Израиль

Население Израиля


Население Израиля насчитывает около 7,6 млн. человек (оценка 2010г.) и состоит из евреев, арабов и нескольких очень небольших этнических и этноконфессиональных групп: черкесов, караимов, друзов. Русскоязычные евреи составляют 1/4 часть от еврейского населения Израиля и 1/5 часть от всего населения страны.

В стране также проживает незначительное число армян, русских, греков и эфиопов, в основном духовных лиц, связанных с христианскими «святыми» местами и религиозными учреждениями. Евреи Израиля, составляющие около 85% населения страны, представлены не­сколькими различными по языку и куль­туре этнолингвистическими группами, основными из которых являются ашкена­зы, сефарды и восточные евреи.

Первыми еще в средние века пересели­лись в Палестину сефарды. Так называют евреев, предки которых в раннем средне­вековье жили в Испании. Их традицион­ный бытовой язык — спаньола, или ладино, развившийся из средневекового ис­панского. Первые группы сефардов (не считая единичных переселенцев) прибы­ли в Палестину в конце XV в. и смеша­лись здесь с немногочисленными остат­ками местного еврейского населения, го­ворившего по-арабски и называвшегося миста-аравим («арабизированными ев­реями»),

Ашкеназами называют евреев— вы­ходцев из стран Европы (кроме Южной), Северной и Южной Америки, Южной Африки, Австралии. Их традиционным бытовым языком является идиш, образо­вавшийся в раннем средневековье на основе одного из немецких диалектов с добавлением древнееврейских и некото­рых славянских слов. Первые ашкеназы иммигрировали в Палестину в XVI в. и создали так называемую старую коло­нию. В странах своего прежнего обитания ашкеназы и сефарды пользовались язы­ками окружающего населения (в Англии и США— английским, во Франции —
французским, в Италии — итальянским), а также идишем и ладино. Приехав в Израиль, многие из них продолжают пользоваться этими языками.

Восточные евреи (к середине 1970-х годов они составляли более 1/2 еврейского населения Израиля)— выходцы из стран Азии, Северной и Восточной Африки, хотя и объединяются условно в одну группу, принадлежат к разным этнолингвистическим общностям. Сюда входят пере­селенцы из разных, очень своеобразных в культурном отношении еврейских общин рабских стран, Эфиопии, Ирана, Южной Индии, традиционными бытовыми языками которых являются языки этих стран

Евреи различных стран не имеют еди­ного антропологического типа. Поэтому лишено его и еврейское население Израиля, хотя все же преобладает арменоидный тип.

Различия в языке, культуре, трудовых навыках приводят к серьезным трениям между различными группами еврейского населения, особенно между европеизиро­ванными ашкеназами и восточными евре­ями. Существуют также сильные проти­воречия между старожилами и новыми иммигрантами. В отношений восточных евреев осуществляется прямая дискрими­нация.

Согласно официальным данным, среди семей восточных евреев не менее 26% живут ниже уровня бедности (среди ашкеназов — 13%). 78% детей Израиля, живу­щих в бедности, — это дети восточных евреев.

В средних школах детей из восточных общин в 2,5 раза меньше, чем из западных, а в университетах выходцев из восточных общин в 5 раз меньше, чем из западных.

Все это, вместе взятое, затрудняет кон­солидацию еврейского населения Изра­иля в единую этническую общность. Для того чтобы ускорить процесс формирова­ния такой общности, власти стремятся не допускать поселения иммигрантов из одной страны компактной группой, раз­мещают их по разным городским районам и селениям. Большое значение придается обучению всего населения ивриту— обновленному древнееврейскому языку, ко­торый многие века практически был язы­ком преимущественно богослужения, от­части литературным и лишь со второй половины XIX в. стал превращаться в разговорный. Иврит является государ­ственным языком Израиля.

Правящие круги Израиля всячески спо­собствуют сохранению еврейской рели­гии — иудаизма, являющейся «духовной» опорой сионизма, распространению рели­гиозного мировоззрения и укреплению позиции клерикалов. Иудаизм во всех его проявлениях: и как система религиозных установлений, и как совокупность мо­рально-правовых норм, закрепленных в Ветхом завете и Талмуде, — играет большую роль в общественно-политиче­ской и культурной жизни, а клерикаль­ные партии пользуются значительным влиянием в стране.  Ветхий за­вет — дохри­стианская часть Библии, явля­ющаяся «свя­щенным писа­нием» иудаистов. Талмуд — толкование содержащихся в священном писании рели­гиозно-этиче­ских, правовых и бытовых норм. Национальность в Израиле не отделена от конфессиональ­ной принадлежности; наряду со светским законодательством широко действует ветхозаветно-талмудическое право.

Нынешнее арабское население Израиля (около 14% жителей стра­ны) — часть палестинского арабского на­рода, который в целом насчитывает более 3 млн. (остальные палестинцы живут на оккупированных Израилем территориях, в Иордании, Ливане, Сирии и других стра­нах). В пределах Израиля наиболее значи­тельна доля арабов на севере страны — в Галилее (67%).

Палестинские арабы — потомки древ­них обитателей страны: финикиян, ханаанеян и других семитских народов, после арабского завоевания Палестины сме­шавшихся с арабами и усвоивших араб­ский язык. Они говорят на сиро-палестинском диалекте арабского языка и в большинстве исповедуют ислам суннит­ского толка, в меньшей части— христианство. Кроме того, среди них насчи­тывается около 36 тыс. друзов, живущих в Западной и Центральной Галилее и в окрестностях Хайфы. Арабский язык формально пользуется правом второго официального языка в законодательстве и судопроизводстве Израиля, однако на практике он всячески третируется.

