Азия

Иран

       Содержание:

Экономика Ирана

Самое характерное для экономики современного Ирана — это завершение пере хода от полуфеодальных социально-экономических отношений к капиталистическим и превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную. Правящие кру­ги Ирана поставили задачу индустриа­лизировать страну, создать многоотрас­левое хозяйство, способное через 15— 20 лет обеспечивать в основном внутрен­ние потребности страны, и стать круп­ным экспортером промышленной про­дукции.

В первой половине 70-х годов эконо­мика Ирана развивалась быстро. Валовой национальный продукт (ВНП) возрастал ежегодно более чем на 10% и составил в 1975 г. 20,7 млрд. долл., что превышало валовой национальный продукт 1960 г. почти в 5 раз. Резко изменилось соотно­шение долей основных отраслей эконо­мики в ВНП. Если в 1941 г. доля сель­ского хозяйства в ВНП составляла 71 и в промышленности 25%, а в 1962 г. — соответственно 28 и 33 %, то в 1972 г. доля сельского хозяйства в ВНП уменьшилась до 15%, а доля промышленности увеличи­лась до 43%. Однако под влиянием экономического кризиса в капиталистическом мире темпы экономического развития Ирана снизились, рост ВНП в 1976 г. составил уже 4,9%.

О промышленном развитии страны свидетельствовало и сокращение, доли заня­тости сельского населения в производстве национального дохода. Если 30 лет назад сельское население Ирана, составлявшее 78% всех жителей страны, производило 3/4 национального дохода, то теперь 60% населения, проживающего в сельской местности, производит уже менее 1/5 национального дохода.

Экономическое развитие Ирана стало возможным благодаря огромным дохо­дам от нефти. В июле 1973 г. Иран добился полного контроля над своими нефтяными ресурсами. В связи с разра­зившимся в 70-х годах в капиталистиче­ском мире энергетическим кризисом Иран стал получать огромное количество валюты (в 1973 г. — 6,3 млрд., в 1974 г. — 18,6 млрд., в 1975 и 1976 гг. — около 1 млрд. долл. в год), значительная часть которой направлялась на развитие эко­номики. Годовой бюджет страны за 15 лет возрос примерно в 20 раз, соста­вив в 1977 г. около 50 млрд. долл.

В будущем Иран смог получать значительные средства и от продажи газа, который до недавнего вре­мени бесполезно сжигался в факелах в местах добычи нефти, а также от раз­вития горнодобывающей промышленно­сти.

В ноябре 1975 г. в Тегеране было под­писано два многосторонних соглашения на компенсационной основе о поставке иранского природного газа в Германию, Австрию и Францию через территорию СССР и Чехии по 13,4 млрд. куб. м ежегодно, начиная с января 1981-го и вплоть до 2003 г. В со­ответствии с этими соглашениями постав­ляемый Ираном газ потреблялся в России, а в Германию, Францию и Австрию поставлялось эквивалент­ное количество российского природного газа. До обострения внутриполитиче­ской обстановки Иран по экспорту при­родного газа занимал третье место среди капиталистических и развивающихся стран.

На экономическое развитие Ирана бла­готворное влияние оказало улучшение отношений с СССР. В 60-е годы между СССР и Ираном был заключен ряд дого­воров и соглашений, в том числе об ока­зании экономического и технического со­действия в строительстве Исфаханского металлургического завода и других пред­приятий.

В 1962 г. иранским правительством были разработаны, а 26 января 1963 г. (по старому иранскому календарю — 6 бахмана 1341 г.) утверждены референ­думом социально-экономические рефор­мы, названные «белой революцией», или «революцией 6-го бахмана». Они каса­лись вопросов осуществления земельной реформы, национализации лесов и пастбищ, продажи государственных пред­приятий частным лицам в целях получе­ния средств для финансирования земель­ной реформы и поощрения частнокапита­листического предпринимательства, со­здания «корпуса просвещения».

