Азия

Ирак

       Содержание:

Население Ирака

Этнический состав Ирака не так сложен, как в Иране или Афганистане. Приблизи­тельно 80% населения составляют арабы, 18% — курды, остальное — персы, тур­ки, ассирийцы, армяне, туркмены и др. Арабы сосредоточены в основном в юж­ных и центральных областях, курды, турки и ассирийцы — на севере и северо-западе, персы — на юге и в погранич­ных с Ираном районах, армяне — в го­родах.

Некоторая часть арабов Ирака со­храняет племенное деление. В стране насчитывается больше сотни кочевых, полукочевых и оседлых племен. Крупней­шие из них — шаммар-джарба и аназа-амарат на севере, мунтефик, кяб, бени лям, дулейм, акейдат, джбур, хазаиль, убейд, бени хасан, фатла на юге и в центре страны. Племенное деление сохраняют и курды. Самые многочисленные курдские племена Ирака — дизаи, джар, миралда-ли, бабан, барзан, барзинджан.

Антропологически в Ираке представле­ны все три группы южных европеоидов. Признаки переднеазиатской, или арменоидной, группы характерны для большей части арабов, армян, ассирийцев. Индо-памирские черты свойственны курдам и персам. Средиземноморскими антрополо­гическими чертами характеризуется неко­торая часть арабов (преимущественно ко­чевники или сравнительно недавно осев­шие выходцы из кочевых племен) и тур­ки. На юге страны можно встретить ара­бов, в облике которых заметна негроид­ная примесь: это объясняется смешением их с вывозившимися в средние века из Африки рабами-неграми.

По языковой принадлежности арабы и ассирийцы принадлежат к семитской группе семито-хамитской лингвистиче­ской семьи. Сюда же относятся и ирак­ские евреи, говорящие по-арабски. Курды и персы говорят на языках западноиранской подгруппы иранской группы индоевропейской семьи, турки и туркмены —на языках тюркской группы. Армяне сохра­няют свой язык, занимающий обособлен­ное положение в индоевропейской линг­вистической семье.

Официальным языком в Ираке явля­ется арабский, а в Курдистане наряду с ним — курдский. На арабском литера­турном языке ведется все официальное делопроизводство, обучение, радио- и те­левещание, издается литература. Для существующего, наряду с ним иракского разговорного диалекта характерны арамеизмы, т. е. заимствования из арамейского языка доарабского населения Ира­ка, а также некоторые заимствования из персидского и турецкого языков. Многие образованные иракцы, говоря на литера­турном языке, употребляют и диалектные обороты.

Курды

Подавляющее большинство населения Ирака (96%) —мусульмане шиитского и суннитского толков. Среди арабов Ирака шиитов несколько больше, чем суннитов. К первым в основном принадлежат арабы южных и центральных областей, ко вто­рым — арабы, живущие на севере, в Багдаде, в Эль-Бадийе. В годы турецкого владычества суннизм часто принимали те из иракских арабов-шиитов, которые были связаны с османской администраци­ей; поэтому и сейчас в верхушечных слоях населения процент суннитов не­сколько выше. Из неарабских народов страны большая часть курдов, турки, туркмены и черкесы — сунниты, пер­сы — шииты. В Ираке находятся два свя­щенных города шиитов — Эн-Наджаф и Кербела, где сохранились гробницы шиитских имамов куда совершают паломничество шииты всего мира. 3% населения страны — христиане, 1% — йезиды, мандейцы и иудаисты. К числу христиан относятся арабы-якобиты, арабы сиро-католики и приверженцы некоторых других религиозных толков; подавляющее большинство ассирийцев - несториане и халдо-католики; среди армян есть как армяно-григориане, так и армяно-католики.

