Азия

Монголия

       Содержание:

Города и особенности Монголии

Монгольские специалисты разделяют территорию республики на три эконо­мико-географических района — Цен­тральный, Восточный, Западный— и в двух из них выделяют также подрайоны.

Центральный район занимает средин­ные части на севере и юге страны, пересе­ченные по восточному краю трансмон­гольской железной дорогой. Район охва­тывает 10 аймаков и включает примерно половину территории и 2/3 населения республики. В нем больше, чем в других районах, разведано и разрабатывается по­лезных ископаемых, сосредоточены глав­ные лесные массивы и подавляющая часть фонда пахотопригодных земель страны.

На этот район приходится 4/5 годовой продукции, вырабатываемой во всей Монголии.

Центральный район делится на подрай­оны: два на севере и два на юге. Северо­восточный подрайон (аймаки Централь­ный и Селенгинский) занимает в основ­ном восточную часть Орхон-Селенгин­ского понижения. Подрайон индустриаль­но-аграрный. В нем сосредоточены са­мые крупные города страны, развит тран­спорт, много пашни. Северо-западный подрайон (аймаки Булганский, Хубсу-гульский и Ара-Хангайский) «сдвинут» в более высокую часть Орхон-Селенгинского понижения, сильно облесен, име­ется пашня, выявлены богатейшие за­лежи руд: медно-молибденовых в Эрдэнэтий-Обо («гора сокровищ») и фосфо­ритовых возле оз. Хубсугул; подрайон аграрно-индустриальный. Юго-западный (аймаки Увэр-Хангайский и Баян-Хонгорский) и юго-восточный (аймаки Восточно-Гобийский, Средне-Гобийский и Южно-Гобийский) подрайоны занимают огромные территории, в основном полу­пустынно-пустынного характера; направ­ление хозяйства преимущественно живот­новодческое, промышленность развита слабо, имеется несколько городов и по­селков городского типа. В юго-восточном подрайоне найдено самое крупное в стране Тавантолгойское месторождение каменных коксующихся углей.

Главный город страны Улан-Батор расположен на севере Центрального рай­она, в Хангае, на р. Тола, у подножия Богдо-Улы («горы святого»). Свыше трех столетий назад селение возникло как ставка («урга») первого гэгэна (главы) ламаистской церкви. (Впервые ставка на берегах Толы появилась в 1639 г., затем последовал длительный период перекоче­вок. В 1730 г. ставка окончательно осно­валась на месте современной столицы.) До революции 1921 г. Урга сохраняла функции главного священного города Се­верной Монголии. В нем были самые крупные и богатые монастыри, которые посещало большое количество паломни­ков со всей страны. Одновременно сто­лица была крупнейшим торгово-ремесленным центром. В Урге осуществля­лась основная часть внешнего товарообо­рота Монголии. А в китайских и русских мастерских изготовлялось все жизненно необходимое жителям города.

По северному берегу Толы селение узкой полосой протягивалось на 5—6 км и складывалось как бы из трех частей: западной — монастырский комплекс Гандан, у стен которого расселялась много­тысячная когорта лам; центральной — где вокруг монастыря Зун-хурээ образо­вался торговый центр — ядро будущего города; восточной — поселок Маймачен, основанный китайцами вслед за возник­новением Урги и населенный торговцами и ремесленниками. Ургу называли «вой­лочным» городом. Заселенные участки представляли собой скопления дворов, обнесенных высоким деревянным часто­колом; группы дворов составляли квар­талы, отделяемые друг от друга коридо­рами-улочками; в каждом дворе разме­щались 5—6 юрт и обычно китайского типа дом.

Бытовые условия столицы мало отли­чались от бытовых условий стойбища в степи; воду брали из Толы, топливо нахо­дили в соседних лесных падях, в юрте горел костер, светильником служила плошка с бараньим салом. Город был сильно загрязнен.

В 1924 г. Ургу переименовали в Улан-Батор   («красный   богатырь»). Облик столицы менялся постепенно. В 1930-х го­дах на южной, за протокой Толы, окра­ине, ранее не населенной, были постро­ены промкомбинат и ТЭЦ-1. В 1950-х годах сюда с западной стороны подошла желез­ная дорога, возникли пристанционный; поселок, затем ТЭЦ-2. Обе части города были связаны большим современным мо­стом. И когда близ промкомбината появилось еще несколько предприятий, эта окраина получила заслуженное наименование «Рабочий район».

В конце 1940-х годов началась интенсив­ная застройка северного берега реки, все четче вырисовывался центр столицы с крупными сооружениями вокруг обширной площади имени Сухэ-Батора (Дом правительства, Мавзолей Сухэ-Батора — Чойбалсана, Государственный театр оперы и балета, Музеи, гостиницы, кинотеатры).

