Азия

Сирия

       Содержание:

Экономика Сирии

Экономическая политика сирийского правительства направлена на укрепление материальной базы, на преодоление технико-экономической отсталости и ликви­дацию феодальных пережитков. В целях усиления своей национальной независи­мости Сирия первой из стран Арабского Востока встала на путь национализации различных предприятий иностранных мо­нополий.

Начиная с 1950-х годов национализиро­ваны многие железные дороги, иностран­ные компании по производству электро­энергии, крупные и часть средних пред­приятий, принадлежавших сирийским ка­питалистам, ограничена до 50% доля уча­стия иностранного капитала в местных компаниях.

С национализацией в 1972 г. проходя­щих через территорию САР нефтепрово­дов и другой собственности компании «Ирак петролеум» позиции западного ка­питала в Сирии были окончательно по­дорваны.

Национализированные предприятия со­ставили основу государственного секто­ра, на долю которого уже приходится 75% валового объема промышленной продук­ции и более 70% внешнеторгового обо­рота.

В рамках госсектора созданы специали­зированные государственные компании, охватывающие отдельные отрасли хозяй­ства.

Для 70х годов XX века характерно укрепление и расши­рение торгово-экономического и техни­ческого сотрудничества с СССР. Предоставляемые ими кредиты используются Сирией для укрепления го­сударственного сектора. Советский Союз оказал содействие САР в строительстве почти 50 промышленных объектов, в том числе в сооружении Евфратского гидро­энергетического комплекса, в разведке и освоении нефтяных месторождений.

Ведущая отрасль экономики Си­рии — сельское хозяйство. Чтобы пред­ставить его значение, достаточно следу­ющих данных: на долю сельскохозяйственного сектора приходится до 30% национального дохода и до 70—75% экспорта страны. Земледелие распространено главным образом в западной части страны; это равнины северо-западной и юго-западной Сирии, долина р. Эль-Аси (Оронта) и примыкающее к ней плато, а также Сре­диземноморское побережье. Имеющиеся в северо-восточной части страны обшир­ные земельные массивы, пригодные для

обработки (земли Верхней Эль-Джазиры и долины Среднего Евфрата), использу­ются незначительно. На остальной терри­тории, исключая Сирийскую пустыню, распространено полукочевое и кочевое скотоводство с отдельными очагами зе­мледелия оазисного типа.

Площадь, пригодная для возделывания сельскохозяйственных культур, составля­ет 8,7 млн. га или 45% всей площади страны. Используется, однако, только 6,2 млн. га. Из них орошаемых земель всего — 600 тыс. га. Однако эти земли более чем в два раза продуктивнее богар­ных: стоимость продукции, полученной на них, достигает 30% общей стоимости сельскохозяйственной продукции страны. САР располагает значительными воз­можностями для расширения орошаемых земельных площадей. Только за счет рек, по утверждению сирийских специалистов, можно оросить 1,2 млн. га.

Сирийское правительство уделяет боль­шое внимание вопросам ирригации. В конце XX века были построены круп­ные по сирийским масштабам ороситель­ные системы. В решении проблемы орошения огром­ную роль сыграло завершение строитель­ства Евфратского гидроэнергетического комплекса, который позволил обводнить свыше 600 тыс. га засушливых земель, прилегающих к долине Евфрата, и не только удвоить общую площадь ороша­емых земель, но и значительно повысить общий технический уровень ирригацион­ной системы страны.

На основе законов об аграрной реформе 1958 и 1966 гг. у крупных зе­млевладельцев было изъято 1,6 млн. га земли и распределено среди десятков тысяч семей малоземельных и безземельных крестьян.

При помощи государства на изъятых у помещиков землях возникли кооперативы, в основном снабженческо-бытовые. Они получают у государства различные ссуды и распределяют их между своими членами. В функции кооперативов входило снабжение крестьян семенами, удобрениями, техникой, организация борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, рытье колодцев и каналов, сбыт основных видов продукции. В 1976 г. в стране насчитывалось около 3,3 тыс. снабженческо-сбытовых кооперативов.