Однако в условиях режима личной вла­сти и постоянного несоблюдения кон­ституционных норм, проведение реформ сопровождалось многочисленными нару­шениями законности. Коррупция, рас­хищение государственных средств, злоупотребления властью привели к тому, что результатами реформ воспользовалась численно небольшая имущая верхушка общества. Что же касается широ­ких народных масс, а также так назы­ваемых средних слоев, то они продолжа­ли страдать от безработицы, неуклонного роста стоимости жизни и бесправия. Отрицательно сказывался на положении трудящихся также безудержный рост непроизводительных (военных и других) расходов, в частности, на содер­жание аппарата насилия (тайной поли­ции, жандармерии и других), вызывав­ших всеобщее недовольство. Ежегодно Иран расходовал около трети государ­ственного бюджета (в 1978 г. — 10 млрд. долл.) на закупки современ­ного оружия (главным образом в США) и на другие военные цели.

До начала претворения в жизнь аграр­ной реформы Иран был страной крупно­го полуфеодально-помещичьего землевладения. Шаху, его семье, помещикам, вождям племен, высшему духовенству, т. е. небольшому кругу семей, составляв­шим примерно 1% населения страны, принадлежало свыше 80% пригодных к обработке земель. На долю же мелких землевладельцев приходилось всего лишь около 12—15% всех обрабаты­ваемых  земель.   Около  70%   крестьян

землей не владели, арендуя ее на кабаль­ных условиях полуфеодальной издоль­щины.

Аграрная реформа ставила своей це­лью не ликвидацию земельной собствен­ности помещиков, а лишь ее ограничение, точнее — ликвидацию крупного земле­владения, ведущегося на полуфеодальной основе. Излишки земель у помещиков подлежали изъятию за выкуп и продаже в рассрочку крестьянам, работающим на этой земле.

Несмотря на сопротивление отдельных крупных феодалов, вождей племен и части духовенства, иранскому правительству удалось, в основном, осуществить земельную реформу и разукрупнить по­мещичьи владения. Полуфеодальное зе­млевладение и землепользование в целом было ликвидировано. Первоначально владения помещиков ограничивались зе­млями одной деревни (вне зависимости от размеров площади имения), затем с 1965 г. размер имений был установлен в пределах от 20 до 150 га (в зависимости от климата и наличия воды).

Разделу не подлежали земли тех име­ний, в которых сельскохозяйственное производство велось на капиталистиче­ской основе (с применением сельскохо­зяйственных машин и наемных рабочих) и размеры которых не превышали 500 га, а также сады. Земельные излишки сверх установленного максимума помещик мог по своему усмотрению «ибо продать своим арендаторам, либо сдать в аренду на 30 лет. В долгосрочную аренду (на 99 лет) сдавались лишь неотчуждаемые земли мечетей — вакфы. Следующий этап реформы (с конца 1968 г.) касался вопросов дальнейшего урегулирования взаимоотношений помещиков с крестья­нами: все земли, отдаваемые ранее поме­щиками в аренду, должны были быть про­даны; предполагалась также интенсивная механизация сельского хозяйства у бо­лее зажиточных крестьян.

Земельная реформа позволила 2,9 млн. крестьянских семей (около 15 млн. чело­век) приобрести небольшие участки земли, в среднем около 2,4 га на одну семью.

Земельная реформа нанесла удар по полуфеодальному землевладению — главной опоре средневекового спосо­ба производства и одному из источни­ков отсталости Ирана — и тем самым расчистила путь для развития сельского хозяйства в капиталистическом направле­нии.

Аграрная реформа изменила социаль­но-экономические отношения в иранской деревне. Помещик перестал быть центральной фигурой деревни, уменьшилась роль ростовщика, в финансировании сельскохозяйственного производства воз­росла роль кооперативного кредита. По­высилась техническая оснащенность сельского хозяйства. Если в 1962 г. один трактор приходился на 9 деревень, то в начале 1970-х гг. — на 2 деревни. За период проведения реформы более чем в 4раза возросло применение минеральных удобрений. Однако усилия иранского правительства, направленные на изме­нение сложившегося веками отсталого сельскохозяйственного производства со средневековыми в целом методами веде­ния растениеводства и животноводства, не дали эффективных результатов. Сель­ское хозяйство не обеспечивает (за не­сением некоторых благоприятных по негодным условиям годов) внутренних потребностей страны. Оно в значитель­ной степени подвержено влиянию стихийных природных явлений, таких, как засуха, наводнения, снегопады и др.

