Азия

Иран

       Содержание:

Население Ирана

Иран наряду с Афганистаном принадле­жит к числу самых многонациональных государств Юго-Западной Азии. Здесь проживает свыше 30 крупных и мелких народов, а если учесть также отдельные племена и этнические группы, в той или иной степени сохранившие культурно-бытовое своеобразие, число их еще боль­ше.

Подавляющее большинство народов Ирана принадлежит к иранской группе индоевропейской языковой семьи и к тюркской группе алтайской языковой семьи (свыше 20%). К первой из них относятся персы, гилянцы, мазанде-ранцы, курды, луры, бахтиары, белуджи, талыши, таты, хазарейцы, джемшиды, афганцы и таджики. Ко второй относятся азербайджанцы, туркмены, каш-кайцы, каджары, афшары, шахсевены, карапапахи, бахарлу, эйналу, нафары, хорасани и др. Из других проживающих в стране народов арабы и ассириицы говорят на языках семитской группы семито-хамитской языковой семьи, армяне — на стоящем особняком языке индоевропейской семьи, грузины на языке картвельской группы кавказской семьи.

Многонациональность Ирана в значи­тельной мере является наследием завоева­тельной политики его древних и средневе­ковых правителей, объединявших под своей властью множество разноязычных племен и народов, а также тех завоеваний, которым подвергался сам Иран. В даль­нейшем сохранению этнической дробно­сти способствовала феодальная отста­лость страны и племенной строй кочевой части населения.

Основная этническая общность — пер­сы — сосредоточена главным образом в центральных и южных районах страны. В других районах, кроме Иранского Азербайджана, они составляют большинство населения городов. К северу от основного ареала расселения персов жи­вут этнически близкие им, но сохраня­ющие ряд диалектных и культурных осо­бенностей гилянцы, мазандеранцы и талыши, к западу — курды, луры и бахтиары, к востоку — афганцы, белуджи, хазарейцы, таджики. Вторая по величине этническая общность — азербайджан­цы — населяет северо-западную часть страны, граничащую с Азербайджаном. С ними соседствуют родственные им полукочевые и оседлые племена афшаров, шахсевенов и карапапахов. На юге страны обитают кашкайцы и некоторые другие тюркские кочевые племена, а также арабы.

В настоящее время персы и иранские азербайджанцы являются сформировавшимися буржуазными  нациями, другие

же народы стоят на различных ступенях этносоциального развития, составляя ча­стью племена, частью народности. Неко­торые из них постепенно ассимилируются с персами, что в известной степени явля­ется результатом политики иранизации, проводимой в стране. Официально счита­ется, что все исповедующие ислам народы страны составляют вместе с персами еди­ную иранскую нацию. Как национальные меньшинства рассматриваются только представители других вероисповеданий: христиане — армяне и ассирийцы; зоро-астрийцы — парсы, или гебры; иудаисты — евреи. При проведении переписи населения 1956 г. впервые было учтено количество говорящих на так называ­емых местных языках, но уже при прове­дении следующей переписи 1966 г. такой учет не проводился.

В последнее время ассимиляционным процессам в Иране способствует также развитие капиталистических отношений, ведущее к смешению и культурно-языко­вому взаимодействию разнонационально­го населения в городах, на нефтепромы­слах, крупных стройках и т. п. Особенно заметна иранизация гилянцев и мазандеранцев. В то же время малочисленные тюркские народы Северного Ирана, а отчасти и ираноязычные талыши ассими­лируются азербайджанцами.

Единственным государственным язы­ком Ирана является в основном сложив­шийся к IX в. так называемый новоперсидский язык, или фарси. На нем ведется все официальное делопроизводство, пре­подавание в школах и высших учебных заведениях. Письменность основана на арабском алфавите, но написание букв отличается  некоторым своеобразием.