В 1976 г. государству принадлежало всего 4% сельскохозяйственных земель, на которых было создано 20 хозяйств. В 1976 г. был издан декрет о запрещении частной торговли земельными участками. Аграр­ные преобразования нанесли сильный удар по крупной помещичьей собственно­сти и полуфеодальным производствен­ным отношениям. Однако в то же время ускорилось создание мелких индивиду­альных хозяйств феллахов.

Среди сельскохозяйственных культур преобладают зерновые, особенно пшени­ца и ячмень. Под зерновыми занято 70% возделываемой площади. Потреб­ность в хлебе страна удовлетворяет за счет собственного производства. Однако урожаи зерновых подвержены большим колебаниям. Кроме того, возделываются ячмень, кукуруза, дурра и бобо­вые. Основная техническая культура — хлопчатник, под которым занято 18% возделываемых земель.   Сбор   хлопка-сырца  составляет 400—450 тыс. т в год. Важное место зани­мает выращивание оливковых и плодо­вых деревьев. Среднегодовой прирост сельскохозяй­ственной продукций около 3,2%.

До 30—35% валовой продукции сель­ского  хозяйства дает  животноводство. Однако его общий уровень продолжает оставаться крайне низким, так как живот­новодство носит экстенсивный характер.

Разведение скота служит основным занятием кочевников-бедуинов, которых насчитывается примерно 250 тыс. чело­век.

Основу современной промышленности Сирии составляют легкая и пищевая отрасли. Вместе с тем все больше разви­ваются отрасли тяжелой индустрии: не­фтяная и нефтехимическая промышлен­ность, металлургия, производство минеральных удобрений, некоторых видов ма­шин и оборудования (двигателей, сель­скохозяйственных машин и тракторов); расширяется энергетическая база.

Доля промышленности в валовом на­циональном продукте около 29 %, а ее удельный вес в экспорте составляет заметные изменения и в нефтеперерабатывающей промышленности, которая до недавнего времени использовала нефть ввозимую из Ирака.

Первенцем химической промышленнссти стал построенный в 1971 г. в Хомс завод по производству азотных удобрений (148 тыс. т в год). В 1972 г. там же вошел в строй суперфосфатный завод. В 1971 в Хомсе вступил в строй завод метало- проката, выпускающий арматурное железо, стальные листы, трубы и проволоку. в том же году начал выпускать продукции тракторосборочный завод в Халебе.  С 1972 г. работает завод электромоторов Латакии.

Благодаря сотрудничеству с СССР в 1970х годах Си­рия одной из первых в арабском мире начала проводить независимую нефтя­ную политику и без участия западных компаний осуществлять разведку, добы­чу, транспортировку и сбыт нефти. С открытием нефтепромысла в Сувайдии Сирия вошла в число нефтедобы­вающих стран. Вслед за сувайдийским нефтепромыслом в 1969 г. вступили в строй нефтепромыслы Карачук и Телль-Румайлан. В 1975 г. был введен в эксплу­атацию нефтепромысел в Джибиси.

Мощность Евфратской ГЭС  составляет 800 тыс. кВт, а вы­работка электроэнергии достигает 2,2 млрд. кВт/ч. Произведенный на ней 1 кВт/ч стоит в 6 раз дешевле, чем на тепловых электростанциях, которые до пуска Евфратской ГЭС преобладали в стране. В начале 1976 г. Евфратская ГЭС была подключена к электросети Да­маска.

В ходе промышленного развития Сирии наметилась тенденция к постепенной де­централизации в размещении фабрично-заводского   производства   и   некоторое снижение роли ранее доминировавших промышленных центров — Дамаска и Халеба, как по числу предприятий и рабочих, так и по объему промышленной про­дукции. Новыми быстрорастущими промышленными центрами стали Хомс, Латакия, Тартус, Камышлы.

Текстильное производство продолжает занимать ведущее место в промышленности Сирии. Продукция этой отрасли дает почти 40% валовой промышленной продукции страны и идет на экспорт. С текстильной промышленностью тесно вязана вся история возникновения и развития национального фабрично-заводского производства. Дамасская парча, шелковые изделия из Халеба еще в сред­не века служили образцами высокого мастерства и искусства сирийских ткачей-кустарей. Текстильная промышленность, полностью обеспеченная сырьем и имеющая свои национальные кадры, довольно успешно совершенствует производство и увеличивает выпуск продукции.

