Азия

Ирак

       Содержание:

Экономика Ирака

Иракская Республика получила в наследство от британского империализма и установленного им колониально- монархического режима  отсталую  экономику  с крайне низким техническим уровнем и примитивной аграрно-сырьевой структу­рой.

 Нефтяная промышленность — самая развитая и прибыльная отрасль экономики Ирака. Однако вплоть до 1972 г. все основные месторождения и почти вся добыча нефти находились в руках англо-американских  монополий, которые получали от эксплуатации природных ресурсов этой страны огромные доходы.

Революция 1958 г. открыла для Ирака перспективы  независимого  экономического

развития. Уже на ее первом этапе трудящиеся массы добились известных успехов в повышении жизненного уровня улучшении условий труда: были приняты законы о 8-часовом рабочем дне, о минимуме заработной платы, о снижении арендной платы за жилище и др. По закону об аграрной реформе, изданному вскоре после провозглашения республики, был установлен максимальный размер земельных владений в 500 га неорошаемой и 250 га орошаемой земли. Изымаемые у крупных собственников земельные излишки, а также земли, принадлежавшие раньше королевской семье, передаваться (за плату с рассрочкой на 20 лет) безземельным и малоземельным крестьянам (по 15—20 га неорошаемой и 7,5—15 га орошаемой земли на хозяйство). В мае 1970 г. был принят новый аграрный закон, согласно которому значительно урезан размер максимального надела (до 250 га неорошаемой —150 га орошаемой земли), отменена компенсация за изымаемые у помещиков земли, предусматривается кооперирование крестьян, получающих землю.

Всего с 1958 по 1976 г. у крупных собственников было изъято 2,5 млн. га земли из которых распределено среди безземельных и малоземельных крестьян 1,55 млн. га земли.

В Ираке 75,3 тыс. кв. км пригодных к обработке земель, но пока обрабатыва­ешь 1/3 земельного фонда. Земледелие развито главным образом в Нижней Месопотамии, а также в предгорьях северного Ирака. В южных и центральных районах (Басра, Мунтафик, Хилла, Кербела,   Эд-Дивания,   Багдад,   Дияла и др.) оно исключительно поливное. Бо­гарное земледелие развито в северных районах (Мосул, Сулеймания, Эрбиль и Киркук), занимая там 33% пригодных для обработки земель. Ирак — одна из стран с очень низкой урожайностью сельскохозяйственных культур. Расте­ниеводство имеет здесь ярко выраженный экстенсивный характер. Зерновые зани­мают 90% всей посевной площади, но их сбор резко отстает от потребностей населения страны. Остальные 10% посевной пло­щади приходятся на хлопчатник, табак, финиковую пальму. По производству и вывозу фиников Ирак занимает первое место в мире (80% мирового экспорта фиников).

В Ираке проводятся мероприятия для повышения общей культуры сельскохо­зяйственного производства, механизация сельскохозяйственных работ. Создаются государственные хозяйства и кооперати­вы, селекционные станции и специализи­рованные фермы. Госхозы специализиру­ются главным образом на возделывании сахарной свеклы и риса. В соответствии с законом об аграрной реформе 1970 г. в Ираке создавались сельскохозяйствен­ные кооперативы, где обобществля­лись обрабатываемые земли и орудия производства.

Скотоводство — вторая по значению отрасль сельскохозяйственного производ­ства. Оно имеет отсталый экстенсивный характер. Наиболее благоприятны усло­вия для скотоводства в Верхней Месопо­тамии и Эль-Бадийе, где весной бывает сочный травяной покров. В летнее время, когда трава в степях и полупустынях выгорает, пастухи со своими стадами поднимаются в горы. Разводят в основном овец (свыше 15 млн. голов), коз (около 2 млн.), крупный рогатый скот (2 млн.), верблюдов, ослов и лошадей арабской породы.

