включающий в свой состав большие города Фулаэрцзи и Анъанци. Ведущие отрасли промышленности – тяжелое машиностроение и качественная металлур­гия, представленная флагманом китай­ской металлургии — заводом спецсталей, построенным с помощью СССР. Цици­кар, расположенный на левом берегу р. Нуньцзян у подножья Большого Хингана, одно из первых китайских поселе­ний в Маньчжурии, основанное в конце XVII в. Это был небольшой городок, вы­полнявший функции административного центра провинции Хэйлунцзян. Сооруже­ние Китайско-Восточной железной доро­ги, пересекшей Анъанци, стимулировало промышленное развитие города. В кон­це 1920-х — начале 30-х годов Цицикар был соединен железными дорогами с северо-восточной и южной частями района. К предприятиям по переработке сель­скохозяйственного сырья (сои, зерна, сахарной свеклы) и производству бумаги добавились заводы, выпускающие паро­возы, вагоны, тяжелые станки, оборудо­вание для горнодобывающей и метал­лургической промышленности. Они раз­мещаются у железнодорожного узла в Анъанци и в юго-западном индустриаль­ном пригороде Фулаэрцзи, где находится и сталелитейный завод.

Чанчунь (6,83 млн. человек) — центр провинции Цзилинь—основан в 1825 г. До конца XIX в. он выполнял преимущественно торговые функции и стал быстро расти лишь в начале XX в., в связи с соо­ружением Китайско-Восточной железной дороги. После японской оккупации Се­веро-Восточного Китая в 1931 г. Чан­чунь стал столицей марионеточного госу­дарства Маньчжоу-Го и был переимено­ван в Синьцзин («новая столица»). Квар­талы сооруженных в то время многоэтаж­ных зданий, где жила правящая верхушка марионеточного государства, резко кон­трастировали со скоплениями лишенных элементарных удобств ветхих жилищ ки­тайской бедноты. После образования КНР Чанчунь превратился в крупный промышленный центр. Сооружение с по­мощью СССР автомобильного завода в Чанчуне заложило основы китайского ав­томобилестроения. Развиты и другие от­расли машиностроения: производство тракторов, пассажирских вагонов, метал­лорежущих станков, электроэнергетиче­ского оборудования, радиотехника и эле­ктроника. Имеются предприятия химиче­ской, пищевой, деревообрабатывающей, асбестовой промышленности. Распро­странено кустарное производство ковров на экспорт.

Северный Китай

В Северный Китай входят провинции Хэбэй, Шаньси, автономный район Вну­тренняя Монголия и города центрального подчинения Пекин и Тяньцзинь. Район составляет менее 1/12 территории и около 1/10 общей численности населения КНР, производит 1/5 валовой промыш­ленной продукции.

Как тяжелая, так и легкая промышлен­ность Северного Китая имеют общегосу­дарственное значение. На долю района приходится 2/5 учтенных запасов угля и около 1/3 угледобычи. Наряду с Датунскими и Кайлуаньскими копями, одними из самых мощных в стране, имеются и другие значительные разработки. Важ­нейшую роль играют нефтяные ресурсы района, интенсивное освоение которых ведется к югу от Тяньцзиня (Даган). По производству электроэнергии Северному Китаю принадлежит третье место в стране после Северо-Восточного и Восточного районов. Подавляющая часть электро­энергии вырабатывается на тепловых станциях, работающих на угле. Наиболее крупные ТЭС находятся в Пекине и Тянь­цзине. Многие электростанции объедине­ны энергосистемой.

Северный Китай — важная металлур­гическая база страны. Развитию черной металлургии благоприятствует наличие значительных ресурсов высококачествен­ных железных руд и легирующих метал­лов. Район располагает тремя крупными металлургическими комбинатами — в Баотоу, Пекине и Тайюане и несколькими сталелитейными и прокатными предпри­ятиями.

Машиностроение района специализи­руется на производстве оборудования для электроэнергетики, металлургической, горнорудной, нефтедобывающей и хими­ческой промышленности, станков, локо­мотивов, вагонов, судов, радиотехнической и электронной аппаратуры. Важней­шие машиностроительные центры — Тяньцзинь, Пекин и Тайюань.

Из отраслей химической промышлен­ности наиболее важно производство соды, химических волокон, пластмасс.

Северный Китай занимает второе место в стране после Восточного Китая по выпуску текстиля. Крупнейшими центра­ми хлопчатобумажной промышленности являются Тяньцзинь и Шицзячжуан. Раз­вита также разнообразная пищевкусовая промышленность.

В сельском хозяйстве наряду с зерно­вым направлением, здесь преоблада­ющим, немаловажную роль играют хлоп­ководство, табаководство, возделывание арахиса и других масличных культур. Важнейшая зерновая культура — озимая пшеница, посевы которой широко рас­пространены на Великой Китайской рав­нине. Из летних зерновых на северо­западе и западе района выращивают просо и гаолян, а в более холодных местах — овес и яровую пшеницу. Поля хлопчатника концентрируются больше всего в долинах рек, вдоль Великого Китайского канала и у подножия Тайхан-шаня, ограждающего Великую Китай­скую равнину с запада. Здесь же много фруктовых садов.

В местах, заселенных монголами, раз­вито животноводство. Стада, состоящие преимущественно из овец и коз, крупного рогатого скота, лошадей, находятся круг­лый год на пастбищах. На территориях со смешанным, китайско-монгольским населением скот летом выгоняют на пастбище, а зимой содержат в загонах и стойлах. В земледельческих же частях Внутренней Монголии, где подавляющая масса населения — китайцы, скот (преи­мущественно свиньи) находится весь год на стойловом содержании.

