Азия

Саудовская Аравия

       Содержание:

Экономика Саудовской Аравии

Саудовская Аравия — слаборазвитая земледельческо-скотоводческая страна. Ее экономическая отсталость — следствие господства в стране феодальных отношений и пережитков патриархально-родового строя, а также большой зависи­мости от иностранных монополий. Един­ственная крупная отрасль промышленно­сти — нефтедобывающая и нефтеперера­батывающая — до последнего времени контролировалась крупнейшим амери­канским консорциумом «Арабиен америкен ойл компани» (АРАМКО).

Экономика Саудовской Аравии почти полностью базируется на отчислениях от нефти, которые составляют 85% государ­ственного дохода. На нефть приходится 99% экспорта и почти 53% валового на­ционального продукта. В 1973 г. в стране было добыто 376 млн. т нефти (за кото­рую в качестве концессионных платежей правительство получило 5,9 млрд. долл.). В 1974 г. — 426 млн. т нефти, доходы от которой составили 27,5 млрд. долл. В 1977 г. добыча составила 453 млн. т (включая нефть, добытую в Нейтральной зоне). В связи с резким ростом доходов от нефти Саудовская Аравия не в состоянии использовать все поступающие средства. Часть прибылей от нефти правительство Саудовской Аравии вкладывает в разви­тие инфраструктуры и ряда предприятий в своей стране, а другую часть использует, предоставляя кредиты другим арабским государствам. Кроме того, Саудовская Аравия вкладывает значительные сред­ства в экономику капиталистических государств путем покупки акций запад­ных компаний, размещения излишков «нефтедолларов» в банках Западной Ев­ропы и США и т. д. Поэтому значитель­ная часть накопленных нефтяных дохо­дов оседает на европейских и американ­ских рынках. В 1974 г. правительство Саудовской Аравии предоставило Япо­нии заем на 5 лет в размере 1 млрд. долл. Другой заем был предоставлен Между­народному банку реконструкции и раз­вития в размере 750 млн. долл. на 10 лет. В 1976 г. Саудовская Аравия ин­вестировала за границей (главным обра­зом в промышленно развитых капитали­стических странах) около 50 млрд. долл.

Наиболее отсталым сектором экономи­ки является сельское хозяйство, в кото­ром сохранились самые примитивные формы ведения хозяйства, присущие фе­одализму. Тем не менее сельское хозяй­ство играет важную роль в экономической жизни: от него получают средства к существованию до 3/4 населения, хотя на его долю приходится 6% валового обще­ственного продукта. В последние годы правительство пытается придать эконо­мике более многоотраслевой характер чтобы освободиться от почти полной зависимости от добычи нефти. Однако по-прежнему упор делается на иностранный капитал, сочетающийся с неполным участием государственных организаций и частного национального капитала. Так, в 1962 г. в стране была введена государственная компания Петромин, в задачу которой входило развитие региональной нефтяной промышленности, контроль над деятельностью иностранных компаний, а также изучение земельных ресурсов и их эксплуатация. Петромин и правительство участвует в частных проектах промышленного строительства. Разрабатываемые планы развития экономики способствуют развитию новых отраслей национальной промышленности,   строительству   крупных ирригационных сооружении, сель­скохозяйственных центров, развитию ин­фраструктуры. Используя свои богатей­шие ресурсы и потенциальные возможно­сти экономического развития, Саудовская Аравия стремится стать одной из разви­тых стран региона.

В 1975 г. сельское хозяйство обеспечи­вало только 40% потребностей страны в продовольствии, хотя в нем было занято 75 % всего населения. Общая площадь воз­делываемых земель составляет 460 тыс. га, т. е. 0,2 % площади страны. Между тем, по ориентировочным подсчетам, площадь земель, где возможно ведение сельскохо­зяйственных работ, достигает 15% общей площади страны (около 32 млн. га). Основные сельскохозяйственные районы расположены на прибрежных плоско­горьях Асира и в долинах Тихамы на юго-западе страны. На эти районы, где в дож­дливые годы количество осадков дости­гает 1000 мм, приходится 60% возделыва­емых земель. Сравнительно плодородное плоскогорье Асир, с его полями, спуска­ющимися террасами со склонов хол­мов, — единственный район Саудовской Аравии, где количество осадков доста­точно для земледелия. В остальных рай­онах возделывание земли невозможно без ирригации. Строительство ирригацион­ных каналов играет первостепенную роль в таких плодородных районах страны, как оазисы Мекка, Эт-Таиф, Медина, Табук, Эль-Джауф, Тайма (Хиджаз), Хаиль, Бу-райда, Унайза, Эр-Рияд (Неджд), Эль-Ху-фуф и Эль-Катиф (Восточная провин­ция).