Аграрные преобразования тем не менее привели к определенным сдвигам. Уже за период с 1964 по 1969 г. продукция земледелия возросла примерно на одну треть, что позволило Ирану в начале 1970-х гг. превратиться из импортера в экспортера пшеницы. За 1960—1970-е годы производство пшеницы и ячменя увели­чилось с 2,6 млн. до 6 млн. т риса — с 566 тыс. до 1,45 млн. т, более чем в 2 ра­за возросло производство фруктов и овощей. Однако в середине 70-х годов страна стала вновь испытывать очень острую нехватку продовольствия, особен­но зерна. Импорт продуктов земледелия и животноводства в страну растет из года в год.

Рост сельскохозяйственного производ­ства происходит главным образом путем учения посевных площадей и в мень­шей степени за счет механизации хозяй­ства и применения химических удобре­ний.

За период с 1960 по 1973 г. посевные площади в Иране увеличились с 6,4 млн. до 8 млн. га. В результате строительства 12 новых плотин и ввода их в действие площадь обрабатываемых зе­мель увеличится в начале 80-х годов до 10—12 млн. га. Намечается построить первые установки по опреснению соле­ной воды, что также позволит увеличить производство сельскохозяйственной про­дукции.

Сейчас темпы роста продукции в сель­ском хозяйстве еще низки (3% при плане 4—5% в год). Невысокая продуктивность иранского растениеводства наряду с низкой  урожайностью  зерновых   культур (7—10 ц/га) связана также с  недоста­точно полным использованием пригодных для обработки площадей. Так, при­близительно из 52 млн. пригодных к обработке земель под посевами и садами занято только около 15%. Пока искус­ственно орошается лишь 45% обрабаты­ваемой площади, а 55% — малопродук­тивная богара.

Сельское хозяйство является одной из главных отраслей иранской экономики, обеспечивающей существование большей части населения страны. Почти 3/4 сель­скохозяйственной продукции дает земле­делие, 1/4 — животноводство и только 1,5% — лесное хозяйство и рыболовство.

Природные предпосылки для развития сельского хозяйства в Иране благоприят­ны. Они позволяют возделывать самые различные культуры — от риса и чая на побережье Каспийского моря (район с обильными осадками) до финиковых пальм в засушливых районах на юге и в изолированных оазисах. Иран произво­дит также тропические фрукты (бананы, манго), фисташки, цитрусовые и другие культуры.

Под зерновыми занято 77% обрабатыва­емых земель. Важнейшими из них явля­ются пшеница (70% посевных площадей

зерновых), ячмень и рис. Пшеницу, как и ячмень, возделывают почти повсеместно. Третье место по площади посевов и сбору занимает рис (стоимость продукции риса в 3 раза превышает стоимость ячменя). Рис выращивают на поливных землях и преимущественно на севере страны. Из технических культур в Иране выращивают хлопчатник, сахарную свеклу, чай,  табак и др.

Животноводство отличается крайней экстенсивностью, так как скот почти всюду в течение круглого года содер­жится на подножном корму; зимой он находится в долинах и на степных равни­нах, летом пасется на горных склонах. Огромный ущерб животноводству нано­сят эпизоотии (чума, ящур, сибирская язва, бруцеллез и др.), засуха и морозы. Животноводством занимаются преиму­щественно кочевые и полукочевые пле­мена. Они содержат около 70 % всего пого­ловья крупного рогатого скота, овец и коз.

На долю экстенсивного скотоводства приходится треть национального дохода, создаваемого   в   сельскохозяйственном производстве. Поголовье скота на протяжении последних 10 лет не только не возросло, но даже несколько уменьшилось. В 1976 г. насчитывалось крупного рогатого скота 5,8 млн., овец — 27 млн., коз - 14 млн. голов.