По густоте железнодорожной сети Се­верный Китай уступает лишь Северо-Востоку. Развито также автомобильное и морское сообщение. Порт Тангу-Синьган, один из крупнейших в стране, являясь аванпортом Тяньцзиня, обеспечивает до­ступ к морю важной промышленной базы.

Особую роль в экономической истории Китая сыграл Великий Китайский канал. Он создавался на протяжении веков. Пер­вые его участки были сооружены в глубо­кой древности. Когда в конце VI в. терри­тория Китая была объединена в единую империю, возникла потребность в вод­ном пути, который связал бы различные районы империи с ее столицей Лояном. В XIII в. столица была перенесена в Пе­кин, и появилась необходимость связать новый административный и культурный центр на севере Китая с богатыми южными районами прямым водным пу­тем. Общая протяженность канала — свыше 1700 км. Великий канал в течение сотен лет являлся важнейшей транспорт­ной артерией Китая, способствуя разви­тию внутренних экономических и куль­турных связей. По каналу перебрасыва­лись сотни тысяч тонн различных грузов: из Центрального Китая на север везли рис, из Восточного — шелк, продукты морского промысла, медные изделия, из Южного — драгоценные металлы, сло­новую кость. Великий* канал сохранил определенное значение и в наши дни. Построенный в 50-х годах канал Народ­ной Победы (между реками Хуанхэ и Вэйхэ) не только дал воду для орошения, но и улучшил условия судоходства на северном участке Великого канала от Тяньцзиня   до   Линьцина,   на котором могут ходить суда водоизмещением в несколько сот тонн.

Главный город Северного Китая — Пекин (более 19,8 млн. человек), политиче­ский, экономический и культурный центр страны. Первые упоминания о населен­ном пункте на территории современного Пекина восходят ко II тысячелетию до н. э. В X в. он главный город киданьского государства Ляо, в XII в. — чжурчжэнь-ского государства Цзинь, в XIII в. — столица огромной империи, находящей­ся под властью монгольской династии Юань. С изгнанием монголов и воцаре­нием китайской династии Мин в XIV в. столица переносится в Нанкин, однако в начале XV в. Пекин возвращает себе функции политического центра Китая. При гоминьдановском режиме на корот­кое время столицей вновь стал Нанкин, но с образованием КНР Пекину был возвращен его прежний статус.

История наложила неизгладимый от­печаток на застройку и облик города. Пекин состоит из Внутреннего города и примыкающего к нему с юга Внешнего города. В пределах первого заключен бывший императорский город с храмами и дворцами правителей Минской и Цин-ской династий, в центре которого импера­торский дворец Гугун, превращенный ныне в музей. В центральной части Вну­треннего города, изобилующей прекрас­ными тенистыми парками, искусствен­ными холмами и озерами, находится ре­зиденция китайского правительства — Чжуннаньхай (по названию озера). С юга к императорскому городу, обне­сенному стеной, примыкает центральная площадь Пекина — Тяньаньмынь (воро­та Небесного спокойствия). На запад и восток от площади тянется главная маги­страль города — Чанъаньцзе (улица Дол­гого спокойствия). В южной части Внеш­него города высится знаменитый храм Неба. Живописны окрестности Пекина. К северо-западу от города расположен ве­ликолепный ансамбль дворцов и парков Ихэюань, бывшая летняя резиденция им­ператоров, ныне излюбленное место от­дыха жителей Пекина и гостей города. На север от Пекина дорога ведет к величе­ственному комплексу погребальных сооружений императоров Минской династии.

Пекин — важнейший транспортный узел, связанный железными дорогами со всеми основными районами страны. Аэропорт Шоуду — главный центр ме­ждународных и внутренних воздушных линий.

В Пекине издавна развиты художе­ственно-кустарные промыслы: резьба по дереву, слоновой кости, нефриту, изго­товление изделий из перегородчатой эма­ли, ковров. Промышленность была пред­ставлена добычей угля для бытовых нужд, производством чугуна, мостовых конструкций, паровозостроением. После образования КНР в Пекине получили развитие металлургия, машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, нефтеперерабатывающая, химическая,

текстильная, легкая и фармацевти­ческая промышленность, производство строительных материалов. Промышлен­ные предприятия концентрируются глав­ным образом в двух районах Пекина: ста­ром — западном и новом — восточном, а также на южной и юго-западной окра­инах.

Основные средства сообщения внутри города — трамвай, автобус, троллейбус. Немало грузовых рикш. Из-за перегруженности общественного транспорта многие пекинцы предпочитают ездить на работу на велосипедах. В конце 1960-х годов завершено строительство первой очереди метрополитена протяженностью 23 км от главного железнодорожного вокзала в центре Пекина до металлурги­ческого комбината в западном пригоро­де. Сооружение этой линии, однако, да­леко не разрешило транспортных про­блем города.

