Азия

Монголия

       Содержание:

Экономика Монголии

В середине 1930-х годов была заложена база крупной современной промышлен­ности Монголии. С 1940 г. народное хозяйство республики строилось на основе годовых планов, а с 1948 г. — пятилетних (8-я пятилетка — 1986 — 1990 гг.). Конец  1940-х годов ознамено­вался началом кооперирования 200 тыс. индивидуальных кочевых хозяйств, кото­рое несколько лет спустя успешно за­вершилось. В середине 1950-х годов север и юг были соединены первой трансмонгольской железной дорогой, создава­лись и развивались другие виды совре­менного транспорта — автомобильный и воздушный. В конце 1950-х годов началось освоение нескольких сот тысяч гектаров целинных земель, и земледелие становится второй крупной отраслью сельского хозяйства. Страна полностью обеспечива­ет себя хлебом. С 1962 г. Монголия — была членом Совета Экономической Взаимопо­мощи. В Комплексной программе социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ Монголии уделялось особое внимание. Советский Союз, Польша, Чехословакия, Венгрия, ГДР, Болгария участвовали в создании круп­ного промышленного комплекса в Дархане. На востоке страны строится третий по значению промышленный центр — Чойбалсан. Недалеко от Улан-Батора за­ложен и развивается самый мощный топливный центр республики — Баганур. Успешно функционировал Монголсовцветмет — совместное с Советским Сою­зом объединение по разведке, добыче и обогащению минеральных ресурсов стра­ны. Был введен в строй гигантский медно-молибденовый комбинат «Эрдэнэт». Прохо­дивший в середине 1960-х годов новый поход на целину позволил увеличить паш­ню еще на несколько сот тысяч гектаров и обеспечить сырьем недавно возникшую и быстро растущую комбикормовую про­мышленность. Созданы предпосылки развития животноводства на индустри­альной основе. Животноводческо-кочевая, аграрно-индустриальная, а в близкой перспективе индустриально-аграрная страна — таковы были главные вехи становле­ния хозяйства Монголии.

Сельское хозяйство

 Природные усло­вия Монголии благоприятствуют разви­тию многих отраслей экономики. Однако в прошлом эффективной была лишь одна отрасль — круглогодичное пастбищное животноводство, которому соответство­вал и кочевой образ жизни коренного населения. Монголы, как правило, не занимались земледелием, не знали они и ремесла, отделенного от домашнего про­изводства. Поэтому домашний скот в течение многих веков оставался практи­чески единственным источником их суще­ствования и являлся основой натураль­ного хозяйства Монголии. Чтобы жить более или менее сносно, семья из 4—5 человек должна была владеть не едини­цами и даже не десятками, а сотнями голов разного скота. Важным было и то обстоятельство, что владение относитель­но большим стадом служило гарантией его восстановления в случае массового падежа.

В дореволюционной Монголии поголо­вье скота исчислялось в 10—12 млн. голов. Значительная часть стада страны принадлежала кучке церковных и свет­ских феодалов.

После ликвидации феодалов как клас­са хозяевами скота стали араты. Государ­ство всеми мерами помогало мелкому собственнику в увеличении его стада. К началу второй мировой войны поголовье скота в Монголии превышало дореволю­ционное поголовье более чем в 2 раза. За­тем — война, длинная череда трудных лет. Проявилась отрицательная сторона част­нособственнической деревни, ее расслое­ние на хозяйства многоскотные, мало­скотные и вовсе бесскотные (последних к началу кооперирования насчитывалось несколько тысяч юрт). Еще в период поо­щрения частной инициативы создавались простейшие формы кооператива — арат­ские производственные объединения (АПО). С середины 1950-х годов шел уско­ренный рост сельскохозяйственных объе­динений (СХО). Кооперирование аратских хозяйств в основном было заверше­но к концу 1950-х годов. Наряду с СХО создавались государственные хозяйства (госхозы).