Строить столицу монголам помогали специалисты из стран социалистического содружества. Многие здания украше­ны национальным орнаментом и скуль­птурными сооружениями, оригинально оформлены входы и интерьеры обще­ственных зданий.

Строительство промышленных пред­приятий велось на южной, западной и восточней окраинах города. В 1940-х годах на западе, в 16 км от центра, был построен мясокомбинат, там же позднее сооружен мощный мелькомбинат. Затем несколько крупных предприятий появи­лось на востоке, в 4—5 км от центра. Образовавшиеся промежутки городской территории заполняются главным об­разом жилыми и общественными здания­ми. И теперь столица протянулась вдоль р. Толы более чем на 20 км, прочерчен­ная из конца в конец широкой магистра­лью — проспектом Мира. Ведется работа по созданию до двух десятков микрорай­онов — каждый с собственным центром торгово-бытового и культурного обслу­живания, в частности школой и детским садом. Ряд микрорайонов уже застроен. Застройка разноэтажная, в большинстве дома 3—5-этажные, но встречаются зда­ния и в 13 и даже в 15—16 этажей. Зда­ния кирпичные, блочные, крупнопанель­ные.

В столице проживает более 1 млн. человек, и рост населения продолжается. Здесь три ТЭЦ, заложена еще одна крупная теплоцентраль. Вода для снабже­ния города подается на фильтрационные станции по каналу из верхней части Толы. В окрестностях столицы организованы молочные фермы и птицеферма. На западной окраине города создан теплич­ный комбинат, на восточной — разбит обширный ботанический сад, где представлена флора ряда географи­ческих зон мира. Городской обществен­ный транспорт — автобусы, такси, троллейбус.

Столица сосредоточивает у себя боль­шую часть интеллигенции страны, веду­щие организации и учреждения науки, просвещения, культуры. Здесь Академия наук, почти все вузы, большинство техни­кумов, самые популярные театры и музеи, крупные библиотеки. Действуют союзы писателей, композиторов, художников, Ассоциация работников искусств.

Научное и культурное значение сто­лицы постоянно возрастает. Работает центр связи «Орбита», обеспечивающий прием телепередач на всей территории страны. В полиграфкомбинате создан цех офсетной печати, поставивший книг издательское дело Монголии на современный уровень. Воздвигаются разнообразные по архитектуре здания — Центры детского творчества, спортивные сооружения спорта, культурно-выставочные павильоны. Разнообразны исторические памятники Улан-Батора. В Музее изобразительного искусства экспонируются предметы мате­риальной культуры из древней столицы чингисидов Хархорина (Каракорума), творения выдающегося скульптора и художника ХVII—XVIII вв. Дзанабадзара и произведения других монгольских художников прошлого и настоящего. Очень богатая коллекция холодного оружия собрана в Государственном Централь­ном музее. Изделия мастеров XVII— XIX вв. из стран Центральной Азии хра­нятся в храмах-музеях дворцового ансамбля последнего гэгэна. Чойжин-Ламын сум — изумительнейшей красоты храм-музей, где все оставлено в том виде, как было в некогда действовавшем «хра­ме милосердия». В Государственном Центральном музее собрана обширная коллекция скелетов ископаемых живот­ных, извлеченная из недр «кладбища динозавров» в пустыне Гоби.

Горный заповедник Богдо-Ула — жем­чужина Монголии. Рядом с большим шумным городом — край кедрово-лиственничной тайги, гранитных скал и тишины, места свободного обитания зве­рей и птиц. В подножной части горы, в глубоких и зеленых падях, — санатории, дома отдыха, детские лагеря, а ближе к р. Толе — и места горожан-дачников, юрты которых с наступлением тепла занимают ее зеленые берега.

Улан-Батор имеет центры-спутники. Налайха, лежащий в 40 км восточнее сто­лицы, — старинный шахтерский городок; здесь же работает небольшой стекольный завод. Сонгино отделено всего несколь­кими километрами от западной окраины столицы; биокомбинат в Сонгино служит главным цехом здоровья скота всей стра­ны. Третьим спутником столицы можно считать Баганур — крупный угольный центр, недавно появившийся сравнитель­но недалеко от ее восточных границ.

Другие значительные города Централь­ного района — Дархан, Сухэ-Батор, Эр­дэнэт — были сформированы совсем недавно. Стро­ительство Дархана в долине р. Хара-Гол на трансмонгольской железной дороге началось в 1961г. и ве­лось при активной помощи ряда социали­стических стран. Своим основанием город обязан шарынгольским углям, залега­ющим в полусотне километров на юго-востоке (сейчас здесь рабочий поселок Шарын-Гол). Дархан сразу планировался как крупный промышленный центр с населением 60 тыс. человек. Сейчас население Дархана составляет около 74 тыс. человек (2007г.). В городе действуют мощная ТЭЦ, комбинат строй­материалов, заводы цементный и сили­катного кирпича, овчинно-шубная фабрика, мясокомбинат, комбикормовый завод, крупнейший в стране элеватор, образующие вместе с Шарын-Голом вто­рой по значению после Улан-Батора про­мышленный узел страны. В Дархане пря­мые широкие улицы, 4—5-этажные дома, предприятия, расположенные в стороне от жилых кварталов. Созданы техникумы (политехнический и водного хозяйства), училища (профессионально-техническое и медицинское), музыкально-драматиче­ский театр, Дом культуры.

