Азия

Йемен

       Содержание:

Культура Йеменской Республики: традиции и современность

 

Культура и традиции северного Йемена

Производственный элемент материаль­ной культуры йеменцев — традицион­ные сельскохозяйственные орудия — в основном тот же, что и в других араб­ских странах: деревянная соха с желез­ным сошником, мотыга, волочильная до­ска-борона, серп. Молотят палками или же прогоняя по снопам рабочий скот: зебу, верблюдов, ослов. Для размола служат преимущественно ручные жерно­ва. Орошение земель производится в гор­ных районах посредством отвода воды из горных потоков в каналы, в равнин­ных оазисах — с помощью водоподъем­ников типа насба.

Жилище йеменского горца представля­ет собой суживающийся кверху, камен­ный башнеобразный дом в два-три эта­жа, с плоской крышей и зубчатым парапе­том. Нижнее помещение предназначается для скота, утвари и припасов, верхнее — для жилья. Вблизи крупных поселений высятся башнеобразные замки феодалов. На побережье крестьянские хижины де­лаются из пальмовых ветвей, циновок и глины; они имеют коническую или куби­ческую форму и окружены изгородью из камыша.

Для городов Джебеля характерны дома-башни в 3 — 7 этажей, причем нижние этажи сложены из тесаного камня, а верх­ние — из необожженного кирпича. В верхних этажах, где больше воздуха и света, размещаются жилые комнаты, а в нижних — хозяйственные службы: кухня, кладовые, мельница. На узкие ули­цы, где едва могут разминуться два груженых осла, выходят низкие массивные двери с металлическим билом. В Сане дома украшены белыми полосами и геометрическими фигурами, нанесенны­ми известью. Несмотря на простоту орна­мента, он придает зданиям нарядный вид. Для Ходейды типичны оштукатуренные дома с ажурными балконами. В крупных городах есть новые кварталы построек в современном стиле, но с сохранением элементов традиционной архитектуры.

Внутреннее убранство крестьянских до­мов в основном ограничивается устила­ющими пол циновками и шерстяными паласами, сложенными у стены постель­ными принадлежностями, металлической, глиняной, плетенной из пальмового листа или сделанной из тыквы посудой. В Тихаме иногда спят на топчанах, деревян­ный каркас которых оплетен веревками или сыромятными ремнями. Дома бога­тых горожан и сельские феодальные замки нередко обставлены низкой, в вос­точном стиле, мебелью, начавшей вхо­дить в обиход еще в годы турецкого вла­дычества.

Костюм горца состоит из традиционной футы, представляющей собой кусок бе­лой или однотонной цветной ткани, кото­рый несколько раз обворачивают вокруг бедер, а также рубахи и безрукавки, перепоясанных широким кожаным поясом (хузам). К поясу обычно прикре­плен широкий кинжал. Головным убором служит белая шапочка — куфия. Состо­ятельные люди надевают длинные белые рубахи с широкими и длинными рукава­ми, которые завязываются на спине узлом, и перекидывают через плечо широкий шерстяной шарф зеленого или голубого цвета. В холодное время года крестьяне надевают овчинные безрукав­ки, а состоятельные люди — суконные халаты или пальто с узким овчинным воротником.   

Большинство    населения Джебеля ходит босиком или носит кожаные сандалии местного изготовления — хаза. Мужская одежда жителя жаркой Тихамы ограничивается короткой футой: распахнутой на груди легкой безрукавкой. Женский костюм состоит из длинной юбки и короткой, не закрывающей поясницу цветной кофточки. Головным убором как мужчинам, так и женщинам часто служит высокая, плетенная из соломы шляпа. Костюм богатого тихамца мало отличается от костюма состоятельного горца. Костюм жителя Шарки состоит из короткой темной футы и темной с длинными рукавами рубахи. Голова повязана синим платком.

Основная пища йеменского крестьянина — лепешки из дурры, ячменя или пшеницы, растительное масло, вареные бобы, овощи, кислое молоко. Составная часть большинства блюд — острая приправа из перца и ароматных трав. Мясо и рис — праздничные блюда и пища зажи­точных людей. Особенно любим молодой барашек, фаршированный рисом, изю­мом, миндалем и пряностями. Распро­страненные напитки — сладкая вода, чай с молоком и особенно отвар кофейной шелухи — кишр, по вкусу напомина­ющий смесь кофе и чая. Во всех слоях населения, независимо от пола и возрас­та, распространена особого вида нарко­мания — катофагия (жевание листьев наркотического растения кат). В послед­нее время, благодаря принятым прави­тельством ЙР мерам, плантации ката сокращаются и его потребление снижа­ется.