Фабрично-заводское производство Ирака находится в стадии становления. Доля промышленности (без нефтедобы­вающей) в национальном доходе состав­ляет 10,9%. В стране преобладают мелкие кустарные и полукустарные мастерские. Крупные заводы и фабрики немногочи­сленны. Они построены в 1960—1970-е годы, входят в государственный сектор и дают 75% промышленной продукции Ирака.

В 1960х-1970х годах боль­шое внимание уделялось индустриализа­ции страны. На первом этапе взят курс на  ликвидацию засилья иностранного монополистического капитала в добывающей промышленности и на установление полного государственного контроля над при­родными богатствами страны. В 1964 г. была создана Иракская национальная нефтяная компания (ИННК). Однако организовать разработку нефти на терри­тории, отобранной у иностранных нефтя­ных монополий (по закону 1961 г.), ИННК первоначально не могла, так как ее деятельность была парализована реак­ционными силами.

Лишь с апреля 1972 г. нефть стала разрабатываться на государственных промыслах, организованных в Северной Румайле (в районе города Басра).

Первая очередь этих промыслов была рассчитана на добычу 5 млн. т нефти в год. После ввода в строй 20 новых скважин добыча  уже в 1975 г. достигла 18 млн. т, а к началу 1980 г. общее количество добыва­емой нефти составило более 40 млн. т в год. Открытие в Северной Румайле богатейших месторождений и организация здесь весьма перспективных нефтепромыслов активизировали и расширили поле деятельности ИННК.

В мае 1972 г. иракское правительство предложило «Ирак петролеум компани» (крупнейшей из трех иностранных нефтяных монополий, обосновавшихся на иракской земле в колониальный период увеличить добычу нефти до 58 млн. в год, а вывозить лишь 30 млн. т, передавая остальную часть Ираку, либо увели­чить соответственно совместную нефте­добычу. ИПК отклонила это справедли­вое требование правительства Ирака. В ответ на отказ 1 июня 1972 г. было объявлено о национализации оборудова­ния и всей другой собственности «Ирак петролеум компани». Решительные дей­ствия руководства Иракской Республики оказались для ИПК неожиданными, и она начала угрожать санкциями империалистических, держав. Однако повернуть историю вспять было уже тогда невозможно.

Правительство соседней Сирии национализировало часть нефтепровода ИПК, находящуюся на сирийской территории. Ирак был поддержан также и другими арабскими странами Ближнего Востока.

1 марта 1973 г. с ИННК была слита вторая иностранная компания — «Мосул петролеум компани», а 7 октября того года под государственный контроль было взято около 1/3 акций третьей иностранной компании — «Басра петролеум компани». После того как в конце 1975 г. был нанесен последний удар по позициям иностранных нефтяных монополий (национализированы активы «Бритиш петролеум компани» и «Компани Франсэз де петроль»), разработки нефти, производимые на территории Ирака, оказались полностью под государственным контролем.

Установление контроля над нефтяными ресурсами, нефтеразработкой и торгов­лей нефтью позволили Ираку резко уве­личить добычу нефти и занять одно из ведущих мест среди экспортирующих нефть стран капиталистического мира. В 1976 г. было добыто 112 млн. т нефти. Крупные нефтепромыслы находятся на севере Ирака, в районе Киркука (Джабур, Бай-Хассан и др.). Они известны мощ­ными фонтанирующими скважинами, ко­торых здесь более 70.

Промыслы Киркука связаны нефтепро­водами с Триполи, Баниясом и Дортиёлем — портами на побережье Средизем­ного моря. Общая пропускная способ­ность этих нефтепроводов около 70 млн. т в год. Поддержание непрерывного пото­ка нефти в трубопроводах довольно сложная задача, если учесть, что в неко­торых местах трубы поднимаются на вы­соту более 800 м, а в ряде случаев прохо­дят по дну глубоких впадин.

Вдоль нефтепроводов построены мощ­ные насосные станции с силовыми уста­новками, ремонтными мастерскими, иногда даже с аэродромами. Все станции связаны между собой автомобильной до­рогой, телефоном и радио. Часть добытой нефти перерабатывается на заводах в Киркуке и Эль-Хадите.