Сухэ-Батор лежит у северной границы Монголии на берегу р. Орхон при впаде­нии ее в Селенгу. Раньше это был неболь­шой поселок с пристанью (назывался Цаган-Эрэг, что значит «белый берег»). Промышленные предприятия появились в середине 50-х годов. Близость к крупным лесным массивам и удобная транспорти­ровка леса по Селенге и ее притокам определили основную специализацию промышленности города. Здесь осуще­ствляется самая разнообразная перера­ботка древесины: во все концы страны идут стандартные дома, пиломатериалы, мебель, фанера, картон, бумага, спички и ряд предметов домашнего обихода. Действует крупный мелькомбинат. Сухэ-Батор связан высоковольтной линией с другими главными городами района и первым принимает ЛЭП, протягивающу­юся из России. Город быстро растет и благоустраивается.

Эрдэнэт основан около крупного ме­сторождения медно-молибденовых руд, расположенного в 180 км юго-западнее Дархана. Здесь построен комбинат, кото­рый входит в десятку крупнейших медно-молибдено­вых комбинатов мира. Здесь строятся также предприятия легкой промышленности (построена вторая в стране ковровая фабрика). Воду для снабжения города качают из Селенги и гонят в трубах по наклонной вверх на расстояние свыше 60 км. С Дарханом Эрдэнэт связывают железная и шоссейная дороги и высоко­вольтная линия. Как и в Дархане, население в Эрдэнэте бурно растет в основном за счет приезжих и уже теперь насчиты­вает несколько десятков тысяч человек (83 тыс. – 2006г.).

В Центральном районе кроме этих сравнительно крупных имеется до полу­тора десятков небольших городов с мест­ной и кооперативной промышленностью. В некоторых городах представлено по одному промышленному предприятию республиканского подчинения: в Булгане, Мурэне и Хархорине — мельницы, в Хатгале — шерстомойная фабрика, в Дзунхаре — спиртовой завод. Неболь­шие города, развиваясь, становятся цент­рами просвещения и культуры. Напри­мер, в Баян-Чандмане — профтехцентр, готовящий специалистов для сельского хозяйства, в Арвай-Хэрэ — учебный ком­бинат по подготовке квалифицирован­ных рабочих для промышленности, в Цэцэрлэге — старейшее в стране пед­училище, в Алтан-Булаке — сельскохо­зяйственный техникум и исторический музей республиканского значения.

Центральный район интересен рядом исторических памятников и природных феноменов. Примерно в 400 км западнее Улан-Батора, на левом берегу Орхона близ Хара-Хорина ведутся раскопки Каракорума — столицы монгольской империи времен чингисидов (ХIII—XV вв.). По соседству — Эрдэни-Дзу — первый в Северной Монголии и один крупнейших буддийских монастыре (XVI в.), ныне ставший известным музеем. Примерно в 120 км на юго-западе от Хархорина, в верхнем течении Орхона, — могучий водопад; река обрушивается с высоты 24 м и затем долго течет в глубоком базальтовом каньоне. Приблизительно в 200 км от Хархорина северо-запад, на берегах Чулутын-Гола на протяжении десятков километров можно любоваться чудесными наскальными рисунками эпох неолита и бронзу (8—4 тыс. лет назад). В пустыне Гоби недалеко от отрогов Гобийского Алтая находятся редчайшие на земном шар кладбища ископаемых периодов юры и мела (120—70 млн. лет назад); останки некоторых видов ящеров экспонируются в Государственном Центральном музее в Улан-Баторе.

Восточный район охватывает три аймака — Восточный, Хэнтэйский и Сухэ-Баторский. Район занимает 1/4 территории страны, в нем проживает 1/10 населения Монголии. Природно-хозяйственные условия довольно однообразны. Господствует богатая пастбищами степь. Рек немного. Главная — Керулен пересекает с запада на восток почти всю Восточную равнину. Неполивное земледелие возможно на окраинах: на северо-западе, в предгорьях Хэнтэя, и на крайнем востоке в предгорьях Большого Хингана. Выявлены разнообразные полезные ископаемые. Интенсивно разрабатываются месторождения вольфрама, плавикового шпата, бурого угля. Район аграрно-индустриальный. Города — Чойбалсан и Ундэрхан.