Сельское хозяйство еще сохраняет ве­дущее место в экономике Монголии и имеет животноводческо-земледельческое направление. В животноводстве трудится около половины населения страны, заня­того в сфере материального производ­ства. Его продукция и теперь составляет большую часть всех экспортных отправ­лений республики.

Монголы разводят овец, коз, круп­ный рогатый скот, лошадей, двугорбых верблюдов. Обычно большую часть стада занимают овцы. Созданная народ­ной практикой в течение веков монгольская жирнохвостая овца достаточно продуктивна, и вместе с тем она одна из са­мых неприхотливых среди существующих пород овец. Эта овца распространена повсеместно, правда в несколько мень­шей степени на юге и востоке страны. Приблизительно 1/5 стада составляют ко­зы — животные малопродуктивные, но обладающие способностью довольство­ваться травами, плохо или вовсе не по­дъедаемыми другими видами скота. Поэтому в местах, отличающихся особой ску­достью кормов (Гоби), козы в стаде мел­кого рогатого скота иногда занимают главенствующее место.

Крупный рогатый скот красномонгольской породы (примерно 1/10стада) низ­корослый, низкоудойный, но неприхотливый. Поэтому получаемые от него мясо и жирное молоко обходятся дешево. Круп­ный рогатый скот распространен преиму­щественно в горно-степной и степной зонах. В высоких горах разводят сарлы­ков (яков) и их более продуктивные помеси с красномонгольской породой — ортомов и хайнаков.

Доля лошадей в общем стаде приблизи­тельно равна доле крупного рогатого скота. Лошадь в монгольской степи — незаменимый спутник скотовода-пасту­ха; кобылье молоко служит для приготов­ления национального напитка — кумыса; конское мясо идет в пищу. Содержа­ние лошадей на дальних выпасах не тре­бует почти никаких затрат.

Из домашних животных Монголии на­иболее локализованы двугорбые верблюды; местом их разведения служит главным образом зона полупустынь. Здесь они обеспечивают население мясом, молоком, шерстью и используются в транспортных целях.

Сельское хозяйство до 1992 года развивалось по со­циалистическому пути. Сельскохозяйственных объединений (СХО) в стране было более 250, госхозов — свыше 60. Группами СХО стали создаваться межхозяйственные объединения (их насчитывалось около 30) для проведения совместных, крупных по масштабу сельскохозяйственных работ. Кооперативы и госхозы отличались друг от друга формой собственности, направ­лением деятельности. СХО заняты в ос­новном животноводством,  госхозы — земледелием.  Имеющиеся животноводческие госхозы призваны вести экспериментальные работы и передавать опыт другим хозяйствам. В СХО сосредоточено 3/4 общественного поголовья скота, а с личным скотом членов СХО — 9/10. Средняя площадь одного СХО — свыше 4 тыс. кв. км. Каждый кооператив или госхоз целиком размещается в границах низшей админи­стративной единицы Монголии — сомона, а председатель СХО или директор гос­хоза является одновременно и председате­лем сомона. Сельскохозяйственные угодья представлены главным образом па­стбищами разносезонного пользования, которыми занято около 4/5 территории страны. Годовой запас поедаемой массы кормов оценивается в несколько десятков миллионов тонн. При достаточно полном использовании всей этой массы трав можно прокормить скота больше, чем кормится в настоящее время. Ввиду свое­образия монгольских зим (почти полное бесснежье) травы можно использовать на корню и в самое холодное время года. Пастбищный фонд характеризуется раз­нообразием кормов по зонам, поясам и в известной мере внутри одного природ­ного района. Поэтому их использование наиболее рационально, если стадо состоит из нескольких видов скота.

Пастбища в сомоне предназначаются для выпаса скота своего СХО или госхоза (ведь стадо одного хозяйства составляет 70, 100 и более тысяч голов), однако, если где-то случается дзуд (бескормица), скот может перегоняться на временный выпас из одних сомонов в другие.