В 1972 г. иранское правительств утвердило план строительства нескольких крупных аграрно-индустриальных центров. Один из них создается в Марвдаште (провинция Фарс), другой — в Муганской степи.

Таким образом, развитие сельского хозяйства Ирана мыслится посредством вовлечения мелких крестьянских хозяйств в систему капиталистических отношений, с одной стороны, и, с другой — помощью создания аграрно-индустриальных комплексов и кооперативов капиталистического типа.

Однако, несмотря на предпринимаемы правительством меры к подъему сельского хозяйства, поставленная им зада­ча— добиться самообеспечения страны сельскохозяйственными продуктами — в ближайшее время вряд ли может быть решена. Рост внутреннего потребле­ниия (13% в год в среднем) в связи с постоянным приростом населения значительно превышает рост сельскохозяйственного производства (среднегодовой темп роста его за 1968—1972 гг. — 3,9%). В резуль­тате Иран вынужден ежегодно закупать в других странах мно­гие продовольственные товары.

Правительство Ирана проводит курс на индустриализацию страны, пытается пре­вратить ее в промышленно развитое государство

Опираясь на постоянно растущие до­воды от нефти (они покрывают примерно80% валютных и более 50% государственных расходов), Иран производит диверси­фикацию, т. е. усиливает тенденцию к многообразию структуры своей экономи­ки. Создаются такие новые для этой страны отрасли промышленности, как ме­таллургия, машиностроение, автомобиле­строение, химическая промышленность, электротехника, добыча и переработка нефти и других полезных ископаемых, строительство ирригационных сооруже­ний, электростанций (в том числе атом­ных).

Иностранные международные компа­нии охотно идут на вложение своих капи­талов в совместные предприятия в Иране. Монополии США, Англии, Франции, Германии, Японии и других капиталистических стран отводят Ирану роль опорной базы для своей деятельности на Ближнем и Среднем Востоке. Создаваемые ими на паях с иранским капиталом (иностранные капиталы по иранским законам не дол­жны превышать 50% совместных капи­таловложений) акционерные компании завоевывают не только иранский рынок, но уже выходят на региональные между­народные рынки сбыта.

В 1970-х в Иране осно­вана тяже­лая промышленность. Характерно, что новая промышленность в стране созда­ется на уровне самой современной техни­ки. Первенец иранской металлургии — металлургический завод в Исфахане был построен на основании советско-иранс­кого соглашения 1966 г. и вступил в строй в 1973 г. Его первоначальная мощность определена в 600 тыс. т стали в год, мощность второй очереди — 1,2 млн. т с последующим увеличением до 1,9 и затем до 4 млн. т стали в год. С заверше­нием строительства металлургического завода Иран избавился от необходимости импортировать значительное количество стали и металлоизделий из-за границы.

В 1972 г. вступили в строй машино­строительный завод в Араке, и машиностроительный завод в Тебризе. Там же в 1971 г. при помощи Румынии был построен тракторный завод. Вступили в строй заводы алюминиевой, автомобиль­ной, нефтехимической и других отраслей промышленности. Только в начале 1970-х гг. было введено в строй 115 промышленных объектов, в том числе такие крупные, как трансиранский газопровод, нефтехимический комплекс в Бендер-Шахпуре, целлюлозно-бумажный ком­бинат в Хафттепе и др.

Развиваются и старые традиционные отрасли иранской обрабатывающей про­мышленности, например текстильная. Теперь Иран производит 92% нужных ему товаров широкого потребления. Если лет 10—15 назад в этой стране производилось лишь 1 млн. м ткани в год, то те­перь — 480 млн. м; строятся три фабри­ки по производству акрилина, полисти­рола и нейлона. Иран начинает прода­вать помимо традиционных предметов иранского экспорта (ковры, хлопок, фрукты, кожи) многие промышленные изделия: ткани, обувь, автобусы, автомо­били, холодильники.