В Саудовской Аравии существуют три основных вида земельной собственности: частнособственнические земли (мульк), земли кочевых и полукочевых племен (дира), государственные земли, припи­санные к казне (байт аль-маль). Земля в основном принадлежит королевской се­мье, вождям племен и мусульманскому духовенству. Крупное землевладение со­четается, как правило, с мелким земле­пользованием. В целом около 60 % обраба­тываемых земель сдается в аренду. Самая распространенная форма аренды — из­дольщина. Хозяйства издольщиков и мел­ких собственников земли нерентабельны и не дают фактически товарной продук­ции. Число капиталистических хозяйств с использованием труда сельскохозяй­ственных рабочих и применением машин пока невелико. Подобные хозяйства создаются в основном в Эль-Касиме, в окрестностях Эр-Рияда (Неджд) и в Вос­точной провинции, где легче обеспечить сбыт сельскохозяйственной продукции. В результате постоянной нехватки воды, отсутствия необходимых средств для веде­ния интенсивного хозяйства и бурения глубоких колодцев все большие ма­сштабы приобретает процесс разорения мелких землевладельцев и арендаторов, часть которых становится сельскохозяй­ственными рабочими или уходит в город и на нефтепромыслы.

В последние годы в Саудовской Аравии наблюдается тенденция к увеличению сельскохозяйственного производства. Это увеличение происходит как в результа­те интенсификации использования уже освоенных участков путем применения удобрений и новейших методов агротех­ники, так и в результате введения в строй крупных ирригационных и дренажных систем, плотин, бурения артезианских ко­лодцев. В условиях Саудовской Аравии требуются поистине титанические усилия и громадные капиталовложения, чтобы сделать пригодными для обработки зна­чительные площади новых земель. По­этому государство взяло на себя финанси­рование строительства ряда плотин и сельскохозяйственных опытных ферм. Сельскохозяйственный банк предостав­ляет значительные кредиты на развитие сельскохозяйственного производства.

Ирригационные комплексы в Эль-Хасе и Джизане являются ведущими объек­тами в программе развития сельского хозяйства Саудовской Аравии. В резуль­тате строительства сети ирригационных каналов там освоено 20 тыс. га новых земель. Одновременно завершены рабо­ты по стабилизации песков в этом районе. Построенная в 1970 г. плотина на вади Джизан имеет длину 316 и высоту 35 м, что позволяет скопить там воду для оро­шения 8 тыс. га земли. Построена плотина с ирригационной си­стемой у города Абха (ширина ее — 350, высота 33 м). Небольшие плотины вве­дены в эксплуатацию в Дерайе, Харей-мале и Муджамме. Наряду с использова­нием дождевых и подземных вод ведутся работы по опреснению морской воды. Опреснительная установка построена в Джидде.

Важнейшими сельскохозяйственными культурами, выращиваемыми в Саудов­ской Аравии, являются финики, пшеница, ячмень, кукуруза, просо и сорго. Основ­ные районы произрастания финиковых пальм: Эль-Хаса, Хиджаз и Асир. Здесь выращивают более 70 различных сор­тов фиников, из них лучшим считается сорт хала. Ежегодно собирают около 250 тыс. т фиников. По производству фиников Саудовская Аравия стоит на четвертом месте в мире (после Ирака, Арабской республики Египет и Ирана). Зерновые культивируются по всей стране, за исключением восточ­ных районов. Они занимают 75 % посев­ной площади. В 1976 г. сбор пшеницы и кукурузы составил 220 тыс. т, проса и сорго — 160 тыс. т. Значительные участки земли в Эль-Хасе и Асире, т. е. там, где имеется достаточно источников для орошения, отведены под рис.