Чойбалсан связан со столицей дорогой  протяженностью 600 км. Чойбалсану (прежде Баян-Тумэн) дваж­ды приходилось выполнять функции боевого приграничного городка: в период битвы на Халхин-Голе (1939 г.) и особенно в конце второй мировой войны (здесь формировалась     советско-монгольская армия для  наступления через высоты Большого Хингана в Маньчжурию). В эти   периоды   железная  дорога Баян-Тумэн — Соловьевск (Россия),  построенная в 1939 г., была важна в стратегическом отношении. В 1967 г. было открыто прямое железнодорожное сообщение Чойбалсана с Москвой. Началось строительство промышленных предприятий, которые вместе с угольными копями Адун-Чулун образуют первый в Восточном районе промышленный узел. Чойбалсан быстро становится крупным центром по перера­ботке сельскохозяйственного сырья; в нем действуют мельница, шерстомойная фабрика, мясокомбинат, комбикормовый завод. На развитие промышленности этого центра выделяются большие сред­ства: будет увеличена добыча угля, рас­ширена ТЭЦ, построены новые предприя­тия легкой и пищевой промышленности.

Ундэрхан расположился в северо-за­падной богарно-земледельческой части района на р. Керулен, его ведущее про­мышленное производство — мукомолье.

На просторах восточных равнин в местах разработки месторождений полез­ных ископаемых рассредоточено до полу­тора десятков поселков. Некоторые по­селки после недавней модернизации мест­ных горнодобывающих предприятий за­метно выросли, в частности Бэрх (добыча флюорита) и Бурэнцогт (добыча вольф­рама). Интенсивно развивается восточ­ная окраина района — долина р. Халхин-Гол, где организуются крупные животноводческо-земледельческие хозяйства, строятся поселки. Здесь много памятни­ков халхингольских событий 1939 г., в том числе мемориал по случаю 30-летия разгрома японских самураев.

На Западный район приходится при­мерно 1/5 территории страны и 1/4 ее населения. Характерна удаленность цен­тров района от столицы — 1— 1,5 тыс. км. Железные дороги отсутству­ют. Связь с другими районами страны осуществляется по грунтовым дорогам, с Россией — по Чуйскому авто­тракту на западе и по оз. Хубсугул в сто­рону Иркутска на востоке. Природно-хозяйственные условия восточной и запад­ной частей района различны, почему они и определены как подрайоны. В западном подрайоне (аймаки Баян-Улэгэйский, Кобдоский и Убсунурский), в Котло­вине Больших озер имеются благопри­ятные условия для животноводства и орошаемого земледелия. Восточный под­район (аймаки Дзабханский и Гоби-Алтайский) — край гор и лесов, череду­ющихся с высокими, покрытыми пита­тельными травами речными долинами. Обилие кормов способствует процвета­нию животноводства, зато суровые кли­матические условия препятствуют широ­кому развитию земледелия.

В южной части Кобдоского аймака, создано первое в Монголии межкооператив­ное хозяйственное объединение, которое на орошаемых землях выращивает ис­кусственные корма для сотен тысяч го­лов скота. Сдана в эксплуатацию радио­релейная линия — Улан-Батор — Улэ-гэй (1900 км), и теперь жители западных аймаков смотрят телепередачи.

В районе имеется 6 городов: Кобдо (Ховд), Улангом, Улэгэй (Ульгий), в за­падном подрайоне Улясутай (Улиастай), Тосонцэнгэл, Алтай — в восточном.

Кобдо в Котловине Больших озер и Улясутай в восточном подрайоне — са­мые древние после Урги города Монго­лии. В прошлом это были крепости маньчжуро-китайских войск, одновре­менно являвшиеся торгово-ремесленными центрами. Современные Кобдо и Уля­сутай известны авторемонтными базами.

Улангом и Улэгэй определились как города несколько десятков лет назад. Улангом, лежащий на севере Котловины Больших озер у оз. Убсу-Нур — центр обработки сельскохозяйственного сырья (имеются мельница и мясокомбинат). В Улэгэе, административном центре ка­захского аймака, работает крупная шер­стомойная фабрика, имеется ТЭЦ. То­пливо в эти города поступает из местных угольных шахт.

В начале 1970-х на севере богатого лесом восточного подрайона вступил в строй крупный деревообрабатывающий комбинат и вырос город Тосонцэнгэл. На юге подрайона в аймачном центре Ал­тай развита местная промышленность.

В названных городах создается, растет и совершенствуется промышленность. Меняется архитектурный и культурный облик самих селений. «Войлочные квар­талы» с юртами и деревянными домами, подобные тем, какие были в старой Урге, заменяются кварталами современной по­стройки. Возникают учебные, научные и культурные учреждения.


2015 www.global-echo.ru