По антропологическому типу населя­ющие Иран народы принадлежат к южным группам европеоидной расы, распространенным от Гибралтара до Север­ной Индии и от Центральной Европы до Сахары. При этом персы, азербайджан­цы, курды и большинство малых народов Ирана в основном относятся к индо-памирской антропологической группе, армяне и ассирийцы — к арменоидной, арабы — частью к арменоидной, частью к средиземноморской. Все южные группы европеоидной расы отличаются темной пигментацией волос и глаз.

Подавляющая часть населения Ирана (свыше 96%) исповедует ислам, причем более 90% —мусульмане-шииты и только около 6% —сунниты. Шиизм был провоз­глашен государственной религией страны в 1502 г. основателем Сефевидской дер­жавы Исмаилом I. В Иране шиизм испо­ведуют персы, азербайджанцы, гилянцы,

мазандеранцы, луры, бахтиары, кашкай­цы, шахсевены, талыши, часть курдов, арабов и др. Суннитами являются афган­цы, белуджи, часть курдов и арабов, турк­мены, джемшиды. Есть приверженцы не­которых более частных течений ислама: бехаисты, исмаилиты, шейхиты и др. Как отмечалось, в Иране проживают и пред­ставители других религий. Часть курдов принадлежит к секте йезидов.

Официально в стране провозглашена свобода вероисповеданий, но существует исторически сложившаяся неприязнь ме­жду приверженцами двух основных рели­гиозных направлений в исламе — ши­итами и суннитами. Это является резуль­татом прежней вражды и взаимного истребления арабов, турок и персов в борьбе за власть, которую вели арабские халифы, турецкие султаны и иранские шахи. В последнее время по мере разви­тия в стране экономики и культуры про­исходит ослабление религиозности, осо­бенно среди городского населения; в передовых слоях иранского общества все большее распространение получают идеи атеизма.

За последние годы население Ирана очень быстро растет. Это заметно не только по статистическим данным. Еще полвека назад в иранской печати постоянно говорилось о полуголодном существовании широких народ­ных масс, эпидемиях и болезнях, которые приводили к большой смертности и низкому ежегодному приросту населения (не выше 0,75 — 1%), несмотря на высо­кую рождаемость. Теперь же все чаще раздаются призывы к ограничению есте­ственного прироста населения, или так называемому планированию семьи и кон­тролю   над   рождаемостью,   поскольку Иран вошел в ряд стран с наиболее высо­ким ежегодным приростом населения, до­стигающим здесь около 3%. Это стало характерно не только для городов, где лучше поставлено медицинское обслужи­вание, но и для сельской местности. Сей­час 52% населения имеет возраст менее 20 лет.

Вот несколько официальных цифр о росте населения: в 1933 г. в Иране насчи­тывалось 15 млн. человек, в 1956 г. — 18,9 млн., а в 1977 г. — 34 млн. человек. Темпы роста населения, как видим, исключительно высоки. Если за период в 23 года (с 1933 по 1956 г.) население Ирана увеличилось лишь на 3,9 млн. человек, то за последующие 20 лет возросло на 15,1 млн. При таких темпах насе­ление страны достигло к 1992 г. примерно 60 млн., а к 2006 г. — 71 млн. человек.

Такими же быстрыми темпами растет Исфахан, чи­сло жителей которого за 10 лет (с 1966 по 1976 г.) удвоилось. Возникают новые города - спутники, например, около Исфа­хана, в районе построенного металлургического завода, возведен город Ариа-Шахр.

Быстро растут города Тегеран, Исфа­хан, Тебриз, Мешхед, Шираз, Абадан. Согласно последней переписи, в 14 городах с числом жителей более 100 тыс. про­живало 22%, а всего в городах — 42% населения страны. Между тем еще сов­сем недавно городское население Ирана составляло примерно 25%. Предполага­ется, что это соотношение через 25—30 лет изменится коренным образом: в го­родах окажется 75 % жителей страны, а в селах — 25 %. Население столицы за последние полвека возросло в 7 раз.

Увеличение населения происходит за счет естественного прироста. Эмиграция и иммиграция не оказывают какого-либо существенного влияния на его рост. Характерно, что в Иране численность мужчин намного превышает численность женщин.