Садоводством славятся оазисы Эль-Хасы, Эт-Таифа и Асира. Там растут апельсины, лимоны, абрикосы, персики, яблоки, груши, миндаль, гранаты, инжир, бананы, виноград. В 1976 г. в стране было собрано 97 тыс. т фруктов. Климатиче­ские условия в оазисах позволяют при хорошем орошении снимать с огородов по три урожая в год. Выращивают капу­сту, спаржу, помидоры, тыкву, фасоль, лук, бобы, перец, морковь, чеснок, слад­кий картофель (батат), баклажаны, редис. Среднегодовое производство дынь и ар­бузов — 500 тыс. т.

Важную роль в экономике страны играет полукочевое и кочевое скотовод­ство. До последнего времени наибольшее значение имело разведение верблюдов, которыми особенно славился Неджд, на­зываемый у арабов «матерью верблюдов». Общее поголовье верблюдов упало до 300 тыс. голов, хотя раньше только в Бурайде (на севере Неджда) продавалось до 15 тыс. верблюдов в год. В Сау­довской Аравии распространены только одногорбые верблюды-дромадеры. В свя­зи с распространением автомобиля ис­пользование верблюда как транспортно­го средства сократилось. Большую часть поголовья скота кочевников составляют овцы и козы (5,5 млн. голов). Отсутствие хороших пастбищ и нехватка воды не позволяют вести интенсивное животно­водство. Положение кочевников постоян­но ухудшается из-за отставания роста цен на продукты животноводства от общего роста дороговизны.

Овец разводят во всех провинциях стра­ны, но наиболее славится своей тонкой шерстью порода, которую разводят жители Эль-Хасы. В горных районах пред­почтение отдается козам, более приспосо­бленным к местным условиям. Одни породы коз дают хорошее молоко, дру­гие — шерсть. Большое количество овец и коз ежегодно продается паломникам для жертвоприношения в дни паломниче­ства— хаджа. В земледельческих рай­онах разводят также ослов и мулов.

Арабские скакуны — одна из самых из­вестных пород лошадей. Центром их раз­ведения является район Эль-Касима в Неджде. Под вьюк лошади в стране почти не используются и предназначаются только для верховой езды.

Из-за отсутствия обеспеченной кормо-базы, низкой продуктивности пастбищ и господства средневековых методов ведения животноводческого хозяйства, Саудовская Аравия превратилась из экспортера мяса (до 1949 г.) в крупного импортера его. Резкое увеличение спроса на продовольственные товары, наблюдавшееся за последние годы, привело тому, что Саудовская Аравия стала ввозить их во всевозрастающих размерах.

Наиболее развитой отраслью экономики страны являются нефтедобыча и нефтепереработка, которые дают преобладающую часть валового национального продукта страны. В последние годы все большие масштабы принимает контроль государства над деятельностью иностранных нефтяных монополий. Значительных успехом Саудовской Аравии является достигнутое в октябре 1972 г. соглашение между правительством страны и компаниями, действующими на ее территории, об участии Саудовской Аравии в капитале этих компаний в размере 25%. В 1974 г. доля участия была доведена до 60%. При этом достигнута договоренность о продаже правительством Саудовской Аравии до 80% нефти из своей доли нефтяным компаниям; остальная нефть должна реализовываться через ПЕТРОМИН.

По добыче нефти Саудовская Аравия занимает второе место в капиталистическом мире, а по экспорту первое место. Рзрабатывается 14 нефтяных месторождений, крупнейшее из них — Гавар — более половины всей добычи, 1/3 приходится на месторождения Абкайк и Саффания. Общая протяженность сети нефтепроводов компании АРАМКО —3000 км. Добываемая нефть доставля­ется трубам в порт Рас-Таннура (для вывоза) и на расположенный в порту нефтеочистительный завод (мощностью 18,4 млн. т), на нефтеперегонный завод Манаме (Бахрейн), а также по нефтепроводу  «Таплайн» протяженностью 1720 км из Абкайка в порт Сайда (Ливан)

Другие отрасли добывающей промышленности развиты слабо. На побережье красного моря, к северу от порта Янбу, разбатываются залежи гипса. В Асире, окрестностях города Джизан, добывают каменную соль, идущую на удовлетворение внутренних потребностей страны. В Бурме, южнее Эт-Таифа, местная высокоачественная глина используется для гончарного производства.

