Южная Америка

Колумбия

       Содержание:

Внутренние различия и города Колумбии

Природные условия и географическое положение Северного, или Карибского района с давних пор предопредели экспортную направленность его тропического плантационного хозяйства. И ныне здесь производят главным образом экспорт хлопок, бананы, табак, сахарный тростник, кофе. В меньших масштаб культивируют кунжут, оливы, выращивают масличную пальму. Саванны служат естественными пастбищами для крупного рогатого скота. Животноводческие хозяйства не создают запасов фуража и применяют концентрированных корме в результате чего скот в сухой прерии сильно теряет в весе и нередко гибнут. Слабое развитие транспорта вынуждает скотоводов перегонять стада на большие расстояния, что приводит к значительной потере веса скота.

Население Северного района традиционно тяготеет к портовым городам. Региональным экономическим культурным центром района служит быстро растущий город и порт Барранкильи. Своим ростом Барранкилья обязана удобнейшему положению: она лежит на левом берегу Магдалены, недалеко от его устья. Долгие годы Магдалена был единственной транспортной   артерией связывавшей внутренние районы Анд Карибским побережьем. Положение начало меняться лишь после сооружения нефтепровода от мест добычи к портам вывоза нефти из Эль-Сентро в Мамонал (у Картахены и из Тибу в Ковеньяс (в заливе Морроскильо), а также после пуска в эксплуатации железной дороги из Боготы в другой карибский порт — Санта-Марту. Тем не менее Барранкилья и в наши дни сохраняет за собой титул первого морской порта Колумбии. По стоимости промышленной продукции Барранкилья — четвертый город страны. В последние годы порты Барранкилья, Картахена и в меньшей степени Санта-Марта превратились в перевалочный пункт мировой контрабандной торговли наркотиками. Сюыда они поступают из Перу, Боливии, Бразилии и Парагвая и затем перебрасываются в США. Широко налаживается их нелегальное производство и в самой Колумбии.

Современная Барранкилья — административный центр департамента Атлантике, город, уступающий по численности населения лишь Боготе, Медельину и Кали. Но даже и среди этих городов Барранкилья выделяется своим современным видом. Ее центральные кварталы застроены высотными зданиями промышленных компаний, банков, отелей, гостиниц, торговыми центрами, роскошными магазинами.

Соперница Барранкильи и второй по значению карибский порт страны Картахена быстро разбогатела на работорговле и вывозе в Европу «колониальных товаров» — золота, индиго, табака, хлопка, драгоценных камней. Место для основанного в 1533 г. города было найдено изумительное. Картахенская бухта длиной более 14 км и шириной 5 км легко могла вместить любой флот того времени. На островах бухты уже в XVI в. возникли мощные крепости, и среди них знаменитая Сан-Фелиппе-де-Барахае, самая мощная, как считали, крепость в Новом Свете. По иронии судьбы именно этот оплот испанского господства первым в Колумбии провозгласил свою независимость от Испании (11 ноября 1810 г.).

Картахена — один из красивейших городов мира, сохранивший почти в неизменном виде архитектурный облик XVII—XVIII вв. Колумбийцы часто шутят, что их Картахена более «испанский город», чем Картахена в самой Испании. И в этом есть доля истины. В архитектуре города заметно сильное влияние стиля «мудехар», принесенного в Колумбию арабскими зодчими, высланными в XVI—XVII вв. из Испании по настоянию инквизиции. Этот стиль, представленный в Картахене в удивительно чистом его виде, характеризуется богато украшенными кирпичными порталами домов и деревянными консолями под навесами их крыш, резными балконами, причудливыми решетками на окнах, наборными из редких пород дерева и ярко окрашенными потолками. Картахену называют также и латиноамериканской Венецией. Город расположен на островах, полуостровах, перешейках, среди глубоко врезавшихся в берег заливов, лагун и проток.

Сейчас Картахена по численности населения занимает пятое место в стране. В городе имеется развитая промышленность — нефтеперерабатывающая, пищевкусовая, текстильная, химическая, цементная, кожевенно-обувная и др. Расположенный в нем нефтяной порт Мамонал служит конечным пунктом нефтепроводов из месторождений долины р. Магдалены и департамента Северный Сантандер.

После пуска в 1961 г. железной дороги «Феррокариль Атлантико» новые хозяйственные импульсы обрел самый старый в Колумбии город и порт — Санта-Марта. Дорога предоставила столице и другим важным городам в восточной части Анд выход к морю. Это резко увеличило грузооборот порта и одновременно позволило создать ряд промышленных комплексов по переработке поступающего из внутренних районов сырья, До этого Санта-Марта выполняла лишь роль торгово-распределительного центра «банановой зоны», После завершения строительства дороги грузооборот порта стал быстро увеличиваться и в настоящее время составляет 2 млн, т в год. Стремительно растет и сам город. Частично порт используется   рыболовецкими   судами.

