Израиль

Культура Израиля


Из-за короткого по историческим масштабам периода существования государ­ства Израиль и разнородности составляющих его еврейское население элементов, здесь еще не сложилась сколько-нибудь целостная национальная культура. Суще­ствует конгломерат нескольких культур­ных комплексов, характерных для различных этнолингвистических групп евре­ев, которые развивались в разных этно­культурных условиях. Можно говорить только о начале синтеза этих комплексов: культуры ашкеназов, выросшей из при­чудливого сочетания религиозной и куль­турной изолированности широких масс еврейского населения многих стран Ев­ропы и космополитичности его верхушеч­ных слоев, культурных ценностей сефардов и восточных евреев, а в какой-то степени и элементов исторического на­следия древнееврейского населения Пале­стины.

В материальной культуре доминиру­ющее положение занимают бытовые стандарты и ценностные ориентации, ти­пичные для капиталистического общества западного типа, которое буржуазные со­циологи именуют «обществом потребле­ния». В то же время в одежде, прическах, пище восточных евреев и той части осо­бенно религиозных и консервативно настроенных ашкеназов, которых в Изра­иле называют «ортодоксами», можно встретить черты традиционного своеобразия, восходящие к средневековью или к новому времени.

«Ортодоксы» выделяются длинными, темными сюртуками и темными шляпами строгого фасона. Особенно архаичен их праздничный мужской костюм — атлас­ный кафтан, короткие, до колен, штаны, белые чулки, черные туфли, отороченная мехом шапка. Очень заметны традицион­ные различия в пище разных групп евреев Израиля; вообще же в стране наиболее популярны блюда из рыбы или птицы и овощей.

Для семейного быта характерна уже отмеченная большая роль религии и кле­рикализма. Все вопросы, связанные с заключением брака и разводом, нахо­дятся в исключительном ведении раввин­ских судов. Другие вопросы гражданского и семейного права (наследование, усыновление, опека, алименты) могут по соглашению сторон решаться либо раввинскими, либо светскими судами. Клери­калы придерживаются крайне реакцион­ных взглядов на все аспекты брачно-семейных отношений; в частности, браки, не оформленные раввином, считаются незаконными, браки между евреями и неевреями не признаются и т. д.

Духовной культуре свойственны обыч­ные формы современного буржуазного общества, причем, как правило, они развиваются под сильным влиянием западно­европейской и американской культуры. Литература издается на иврите, но есть также периодические издания на идише и других языках. В музыке наблюдается стремление воскресить древнееврейские мелодии. В народном образовании, как и во многих других областях культуры, очень сильно влияние клерикализма, ак­тивно ведется пропаганда идей сионизма средствами массовой информации — га­зетами, журналами, радио, телевидением. Хотя по закону 1953 г. была запрещена непосредственная связь между школой и политическими партиями, для клерикаль­ных партий на практике было сделано исключение и санкционировано суще­ствование религиозных школ, находя­щихся под контролем этих партий. В чи­сто светских школах также преподаются предметы, связанные с религией (изуче­ние Библии, Талмуда и т. п.).

Материальная и духовная культура арабов Израиля очень близка к культуре арабского населения соседних с Израилем государств: Иордании и Сирии. Одна­ко дискриминация арабского населения страны мешает развитию его культуры. В развитии общественного сознания ара­бов большую роль играют издающаяся в Хайфе с 1944 г. еженедельная газета на арабском языке «Аль-Иттихад» («Един­ство») и литературно-политический жур­нал «Аль-Джадид». В произведениях арабских лите­раторов Израиля ведущими темами явля­ются борьба за социальный прогресс, протест против дискриминационной по­литики израильских властей по отноше­нию к арабскому населению страны.