Выпас столь огромного стада осуще­ствляется следующим образом. Крупный рогатый скот разбивается на отдельные гурты взрослых особей и молодняка, а мелкий рогатый скот — на отары. Несколько чабанов, отвечающих за гурт или отару, уходят со скотом в кочевку; обычно это две-три семьи, живущие каж­дая в своей юрте. Так формируется первичная производственная единица, по-монгольски «сурь». Сурей в одном хозяй­стве десятки, а в стране — тысячи.

Сури кочуют по территории сомона в силу особенностей кочевого хозяйства разрозненно и на большом удалении друг от друга. Объединение сурей в бригады облегчает управление кочевками из цен­тра, открывает новые возможности для повышения производительности труда в животноводческом хозяйстве. Теперь в ряде СХО можно встретить специализи­рованные бригады, которые занимаются выпасом какой-либо одной группы до­машних животных: мелкого рогатого или крупного рогатого скота, лошадей или только молодняка того или иного вида животных. В степи создаются постоян­ные небольшие центры для обслуживания бригад. Организация выпаса скота в гос­хозах такая же, как в СХО, только чабаны не кооператоры, а рабочие.

Различия между современными коопе­рированными кочевыми хозяйствами и единолично-аратскими, уже исчезнувши­ми, очень велики. Хотя и теперь в кочевку уходит значительная часть сельского на­селения Монголии, но работа по ведению животноводческого хозяйства намного усложнилась и отличается разнообразием. Раньше монголы-кочевники не заго­тавливали кормов, а теперь стало тради­цией заготавливать страховые корма на естественных сенокосах и в полеводстве. Раньше зимой отары овец и коз кочевали под открытым небом, прячась от ветра за низким, сложенным из навоза или кам­ня забором, а народившийся молодняк (окот — кампания зимняя) находился в юрте с людьми. Крупный рогатый скот кормился в некотором отдалении от юрты почти без присмотра; в сумерках его соби­рали, подгоняли к стоянке, и он ночевал без всякого укрытия.

Сейчас в степи сооружается все больше крытых загонов, строятся глубокие ко­лодцы сложных систем; летом прямо в поле организуются фермы молочных ко­ров, кобылиц, верблюдиц; проводятся электрострижка овец, обеззараживающее купание в земляных ваннах мелкого рога­того скота, искусственное осеменение, чего старое кочевое хозяйство не знало.

Развитие ветеринарии в Монголии позволило резко уменьшить или ликвидировать такие в прошлом рас­пространенные заболевания скота, как бруцеллез, сап, туберкулез. Очевидны ре­зультаты научной селекции домашних животных. Так, селекционная работа с овцами, проводимая в госхозе «Орхон» в 1960-х годах, привела к возникновению новой, более продуктивной орхонской по­роды овец. Орхонская овца используется для улучшения жирнохвостой породы, и стадо метисных овец (метисная сохраняет приспособленность аборигена, а шерсти дает больше и лучшего качества) увеличивается повсеместно. Хорошую удой­ность показывают коровы, полученные от скрещивания ряда зарубежных пород с красномонгольской; этим скотом ком­плектуют молочные фермы, расположен­ные вблизи городов.

Во многих СХО Гоби созданы отары каракульских овец и пуховых коз из пород, выведенных Гобийской опытной сельскохозяйственной станцией и дока­завших рентабельность их разведения в этой самой бескормной части страны.

Монгольскому животноводству замет­ную помощь оказывают промышлен­ность и земледелие. Разнообразные биопрепараты выпускает биокомбинат в Улан-Баторе. Все больше в разных угол­ках страны появляется заводов, занимающихся производством комбинирован­ных кормов, сырьем для которых служат продукты земледелия.

Земледелие на территории Монголии известно давно, но занималось им на западе страны преимущественно неболь­шое число монгольских семей, которых называли тарячинами (хлебопашцами). В целом монголы относились к земледелию с предубеждением. С образованием МНР государство стало поощрять тарячинское земледелие, затем были созданы земле­дельческие госхозы на крайнем западе, близ Кобдо, и в долине р. Хары, севернее Улан-Батора. Тогда вся пашня в стране не превышала 25 тыс. га.