На севере же Ирака, в районе Мосула, находятся нефтепромыслы Айн-Зала, Гайяра, Бутма и др. Мосульская нефть в отличие от киркукской тяжелая и добыва­ется в основном для производства мине­ральных масел на нефтеперерабатывающем заводе в Гайяре (мощность 133 тыс. т в год).

В средней части Ирака у подножия Загроса расположено Ханакинское ме­сторождение. С 1925 г. там ведутся разра­ботки в местечке Нафт-Хане. Эти нефте­промыслы соединены трубопроводом с нефтеперерабатывающим заводом в Аль-ванде (близ Ханакина).

Южные нефтяные месторождения Ира­ка простираются от нижнего течения Евфрата до Персидского залива, но разработка ведется в основном в Эз-Зубайре (с 1949 г.) и Эр-Румайле (с 1953 г.). Добытая нефть по трубопроводу длиной 138 км и пропускной способностью 12 млн. т в год транспортируется в порты Фао и Умм-Каср для экспорта, а также в Басру, где находится построен­ный в 1974 г. нефтеперерабатывающий завод мощностью 3,5 млн. нефтепродуктов в год.

В 1975 г. завершилось строительство нефтепровода Хадита-Фао (пропускной способностью с севера на юг — 48 млн. т в год и с юга на север — 44 млн. т).

Ввод в эксплуатацию этого нефтепровода открывает перед Ираком большие воз­можности для транспортировки нефти из Южного Ирака к средиземноморским портам и нефти из района Киркука к пор­там Персидского залива.

В стране имеется шесть нефтеперераба­тывающих заводов и в стадии строитель­ства находится мосульский нефтеперерабатывающий завод.

Огромные запасы дешевого нефтяного газа, свыше 500 млрд. куб. м, в хозяй­стве Ирака используются пока недоста­точно. Первый газопровод из Киркука в Багдад длиной 320 км и с пропускной способностью до 800 млн. куб. м газа в год построен после революции 1958 г.

В Ираке разрабатываются месторожде­ния серы в Мишраке, близ Мосула, позво­ляющие экспортировать до 1 млн. т серы ежегодно. В Западной пустыне разраба­тываются фосфатные залежи, в других районах добывают мрамор, соль, кварц.

Революционные мероприятия прави­тельства Ирака не только укрепили его позиции в деле установления государственного контроля над своими природ­ными богатствами, но и значительно повысили национальный доход, получа­емый от них.

Только за 1973—1975 гг. доходы от продажи нефти возросли с 1,5 млрд. до 8,4 млрд. долл. Это позволило Иракской Республике увеличить ассигнования на хозяйственное  и  культурное  развитие.

Так, капиталовложения в экономику на 1974/75 г. составили почти столько же, сколько было ассигновано на развитие народного хозяйства за всю вторую ирак­скую «пятилетку» (1971—1975). В тре­тьей «пятилетке» (1976—1980) на эконо­мическое развитие страны было вы­делено в 4 раза больше средств. По этой программе  предусматривалось дальнейшее развитие национальной многоотраслевой промышленности, которая должна повысить национальный доход и ослабить экономическую зависимость страны от экспорта нефти.

Помимо нефтяной промышленности происходит развитие следующих отраслей: электротехническая, маши­ностроительная, фармацевтическая, сте­кольная. Созданы ядерный реактор и центр ядерных исследований. Среди построен­ных промышленных предприятий электротехнический и фармацевтический заводы и швейная фабрика в Багдаде, завод сельскохозяйственных машин в Эль-Искандарии, текстильный комбинат и чулочно - трикотажная фабрика в Эль-Куте и др. На территории Ирака ведется разведка полезных ископаемых, проектно-изыскательные работы для строитель­ства и реконструкции железнодорожных путей, расширения ирригационной сети. В 1972 г. близ Мосула начата разработка месторожде­ния серы. С 1975 по 1976 г. сооружалось или было введено в действие свыше 200 предпри­ятий, электростанций, транспортных ма­гистралей, гидросооружений.