Построены стале­плавильные заводы в Бендер-Аббасе, Ахвазе, Бушире, Серахсе и Мешхеде. Металлургические заводы в Ахвазе и Бу­шире (на побережье Персидского залива) используют железную руду, при­возимую из Индии, а в качестве топли­ва — газ.

В декабре 1974 г. Франция и Иран подписали несколько соглашений об эко­номическом сотрудничестве на сумму 7 млрд. долл., в том числе соглашения о строительстве в Иране пяти атомных эле­ктростанций, завода по производству ис­кусственных удобрений, завода по сжи­жению газа, завода специальных сталей, автосборочного завода.

Самой развитой отраслью добывающей промышленности Ирана является нефтя­ная промышленность. В 1971 г. Иран стал акционером важнейшего дочернего предприятия западногерманской компании «Фридрю Крупп Хюттенверке АГ», — в Тегеране была образована совместная фирма, которая планировала строительство в Иране ряда предприятий: цементных и сахарных заводов, заводов по производству запас­ных частей для автомобильной промыш­ленности, металлургического комбинат и др.

Несмотря на поощрение деятельности частного сектора и стимулирование част­ных капиталовложений, значительная часть капиталовложений приходится на государственный сектор. Доля его в капи­таловложениях возросла с 34% в 1962 г. до 45% в 1969 г., и эта тенденция продол­жает развиваться.

Иностранный частный капитал прони­кает в Иран в форме смешанных компа­ний (совместных с иранским капиталом). Так, в 1974 г. в Иране вступил в строй большой ирано-американский завод «Дженерал моторс-Иран», производя­щий 10 тыс. автомашин в год (преду­сматривается расширение его мощно­сти до 50 тыс.). В 1976 г. в стране бы­ло выпущено 140 тыс. автомобилей. После того как в июле 1974 г. Иран вышел на первое место в мире среди стран — экспортеров нефти и занял третье место после США и России по ее добыче, но в 1973 г. его опередила по добыче Саудовская Аравия. В 1976 г. в Иране было добыто около 295 млн. т нефти.

После ввода в действие трансиранского газопровода газ стал широко применяться в промышленности и быту, особенно в столице. В 1973 г. построен новый газо­провод Серахс — Мешхед.

С завершением строительства несколь­ких гидроэлектростанций (на реках Кередж — около Тегерана, Сефидруд — на севере, Диз — на юге и др.) общее произ­водство электроэнергии в стране возро­сло с 0,7 млрд. кВт ч в 1960 г. до 15 млрд. кВт-ч в 1975 г. Высоковольтные линии передач связывают ГЭС со столицей и другими крупными городами страны (общая их протяженность превышает 3000 км). Производство электроэнергии в 1978 г. до 27,5 млрд. кВт-ч. Однако предполагается, что через 20 лет, когда нефтяные запасы в стране сократятся, большую часть энергии будут производить атомные электростанции.

Таким образом, располагая огромными доходами от нефти, Иран теоретически мог бы пре­вратиться в капиталистическое государ­ство с довольно развитой современной экономикой. Но несмотря на громадные возможности, которые давал экспорт нефти, экономические и социальные программы страны не были выполнены.

Между планами и действительностью имеется очень большой разрыв. В стране чествует безработица (избыток неква­лифицированной рабочей силы), а сред­ний доход на душу населения весьма не­высок. Растет стоимость жизни, особенно жилья. Развитие экономики сопровожда­ется обострением процесса социального расслоения. Урбанизация лишает дерев­ню рабочих рук. Паломничество в горо­да ведет к тому, что тысячи семей вче­рашних деревенских жителей вынужде­ны селиться в городских трущобах. Тяж­ким бременем для страны стали огромные военные расходы, даже по официаль­ным данным превышавшие 20 процентов государственного бюджета.

Игнорирование насущных социально-экономических проблем Ирана привело в 1978 г. к крайне острому внутриполитическому кризису.  