Земледелие стало шириться и крепнуть в годы второй мировой войны. Опреде­лился тип земледельческого хозяйства — госхоз, и установилась структура посе­вов — зерновые на богаре. Еще через несколько лет в стране распахиваются уже сотни тысяч гектаров целины; хозяй­ства обеспечиваются техникой, удобрени­ями, строится сеть мощных мельниц и мелькомбинатов. К началу 1970-х годов в Монголии сформировалась новая отрасль сельского хозяйства — растениеводство.

Земледелие Монголии преимуществен­но неполивное и распространено в обеспеченных атмосферными осадками районах. Это степные Хангай, Хэнтэй и район развивающегося земледелия на востоке — в долине р. Халхин-Гол. На крайнем западе, в полупустынных усло­виях Котловины Больших озер (там паш­ни немного), посевы приходится поливать. В богарных зонах поливают огоро­ды, местами кормовые культуры и сады.

Земледелие имеет в основном зерновое направление. Земледельческие госхозы выращивают преимущественно пшеницу, а СХО, занимающиеся земледелием, — фуражное зерно (ячмень, овес, просо). Под зерновыми в стране занята большая часть площади пашни, которая ныне достигла 1 млн. га.

Труд земледельцев высокомеханизирован. Каждое зерноводческое отделение госхоза, обычно базирующееся на неболь­шой поселок, имеет свой парк машин. Од­нако климатические условия определяют крайне сжатые сроки уборки зерновых и необходимость привлечения массы рабо­чих со стороны. Ученые Монголии зани­маются выведением растений, более при­годных для местных условий. Выведен и распространен быстро созревающий сорт пшеницы «орхон», передаются на государственное испытание новые сорта ячменя, овса, проса, кукурузы.

Новым направлением в земледелии становится плодоводство. В 1950-х под руководством ученого-садовода Шагдара был выращен яблоневый сад в долине Орхона (ныне Шаморская плодовоопытная станция). Сейчас под садами в республике занято несколько сот гек­таров.

Целенаправленная, проводимая по всей стране работа по повышению продуктив­ности разных видов скота, по увеличению посевной площади и совершенствованию сельскохозяйственных культур дает види­мые результаты. Увеличивается произ­водство мяса, молока, шерсти, зерна, картофельно-овощных культур и других продуктов сельского хозяйства.

Большое (около 23— 24 млн. голов) и разнообразное по ви­дам стадо Монголии продолжает оста­ваться одной из основ ее экономики. При­мерно треть стада ежегодно расходуется на хозяйственные нужды. Этот расход покрывается за счет нарождающегося и сохраняемого молодняка: годовое возоб­новление стада за счет выращенного молодняка обычно превышает 8 млн. го­лов. Немалое поголовье продолжает по­ступать на экспорт.

Главная и массовая продукция, кото­рую дает сельское хозяйство Монголии (помимо скота, экспортируемого в живом виде), — шерсть, мясо, молоко, зерно. Этих видов продукции заготавливают ежегодно по всей стране десятки и сотни тысяч тонн.

Размеры сельскохозяйственной продук­ции, заготавливаемой государством, мож­но более наглядно и ощутимо представить, если отнести ее на душу населения. Так, на душу населения Монголии в год приходится: шерсти всякой — до 18 кг, мяса (в убойном весе) — до 160 и зерна — более 200 кг.

Как видим, мясо-молочная продукция и в особенности шерсть находятся в стране в избытке (здесь еще не учтена продукция животноводства от поголовья, находяще­гося в личной собственности жителей села) и потому служат крупными ста­тьями монгольского экспорта. Значитель­ное и всевозрастающее производство зерна решило проблему обеспечения страны хлебом; теперь уже стоит задача создать надежную зерновую базу для многих заводов и цехов по производству искусственных кормов. Что касается картофельно-овощных продуктов, яиц, фруктов, то их пока производится недо­статочно и для собственного потребления. Государство ведет заготовку и промыш­ленную переработку шкур расходуемого скота в количестве пять и более миллио­нов штук в год.