Дискриминационная политика израиль­ского правительства в отношении араб­ского населения страны привела к тому, что палестинские арабы, живущие в Израиле, почти лишены возможности по­вышать свой профессиональный и социальный статус и остаются в массе своей земледельцами, малоквалифицированны­ми рабочими, мелкими торговцами и ремесленниками. Доступ к среднему и высшему образованию и соответственно к занятию интеллектуальным трудом для трудящихся-арабов почти невозможен из-за их бедности и ввиду препятствий, чини­мых израильскими властями. Арабы, оби­тающие в пустыне Негев (64 тыс. человек)— в основном кочевники и полуко­чевники — сохраняют племенное деле­ние.

Израильские правящие круги постоян­но и систематически осуществляют поли­тику ущемления гражданских и политических прав арабского населения страны и узурпации его собственности. Уже в пер­вые годы существования Израиля было конфисковано 590 тыс. га арабских зе­мель, в последующие два десятилетия под различными предлогами за недостаточ­ную компенсацию у крестьян-арабов было изъято 61.5 тыс. га их владений. Если к началу 1948 г. частные землевла­дения палестинских арабов (на террито­рии в пределах демаркационной линии 1949 г.) составляли 740 тыс. га, то к началу 1970-х годов они сократились до 88,5 тыс. га, т. е. более чем в 8 раз. По оценкам некоторых специалистов, только арабская земельная собственность, захва­ченная правительством Израиля в 1948—1949 гг., стоила от 8 до 12 млрд. долл.; стоимость недвижимого имущества (кро­ме промышленных и торговых предпри­ятий) палестинских беженцев, экспропри­ированного израильскими властями, ис­числялась в 16 млрд. долл.

В стране живет около 12 тыс. кара­имов — небольшая этническая группа, принявшая иудаизм. Караимы признают Библию, но отвергают устные традиции, закрепленные в Талмуде. Живут они в городе Рамле и его окрестностях.

Черкесы были поселены в Палестине турками в конце XIX в. Они живут обо­собленной   общиной   в  двух деревнях Галилеи, сохраняя многие этнические традиции и исповедуя ислам суннитского толка.

Как говорилось, еврейское население государства Израиль в основном сфор­мировалось за счет иммиграции. Следует отметить, что иммиграция евреев в Пале­стину во второй половине XIX в. была незначительна. В 1914 г. общая численность еврейского населения составляла там всего лишь 85 тыс. человек. Имми­грация усилилась между первой и второй мировыми войнами, особенно после раз­вернувшегося преследования евреев гит­леровским режимом в Германии и в окку­пированных фашистами странах. К 1948 г. в Палестине проживало уже 655 тыс. евреев. За первые четыре года после образования Израиля туда прибыло еще около 700 тыс. иммигрантов.

Впоследствии из-за постоянных эконо­мических трудностей, испытываемых Из­раилем, а также по причине все обостряющегося ближневосточного кризиса, чему способствовала проимпериалистическая агрессивная политика израильских правя­щих кругов, иммиграция сокращалась, а эмиграция из страны все возрастала. В 1975 г. баланс стал отрицательным: в Израиль приехало на жительство 17 тыс. человек, а покинуло страну 20 тыс. За 25 лет существования Израиля выехали за границу более 300 тыс. человек, или каждый   десятый   житель государства. В последнее десятилетие началась иммиграция рабочих из таких стран как Румыния и Таиланд и различных стран Африки и Южной Америки. Определить точную численность этих незарегистрированных жителей невозможно, но по различным оценкам их около 200 тыс.

Рождаемость в Израиле составляет 27 на 1000 жителей у еврейского населе­ния и более 50 на 1000 жителей у арабского

Самодеятельное население составляет около 35% общей его численности. В производительных сферах экономической деятельности занято менее половины само­деятельного населения.

Общая плотность населения— 156 че­ловек на 1 кв. км.

Наиболее заселенная часть страны — береговая равнина. Здесь между городами Ашкелоном на юге и Нахарией на севере сконцентрировано около 75% еврейско­го и 60% арабского населения страны. Особенно велика плотность населения (более 5,2 тыс. человек на 1 кв. км) в го­роде Тель-Авив-Яффа и окрестных на­селенных пунктах. Там живет более 1 млн. человек — около 33% всего насе­ления страны. В узкой полосе между Тель-Авивом и Иерусалимом размеща­ется 18% населения Израиля, в городе Хайфе и ее пригородах — 15%. Наиме­нее заселенная часть страны — Негев.

Израиль— страна с отчетливо выра­женным преобладанием городского насе­ления, которое составляет около 85% общего числа жителей. Из 70 городов и поселений городского типа крупных, всего четыре: Тель-Авив-Яффа (около 450 тыс.), Иерусалим (770 тыс.), Хайфа (264 тыс.), Рамат-Ган (120 тыс.).

В Израиле можно выделить три группы городов: старые города, история которых восходит к древности или, по крайней мере, к средневековью, например, Сафед; города, которые сравнительно недавно выросли из сельских поселений (Петах-Тиква, Реховот, Хадера); новые города, сооружаемые для расселения иммигран­тов в малозаселенных районах страны (Арад, Димона, Бет-Шемеш, Кирьят-Шмона и др.).