Первые шаги на пути создания национальной обрабатывающей промышлен­ности были сделаны в 1940-х годах, когда  появились предприятия, обслуживающие в основном компанию АРАМКО. До этого здесь существовало лишь ремеслен­но-кустарное и домашнее производство предметов первой необходимости. Одной из ведущих отраслей было ткачество. Главные центры этого производства: оазис Хуфуф (Восточная провинция), где живут самые искусные в стране ткачи и мастера золотошвейного дела, города Джидда и Эт-Таиф (Хиджаз). В сравни­тельно широких масштабах было постав­лено кожевенное и гончарное производ­ство, строительство парусных рыболов­ных судов и баркасов для жемчужного промысла, изготовление четок и бус из черного коралла. Из-за постоянно расту­щей конкуренции иностранных товаров сейчас ремесленное производство при­ходит в упадок.

За последние годы заметно увеличи­лось количество фабрично-заводских предприятий. В связи с ростом жилищ­ного и дорожного строительства увеличи­вается число предприятий по производ­ству стройматериалов: цементных, сте­кольных и кирпичных. Цементные за­воды расположены в Джидде, Даммаме и Эль-Касиме, стекольный завод — близ Эр-Рияда.

В 1967 г. государственная компания ПЕТРОМИН ввела в эксплуатацию сталепрокатный завод в Джидде мощ­ностью 45 тыс. т в год. Работают авто­сборочный завод, принадлежащий аме­риканской компании, завод электрока­беля в Эр-Рияде, там же завод автомо­бильных аккумуляторов, заводы химиче­ских удобрений и пластмассовых труб в Даммаме.

После реконструкции нефтеочисти­тельного завода в Джидде производство нефтепродуктов там увеличилось почти в 4 раза. Нефть доставляется на завод тан­керами из Рас-Таннуры. Совместно с частными компаниями ПЕТРОМИН в 1974 г. построил нефтеперегонный завод в Эр-Рияде. На этом заводе перерабаты­вается нефть с промыслов Хурайс, расположенных в 160 км от столицы. Третий нефтеперерабатывающий завод находит­ся в Рас-Таннуре. В Джидде — завод сма­зочных масел, построен завод по произ­водству серы в Абкайке.

Появились первые предприятия лег­кой и пищевой промышленности. Среди них — завод томатной пасты в Эр-Ри­яде, овощеконсервный в Джидде, мас­лобойный завод и кондитерская фабри­ка в Мекке.

Электростанции, работающие на при­родном газе и мазуте, дают энергию в основном нефтепромыслам и крупным городам.

Транспортные коммуникации для такой огромной страны, как Саудовская Ара­вия, имеют очень большое значение. Дорога, связывающая столицу Эр-Рияд через оазис Эль-Хуфуф с портом Даммам на Персидском заливе и центром нефтепро­мыслов Дахраном, протяженностью 594 км, была построена АРАМКО в 1951 г (одноколейная ли­ния). От основной маги­страли проложена железнодорожная ветка в Эль-Хардж (35 км). С 1964 г. велись работы по восстановлению Хиджазской железной дороги, 740 км которой проле­гали по безлюдным пустыням Саудовской Аравии, а 463 км — по Иордании (дорога была построена в 1908 г. и разрушена в годы первой мировой войны). В 2005 году был запущен проект «Север — Юг», предусматривающий строительство железнодорожной магистрали длиной 2400 км. В 2006 году было принято решение о строительстве 440-километровой ветки между Меккой и Мединой.