К распространенным занятиям сель­ского населения относится пушной про­мысел. В интересах биологической сохранности видов диких животных закон регулирует отстрел пушного зверя, всле­дствие чего добыча его неодинакова по годам. Пушнина почти целиком экспор­тируется и за рубежом пользуется боль­шим спросом, в особенности сурок, шкурки которого (в год заготовляется до 1 млн. штук) легко имитировать под цен­ные меха.

Промышленность

Сельскохозяйствен­ное сырье — главная база промышлен­ного развития республики; важное место занимают лесные ресурсы и в последние годы  все больше и больше полезные ископаемые.

Первые промышленные предприятия республики были созданы в рамках организованной кустарно-промысловой кооперации. Повсеместно образовывались артели, в которых араты осваивали производство изделий массового спроса. Первые крупные промышленные предприятия — промкомбинат в Улан-Баторе и шерстомойка в Хатгале были созданы на 13—14-й год после революции 1921г.. Молодая государственная промышленность стала обрабатывать кожи, выпускать сапоги и гутулы (монгольская обувь), овчинные шубы, войлок, шорно-седельные изделия, шерсть горячей мойки, сукно.

С годами беспрерывно увеличивается количество монгольских тружеников в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи. Сейчас эти отрасли на­родного хозяйства дают республике бо­лее 1/3 ее национального дохода.

В стране развиты такие отрасли про­мышленности, как электроэнергетиче­ская, топливная, горнорудная, строитель­ных материалов, металлообрабатыва­ющая, химическая, лесная и деревообра­батывающая, легкая и пищевкусовая; две последние отрасли включают ряд под­отраслей — текстильную, швейную, мяс­ную, молочную и т. д. В настоящее время несколько больше половины общей сто­имости промышленной продукции прихо­дится на легкую и пищевкусовую отрасли, 1/4 — на деревообрабатывающую и электроэнергетическую. В Монголии пока не представлены такие отрасли, как ме­таллургия и машиностроение, обычные в индустриальных странах.

Но структура промышленности Мон­голии постепенно изменяется: доля лег­кой и пищевкусовой сокращается, доля - же большинства других отраслей возрас­тает. Этот процесс закономерен. Стра­на индустриализируется, развертывается строительство крупных предприятий, уве­личивается производство электроэнергии. Вследствие этого возрастает потребность в строительных материалах, древесине, рудном сырье; появляется необходимость налаживать ремонтное дело, производить оборудование и детали к машинам, стро­ить электростанции, увеличивать добы­чу угля.

Промышленность делится по формам собственности на государственную и ко­оперативную (промысловые артели), а го­сударственная разделяется еще по фор­мам подчинения — на республиканскую и местную.

Много внимания уделяется созданию государственной промышленности респу­бликанского подчинения. Только ввод в эксплуатацию крупных предприятий и пе­риодическая их модернизация могут за­вершить индустриали­зацию страны. На этом пути встречаются трудности (потребность в больших капи­таловложениях, квалифицированных ка­драх), но они преодолеваются с помощью стран СНГ. Предприятия строятся круп­ные, совершенные по технологии, с доста­точно большим количеством рабочих.

Государственная промышленность ме­стного подчинения представлена в основном пищевыми комбинатами, находящимися в аймачных центрах; это сепара­торные пункты, маслозаводы, хлебопека­рни, кондитерские, мыловаренные про­изводства, рыбные промыслы, местные скотобойни и пр. Созданием таких комби­натов на базе местного сырья в начале 1940-х годов решалась проблема размеще­ния пищевой промышленности по терри­тории республики; доля ее в валовой про­дукции всей государственной промыш­ленности снижается, но остается еще за­метной.

Промысловые артели в свое время сыграли большую роль в формировании государственных предприятий и подго­товке кадров. Разнооб­разнейшие изделия (из дерева и железа, швейные, кожевенные, фаянсовые и пр.), изготовляемые артелями преиму­щественно из местного сырья, дают то, что еще не производят или производят недостаточно государственные пред­приятия.