Второй по величине город Северного Китая и третий в стране (после Шанхая и Пекина) — Тяньцзинь (14,4 млн. человек). Он расположен в 45 км от моря вблизи слияния пяти рек, образующих самую значительную водную артерию восточ­ной части района — Хайхэ. Морские суда грузоподъемностью до 3 тыс. т могут непосредственно достигать города. Более крупные, включая океанские, шварту­ются в Синьгане, расположенном в ус­тье Хайхэ. Географическое положение на скрещении водных путей с важней­шими железными дорогами: Пекин — Шаньхайгуань и Тяньцзинь — Пукоу (Нанкин) весьма благоприятствует эко­номическому развитию города. Это об­стоятельство прямо и косвенно отрази­лось на его планировке и застройке. В отличие от Пекина, исторически бывшего политическим и культурным центром страны, в развитии Тяньцзиня важней­шую роль сыграло то, что он в середине прошлого века был оккупирован англий­скими и французскими войсками и стал одним из главным «открытых портов» Китая. В городе были основаны концес­сии различных иностранных держав. В начале нашего века при подавлении боксерского восстания старому Тяньцзиню был нанесен большой ущерб, после чего началась активная реконструкция его на западный манер. Этот период запе­чатлен в разностильности архитектуры жилых и деловых кварталов города. В прошлом Тяньцзинь был прежде всего центром текстильной и в меньшей степе­ни пищевой промышленности. После об­разования КНР здесь стало развиваться сталелитейное, машиностроительное, хи­мическое производство, производство ра­диотехнических и электронных из­делий, различной аппаратуры и средств связи. Тяньцзинь — важнейший торгово-транспортный центр Китая. К городу при­мыкает Тяньцзиньский порт, объединя­ющий собственно порт Тяньцзинь, аван­порты Тангу и Синьган. Ежегодно в порт заходит более. 1600 иностранных судов.

Город Таншань (7,1 млн. человек) — центр Кайлуаньского угольного бассейна. Его рост начался с 1880-х годов в связи с началом активной разра­ботки местных угольных месторождений. В настоящее время развито производство цемента, металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Развитию города способствовало выгодное местоположение на железнодорожной магист­рали, соединяющей Северо-Восточный Китай с Северным Китаем, посредине между двумя крупнейшими морскими портами района — Тяньцзинем и Цинь-хуандао. В 1976 г. город пострадал от сильного землетрясения.

Административным центром провин­ции Хэбэй является город Шицзячжуан — четвертый (после Пекина, Тянь­цзиня и Таншаня) но объему производ­ства валовой продукции промышленный центр Северного Китая с населением 9,6 млн. человек. Основу экономики города составляет легкая, и прежде всего тек­стильная промышленность. Шицзячжуан — молодой город. Еще в 20 века здесь была лишь небольшая деревушка. Город возник в связи с про­кладкой железнодорожной магистрали, связавшей Пекин с Гуанчжоу. Становле­нию Шицзячжуана как центра текстиль­ного производства благоприятствовало его географическое положение в центре одного из ведущих хлопководческих районов страны.

Административный центр провинции Шаньси — город Тайюань (3,4 млн. человек – 2003 г.) после победы революции 1949 г. получил бурное развитие: здесь вырос один из крупнейших в Китае метал­лургических комбинатов, сырьевую базу которого составляют местные месторож­дения угля, железной руды, известняка и огнеупорных глин. Развиты тяжелое машиностроение и электротехническая промышленность, производство химиче­ских удобрений и пластмасс, выплавка алюминия. Тайюань относится к числу самых древних городов на Великой Ки­тайской равнине. История его восходит к I тысячелетию до н. э. Он распланиро­ван в виде традиционного прямоуголь­ника, стороны которого образованы го­родскими стенами. Металлургический комбинат расположен в северном пред­местье города, завод тяжелого машино­строения — в западном. Вблизи Тайюаня в горе Тяньлуншань находится пещерный храм, сооруженный в VI в.

Главным промышленным центром ав­тономного района Внутренняя Монголия является город Баотоу (2,6 млн человек – 2006 г.). В годы первой пятилетки город начал превращаться в один из ведущих в Китае центров черной и цветной металлургии. Наряду с этим получили развитие химиче­ская, легкая промышленность, машино­строение, производство сахара. Выдви­жение Баотоу сначала как торгового, а затем как промышленного центра на­чалось ,в 1920-х годах после сооружения железной дороги, соединившей его с Пекином. Развитие города стимулирова­лось его удобным расположением на пе­ресечении железнодорожных путей с вод­ными, на стыке земледельческих райо­нов с животноводческими, вблизи раз­работок угля и железной руды. Сегодня планировку города и характер его за­стройки определяют промышленные предприятия, протянувшиеся на многие десятки километров — от угольных ко­пей на востоке до металлургического комплекса на западе.

Восточный Китай

Восточный Китай, составляющий 1/12 территории и почти 1/3 численности населения страны, включает провинции Шаньдун, Аньхой, Цзянсу, Чжэцзян, Цзянси, Фуцзянь и город центрального подчинения Шанхай. На район прихо­дится 36% валовой промышленной про­дукции страны. К восточнокитайскому побережью примыкает первый по вели­чине остров Китая Тайвань. В природном отношении район весьма неоднороден. Северная часть его преимущественно плоская, на юге же, напротив, преобла­дает холмистый и горный рельеф, в кото­рый вкраплены речные долины и озерные котловины. Строение поверхности непо­средственно отражается на характере хо­зяйственного освоения территории. Низ­менности Восточного Китая принадлежат к числу наиболее плотно населенных и самым интенсивным образом использу­емых для земледелия территорий мира.

Севернее р. Хуайхэ, в Шаньдуне и северной части провинции Аньхой, пре­обладает пшеница. К югу от р. Хуайхэ большая часть пахотной площади ороша­ется; бесчисленные каналы, пруды, озера питают влагой пространства заливных рисовых полей. Пшеница выращивается преимущественно как зимняя культура. Рис — главная культура и в межгорных понижениях, и в речных долинах южной части района. Восточный Китай является важнейшей хлопководческой базой стра­ны. Общекитайское значение имеет чае­водство (в Чжэцзяне, Цзянси, Фуцзя-ни), шелководство (в Чжэцзяне), садовод­ство, искусственное рыборазведение.