С давних пор в бассейнах рек Сан-Хуг и Атрато добывалось золото. В XVI вместе с россыпным золотом была открыта и платина, но она вплоть до XIX в. не использовалась. В настоящее время Северо-Западный район — главный центр добычи платины и золота Колумбии.

Юго-Западный район включает территорию, часть которой лежит в Андах, часть выходит к Тихому океану, на побережье которого находятся важнейшие тихоокеанские порты Колумбии — Буэна вентура и Тумако. Основу экономик района составляет сельское хозяйстве Плодороднейшая долина р, Кауки с колониальных времен превратилась в зон.

Недалеко от Санта-Марты, в имении Сан-Педро-Алехандрино, прошли последние дни жизни Симона Боливара, выдающегося борца за свободу Латинской Америки. Сейчас здесь создан мемориальный музей.

Северо-Западный район — своеобразнейший уголок Колумбии. Он покрыт тропическими лесами и болотами. Население размещается по берегам пересекающих его рек Сан-Хуан и Атрато. Как и на Карибском побережье, основная часть населения — мулаты и негры.

Региональным центром стал быстро растущий город Кали, уже насчитывающий 1,5 млн. жителей. В 1912 г. в Кали проживало всего 12 тыс. жителей. Но после того как в 1914 г. была завершена железная дорога Кали — Буэнавентура, Кали словно проснулся от спячки. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять причины стремительного роста города. Это не только важнейший центр долины Кауки, но и средоточие всех транспортных артерий западной Колумбии, так как железные дороги связывают его с Попаяном, Боготой и Медельином. По стоимости промышленной продукции Кали занимает сейчас в стране третье место. Существенное значение имеют и богатейшие гидроресурсы департамента Валье-дель-Каука.

Кали — это не только самый быстро растущий город Колумбии, но и один из старейших ее городов. Он был основан в 1536 г. В архитектуре старой части Кали, как и в Картахене, сильно ощущается влияние стиля «мудехар». В последние годы в Кали возникли и быстро разрослись современные районы, застроенные высотными административными и жилыми зданиями.

Медельин, Кали, Попаян лежат на Межамериканской автостраде, пересекающей Колумбию от границы с Панамой до границы с Эквадором, Как и Кали, Попаян основан в 1536 г. В Колумбии город известен архитектурой XVI — XVII вв., коллекциями индейской деревянной скульптуры и замкнутой кастой местных креолов, гордящихся своим аристократическим происхождением, чистотой крови и тем, что они говорят «на самом чистом испанском языке за пределами Испании».

На юг от Попаяна автострада ведет в один из самых старых колумбийских городов — Пасто — административный центр одноименного департамента. Среди населения этого департамента очень высок процент индейцев и лиц со значительной долей индейской крови. Сельское хозяйство здесь почти натуральное. Сохранились и индейские общины. Основные сельскохозяйственные культуры — картофель, кукуруза, ячмень, киноа, различные овощи. Высокогорные луга парамос используются для пастбищного овцеводства.

Западно-Андийский район — один из наиболее развитых и интересных районов Колумбии. Своим экономическим расцветом в XIX в. он обязан золоту и кофе. Предприимчивые «антьокеньос» (само название города Антьокия произошло от Антиохии — столицы древней Сирии эллинских времен) постепенно осваивали богатый край и основали помимо Антьокии «города-колонии» Манисалес, Карта-го, Перейру, Армению и др.

Западно-Андийский район располагает великолепными почвенно-климатическими условиями для выращивания кофе, что и превратило его в главную кофейную зону Колумбии. Район играет видную роль и в национальном производстве какао, сахарного тростника, риса, бананов, а также в животноводстве. Из полезных ископаемых важное значение имеет добыча золота, в небольшом количестве добываются железная руда и каменный уголь. Район обладает богатейшими гидроресурсами и по развитию электроэнергетики занимает первое место в стране.

Центр Западно-Андийского района — Медельин, второй город Колумбии по числу жителей (3,3 млн. человек) и стоимости промышленной продукции. В Медельине расположены самые крупные в стране и во всей Южной Америке текстильные фабрики, за что его называют колумбийским Манчестером. Здесь размещается   штаб-квартира   делового мира Колумбии — «Национальная ассоциация промышленников». Медельин лежит на трассе Межамериканской авто страды. Ее транспортная роль для город; особенно возрастет в 80-х годах после завершения строительства Дарьенской участка. Железными дорогами город связан с Кали и через него с портом Буэнавентура, а также с Пуэрто-Баррио и с системой дорог в Восточной Кордильере Медельин был основан в 1675 г. в долине р. Порее. В отличие от других колумбийских городов у него нет единой центра, а существует система несколько центральных площадей, вокруг которых и группировались в XVII в. кварталы заселенные басками, армянами, крещеными евреями и т. д. Дома старого города маленькие, окрашенные в светлые тона, но ныне их повсюду теснят новые высотные здания.