В Ираке имеется довольно значитель­ная сеть железных и автомобильных дорог, при этом большая часть внутрен­них перевозок (до 70%) осуществляется автомобильным транспортом и лишь 20% их — железнодорожным. Общая протя­женность автомобильных дорог — 12 тыс. км. Длина железных дорог около 2,5 тыс. км, в том числе 1.4 тыс. км стандартной колеи, а осталь­ные — узкоколейные. Построена дорога Багдад — Басра (565 км), заменившая сооруженный еще англичанами узкоколейный путь. Создающаяся теперь единая желез­нодорожная сеть будет способствовать оживлению внутренних межрайонных связей, а также расширению внешнеэко­номических связей с соседними странами и транзитных перевозок. В южных пустынных районах есть лишь грунтовые дороги, частично пригодные для автотранспорта. Из них наиболее оживленной является «путь паломни­ков»— дорога, связывающая шиитские религиозные центры Кербелу и Эн-Над-жаф с Меккой и Мединой в Саудовской Аравии.

Быстрыми темпами развивается мор­ской, главным образом танкерный, флот Ирака. С вводом в эксплуатацию 9 круп­нотоннажных судов (7 из них закуплены в Испании) В 1978 г. иракский танкерный флот насчитывал 19 судов. Общий же тоннаж торгового флота превысил 400 тыс. т. Основной узел водных путей сообщения находится в Басре (порт Маргил), где заканчивается Багдадская желез­нодорожная магистраль и формирует­ся второй торгово-промышленный центр страны. Хотя Басра и находится на р. Шатт-эль-Араб, в 110 км от Персид­ского залива, она доступна морским судам водоизмещением до 12 тыс. т.

Главные нефтеэкспортные порты Ирака — Фао (в устье Шатт-эль-Араба), Умм-Каср, построенный в Персидском заливе для приема танкеров грузоподъемностью до 35 тыс. т., нефтеналивной причал Аль-Бакр. Построена судоверфь в Басре. Общая длина нефтепроводов Ира­ка — 2,9 тыс. км.

Ираку принадлежит видное место в системе международных воздушных сооб­щений. Аэропорт Багдада по своему оборудованию и пропускной способности считается одним из лучших на Ближнем Востоке.

Революция 1958 г. существенно изме­нила географию и структуру международ­ных экономических связей и внешней торговли Ирака. Вместо прежней си­стемы отношений колониальной зависи­мости, угнетения и эксплуатации возник и стал успешно развиваться новый меха­низм внешнеэкономических взаимоотношении, основанных на равноправии, взаимовыгодности и невмешательстве во внутренние дела своих партнеров.

Иракско-российские экономические и торговые отношения развиваются с пер­вых лет существования Иракской Республики (на основании соглашений 1958, 1969 и 1971 гг.). Подписанный в 1972 г. между Ираком и Советским Союзом договор о дружбе и сотрудничестве закре­пил и значительно расширил внеш­неэкономические связи.

В последние годы стало заметно укре­пляться сотрудничество Ирака со стра­нами  арабского  мира,  основанное  на принципах межарабской региональной интеграции (Лига арабских стран, Об­щий арабский рынок, Арабский фонд и др.).

Из индустриальных капиталистических стран с Ираком наиболее активно тор­гуют Франция, Великобритания, Германия и Япония.

Структура внешней торговли Ирака еще сохраняет отпечаток колониальной односторонности. Главной статьей экспорта по-прежнему служит нефть, на которую приходится 95% всех валютных поступлений, а также финики. Лишь в самые последние годы важное место в иракском экспорте заняла сера. Ирак­ская Республика крупный экспортер нефтепродуктов и сжижен­ного природного газа.

В Ираке ограничивается импорт тех то­варов, которые могут производить пред­приятия местной промышленности, и стимулируется экспорт национальной продукции.


2015 www.global-echo.ru