Восточный Китай беднее углем, чем Северо-Восточный и Северный Китай. Однако Хуайнаньские копи — одно из крупнейших угледобывающих предпри­ятий в стране. В значительных масштабах ведется добыча угля также в Шаньдуне и Цзянси. Электроэнергетика района рабо­тает частично на собственном, а частично на привозном (из Северного Китая) угле. В последние годы развивается нефте­добыча в Шаньдуне. Имеется ряд ГЭС, наиболее мощные из которых находятся в провинции Чжэцзян. Восточный Ки­тай — район развитого машиностроения и разнообразной легкой промышленно­сти.

Подавляющая часть промышленной продукции производится в Шанхае — важнейшем индустриальном центре стра­ны. Шанхай (19 млн. человек) — круп­нейший в Китае и один из самых больших городов мира, речной и морской порт и узел Шанхай-Нанкинской и Шанхай-Ханчжоуской железных дорог. Он распо­ложен на р. Хуанпу — притоке Янцзы. В прошлом преобладала легкая, главным образом текстильная промышленность. После образования КНР намного выро­сла тяжелая промышленность. Шан­хай — важнейший в стране центр произ­водства стали, оборудования для горнодобывающей, металлургической, нефтя­ной, химической, электроэнергетической, текстильной, полиграфической и бумаж­ной промышленности, судов, станков, приборов, электронной аппаратуры. Ма­шины и оборудование вывозятся в различные города и районы страны и за гра­ницу. Шанхай занимает ведущее место в стране по выпуску синтетических воло­кон, пластмасс, красителей, лаков и ма­сел, моющих средств, фармацевтических препаратов, минеральных удобрений, не­фтепереработке. Развита резиновая про­мышленность, особенно производство ав­топокрышек. В черной металлургии пре­обладает выпуск стали и стального прока­та. На долю Шанхая падает около 1/4 общекитайского производства текстиля, в том числе 3/5 производства шерстяных тканей. Развита пищевкусовая промыш­ленность, особенно табачная. Шанхай служит важнейшим поставщиком разно­образных товаров широкого потребления (радиоприемников, часов, швейных ма­шин, велосипедов, фотоаппаратов, посу­ды и др.) для многих районов страны и на экспорт.

Шанхай по грузообороту опережает все прочие порты страны. В прошлом Шанхайский порт ориентировался преимущественно на внешнюю торговлю. В настоящее время он обслуживает и вну­тренние перевозки (включая каботаж­ные и речные по р. Янцзы).

В окрестностях Шанхая развито сель­ское хозяйство пригородного типа, снаб­жающее горожан овощами, мясом, ры­бой, молоком. Значительные площади за­няты под хлопчатником и зерновыми.

В IV в. н. э. на месте современного Шанхая была небольшая рыбацкая дере­вушка. Быстрый рост Шанхая начался после объявления его открытым портом в 1842 г. Географическое положение горо­да вблизи устья Янцзы, крупнейшей тран­спортной артерии, связывающей обшир­ные внутренние районы страны с морем, способствовало превращению его в опо­рный пункт экономической экспансии ка­питалистических держав в Китае. В Шан­хае были созданы иностранные сеттлменты. После 1857 г., когда иностранные компании получили право судоходства по Янцзы, Шанхай стал первостепенным по­ртом и главным торговым и финансовым центром Китая. На территории сеттлментов возникли банки, посреднические кон­торы, заводы и фабрики. Получила развитие и национальная промышлен­ность, особенно в годы первой мировой войны.

В 1920-х и 30-х годах усилилось влия­ние японского капитала. В Шанхае была сосредоточена большая часть промышленного пролетариата страны. Город не­однократно становился ареной ожесто­ченных классовых боев.

Глубокие социальные противоречия отразились в характере планировки и застройки Шанхая. Благоустроенным кварталам с широкими проспектами, зе­леными массивами парков, многоэтаж­ными зданиями банков, контор и отелей и фешенебельными особняками иностран­ных капиталистов, китайской компрадор­ской буржуазии, помещиков и крупных чиновников противостояли узкие грязные улочки, забитые лачугами, где в невероят­ной скученности жила городская беднота. Ряд районов города пользовался дурной славой самых злостных в стране очагов бандитизма и проституции.

После победы народной революции в 1949 г. началась реконструкция города. Новая промышленность создавалась пре­имущественно за чертой старого Шанхая, куда были выведены и многие предпри­ятия, размещавшиеся прежде в жилых кварталах. На севере наряду со старыми заводскими районами стали расти новые районы машиностроения и химической промышленности. На южной окраине также появились предприятия машино­строения и приборостроения. С конца 1950-х годов, однако, развитие города при­няло хаотичный характер. Расширились производственные мощности предприя­тий черной металлургии и нефтехимии, потреблявших большое количество даль­непривозного сырья и энергии. Плот­ность промышленной застройки город­ской территории превысила допустимые пределы: свободных участков в городе практически не осталось. В настоящее время Шанхай дает 1/8 промышленной продукции КНР, 1/6 стоимости экспорта и поступлений в государственный бюджет. Вместе с тем жилищные условия значи­тельной части населения остаются не­благоприятными, много ветхих, небла­гоустроенных домов. Серьезную проб­лему представляет сильное загрязнение воздушного бассейна и речных вод про­мышленными отходами.

Предстоит проделать большую работу для улучшения коммунально-бытового обслуживания населения, торговли, общественного транспорта, здравоохра­нения, водоснабжения, канализации.

Наиболее привлекательны централь­ные районы Шанхая, ограниченные р. Хуанпу и ее притоком. На главной улице Наньцзинлу, пересекающей весь город с востока на запад, сосредоточены лучшие магазины и расположена го­стиница «Хэпин». На территории быв­шего ипподрома разбит Народный парк. Одно из красивейших мест Шанхая — набережная р. Хуанпу с зелеными мас­сивами скверов, к которой выходит Наньцзинлу и другие параллельные ей центральные улицы. Памятники старины расположены большей частью в южной, самой древней части города.