С изменением социально-экономиче­ского положения в Иране меняется и классовая структура общества. В экономике и общественно-политической жизни страны усиливается влияние националь­ной буржуазии, быстро растет числен­ность рабочего класса и уменьшается доля самодеятельного населения, занято­го в сельском хозяйстве.

Рост   активности   женщин   в   общественно-политической жизни начался в 60-х годах. В феврале 1963 г. им было предоставлено право выбирать и быть избранными в меджлис и сенат. С тех пор несколько женщин стало депутатами меджлиса и членами сената. Уве­личилось число женщин среди преподава­тельского состава в высших учебных заведениях. Однако женское движение за эмансипацию носит все еще ограничен­ный характер, затрагивая преимущественно верхние слои общества, интелли­генцию.

В мае 1967 г. меджлис принял закон о расширении прав женщин в области семейных отношений. Этим законом были в основном отменены многожен­ство (право мужчин иметь четырех жен и любое количество наложниц) и право мужчин по любому поводу без суда давать женам развод. Теперь вторую жену муж­чина может взять лишь с согласия первой или в случае, если докажет суду, что пер­вая жена больна. Женщинам также было предоставлено право возбуждать дело о разводе. Вопрос о том, у кого оставить детей, решает суд.

Население Ирана размещается в стране неравномерно. Хотя средняя плотность его за последние 15 лет и увеличилась с 11,5 до 18 человек на 1 кв. км, в Иране встречаются безлюдные места, особенно в пустынях. Колебания в плотности насе­ления очень велики: от 0 до 60 человек на 1 кв. км. Наиболее густо населены цент­ральная провинция, новый промышлен­ный район вокруг Исфахана, северные, северо-западные и западные части Ирана. Крупнейшие города страны: Тегеран с пригородами — 12,2 млн. человек (2005 г.), Исфа­хан — 4,6 млн., Мешхед —2,5 млн., Ахваз — 841 тыс., Тебриз — 1,4 млн., Бендер-Аббас — 352 тыс., Шираз — 1,2 млн., Абадан — 415 тыс., Керманшах — 1,9 млн., около 550 тыс. жителей насчи­тывают города Решт, Кум, Хамадан, Резайе и др.

Иранские города в большинстве своем похожи друг на друга и сохраняют до настоящего времени своеобразный тради­ционный вид. В центре обычно располо­жена площадь, от которой отходят под прямым углом четыре большие улицы (по краям их протекают арыки для полива деревьев), здесь же находится мечеть и крытый городской базар. К главным ули­цам примыкает целый лабиринт узких улиц и переулков, извилистых и кривых, с выходящими на них глухими стенами, за которыми скрыты утопающие в зелени богатые особняки городской знати. На городских окраинах сосредоточены нека­зистые жилища беднейшей части населе­ния. В больших городах есть квартал новых современных домов или ансамбль в которых старинные архитектурные сооружения соседствуют с многоэтажным гостиницами и другими зданиями в европейском стиле. Есть и целиком новые распланированные и построенные на западный лад города и города-спутники. Транспорт в крупных городах — автобусы и такси, в небольших — извозчики.

Сельские поселения обычно лишены определенной планировки; некоторые из них ограждены глинобитными стенами иногда с башнями по углам. Бросается глаза своеобразие деревень близ Йезд; сооруженных в скалах на значительно высоте и похожих на пещерные города.

Кочевые и полукочевые племена игравшие ранее очень важную роль общественно-политической жизни Ирана, теперь во многом утратили свое было значение. Многие из них в той или иной степени перешли к оседлости. Происходит переход к оседлости кочевников и полукочевников, которые селятся на плодородных землях в различных районах страны.

Зимние поселения полукочевников мало отличаются от селений оседлых крестьян, на летовьях же они живут в лагерях, образованных параллельными рядами или кругами переносных шатров.


2015 www.global-echo.ru