В Монголии при недостаточно разви­том транспорте очень важно, чтобы ис­точники топлива находились поблизости от строящихся и быстро развивающихся промышленных центров. Ввиду этого по­иски источников топлива с помощью спе­циалистов из стран СНГ ведутся весьма интенсивно. Разведано большое число месторожде­ний угля, из которых полтора-два десятка осваиваются, в том числе несколько зна­чительных.

Месторождение Налайха находится вблизи Улан-Батора. Промышленные за­пасы — 50 млн. т, годовая добыча — бо­лее 1 млн. т. Угли бурые, среднекалорийные, высокозольные добывают шахтным способом с глубины нескольких десятков метров. В Улан-Батор уголь доставляется по железнодорожной ветке.

Шарын-Гол — месторождение, распо­ложенное севернее Улан-Батора, по со­седству с городом Дарханом, — эксплуатируется с середины 1960-х годов. Угли переходные, по запасам превышают налайхинские приблизительно в 2 раза и выше по качеству; разработка ведется открытым способом; отсюда на железно­дорожную магистраль (город Дархан) до­ставляется в год больше 1 млн. т угля.

Адун-Чулун — среднее по размеру ме­сторождение бурого угля поблизости от развивающегося на восточной окраине республики города Чойбалсана; добыва­ется до 200 тыс. т угля в год.

Баганур — месторождение бурого угля в 120 км восточнее столицы, запасы превы­шают 300 млн. т, разработка ведется открытым способом.

В стране добывается свыше 4 млн. т угля в год. По углю на душу населения Монголия не уступает ряду стран СНГ. Намечается увеличить добычу угля путем прироста мощностей угольных бассейнов Шарын-Гол и Баганур (в первом — до 2 млн. т и во втором — до 6 млн. т) уже в ближай­шее время.

Крупные электростанции, базирующи­еся на угле, вырабатывают свыше 1 млрд. кВт-ч в год. Самые мощные электростанции находятся в Улан-Баторе (три ТЭЦ образуют электрокомбинат общей мощностью свыше 100 тыс. кВт) и Дархане (около 100 тыс. кВт). В Улэгэе и Сухэ-Баторе мощность электростанций невелика В середине 1960-х годов в центральной части страны станции были закольцованы в единую энергосистему по линии Улан-Батор —Дархан — Cухэ-Батор; позднее протянули ЛЭП на отрезках Дархан — Эрдэнэт и Улан-Батор – новый угольный центр Баганур. К монгольскому кольцу ЛЭП подошла также с территории России (от Гусиноозерской ТЭЦ). Кроме названных станций страна широко пользуется для выработки электроэнергии дизельными установками, работающими на привозном жидком топливе.

В настоящее время сооружена ТЭЦ-4 в Улан-Баторе (самая мощная в pecпублике) и расширена ТЭЦ в Чойбалсане.

Из добываемых в стране в особо крупных масштабах рудных полезных ископаемых следует выделить флюорит, вольфрам, медь и молибден. Флюорит (плавиковый шпат) добывают во многих месторождениях. Самые крупные горнорудные узлы — Бэрхэинский на востоке, вблизи Хэнтэйского аймачного центра, и Хаара-Айрагский в Восточно-Гобийском аймаке. Ведется эксплуатация медно-молибденового месторождения Эрдэнтий-Обо на западе от Дархана. Здесь совместно Советским Союзом монголы построили самый большой в Азии комбинат по производству медно-молибденового концентрата. Мощное комбината составляет 16 млн. т перерабатываемой руды в год. В перспективе –освоение мощного месторождения фосфоритов в районе оз. Хубсугул. Заслуживают внимания залежи свинцово-цинковых руд в местечке Салхит на востоке.

Поиску, разработке и обогащению минеральных ресурсов в Монголии уделяется большое внимание. При участи геологов ряда стран СНГ работают совместные экспедиции. Ценное минеральное сырье может стать одним из крупных и постоянных источников получения иностранной валюты. Уже в ближайшее время только минеральное сырье составит до трети стоимости национального экспорта.

