Азия

Оман

       Содержание:

Население Омана

Свыше 90% населения Омана составляют арабы. Основная их масса (до 85%) ведет оседлый образ жизни, остальные— ко­чевники и полукочевники. Население со­храняет древнее традиционное деление на две группы: араб-ариба («чистокровные арабы»), к которым относят себя потомки племени кахтан, обосновавшиеся в стране першами и, видимо, пришедшие из Йемена, и муста-ариба («смешанные арабы»), в частности потомки племени низар, пришедшие сюда позднее, по-ви­димому, из внутренней Аравии. Кочевое население сохранило племенное деле­ние: в Омане насчитывают до ста племен, объединенных в две крупные группы: хинави на юго-востоке и гафири на се­веро-западе, примерно соответствующие делению на араб-ариба и муста-ариба.

На побережье арабское население, особенно его низшие социальные слои, в течение многих поколении смешивалось с африканскими рабами и вольноотпу­щенниками, в результате чего в нем сей­час заметна негроидная примесь, имеется много мулатов. Еще заметнее смешение антропологических признаков в порто­вых городах, где немало индийцев, белуджей, персов. Племена внутренних областей в большей степени сохраняют средиземноморский тип европеоидной расы. Однако и здесь, в Дофаре, известна значительная группа населения, называ­ющая себя кара, в облике которой, види­мо, сказываются дравидоидные черты и диалекты которой ближе к семитским языкам Эфиопии, нежели к арабскому. Кара темнокожи и отличаются круглоголовостью, широким носом, курчавыми волосами и незначительной растительно­стью на лице. В литературе высказыва­лось предположение, что кара — потом­ки раннесредневековых эфиопских заво­евателей Южной Аравии, но они, скорее, как и некоторые племена Йемена, пред­ставляют собой остатки древней эквато­риальной расы, некогда заселявшей огромные пространства от Африки до Южной Азии.

По религиозной принадлежности боль­шинство оманцев — мусульмане-ибадиты, к которым, в частности, относятся племена группы хинави. Ибадизм — осо­бый толк ислама, восходящий к одному из его ранних направлений — хариджизму (от арабского хавиридж — «отколовши­еся», «мятежники»). Такое название по­лучила в середине VII в. политическая группировка мусульман, отражавшая ин­тересы рядовых членов племен, недоволь­ных усиливавшейся эксплуатацией со сто­роны племенной знати. Хариджиты тре­бовали восстановления демократических порядков, и в частности права на избра­ние и смещение светских и религиозных руководителей общины. Часть их, полу­чившая название ибадитов, в середине VIII в. основала в Омане свой имамат. Со временем ибадизм утратил свой демократический дух и сохранил только некото­рые особенности вероучения и культа. Так, ибадиты признают лишь первых двух халифов — Абу Бакра и Омара, осу­ждают игры, музыку, курение табака, их мечети приземисты, не украшены вязью и лишены минаретов, молитвенная поза от­личается от позы других мусульман и т. п. Ибадиты называют себя «истинными му­сульманами» или шура— «жертвующи­ми собой за убеждения» и отличаются фанатизмом и нетерпимостью к иновер­цам. Ибадизм государственная рели­гия Омана. Султан является и главой ибадитов, имамом.

Другая часть населения страны, в част­ности племена группы гафири,— сунни­ты. В стране имеются и шииты.

Официальным языком в прошлом был английский, по теперь им признан араб­ский язык.

Средняя плотность населения — 12 че­ловек на 1 кв. км. Наиболее населен­ными районами являются прибрежная равнина Эль-Батина и Вади-Самаил. Ме­нее всего заслены район Эш-Шаркия и юго-западное побережье.


2015 www.global-echo.ru