В общественной жизни йеменцев ска­зывается не только шариатский право­порядок, но и традиционная иерархия различных социальных групп. Высшей из них являются сейиды — лица, считаю­щиеся потомками Мухаммеда. В результа­те укрепления республиканского режима в последние годы влияние сейидов в общественно-политической жизни стра­ны, связанных в прошлом как социальная группа, с монархическим режимом, по­стоянно снижается. Несколько ниже стоят шариатские судьи — коды и пред­ставители духовенства — улемы. Сле­дующую прослойку верхушки общества составляют шейхи племен. Далее идут рядовые члены племен — кабаиль. В пле­менах наряду с шариатом действуют свои нормы обычного права (урф), есть собственные суды и в той или иной сте­пени сохраняется известная автономия по отношению к центральной власти. В самом низу находятся потомки афри­канских рабов, ахдамы — члены реме­сленных цехов, считающиеся «нечисты­ми». Это мясники, банщики, цирюльники.

Брак, развод, наследование, положе­ние женщины в основном регулируются шариатом, и в этом отношении семейный быт йеменцев почти не отличается от семейного быта саудийцев.

В стране развиты художественные ре­месла: изготовление ювелирных изделий, инкрустация по металлу и дереву, вышивка шелком и шерстью с металличе­ской нитью и др. Каждому иностранцу впервые попавшему в Йемен, непременно бросится в глаза одна деталь националь­ного костюма йеменца — его кривой с широким лезвием кинжал, называемый «джамбией». Кинжалы бывают различ­ных форм, размеров и отделки. Причем это зависит не только от социального положения владельца кинжала, но и рай­она его проживания. Йеменцы больше всего ценят кинжалы за их серебряные ножны и рукоятку, изготовляемую из рога носорога, привозимого из Африки. Устное и музыкальное народное творче­ство арабов Йемена, сохраняя общеараб­ские традиции, в то же время испытало на себе египетское, а в Тихаме — афри­канское влияние. Литература, хотя еще со времен древней Сабы сохранились так называемые южноарабские надписи на камне и меди, долгое время оставалась сравнительно неразвитой, на протяже­нии всего средневековья выливаясь глав­ным образом в формы религиозной поэ­зии.

Многие поэты современного Йемена и сейчас пишут традиционные касыды. Но в последнее время появились и писатели реалистического направления, груп­пирующиеся вокруг литературного жур­нала «Эль-Мустакбаль» («Будущее»).  |

Ко времени революции 1962 г. больше 90% населения Йемена не умело читать и писать. На улицах городов можно было встретить писцов, которые за небольшую плату писали желающим официальные прошения и личные письма. В 1958 г. в стране было всего 4 неполных средних и 1 средняя школа. Уже к 1970 г. число таких школ увеличилось соответственно в 5 и 10 раз. Три школы были построены с помощью СССР. Появились школы для девочек, учительские колледжи, сельско­хозяйственные училища. Основан первый в стране университет; многие йеменцы получают высшее образование за рубе­жом. В то же время сохранились pелигиозные начальные школы и высшие богословские училища — зейдитское и шафиитское.

Из-за тяжелых условий жизни просто­го народа, частого недоедания, катофагии и низкого уровня санитарии в стране распространены эпидемические заболева­ния. Из-за резких перепадов температуры в Джебеле часты простуды. После лик­видации монархии было введено бесплат­ное медицинское обслуживание и выда­ча лекарств неимущим, созданы амбулатории и больницы.

 

Культура и традиции южного Йемена

Материальная и духовная культура арабов южного Йемена сочетает общеарабские элементы со своеобразными чертами, частью
восходящими к сложившейся еще в древности этнографической специфике южноаравийского субрегиона, частью обусловленными длительными взаимосвязями со странами Южной Азии и Восточной Африки.

Традиционные орудия груда не отлича­ются от орудий населения северного Йемена и других стран полуострова: деревянная соха, мо­тыга, серп, ручная каменная мельница. Тот же и водоподъемный блок у иррига­ционных колодцев, называемый здесь сы­нова. Для рыбной ловли используются одномачтовые суда с косым парусом — самбуки. Рыбаки применяют также нево­ды и круглые сети с грузилами.