Помимо Шанхая в Восточном Китае находятся и другие важные промышлен­ные центры. Многие из них по структуре производства напоминают Шанхай: веду­щими отраслями являются машиностро­ение (транспортное, текстильное, энерге­тическое, станкостроение) и текстильная промышленность.

Нанкин (7,6 млн. человек) — один из наиболее древних городов Восточного Китая, имеющий 3500-летнюю историю. В свое время он был столицей страны, в настоящее время административный центр провинции Цзянсу. В прошлом го­род располагал незначительной про­мышленностью, представленной глав­ным образом производством сульфат-аммония, цемента, текстиля и фар­фора.

Сейчас освоено производство ряда ви­дов химической продукции, построен крупный нефтеперерабатывающий за­вод. Машиностроительные предприятия Нанкина выпускают электроэнергети­ческое, текстильное, сельскохозяйствен­ное оборудование, станки, автомашины. Развито радиоэлектронное производство.

Город, окруженный стеной протяжен­ностью 35 км, находится на правом, низ­ком берегу Янцзы, но к самой реке при­мыкает только портовая часть, находяща­яся за пределами стены. Центральная же часть Нанкина располагается ближе к возвышающимся на востоке, юге и севере холмам. Химические предприятия нахо­дятся на другом берегу Янцзы, в Пукоу, с которым раньше Нанкин был соединен железнодорожным паромом, а теперь — двухъярусным мостом.

В восточной части города немало па­мятников старины: пагоды, могилы им­ператоров. Здесь же находится мемориал Сунь Ятсена.

Остров Тайвань отделен от юго-восточ­ного побережья материковой части страны проливом, ширина которого в самом узком месте составляет 130 км. Тайвань находится под контролем гоминьдановских властей. Сельское хозяй­ство острова специализируется главным образом на выращивании риса и сахар­ного тростника. Обе культуры возделываются преимущественно в западной, рав­нинной части Тайваня на орошаемых землях. Большое значение имеют свино­водство, рыболовство и производство тропических фруктов (особенно бананов и ананасов), чая, камфары.

На местном сельскохозяйственном и минеральном (нефть, газ, каменный уголь) сырье базируется разнообразная промышленность: сахарная, нефтепере­рабатывающая, химическая, цементная. Черная металлургия использует частично привозное сырье. Развиты также судо­строение, радиоэлектроника, текстильное производство, выплавка алюминия, лесопереработка.

Тайвань ведет активную торговлю с Японией, США, странами Юго-Восточ­ной Азии. Вывозится текстиль, готовая одежда, ввозятся разнообразные про­мышленные товары, полуфабрикаты, сырье.

В Центрально-Южный Китай входят провинции Хэнань, Хубэй, Хунань, Гуан­дун и Гуанси-Чжуанский автономный район. На долю района приходится около 1/9 территории и 1/4 численности насе­ления страны. На западе территория рай­она гориста, и на юго-западе она слива­ется с Юньнань-Гуйчжоуским нагорьем. Восточная половина Хэнани относится к Великой Китайской равнине. Юго-вос­точная часть Хубэя и северо-восточная часть Хунани занимают обширную низ­менность, тяготеющую к среднему тече­нию Янцзы и изобилующую многочис­ленными ее притоками и озерами. Про­винция Гуандун и Гуанси-Чжуанский ав­тономный район на северо-востоке при­мыкают к Чжэцзян-Фуцзяньской горно­холмистой местности. На юге район ши­рокой полосой выходит к Южно-Китай­скому морю. Береговая линия протяну­лась здесь на 7000 км. К югу от полуост­рова Лэйчжоу расположен второй по ве­личине остров Китая — Хайнань, протя­женность которого с севера на юг равня­ется 180 км, а с востока на запад — 270 км.

В Хэнани из зерновых культур наибо­лее распространена пшеница, по сбору которой провинция занимает первое место в стране; из технических куль­тур основные — соя, хлопчатник и табак. Провинция Хунань — важнейшая рисо­вая житница страны. Разведение риса сочетается с выращиванием хлопчатника, рапса, чая, древесных культур.

В провинции Гуандун и Гуанси-Чжуан-ском автономном районе рисоводство до­полняется возделыванием тропических и субтропических культур. Наибольшей концентрации посевы риса достигают в дельте р. Чжуцзян, долинах ее притоков и на побережье полуострова Лэйчжоу. Здесь собирают по два урожая риса в год, а на острове Хайнань — три урожая. Весенний рис на равнине сеют в марте, а жнут в июле, второй же урожай убирают в ноябре. В северных холмистых частях провинции и автономного района, где вегетационный период короче, поздний рис высевают в междурядьях раннего и урожаи снимают с двухмесячным проме­жутком.

Из субтропических культур распро­странены сахарный тростник и разнооб­разные фрукты: бананы, ананасы, цитрусовые. Немало древесных пород, кото­рые дают ценные масла: тунговое, ани­совое, камфорное. На Хайнане растут кокосовые пальмы, кофе, каучуконосная гевея. В дельте р. Чжуцзян занимаются шелководством, которое сочетается с ис­кусственным рыборазведением: рыбу подкармливают отходами шелководства, а тутовые деревья удобряют илом со дна прудов. Немалое значение имеет и при­брежное рыболовство.

Важнейшим экономическим центром Центрально-Южного Китая является Ухань (9,7 млн. человек), который зани­мает благоприятное географическое по­ложение на пересечении Янцзы с желез­нодорожной магистралью, соединяющей северные и южные районы страны. В первой пятилетке в Ухани был заложен комплекс предприятий тяжелой промышленности, включающий металлургиче­ский комбинат, машиностроительные и химические заводы. Сырьевая база ком­плекса представлена расположенными недалеко железорудными разработками, залежами разнообразных цветных метал­лов в Хунани, Гуанси-Чжуанском авто­номном районе и в соседней с районом провинции Цзянси. Топливо поступает из провинций Хэнань и Цзянси.