К йезидам принадлежат 70 тыс. курдов, живущих в районе Синджара. Еще меньше, всего 14 тыс., насчитывается мандейцев, или сабейцев, — потомков древних ассировавиловян, сохранивших доисламский культ астрального бога, свои написанные на близком к ассирийскому языке священные книги, молельные дома, религиозные праздники и т. д. Иудаистов-евреев после выезда их основной массы в Израиль осталось в Ираке немного. Формирование арабского народа Ирака как развитой этнической общности современного типа долгое время тормозилось Ирак экономическим и культурным застоем в годы османского, а затем британского господства. К этому добавлялось то обстоятельство, что турецкие и англий­ские власти сознательно поддерживали религиозные распри между суннитами и шиитами, разжигали противоречия между оседлым и кочевым населением и меж­племенные конфликты. Однако в период между двумя мировыми войнами положе­ние существенно изменилось. Развитие капиталистических отношений в городе и деревне, рост национальной буржуазии и рабочего класса, заметные сдвиги в куль­турной жизни, и в частности в области народного образования, подготовка на­циональных кадров интеллигенции, рас­пространение литературы и литературно­го языка — все это ускорило националь­ную консолидацию арабов Ирака. Боль­шое значение в этом отношении имело также развертывание освободительной борьбы против английских колонизато­ров, способствовавшее ослаблению кон­фессиональной и племенной разобщен­ности и росту национального самосо­знания.

Одна из улиц Багдада

Турецкое и английское владычество, а затем реакционный монархический ре­жим отрицательно сказались также и на развитии межэтнических отношений в Ираке. В стране постоянно вспыхивали и разжигались арабо-турецкие, арабо-ассирийские, а в последнее время особенно арабо-курдские столкновения. После пер­вой мировой войны начались вооружен­ные выступления курдов против англо­иракской администрации.

Наиболее активную борьбу за свои национальные права иракские курды на­чали в конце второй мировой войны: они подняли восстание, которое было же­стоко подавлено английскими колониаль­ными властями.

С 1968 г. начали предприниматься важные шаги для мирного, демократи­ческого решения курдского вопроса В марте 1971 г. было подписано согла­шение между правительством Ирака и курдскими руководителями, предусма­тривавшее предоставление автономии Курдистану. В соответствии с ним 11 марта 1974 г. был издан закон о курдской автономии, предоставивший курдам рав­ные права с арабами.

По оценке 2009 г., в Ираке проживает около 31 млн. человек, это почти в 11 раз больше, чем насчитывалось в стране во времена британского мандата.

В настоящее время иракское население ежегодно растет в среднем на 3,2% (миро­вой прирост населения составляет около 2%). Рождаемость здесь значительно пре­вышает смертность. Высокий естествен­ный прирост населения связан с восточ­ной традицией иметь многодетные семьи и с запрещением исламом искусственного регулирования рождаемости.

Экономически активное население в начале 1970-х гг. составляло около 30% населения страны, и свыше половины его было занято в сельском хозяйстве (в том числе около 10% — кочевым и полукоче­вым скотоводством). Остальное — в про­мышленности (7%), строительстве и на транспорте (8,5%), в торговле и прочих отраслях. Иракский рабочий класс еще сравнительно немногочислен (около 200 тыс. человек).

По территории страны население раз­мещено неравномерно. Средняя плот­ность составляет около 25 человек на 1 кв. км. Наиболее густо заселена цен­тральная часть Месопотамии — губерна­торство Багдад, берега Тигра и Евфрата южнее столицы, бассейн р. Диялы, а на севере — губернаторство Мосул.

В городах проживает около 60% жите­лей страны. Крупнейшие из них — Баг­дад (около 5,3 млн. жителей, оценка на анварь 2008 г.), Басра (2,3 млн.), Мосул (1,8 млн.), Киркук (1,2 млн). В осталь­ных городах численность населения коле­блется от 10 тыс. до 1 млн. человек. Промышленность в них развита очень слабо, и коренное их население занято в основ­ном административной и торгово-ремесленной деятельностью. В небольших го­родских поселениях жители еще не порвали с сельским хозяйством и занима­ются выращиванием овощей и фруктов.

Жилые строения иракских деревень однотипны, как и в других странах исла­ма. Исключение составляют селения «бо­лотных арабов» в заболоченной части Нижней Месопотамии. Там среди трост­никовых зарослей люди живут в примитивных хижинах из камыша. Главные занятия «болотных арабов» — разведение буйволов и выращивание риса.


2015 www.global-echo.ru