Азия

Сирия

       Содержание:

Культура Сирии: традиции и современность

В материальной культуре сирийцев со­храняется немало традиционного. Ста­ринные орудия сирийских земледель­цев — это деревянная соха с железным сошником, несколько различающаяся своей конструкцией в разных областях, а также у оседлых и полуоседлых крестьян, мотыга, бревнообразная борона, серп, усаженная осколками камня или гвоздя­ми доска либо каменный каток для мо­лотьбы, частые деревянные вилы для провеивания, небольшие водяные мельницы или ручные жернова для размола зерна. Ирригационных приспособлений два нория и насба. Нория — большое деревянное колесо, обод которого снабжен рядом ковшей. Оно устанавливается на берегу потока и приводится в движение напором воды; при этом ковши в нижнем положении наполняются, а в верхнем выливаются в желоб, ведущий к оросительному каналу. Насба — большой кожаный бурдюк с веревкой на блоке, поднимаемый силой тяглового животного; это сооружение характерно для равнинных потоков, течение которых недостаточно для вращения нории.

Тягловые животные — верблюды, волы, лошади, ослы. Они же, кроме волов, используются как вьючные и верховые животные, а у оседлого населения — подчас запрягаются в двухколесную арбу.

Типы крестьянских жилищ разнообразны. Чаще они построены из глины или сырцового кирпича, в горных районах — из камня на глиняном или известковом растворе. Обычный крестьянский дом состоит из одной-двух комнат, иногда с террасой. Многие дома лишены двора и хозяйственных построек, причина — малоземелье феллахов, экономя­щих каждый клочок земли. На глинобит­ном полу дома — сложенный из камней очаг, дым от которого выходит в отвер­стие в крыше. Традиционная домашняя утварь ограничивается ватными тюфяка­ми и одеялами, медной, глиняной посу­дой, корзинами, плетенными из пальмового листа. Едят сирийцы, сидя на полу, скрестив ноги, спят в холодное время также на полу дома, а в жару — на пло­ских кровлях домов, где не так душно.

Жилище кочевников и передвижное жилище полукочевников — шерстяной шатер общеарабского типа. Традиционный тип городского жили­ца— каменные или кирпичные дома с плоской кровлей, выходящие на улицу глухими стенами, а фасадом обращенные во внутренний двор, который обычно вымощен камнем и обсажен декоративными и фруктовыми деревьями. В бога­тых домах внутренний двор обрамлен аркадой, в домах победнее лишь у одной из стен имеется терраса — ливан. Окна домов летом в жаркие часы, а зимой на ночь закрываются жалюзи; иногда они также забраны металлической сеткой для защиты от насекомых. Новые городские дома строятся главным образом из желе­зобетона, с большими, из 5—7 комнат квартирами, Так как большинство семей многодетно. Обстановка жилища состо­ятельного горожанина выдержана обыч­но в восточном стиле: массивная мебель, ковры, блестящая посуда и украшения.

Сельские жители чаще всего ходят в ниспадающих до пят полосатых руба­хах — кунбаз или в более коротких руба­хах и широких, но суживающихся ниже колен штанах. Нередко можно встретить сирийца в традиционной одежде кочевни­ка: длинная широкая рубаха, распашной, часто украшенный позументами кафтан, сложенный по диагонали большой белый или клетчатый головной платок, перехва­ченный темным шерстяным жгутом (укаль). Обычно укалем обвивают голову дважды, но у людей побогаче встреча­ются тройные укали, затканные золотой нитью. Такие головные уборы носят не только кочевники, но и оседлые крестья­не, реже — горожане. По цвету одежды и орнаменту позументов можно опреде­лить, из какого района ее владелец. Жен­ский костюм состоит из шаровар, рубахи, кофты или куртки, преимущественно из синей хлопчатобумажной ткани, и голов­ного платка, повязываемого иначе, чем у мужчин. Очень красочна традиционная праздничная одежда женщин — разно­цветные и вышитые платья, кофты, безру­кавки, цилиндрические шапочки, покры­вала. В городах основная масса населения одевается по-европейски, с подчеркнутой элегантностью. Но встречаются и жен­щины в национальной одежде и даже закрывающие лицо черным покрывалом, ношение которого в прошлом было для горожанок обязательно.

Пища сирийской семьи, естественно, зависит от заработка кормильца. В бед­ных семьях в ежедневный рацион входят лепешки, молочные продукты, различные крупы и зелень; мясо едят один-два раза в неделю. В более зажиточных семьях к столу почти ежедневно подается барани­на, говядина или птица. Славится закуска мазза, или меззе, в изготовлении которой сирийские кулинары достигли высокого искусства. Некоторые варианты ее вклю­чают до 30 компонентов: бобы, орехи, овощи, соусы, соленья и т. п. Очень попу­лярны у сирийцев орехи, а также восточ­ные сладости и фрукты. Пиво и спиртные напитки употребляются мало.

Из-за большого выкупа за невесту (махр) сирийцы женятся поздно, обычно в 35—40 лет. Наряду с гражданским бра­ком существует религиозный, по мусуль­манскому обряду. Обряды бракосочета­ния обставляются с большой торжествен­ностью.