Ухань включает в себя три города: Ханькоу, Ханьян и Учан. Крупнейший из них — Ханькоу, расположенный на ле­вом берегу Янцзы при впадении притока р. Ханьшуй. В середине прошлого века Ханькоу вследствие иностранной экспансии был объявлен открытым портом, что и определило его последующее экономи­ческое развитие. Машиностроительные, химические, цементные и текстильные предприятия располагаются ближе к Ян­цзы на территории бывших иностранных концессий. Самая старая часть города тянется по берегу р. Ханьшуй.

Ханьян стоит на противоположном бе­регу р. Ханьшуй. В конце прошлого века здесь был построен первый в стране металлургический завод, который во время антияпонской войны был переме­щен в Чунцин. Ханьян соединен мостами с Ханькоу и Учаном.

Учан, наиболее древний из городов, составляющих Ухань, находится на пра­вом берегу Янцзы. Старый город, служа­щий резиденцией провинциальной адми­нистрации и культурных учреждений, окружен стеной. Промышленные предприятия, среди которых первое место занимает металлургический комбинат, выведены за его пределы.

В северной части района — провинции Хэнань выделяются города Лоян, где раз­вивается производство тракторов, подшипников и горного оборудования, це­ментная и пищевая промышленность, и Чжэнчжоу с предприятиями, выпускающими машины, химическую продук­цию, текстиль, пищевые продукты.

Лоян (более 6,5 млн. человек) — один из наиболее старых китайских городов — был столицей при ряде династий в VIII— VI вв. до н. э., в I—VI и в X вв. н. э. На территории города и его окрестностей со­хранилось немало исторических и куль­турных памятников — от самых древних стоянок эпохи неолита до храмов, двор­цов, мавзолеев периода расцвета средне­вековой китайской культуры. Вблизи Лояна находится один из первых в стране буддийских храмов, относящийся к I в. н. э. К югу от города в скалах высечен величественный храм Лунмынь, состоя­щий из нескольких сот пещер с много­численными статуями буддийских богов высотой до 15 м и рельефами, отображающими обряды, церемонии, мифологи­ческие сюжеты. До образования КНР в промышленном отношении город был совершенно не развит. После победы ре­волюции 1949 г., Лоян превратился в один из крупных центров машинострои­тельной, цементной, электроэнергетиче­ской и текстильной промышленности. Здесь имеется ряд предприятий, имею­щих общекитайское значение: трактор­ный завод, завод горнорудного обору­дования и подшипниковый завод.

Чжэнчжоу (7,4 млн. человек), админи­стративный центр провинции Хэнань, выгодно расположен на скрещении двух железнодорожных магистралей страны: меридиональной Пекин—Ханькоу и ши­ротной, Лунхайской, в центре хлопково-пшеничного пояса. Это обстоятельство и определило быстрый рост промышленно-торговых функций города. Чжэнчжоу — один из наиболее развитых в инду­стриальном отношении городов Хэнани.

Преобладающие отрасли промышленно­сти — текстильная, машиностроение и пищевая. Здесь производятся железнодо­рожное и текстильное оборудование, абразивный инструмент, дизели, мине­ральные удобрения, товары широкого потребления. Имеется университет и не­сколько вузов. Чжэнчжоу также принад­лежит к числу древнейших городских поселений страны. Вблизи него обнару­жен ряд памятников, относящихся ко II тысячелетию до н. э. Старый, обрамленный стеной город растет преимущест­венно в западном и южном направлении, где проходят железнодорожные пути. Здесь размещаются промышленные предприятия и новые жилые кварталы.

В провинции Хунань важнейшее значение имеют города Чанша, Сянтань, Чжучжоу и Хэнъян, где размещаются предприятия цветной металлургии, маши­ностроения, химической промышлен­ности. Крупнейший из этих городов — Чанша (6,5 млн. человек), административный центр провинции Хунань, находится на правом берегу р. Сянцзян, впадающей в одно из самых больших озер Китая — Дунтинху. Истоки культурно-историчес­кого и экономического значения Чанша восходят к древности. Однако наиболее быстро город стал расти в начале 20 века, особенно после постройки железных дорог, способствовавших быстрому рас­ширению экономических связей богатой разнообразными ресурсами, но сравни­тельно замкнутой провинции с внешним рынком. Чанша превратился в поставщи­ка разнообразных продуктов сельского хозяйства (прежде всего риса, чая, рапса), ценной древесины, цветных металлов; ныне здесь производятся тяжелые станки, точный инструмент, выплавляется алю­миний. Город также славится разнообраз­ными кустарными изделиями, особенно вышивками и фарфором. В Чанша много культурно-просветительных, учебных и научно-исследовательских учреждений, значительная часть которых находится в живописной местности на левом, возвы­шенном берегу реки.

Гуанчжоу (10,5 млн. человек – 2003 г.), администра­тивный центр провинции Гуандун, раски­нулся в дельте р. Чжуцзян. Более древ­ние кварталы города — восточные (в прошлом «внутренний город», обнесен­ный стеной, которая позже была снесе­на). Иностранные концессии, возникшие после объявления Гуанчжоу в первой половине XIX в. открытым портом, раз­мещались на острове Шамянь, напротив западной части города. Гуанчжоу — крупнейший индустриальный центр на юге Китая. Общекитайское значение име­ет производство судов, оборудования для сахарной промышленности, джутовых изделий, швейных машин, газетной бума­ги и т. д. Имеются металлургический ком­бинат, автозавод, судостроительные вер­фи, завод тяжелого машиностроения, два тракторных завода, предприятия хими­ческой и пищевой промышленности.