Многие годы промышленные предприятия республиканского значения строились почти исключительно в Улан-Баторе. Сейчас такие предприятия имеются во многих аймаках, преимущественно в се верной части республики. Создаются новые промышленные центры, формируются промышленные узлы. Но Улан-Батор теперь среди них самый крупный и значи­тельный: на него приходится до половины промышленного производства всей стра­ны.

Столица с пригородами Найлайха и Сонгино имеет многоотраслевую проммышленность, где представлены почти все отрасли, известные в стране. Ведущее место занимают легкая и пищевая, затем топливно-энергетическая, обеспечивающая работу других отраслей.

Процесс создания промышленности в этом центре имеет свои особенности. Десятилетия назад строились относитель­но небольшие и слабо связанные друг с другом производства

Полувековая практика промышленно­го строительства, обученные кадры, ши­рокие экономические связи способствовали формированию отраслей полного производственного цикла Камвольно-суконная и ковровая фабрики перераба­тывают шерсть, выпускаемую в основ­ном столичной шерстомойной фабрикой. Заводы крупных и мелких кож (кожевен­ный, шевретовый, шевровый) вырабаты­вают разнообразный кожевенный мате­риал, который в большой мере потребля­ется столичными же обувными, швейны­ми и галантерейными предприятиями. Только в столице находятся такие уни­кальные для Монголии производства, как фар­мацевтическая фабрика, биокомбинат, полиграфкомбинат. В начале 1982 г. на­чал выпуск продукции крупный мылова­ренный завод.

Городов с предприятиями республикан­ского значения в стране насчитывается свыше двух десятков. Наиболее значительные находятся в северной и цен­тральной частях республики (Дархан, Эрдэнэт, Сухэ-Батор, растущий Баганур), крупный промышленный центр сформи­ровался на востоке (Чойбалсан), и много небольших центров рассредоточено по всему обширному западу страны. Харак­теристика промышленности этих городов дана в разделе «Города и особенности Монголии».

Нынешняя Монголия производит не­сколько сот наименований промышленных продуктов и изделий. Подавляющее их большинство потребляется в самой стране, а часть (главным образом продукты и изделия животноводства и несколь­ко видов рудного сырья) предназначается на экспорт. Кроме названных выше отраслей тяже­лой индустрии выделяются производство стройматериалов и деревообрабатывающая.

Действуют два крупных цемент­ных завода, недавно построен третий — хугульский, по нескольку заводов домостроительных, деревообрабатывающих, же­лезобетонных изделий; имеются заводы силикатного кирпича, керамзитовый, керамических изделий и т. д. Все это в разных городах страны. Металлообрабатывающая  и химическая отрасли представлены: первая — тремя авторемонтными заводами и мно­гими мастерскими по ремонту сельскохо­зяйственных машин и механизмов, вто­рая — биокомбинатом и фармацевтиче­ской фабрикой.

Отрасли легкой промышленности — шерстомойная, шерстяная, кожевенная, обувная.

Вся заготавливаемая государством шерсть мелкого рогатого скота проходит фабричную мойку. Некоторое количе­ство мытой шерсти (в основном она экспортируется) используется отечествен­ными предприятиями, вырабатывающи­ми шерстяные ткани, ковры, войлок, валяную обувь и другие изделия.

Промышленность также полностью об­рабатывает миллионы заготавливаемых в стране крупных и мелких шкур домашних животных. Кожи (подошвенные, юфтовые, хромовые, шевро, шеврет и др.) поступают на экспорт и одновременно все в большем количестве используются в отечественной промышленности на производство обуви, пальто и других кожа­ных изделий. Налажен пошив дубленых шуб, пользующихся значительным спро­сом за рубежом.

Большое число изделий выпускает пищевкусовая промышленность: раз­нообразные мясные и молочные продук­ты, сливочное масло, муку, крупу, мака­роны, хлебобулочные и кондитерские изделия, спирт, пиво, минеральные воды и многое другое.

Легкая и пищевкусовая отрасли про­мышленности решают одну из главных государственных задач: больше произво­дить изделий и продуктов массового народного потребления, для чего полнее и разнообразнее использовать имеющееся в больших количествах сельскохозяйствен­ное сырье.