Пищевкусовая промышленность занимает второе место после текстильной по числу занятых рабочих и по капиталовложениям. Наиболее развито производство сахара, консервированных фруктов, растительных масел, напитков, мучных и молочных изделий. Построены современные заводы и фабрики: мукомольные в Хаме, Идлибе, Хасеке, сахарорафинадный завод в Ракке, фабрика по переработке винограда в Хомсе, заводы по производству томатного сока в Идлибе и Джебле.

Молодой, но быстроразвивающейся отраслью стала промышленность строительных материалов. Расширение городского строительства и строительство ирригационных систем предъявляют большой спрос на строительные материалы. Цементные заводы в Дамаске, Халебе, Сомсе производят около 900 тыс. т.  цемента высокого качества в год. Кроме крупных цементных заводов, составляющих основу промышленности строительных материалов, существуют десятки мелких предприятий, производящих кирпич, кафель, черепицу и т. п. В окрестностях Дамаска расположен крупнейший на Арабском Востоке стекольный завод мощностью 20 тыс. т листового стекла, штампованных и других стекольных изделий в год. Сирийцы гордятся тем, что они в числе первых сотни лет назад освоили изготовление стекла. Согласно народному преданию, начало изготовления стекла связано с травой аль-кали, которую когда-то случайно бросили в костер: перемешавшись с песком в огне костра, она превратилась в прозрачные стеклышки.

Транспорт сравнительно слабо развит и не удовлетворяет потребности страны в перевозках. Это является серьезным пре­пятствием в развитии экономики. Осо­бенно плохо обеспечены транспортной сетью вновь осваиваемые экономические районы, удаленные от основных про­мышленных и торговых центров. Это в первую очередь относится к районам Восточной Сирии — Эль-Джазире и долине Евфрата.

Для освоения долины Евфрата сирий­ское правительство прилагает большие усилия. С экономической и технической помощью СССР сооружена железная до­рога Камышлы — Латакия (протяженно­стью 758 км), которая соединила важные сельскохозяйственные районы и город Халеб с портом Латакия. СССР оказало также помощь в строительстве железной дороги Да­маск— Латакия. Общая протяженность железных дорог 2 750 км. В Сирии используются сразу два типа колеи. 2423 км дорог проложено со стандартной колеей 1435 мм, и 327 км — с колеей 1050 мм. Дорога с колеей 1050 мм была построена ещё Османской империей в начале XX века и соединяла Дамаск с Мединой. В настоящее время данная железная дорога не функционирует и нуждается в реконструкции.

Важнейшую роль в перевозке грузов и пассажиров внутри страны играет авто­мобильный транспорт. На его долю при­ходится около 90% внутренних перевозок. Длина автодорог 41 тыс. км, в том числе асфальтированных 10,8 тыс. км. Наиболее значительные порты Си­рии— Латакия, Банияс и Тартус. Через Сирию пролегают многие международ­ные авиалинии. Аэродромы имеются в городах Дамаск, Халеб, Камышлы, Лата­кия, Дейр-эз-Зор.

Слаборазвитая   промышленность, узость внутреннего рынка, низкий уро­вень национального накопления предопределяют большую зависимость эконо­мики Сирии от внешнего рынка. Основ­ными статьями сирийского экспорта слу­жат продукты сельского хозяйства и минеральное сырье. Вывозятся также по­луфабрикаты и некоторые готовые про­мышленные изделия. На экспорт идут хлопок и хлопковое семя (43—55% экспортной выручки), пряжа, ткани и другие текстильные изделия, зерновые, фрукты, нефть.

С 1965 г. установлен государственный контроль над внешней торговлей. Торговый баланс на протяжении по­следних лет отличается значительным де­фицитом. Стоимость экспорта покрывает импорт не более чем на 50—55%. Главная причина пассивного сальдо торгового ба­ланса кроется в низком уровне развития производительных сил страны и однобо­кой структуре экономики.


2015 www.global-echo.ru