Гуанчжоу традиционно служит важным торгово-транспортным узлом для обшир­ной территории, тяготеющей к бассейну р. Чжуцзян. Небольшие суда поднимают­ся далеко вверх по реке. Морские суда грузоподъемностью до 5 тыс. т могут за­ходить в город лишь во время прилива, поэтому морское судоходство обслужи­вается аванпортом Хуанпу, находящим­ся в 15 км от Гуанчжоу и связанным с ним железнодорожной веткой.

Окрестности Гуанчжоу весьма живо­писны. С горы, находящейся на северо-востоке, открывается великолепная пано­рама города. В холмистой северной час­ти Гуанчжоу разбит парк со стадионом, плавательным бассейном, здесь же нема­ло исторических памятников. Город изо­билует вечнозелеными субтропическими деревьями и кустарниками, защищаю­щими пешеходов от палящих лучей солн­ца.

Юго-Западный Китай

Юго-Западный Китай (1/4 территории и 1/6 численности населения страны) охватывает провинции Сычуань, Юнь­нань, Гуйчжоу и Тибетский автономный район. Территория провинции Сычуань состоит из котловины и окружающих ее гор, особенно высоких на западе. Осталь
ную часть района занимает Юньнань-Гуйчжоуское и Тибетское нагорья.

Сычуаньская котловина — одна из на­иболее густонаселенных частей страны с богатыми природными ресурсами, интен­сивным сельским хозяйством и значи­тельной промышленной базой. Защищен­ная от холодных воздушных течений хребтами, Сычуаньская котловина отли­чается самой мягкой во всем бассейне Янцзы зимой (средняя январская темпе­ратура выше +6°, снег выпадает крайне редко), жарким, влажным и продолжи­тельным летом. С давних пор земледельцы стали осваивать этот благодатный край. Еще в III в. до н. э. на равнине Чэн-ду было создано одно из уникальных ирригационных сооружений в мире — Дуцзянъяньская оросительная система, пересекающая десятками каналов всю равнину. Не менее рачительно использу­ются и холмистые участки. Склоны хол­мов покрыты искусственными террасами, нередко поднимающимися гигантской лестницей от подножия до самой верши­ны. Сычуаньская котловина — важней­шая житница страны. Особенно широко распространены посевы риса. Зимой на рисовых полях сеют пшеницу. На холмах выращивают кукурузу, гаолян, просо, ба­тат. Много разнообразных технических культур — сахарного тростника, хлопчат­ника, джута, рапса, табака, чая. Повсе­местно встречаются субтропические фруктовые сады. Развито шелководство, свиноводство.

На Юньнань-Гуйчжоуском нагорье сельское хозяйство в основном того же типа, как и в Сычуани, стой разницей, что здесь редко встречаются крупные мас­сивы освоенной земли. Поля разбиты на плоских платообразных возвышенностях, в долинах небольших рек, на терра­сированных горных склонах.

В Тибете важнейшая отрасль сельского хозяйства — животноводство. Стада летом находятся на высокогорных пастбищах, а осенью спускаются к подножию гор и в долины. Наибольшее значение имеет разведение яков, которые лучше других видов крупного рогатого скота приспособлены к суровым природным условиям высокогорья. Тибетцы употре­бляют в пищу ячье мясо и молоко, из ячьей шерсти плетут ковры, из шкур делают лодки. Разводят также коров, лошадей. Земледелием занимаются в реч­ных долинах и межгорных котловинах. Основные культуры — ячмень, гречиха, рожь, горох.

Среди промышленных центров Юго-За­падного Китая особенно выделяется Чун­цин (около 6 млн. человек, агломерация 30 млн.). Наибольшее значение здесь имеют черная металлур­гия, обеспеченная местными сырьевыми и энергетическими ресурсами, цветная а металлургия, станкостроение, транспорт­ное машиностроение, нефтехимия, це­ментная, хлопчатобумажная и пищевая их промышленность.

Планировка Чунцина отличается от планировки многих других китайских го­родов. Неповторимость и своеобразное очарование обусловлены прежде всего особенностями местоположения Чунци­на: он стоит на высоком крутом узком мысу, обтекаемом с двух сторон слива­ющимися здесь Янцзы и ее притоком.

Ряды домов и улицы располагаются усту­пами от прилегающего к реке подножия горы к вершине. Ночной Чунцин похож на расцвеченный огнями многопалубный корабль, окруженный бурными водами.

Первое поселение на месте Чунцина возникло несколько тысяч лет назад. Старый город располагался преимуще­ственно внизу, на берегу Янцзы. Застройка возвышенной части особенно интенсивно развернулась в годы анти­японской войны, когда восточные рай­оны страны были оккупированы и Чун­цин стал временной столицей гоминьдановского Китая. С особенностями мест­ного рельефа связано и наличие вблизи Чунцина ряда городов-спутников, где размещаются многие промышленные предприятия.

Чэнду (4,6 млн. человек, агломерация - 11 млн.) — второй по величине город и административный центр провинции Сычуань. Располо­женный на равнине, он имеет более тра­диционную планировку. Город окружен стеной протяженностью около 20 км. На­ходясь в центре гигантской ирригаци­онной сети, обильно орошающей при­легающую равнину, Чэнду изборожден каналами. В нем насчитывается более 100 больших и малых мостов. Прямые улицы располагаются большей частью параллельно или перпендикулярно друг другу, напоминая тем самым Пекин. В прошлом недостаточно благоустроен­ный, Чэнду нередко в пору паводка заливался водами окаймляющей город реки. До образования КНР промыш­ленное значение Чэнду было невелико, он выделялся прежде всего как центр торговли и кустарных промыслов. В на­стоящее время в Чэнду развивается ра­диоэлектронная промышленность, про­изводство режущих и измерительных инструментов. В промышленном районе, расположенном к северо-востоку от го­рода, вдоль железной дороги, имеются предприятия по производству цемента и минеральных удобрений.

