Израиль

Экономика Израиля


Израиль — капиталистическая инду­стриально-аграрная страна. Израиль­ские правящие круги, исходя из своей агрессивной политики, проводят курс на ускоренную милитаризацию экономики. Быстрыми темпами расширяются воен­ные отрасли промышленного производ­ства. Для обеспечения военных нужд работают также многие отрасли добыва­ющей промышленности и транспорт.

В результате лихорадочной милитари­зации постоянно растет дефицит платеж­ного баланса Израиля и внешние его долги, ката­строфически тают инвалютные и золотые резервы. Внутренние долги израильского правительства, включая выплаты по вну­тренним займам, составляют баснослов­ную сумму, которая превышает валовой национальный продукт.

Экономика Израиля всецело зависит от внешней финансовой помощи, и это в значительной степени определяет его внешнеполитическую ориентацию. Ино­странный капитал поступает в страну из разных источников, на различных условиях и в самых разнообразных формах: от даров и безвозвратных ссуд до коммерче­ских займов и прямых инвестиций. Это прежде всего средства, получаемые от различных сионистских и произраильских организаций; финансовая помощь правительства США; репарации (платежи государству) и реституции (платежи част­ным лицам) от правительства ФРГ (репа­рации выплачивались с 1952 по 1966 г.); доход от продажи облигаций израильских государственных займов в некоторых за­рубежных странах (в первую очередь в США). Общий объем импорта капитала за период от возникновения государства до 1975 г. составил свыше 20 млрд. долл.

Поощряемые израильским правитель­ством прямые инвестиции в экономику страны привели к внедрению туда крупнейших монополистических объедине­ний, что еще более усилило зависимость израильской экономики от западных мо­нополий.

В результате постоянного вливания в страну капитала из-за границы там до начала 1970-х годов поддерживались довольно высокие темпы экономического развития. Однако дальнейшее усиление зависимости от иностранного капитала, беспрецедентная милитаризация хозяй­ства, колоссальные военные расходы привели к серьезному кризису в экономи­ке. Начиная с 1975 г. валовой националь­ный продукт начал сокращаться, а про­мышленное производство свертываться, увеличилась безработица.

В израильской экономике большую роль играет государственно-капиталисти­ческий уклад, который представлен двумя хозяйственными секторами: собственно государственным и кооперативно-проф­союзным. Государство имеет в своей полной собственности или держит под контролем основные предприятия добы­вающей промышленности, морской и авиационный транспорт, производство электроэнергии, водное хозяйство стра­ны. Большая часть земельного фонда (почти 90%) также принадлежит государ­ству и еврейскому национальному фонду.

Добывающая промышленность скон­центрирована преимущественно в Негеве. Предприятия этой отрасли находятся в Ороне (разработка фосфатов), Араде и Рош-Зохаре (добыча газа), в Хелеце и Кохаве (нефтепромыслы), вблизи юго-западного берега Мертвого моря в Седоме (соляные промыслы). Добыча меди в Тимне в середине 1970-х годов была при­остановлена.

В израильской промышленности пред­почтение отдается предприятиям, работа­ющим непосредственно или косвенно на военные нужды.

Главными центрами размещения пред­приятий обрабатывающей промышлен­ности служат крупные города: Тель-Авив, Хайфа, Иерусалим. Центром ме­таллургии и металлообработки являет­ся город Акко; в Хайфе, Ашкелоне и Ашдоде находятся автосборочные заво­ды; в Бет-Шемеше работают предприятия по сборке авиационных двигателей.

Главные предприятия химической про­мышленности построены в Хайфе, Тель-Авиве, Иерусалиме, Араде, Беэр-Шеве. В Хадере, Петах-Тикве и Новом Назаре­те находятся шинные заводы; в Рамле, Бет-Шемеше и вблизи Хайфы — цемент­ные предприятия. В Хайфе и Ашдоде расположены нефтеперегонные заводы (мощностью 6 и 3 млн. т), которые снаб­жаются сырьем по нефтепроводу Эйлат—Хайфа (в 1975 г. по нему было перекачано 23 млн. т нефти).

В легкой промышленности важным ви­дом производства, работающим целиком на экспорт, является гранение импортных алмазов. Развиты текстильная, швейная, пищевая, винодельческая, табачная от­расли промышленности. Текстильные фабрики расположены в городах Кирьят-Шмона, Димона, Ашдод, Афула и др. Текстильная и швейная отрасли дают 15% общей промышленной продукции, пище­вая — 14%.

Сельское хозяйство у еврейского насе­ления целиком товарное; арабы ведут смешанное хозяйство: и для рынка, и для собственного потребления.

Необходимость искусственного ороше­ния и отсутствие избыточной рабочей силы предопределили интенсивное направление в развитии сельского хозяй­ства и широкое внедрение механизации.

Фактически обрабатывается примерно 70% пригодных для распашки земель (свыше 400 тыс. га). Из обрабатываемых площадей 65% отводится под полевые культуры, немногим более 20% — под цитрусовые плантации, фруктовые сады и виноградники, остальная земля занята огородами, питомниками и пр.

Продукция зерновых и многих других культур далеко не обеспечивает потреб­ностей населения в продовольствии. Единственная культура, производимая в избытке и имеющая экспортное значе­ние, — апельсины. По вывозу цитрусовых Израиль находится в числе первых десяти стран мира.

Животноводство в еврейских хозяй­ствах в основном молочное, в остальных хозяйствах молочно-мясное. Широко развито птицеводство (12 млн. кур и другой птицы).

Внутренние пассажирские и грузовые перевозки в Израиле осуществляются в основном автомобильным транспортом. Длина магистральных шоссейных дорог 17,7 тыс. км. Существуют две основные железные дороги: одна соединяет Хайфу и Орон через Тель-Авив, Беэр-Шеву, порт Эйлат; вторая, более короткая, соединяет Иерусалим с Тель-Авивом. Протяженность основных железных до­рог — 853 км.

Внешние связи обеспечиваются авиацией и морским торговым флотом. Морские порты — Хайфа, Эйлат, Хадера и Ашдод. В Лоде, Эйлате и Увде находятся международные аэропорты.

Во внешней торговле основными партнерами Израиля являются США, Канада и страны—члены ЕС. Главные статьи импорта: машинное оборудование, необ­работанные алмазы, оружие, морские су­да, металлы. Экспортируются шлифо­ванные алмазы, свежие фрукты, фрук­товые и овощные консервы, минераль­ные удобрения, текстильные товары, военная техника. Баланс внешней торговли имеет хроническое пассивное сальдо, ко­торое в 1975 г. составило 2 300 млн. долл.

Определенную прибыль дает иностран­ный туризм.