Построены ковровая фабрика в городе Эрдэнэте, прядильная трикотажная фабрики, завод по обработке кожевенного сырья, самая крупная фабрика кожаной обуви в Улан-Батор, цех по производству жаккардовых одеял в Чойбалсане, предприятия по выделке искусственных кож; на крайнем западе, Улангоме, сооружен четвертый в стране крупный мясокомбинат.

Транспорт

 После второй мировой войны в Монголии приступили к коренной реконструкции транспорта. До этого господствовал гужевой (верблюды волы) и конно-верховой транспорт. Из Советского Союза протянулась ширококолейная железная дорога Наушки — Улан-Батор (400 км). К концу 1940-х годов эта дорога стала незаменимой в связи с возросшими грузоперевозками. Тогда же государство полностью освободило аратов от несения уртонной службы (обязанности обслуживать пассажирский транспорт собственными лошадьми), взяв на себя их функции. В перевозках все увеличивалась роль автотранспорта. Строились мосты, улучшались грунтовые дороги, прокладывались дороги с твердым покрытием (например, Наушки — Улан-Батор), создавалась собственная авиа служба.

В 1956 г. открылось движение на железной дороге от Улан-Батора до границы с КНР; этот участок завершил трансмонгольскую железнодорожную магистраль (общая длина — 1156 км). От трансмагистрали стали ответвляться короткие железнодорожные линии: в Налайху (раньше была узкоколейная), и ШарынТол, в Эрдэнэт, в Баганур. Большое значение приобрела построенная еще до войны на востоке железнодорожная ветка Чойбалсан — Соловьевск (СССР) Длина всех железнодорожных линий около 1700 км. По грузообороту железнодорожный транспорт занимает первое место в стране, а по объему перевозимых грузов уступает автомобильному.

Автомобиль проник во все уголки республики, курсируя в основном по грунтовым дорогам, общая длина которых превышает 70 тыс. км.

Воздушная трасса Москва — Улан-Батор проложена более полувека назад Столичный аэропорт оборудован для обслуживания современных самолетов Столица имеет регулярную авиасвязь а всеми аймачными центрами, эпизодическую — с большим числом сомонных центров и центральных усадеб госхозов СХО. Авиация активно участвует в сельскохозяйственных работах.

Пароходное сообщение организовано на оз. Хубсугул и на нижнем отрезке Селенги.

Почтовая связь с ее меняющимися тех­ническими средствами была известна монголам во все времена. С телефоном они познакомились в первые годы революции. Радио появилось неза­долго до начала второй мировой войны, телевидение — в 1970х. В сегодняшней Монголии протяжен­ность телефонных линий до­стигает 20 тыс. км..

Внешние экономические связи

Внеш­няя торговля Монголии осуществляется в основном с Россией и Китаем. В экспорте страны ведущее место занимает сырье животного и растительного происхождения и сырье для производства продовольственных товаров. Монголия стала важным поставщиком мяса и мясопродуктов, животного масла, шерсти, кож, мехов и др. В ближайшей перспективе суще­ственно увеличится в экспорте доля минерального сырья, особенно концентрата цветных металлов, плавикового шпата и готовой промышленной продукции — мясных консервов, кожаных и овчинно-шубных изделий, шерстяных тканей, ков­ров. В импорте первое место принадлежит технике (машины, оборудование), мине­ральному сырью, металлам, топливу, про­дуктам химии и второе — продоволь­ственным и промышленным товарам на­родного потребления.

Внешние экономические связи не огра­ничиваются торговлей. Большое значе­ние имеет экономическая и техническая помощь стран СНГ в стро­ительстве различных экономических объ­ектов. С 1971—1980 гг. на территории Монголии возведено с их помощью (тогда еще СССР) около 500 различ­ных объектов. Некоторые очень крупные были введены в эксплуатацию совместно с Россией. В странах СНГ и Китае  постоянно обуча­ется различным специальностям несколько тысяч монгольских юношей и девушек.


2015 www.global-echo.ru