Азия

Саудовская Аравия

       Содержание:

Население Саудовской Аравии

Из девятимиллионного населения Сау­довской Аравии примерно половина — кочевники и полукочевники. Оседлое на­селение сосредоточено в городах и оази­сах. Городское население в начале 1970-х годов составляло около 24%. 60% эко­номически активного населения страны (2,1 млн. человек в 1970 г.) занималось сельским хозяйством. Средняя плотность населения менее 4 человек на 1 кв. км, в пустынных районах — менее 1 челове­ка. Ежегодный прирост населения за 1963—1975 гг. составил в среднем 2%. Сейчас население Саудовской Аравии значительно возросло за счет притока иностранной рабочей силы и в 2009 году составляло около 29 млн. человек.

Подавляющее большинство населения Саудовской Аравии составляют арабы. Наиболее значительная группа неараб­ского населения (по некоторым оценоч­ным данным, до 10%) — потомки выве­зенных из стран Тропической Африки рабов. Имеется также значительное коли­чество выходцев из Ирана, Турции, Паки­стана, Индонезии и других мусульман­ских стран Азии; большинство их прожи­вает в городах западного и восточного побережий. Многие иммигранты попали в Саудовскую Аравию в качестве паломни­ков и остались здесь жить из-за отсут­ствия средств на обратную дорогу. Кроме того, в стране временно или постоянно живут иммигранты, прибывшие в связи с развитием нефтяной промышленности (главным образом выходцы из других арабских стран).

Кочевое   и   полукочевое   население страны сохраняет племенное деление, крупнейшие племена: шаммар, атайба, мутайр, давасир, кахтан, субаи (Неджд), аджман, бени хаджар, бени халид, менасир, бени мурра (Восточная провинция), харб, бели, бени атийя, хувейтат (Хиджаз).

В условиях относительной изоляции северной и центральной Аравии ее коренные жители лучше, чем соседние арабские народы, сохранили комплекс физических черт древних обитателей полуострова — средиземноморского типа европеоидной расы. На восточном и юго-западном побережьях антропологический тип населения приближается к арменоидному. Среди оседлого населения прибрежных районов, главным образом среди потомственных ремесленников, в результате частичного смешения с африканцами иногда встречаются черты негроидной расы. Государственный язык — арабский. Как и для других арабских народов, для арабов Саудовской Аравии характерно своеобразное «двуязычие»: разрыв между общеарабским литературным языком и принятым в быту разговорным диалектом. Однако поскольку арабский литературный язык развился из так называемого классического, который в свою очередь сложился на основе хиджазского говора, аравийский диалект Саудовской Аравии ближе к литературному языку, чем диалекты других арабских стран. Внутри аравийского диалекта различаются взаимопонимаемые говоры Хиджаза, Асира, Неджда и Эль-Хасы. Арабы Саудовской Аравии исповедуют тавхид («единобожие»), более известный, по имени его основателя Ибн Абд аль-вахаба, под названием ваххабизма. Последователи тавхида называют себя мувахидами («единобожниками»), наименование ваххабитов дали им их противники. Тавхид — особое, распространенное главным образом в Саудовской Аравии, направление в суннитском исламе, возникшее в середине XVIII в. в Неджде как идеологическое знамя объединительного и антитурецкого движения. Первоначальный тавхид требовал строгого единобожия и как следствие этого отказа от культа святых, включая Мухаммеда, возвращения к очищенному от новшеств исламу, разрыва отношений с немуваххидами и объявления им священной войны. Были запрещены не только религиозные, но и бытовые новшества, а также ассоциировавшаяся с бытом турецких феодалов роскошь и все то, что отвлекает от служения богу: курение табака, ношение шелка и украшений, танцы и т. п. С течением времени тавхид под влиянием новых эко­номических и политических условий ча­стично видоизменился. Современный, так называемый культурный, тавхид разре­шает общение с иноверцами, не противо­речащие духу ислама технические новов­ведения, паломничество к гробнице Му­хаммеда; в той или иной степени смягчи­лись и некоторые религиозно-бытовые запреты.

Но в целом в стране еще сохраняется жесткая религиозная регламентация: осо­бая полиция, подчиненная государствен­ной Лиге охраны веры и нравственности, надзирает за соблюдением как общему­сульманских, так и специфически мувах-хидских предписаний. Консервации рели­гиозных устоев способствует то обсто­ятельство, что Саудовская Аравия оста­ется одной из немногих стран мира, име­ющих теократическое государственное устройство.

Помимо муваххидов среди арабов Сау­довской Аравии есть некоторое число шиитов (в Эль-Хасе) и ортодоксальных суннитов (в Хиджазе и Асире).


2015 www.global-echo.ru