В городах после выполнения религиоз­ного ритуала бракосочетания или реги­страции брака жених из состоятельно семьи приглашает невесту в открытую машину, украшенную разноцветным лентами и цветами, и в сопровождении таких же разукрашенных машин с родственниками и друзьями везет ее дальним маршрутом к себе домой, где продолжается торжество. Как показывает статистика, относительное число разводов уменьшается.

Как правило, сирийские семьи многочисленны: в каждой 3—5 детей. Мать обычно не работает и занимается домашним хозяйством и воспитанием детей Дети воспитываются в духе почитана родителей и с раннего возраста помогают матери в ведении хозяйства и воспитании младших братьев и сестер. Слово мужчины (мужа, отца) — закон для семьи Все свободное от работы время родители стремятся провести в семье, вместе с детьми.

В городах по вечерам до глубокой ночи можно наблюдать семьи за ужином и чаепитием на балконах своих домов или в многочисленных кафе под открытым небом, в ресторанах и лавочках, где играют в шашки, нарды и другие игры, пьют кофе, чай, соки, курят кальян, переби­рают четки.

Сирийцы чтут свои национальные обы­чаи, любят традиционное народное твор­чество. Так, они могут часами слушать песни и смотреть народные танцы. В то же время в городах, особенно среди моло­дежи, заметно увеличивается европейское влияние. Большой популярностью стали пользоваться театр и кино. Нехватка квалифицированных кадров в области образования и здравоохране­ния — наследие, оставленное Сирии ко­лониализмом. Это одна из причин плохой, до недавнего времени, организации меди­цинского обслуживания населения. Но сейчас в этом направлении делается нема­ло. За последние годы в стране создано большое число медицинских пунктов. Для малоимущих граждан введено бесплат­ное медицинское обслуживание.

Система школьного образования в Си­рии состоит из трех ступеней. Начальное образование в государственных школах является бесплатным и обязательным. Среднее образование не обязательно, но в государственных школах оно бесплатно. Школа отделена от церкви, однако име­ются школы с богословским уклоном.

Из наиболее крупных высших учебных заведений выделяются: Дамасский, Халебский, Латакийский университеты, Дамасский вы­сший технологический институт. В Да­масском университете 12 основных факультетов. В нем обучается около 32 тыс. студентов,

из них 7 тыс. иностранных, в основном из арабских стран. Среди студентов — 5 тыс. девушек. В Халебском университете обу­чается около 6 тыс. студентов.

Около 26 тыс. молодых сирийцев полу­чают высшее образование за рубежом. Сирия занимает одно из первых мест в мире по доле студентов в населении страны: на каждую 1000 человек прихо­дится около 6 студентов.

В Дамаске находится Арабская акаде­мия наук, основанная в 1919 г. Ее сотруд­ники изучают проблемы арабского языка, истории, литературы и культуры, коорди­нируя свою деятельность с академиями в других арабских странах.

Сирия издавна славилась своим изобра­зительным и прикладным искусством. В средние века большое развитие получила резьба по дереву и камню, имевшая декоративное назначение. Высокого со­вершенства достигли изготовление тка­ней, керамики, художественного стекла, гравировка по стали и бронзе. Издавна известны сирийская мозаика и парча.

Современное изобразительное искус­ство начало складываться в 1930-е годы. Для него характерно стремление сохранить традиционные черты национального творчества, что особенно сказывается в области декоративно-прикладного искус­ства и архитектуры. Вместе с тем заметно влияние и западного искусства. Основное направление в живописи последних лет — импрессионизм. Однако среди си­рийских художников встречаются и пред­ставители кубизма, сюрреализма и т. д. Неуклонно растет число сторонников ло­зунга «искусство для жизни». Появля­ются произведения, в которых воплоща­ются национальные чаяния народа. В пей­зажах, исторических и бытовых картинах чувствуется глубокий патриотизм. Проводятся выставки сирийских художников. Наибо­лее известны из них Назем Джафари, Мишель Кырши, Миляд Шаеб, Найми Исаил, Мамдух Кашляй, Фатех Мударрес.

В столице находится национальный те­атр, в котором ставятся пьесы сирийских и зарубежных авторов, а также кукольный театр. В консер­ватории, созданной в Дамаске в 1960 г., обучается около 200 студентов по классу фортепьяно, скрипки, виолончели, народ­ных инструментов. Работает балетная школа, созданная с помощью советских специалистов. Развивается национальная кинематография. С 1966 г. началось про­изводство короткометражных, главным образом документальных, фильмов.

Современная сирийская литература, за­родившаяся во второй половине XIX века, является частью арабской литературы, понимаемой как совокуп­ность литератур всех арабских стран, объ­единенных общностью языка, сходством исторических судеб и единством класси­ческого культурного наследия.

Первые представители современной ли­тературы стремились к возрождению арабского языка и культуры, развитие которых почти четыре века тормозилось турецким господством. В произведениях этих литераторов звучали патриотические мотивы, призывы к свободе и независи­мости страны.

Известные сирийские литераторы, такие, как Ханна Мина, Мухаммед Харири, Шауки Багдади, Мухаммед Камель, Салех Тамер, Фарес Зарзур, Сайд Хаурания, в своих произведениях показыва­ют жизнь простых людей, тружеников го­рода и деревни, их борьбу за свободу и независимость своей страны.


2015 www.global-echo.ru