В конкурентной борьбе с крупными монополистическими объ­единениями ежегодно прекращают су­ществование сотни мелких фирм. Уже тесно связанный с международным капиталистическим рынком, Иран все силь­нее подвергался воздействию инфляции, валютно-финансовых неурядиц, колеба­ниям конъюнктуры. Резко подорожали импортные товары, возросли расходы на вооружение, остро ощущается нехватка квалифицированных рабочих, инжене­ров и других специалистов. Реализация ряда государственных и частных проек­тов откладывалась. Например, намечен­ная шестым пятилетним планом цифра выплавки стали в 15 млн. т (к 1983 г.) сни­жена до 7 млн. т. Урезались планы строи­тельства университетских корпусов, больниц, а также программы благоустройства и социального развития.

Крупные магистрали, пересекающие всю страну, сходятся в Тегеране, в силу чего иранская столица непосредственно связана со всеми районами страны. Авто­мобильный транспорт в современном Иране играет первостепенную роль. Автомобильные грузоперевозки в 3 раза превышают перевозки по железным до­рогам.

До второй мировой войны в Иране была только одна крупная трансиранская железная дорога протяженностью 1394 км, соединяющая порт Бендер-Шахпур на Персидском заливе с портом Бендер-Шах на Каспийском море. Теперь общая протяженность железнодорожных линий Ирана превысила 5 тыс. км. Все железные дороги принадлежат государ­ству.

В начале 70-х годов было завершено строительство железных дорог Тегеран — Иезд — Керман, с веткой на Исфахан, а также ветки от Шерефхане до Татвана (Турция), которая соединила Иран че­рез Турцию со странами Западной Ев­ропы. Железнодорожная линия Кер­ман — Захедан свяжет Иран (и Турцию) с Пакистаном.

К началу 80-х годов было намечено постро­ить еще около 2 тыс. км железных дорог. Существующая линия Тегеран—Мешхед была продлена на восток до афганского города Герат. Также была сооружена железная дорога от Мешхеда к Керману, с тем чтобы соединить Мешхед с южным портом страны Бен-дер-Аббасом. Построена Железнодорож­ная ветка от нового торгового порта на Каспийском море Ферехабада до города Сари. Электрифицирован железнодорожный путь Тебриз— Джульфа, по кото­рому проходит большой поток грузов из

стран СНГ в Иран и в обратном направлении. Разрабатываются планы строительства железной дороги от Мешхеда до границы с Туркменистаном в Средней Азии и соединение иранской железнодорожной сети с туркменской ж/д сетью в районе Баджгирана. Это проект поможет удовлетворить растущие потребности в перевозках грузов между странами СНГ и Ираном, а также в транзитных перевозках.

Торгово-экономические связи Ирана в конце 20 века получили значительное развитие. Внешняя торговля Ирана в середине 1970-х годов по сравнению с серединой 60-х годов выросла в несколько раз. Импортируются главным образом машины и оборудование, сталь и металлоизделия (15%), электротехническая аппаратура (10%), медицинские и химические материалы (8%) и др. Около 75% импор­та связано с развитием национальной промышленности.

Около 75% общей стоимости товаров продаваемых Ираном за границу, прихо­дится на нефть. Другими экспортными товарами являются ковры, хлопок, су­хофрукты, шкуры и шерсть, руды метал­лов, икра, мыло и стиральный порошок, гуммидрагант.

Главные торговые партнеры Ира­на — Китай, Япония, Германия, Россия, Франция, Италия и Турция. В области внутренней и внешней тор­говли иранское правительство придержи­вается следующих принципов: разрешать импорт тех иностранных товаров, потреб­ность в которых не может быть покрыта за счет местного производства; поощрять производство тех товаров, часть компо­нентов которых производится внутри страны; разрешать в первую очередь импорт товаров из тех стран, которые в свою очередь импортируют иранские то­вары; стимулировать те отрасли промыш­ленности, которые используют местное сырье и экономят иностранную валюту. Новые капиталовложения делаются глав­ным образом в те отрасли, которые производят сырье, полуфабрикаты и средства производства, т. е. те товары, которые составляют сейчас большую часть иранского импорта.


2015 www.global-echo.ru