К Чунцину и Чэнду тяготеет ряд небольших очагов переработки местного минерального и сельскохозяйственного сырья. Здесь развита химическая, сахар­ная, бумажная, хлопчатобумажная и другие отрасли промышленности. Наряду с тепловыми электростанциями энергию поставляют также различные по мощно­сти ГЭС.

В южной части района промышлен­ность представлена разработкой богатых месторождений меди, олова, ртути, по запасам которых Юго-Западный Китай занимает первое место в стране. Обраба­тывающая промышленность — машиностроительная, цветная металлургия и другие — сосредоточена главным обра-дом в Куньмине и Гуйяне.

Куньмин (6,25 млн. человек) — админи­стративный центр провинции Юньнань, расположенный на одном из плато Юньнань-Гуйчжоуского нагорья на берегу озера, один из самых красивых городов Китая. С трех сторон его окружают горы. Благодаря ровному, мягкому климату Куньмин называют «городом вечной вес­ны». Улицы круглый год утопают в зелени и цветах. В результате промыш­ленного развития в годы первой пяти­летки Куньмин вошел в число крупней­ших промышленных центров Китая. Здесь имеются предприятия черной и цветной металлургии, точного машино­строения, электронной техники, химиче­ских удобрений.

Северо-Западный Китай

Северо-Западный Китай (1/3 террито­рии и всего 1/12 численности населения страны) состоит из провинций Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Нинся-Хуэйского и Синьцзян-Уйгурского автономных райо­нов. Восточная часть региона по строе-

нию поверхности относится к Лессово­му плато, западная — к Цинхай-Тибетскому нагорью, а также к Джунгарской и Таримской впадинам с окружающими их горными хребтами. Неодинаковые природные условия определяют сущест­венные различия в направлении сельско­го хозяйства.

В Нинся-Хуэйском автономном райо­не, на востоке Шэньси и в восточной час­ти Ганьсу преобладает земледелие, как поливное, главным образом в речных до­линах, так и богарное, на террасирован­ных склонах гор и холмов. Из зерновых культур в долинах больше всего выращи­вают пшеницу и гаолян, на террасах — просо. В долинах имеются и рисовые по­ля. Важнейшие технические культуры — хлопчатник и соя. Северное подножие хребта Циньлин и Нинся-Хуэйский авто­номный район изобилуют фруктовыми садами. Ганьсу славится арбузами и ды­нями. На западе этих провинций и в Цин-хае преобладает горно-пастбищное жи­вотноводство. Разводят овец, яков, круп­ный рогатый скот, лошадей, верблюдов. В долинах горных рек разбросаны не­большие участки пашни. Сеют преиму­щественно морозоустойчивые культуры, такие как голозерный ячмень, овес.

Для Синьцзян-Уйгурского автономно­го района характерны два типа сельского хозяйства: оазисное земледелие и па­стбищное животноводство. Первый тип свойствен главным образом южной части района, второй — северной. В окаймля­ющих Таримскую впадину оазисах, где живут в основном уйгуры, выращивают пшеницу, кукурузу, рис, хлопчатник. Здесь много фруктовых садов. В живот­новодстве на севере и западе района заняты преимущественно казахи, монго­лы, киргизы и таджики. В составе стада преобладает мелкий рогатый скот, но немало также и крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов. Китайцы, составля­ющие большинство населения района, заняты земледелием в военизированных госхозах у северного подножия Тянь-Шаня и в межгорных котловинах.

По удельному весу в производстве промышленной продукции Северо-За­падный Китай занимает последнее ме­сто в стране (5%).

Подавляющая часть промышленного производства Северо-Западного Китая приходится на два ведущих центра рай­она — Сиань и Ланьчжоу.

Сиань (3,8 млн. человек) — админи­стративный центр провинции Шэньси, расположенный в плодородной долине притока Хуанхэ, один из самых старых городов Китая (основан еще до нашей эры), неоднократно в течение почти тысячи лет под разными названиями был столицей страны. Центральная часть Сианя, как и многих других старинных городов, представляет обнесенный сте­ной прямоугольник, к которому примы­кают пригороды, также огороженные стенами. Промышленное развитие Сианя началось в середине 1930-х годов и ускори­лось после образования КНР. Предпри­ятия сосредоточены больше на западной окраине. Вблизи города высятся средне­вековые пагоды, остатки древних крепо­стных стен, могильные курганы.

Сиань — город развитой современной индустрии. Здесь находятся электротех­нические, станкостроительные заводы. Производятся ядохимикаты и химиче­ские удобрения.

Ланьчжоу (3,3 млн. человек), центр про­винции Ганьсу, стоит на южном берегу Хуанхэ. Через него издавна пролегали пути, связывавшие Китай с Центральной и Средней Азией. Постройка ряда желез­ных дорог в 1950-х годах еще более повы­сила роль Ланьчжоу как транспортного узла и способствовала его промышлен­ному развитию. Важное значение для создания энергоемкого производства имело сооружение ГЭС на р. Хуанхэ.

В настоящее время в городе развито машиностроение, нефтепереработка, нефтехимия, производство нефтедобывающего, нефтехимического оборудова­ния, текстильных изделий.


2015 www.global-echo.ru