В 1950-х годах в связи с бурным разви­тием нефтедобывающей промышленно­сти на востоке страны начали интенсивно строиться шоссейные дороги, которые связывают между собой все нефтепромы­слы и порты на Персидском заливе, а также соединяют Восточную провинцию со столицей страны Эр-Риядом и горо­дами соседних стран: Кувейта, Ирака, Иордании. Вдоль трансаравийского неф­тепровода проходит шоссейная дорога, которая связывает Саудовскую Аравию со средиземноморскими странами Сирией и Ливаном. Быстрый рост паломничества к мусульманским святыням стимулировал строительство шоссейных дорог на западе страны в провинции Хиджаз. Здесь построены асфальтированные дороги Джидда — Мекка (72 км), Джидда — Медина (425 км), Эт-Таиф — Мекка (89 км). В интересах развития южных районов королевства, богатых сельскохо­зяйственными и горнорудными ресур­сами, построено шоссе Эт-Таиф—Абха— Джизан протяженностью 750 км, построена автомагистраль Джид­да — Янбо длиной 515 км. Западные районы страны связаны с восточными трансаравийской автострадой, пересека­ющей весь полуостров и проходящей через Джидду, Мекку, Эр-Рияд, Даммам. Общая протяженность асфальтирован­ных дорог — 46,5 тыс. км.

В стране имеется несколько нефтепро­водов. Американский нефтепровод «Та-плайн» (1720 км), идущий от Абкайка в порт Сайда (Ливан), перекачивает около 30 млн. т нефти в год. Имеются нефте­проводы из Дахрана в порты Эль-Хубар и Рас-Таннура, а также на остров Бахрейн. Начато строительство нефтепровода от нефтяных месторождений на восток до порта Янбу на Красном море длиной 1200 км, с пропускной способностью 50 млн. т.

Связь Саудовской Аравии с внешним миром осуществляется в основном морским путем. Крупнейший порт страны Джидда (грузооборот 1,9 млн. т) располо­жен на Красном море. Через этот порт идет главный поток паломников в священные города мусульман Мекку и Меди­ну, а также большая часть импортиру­емых грузов. Крупнейшим портом на побережье Персидского залива является Даммам (грузооборот 1,6 млн. т). Через порты Рас-Таннура и Мина-Сауд идет в основном экспорт саудийской нефти. Внешнеторговые перевозки осуществля­ются главным образом иностранными судоходными компаниями.

В 1946 г. была создана правительствен­ная авиакомпания «Сауди Арабиен эр-лайнз». Воздушные линии этой самой большой на Ближнем Востоке авиаком­пании связывают Эр-Рияд с большин­ством столиц Ближнего и Среднего Вос­тока. В стране три международных аэро­порта: в Дахране (бывшая военно-воз­душная база США, превращенная в 1962 г. в гражданский аэропорт), Джидде и Эр-Рияде. Аэродромы имеются также в Медине и Эт-Таифе. Всего в стране 73 аэродрома с бетонными взлетно-посадочными полосами. Через международ­ные аэропорты Саудовской Аравии проходят авиалинии крупнейших европей­ских и американских авиакомпаний..

В 1976 г. Саудовскую Аравию посетило более 700 тыс. паломников.

Внешняя торговля играет исключитель­но важную роль в экономической жизни страны. Главная статья экспорта — нефть и нефтепродукты (96% экспорта). Экспортируются также сжиженный газ, финики, сушеная рыба, кожсырье, хлопок. Большая часть экспорта Саудовской Аравии направляется в Японию, Велико­британию, США, Италию, Нидерланды, Германию, Францию. Доля арабских стран в экспорте Саудовской Аравии — 6,4%. Импортируются машины, электроаппа­ратура и транспортное оборудование, продовольственные товары, строймате­риалы, текстиль и одежда, химические товары. Импорт промышленного обору­дования освобожден от таможенных пошлин. Главными поставщиками им­портных товаров на протяжении послед­них лет являются США, Япония, Ве­ликобритания, Франция, Германия, Ливан, Австралия. Страна имеет активное торго­вое сальдо: экспорт в 3 раза превы­шает импорт.


2015 www.global-echo.ru