Типы сельских домов и поселений в разных районах различны. Для Хадрамаута характерны многоэтажные башнеобразные дома из камня или сырцового кирпича, лепящиеся друг к другу или сто­ящие поодаль; есть и селения, состоящие из одноэтажных домов, но тогда в них высятся хотя бы одна-две башни, использовавшиеся в прошлом как сторожевые пункты. На острове Сокотра боль­шинство домов построено из обломков коралловых рифов на известковом рас­творе, полученном путем обжига тех же обломков. В некоторых районах преоб­ладают хижины из пальмовых ветвей и циновок. Кочевники из-за сильных бурь обычно живут не в шерстяных шатрах, а в пещерах и под навесами скал.

Знамениты многоэтажные лома горо­дов Хадрамаута. в особенности Шибама, который иногда называют «аравийским Манхэттеном». Дома богатых людей подчас достигают 12 этажей. Деревянная дверь, снабженная медным кольцом и билом и запирающаяся на деревянный замок, ведет в прихожую, откуда по лест­нице с высокими глинобитными ступенями попадают в помещение для приема гостей. Рядом с ним— кухня с возвыше­нием для очага и туалетная комната с большими глиняными кувшинами и вы­ходящим прямо на улицу водостоком. В комнатах цементированные полы, беленые стены с многочисленными нишами для утвари, прикрытыми резными деревянными дверцами, окна с двустворчатыми. тоже резными ставнями. Двери запираются своеобразными деревянными ключами. Для отопления в холодное время служит жаровня с углями. Улицы напоминают узкие сумрачные ущелья, а дома кажутся двадцатиэтажными, так как в каждом этаже два ряда окон — смотро­вые и вентиляционные. Некоторые го­рода Хадрамаута окружены средневеко­выми стенами.

Одежда крестьянина или кочевника обычно ограничивается обернутой вокруг бедер футой и тюрбаном. Мужчины оттеняют глаза темным порошком кухль.

По прическе и форме тюрбана нередко можно определить племенную принад­лежность. Горожане носят футу, белую рубаху европейского покроя и вязаную шапочку. Женский костюм повсеместно состоит из штанов, длинного и широкого, прямого покроя платья и головного платка или соломенной шляпы. В городах Хадрамаута, где сильнее влияние рели­гии, женщины закрывают лицо темным покрывалом. Наиболее распространен­ные женские украшения — серебряные ожерелья и браслеты. В ходу различные украшения из меди, кораллов и жемчуга.

Традиционная пища та же, что и у арабов северного Йемена, но здесь видное место в рационе занимает рыба, в частности сушеные сардины и акулье мясо (лухум), поступающие и в глубинные районы страны.

В общественной жизни южных Йеменцев сейчас происходят прогрессивные процессы, которые ломают старинные перегородки  сословно-кастового деле­ния. В Хадрамауте живет около 30 семей сейидов, но они никогда не обладали здесь светской властью. Институт шейхов практически ликвидирован и сохраняет известное значение лишь на северо-вос­токе, близ границ Саудовской Аравии, где сосредоточены немногочисленные, переходящие к оседлости кочевые пле­мена.

Поскольку арабы южного Йемена в массе менее религиозны, чем население других стран полуострова, в семенном быту меньше ощущается влияние норм шариата. Наи­более свободны женщины Сокотры, где девушка   может   отказать   жениху, а замужняя женщина — легко получить развод.

Своеобразная черта общественного и семенного быта южных йеменцев широкое сохранение традиций пользования знаменитыми местными бла­говониями, особенно ладаном. Ладан ку­рят при родах и при омовении покойника, при совершении религиозных церемоний и просто в бане. Женщины употребляют ладан и мирру как косметические средства, причем сокотрянки добавляют к этим благовониям мускус, который вы­давливают из желез водящихся здесь диких мускусных котов.

В традиционной духовной культуре страны особенно выделяются художе­ственные ремесла: чеканка по серебру и меди, резьба по дереву и др. В орнамен­тике преобладают геометрические фигу­ры, растения. Как и в других арабских странах, развит фольклор: народные пес­ни, рассказы, анекдоты, загадки. пого­ворки.

Из-за отсутствия в прошлом медицин­ского обслуживания значительное рас­пространение получила народная медицина, в которой наряду с магическими приемами широко применяются прижи­гание, питье настоев амбры и различных лекарственных растений. Правительство Йемена прилагает серьезные усилия к раз­витию системы здравоохранения и об­разования. Расширяется сеть больниц, сельских медицинских пунктов, началь­ных и средних школ. Открываются университеты и институты. Усиленно внедряется правительственная программа по ликвидации неграмотностиВ развитии современной культуры большую роль играют получив­шие в последние годы распространение радио и телевидение.


2015 www.global-echo.ru