В долине р. Кауки расположен еще один крупный город района — Манисалес, основанный в 1848 г. Это административный центр департамента Кальдас — важнейшего производителя кофе в Колумбии и, следовательно, столищ кофе. В городе имеются пищевые, текстильные, кожевенно-обувные предприятия.

Восточно-Андийский район наряду с Западно-Андийским — наиболее развитый в экономическом отношении район Колумбии. Он располагает значительными природными ресурсами: энергоресурсами (гидроэнергия горных рек, нефть, природный газ, уголь, урановые руды), промышленным сырьем (железная руда, медь, цинк, серебро, поваренная соль, сера и др.), крупнейшими месторождениями изумрудов. Минеральные богатства района начали разрабатываться еще в начале нашей эры. В частности, в 40 км севернее Боготы расположены знаменитые соляные копи Сипакира, которые разрабатываются уже не менее 700 лет.

В 1954 г. было завершено строительство большого металлургического комбината «Асериас-Пас-дель-Рио» в городе Пас-дель-Рио. В настоящее время это крупнейший металлургический центр страны. На базе черной металлургии в Восточно-Андийском районе значительного развития достигли такие отрасли, как металлообработка и легкое машиностроение. Из традиционных отраслей промышленности развиты цементная, текстильная, кожевенно-обувная и пищевая, Наличие богатой сырьевой базы послужило толчком для роста нефтехимии и основной химии, Сельское хозяйство в Восточно-Андийском районе направлено главным образом на обслуживание нужд местной промышленности и населения. Экспортное значение имеют кофе, хлопчатник, бананы и табак.

Столица страны Богота одновременно служит и центром этого района. Город был основан в 1538 г. на месте сожженной столицы индейского государства, носившей имя Боката и давшей название нынешнему городу. Население Боготы— 6,7 млн. человек (2005 год). Начиная с XVI в. Богота играет роль главного хозяйственного, административного и культурного центра Колумбии. Город лежит на высоте 2640 м над ур. моря, протянувшись вдоль западного склона высокой горной цепи. С севера на юг Богота вытянулась более чем на 40 км, тогда как в ширину всего лишь на 15 км. Большинство улиц столицы имеют не названия, а порядковые номера. Центр Боготы — площадь Симона Боливара с памятником этому латиноамериканскому борцу за свободу. Углом на площадь выходит небольшое здание, с балкона которого 20 июля 1810 г. была провозглашена независимость страны. В последние годы Богота заметно изменилась в связи со стремительным ростом высотного строительства и территориальным расширением города.

Богота — важнейший культурный центр страны. В ней находится один из старейших в Америке университетов, основанный в 1572 г., национальная библиотека, астрономическая обсерватория, музеи, 20 театров, концертные залы, более 20 галерей и выставочных залов. Более половины студентов вузов Колумбии и почти треть учащихся средних школ обучаются в Боготе. Обилие высших учебных заведений и исследовательских центров закрепило за столицей Колумбии название Афин Латинской Америки.

Большая Богота — важнейший промышленный центр Колумбии. По стоимости промышленной продукции и числу занятых Богота не имеет себе равных в стране. Здесь имеются предприятия пищевой, текстильной, обувной, швейной, электротехнической, полиграфической, химической, машиностроительной и другой промышленности. Межамериканская автострада связывает Боготу с Каракасом и Кито. Важное значение имело строительство в 1880—1909 гг. железной дороги Богота — Хирардот, давшей столице выход к р. Магдалене, и в 1954— 1961 гг. — линии Богота — Санта-Марте, благодаря которой она получила выход к Карибскому побережью.

Северо-восточнее Боготы расположено оз. Гуатавита, пользующееся большим вниманием кладоискателей. Попытки извлечь из него сокровища чибча-муиска предпринимались начиная с 1539 г., но пока не дали особых результатов. Часть найденных в озере золотых вещей и находки в других местах Колумбии сосредоточены в Музее золота. В музее находятся не только золото во всех видах (самородки, слитки, изделия, монеты, украшения, утварь и т. д.), но и предметы, найденные при археологических раскопках (мумии, покрытые драгоценными украшениями, и т. д.), а также уникальные экземпляры добытых в стране изумрудов. В залах музея есть необработанные изумруды весом в несколько килограммов каждый. Но многие золотые изделия и изумруды легально, а чаще контрабандно вывозятся за границу. Особенно много шума наделала продажа церковью американской фирме одного из самых дорогих в мире ювелирных изделий — «короны девы Марии, царицы Анд», украшенной 450 крупными изумрудами.

На северо-восток из Боготы уходят железнодорожная линия и автострада, ведущие в Тунху. Город был основан в 1538 г. на месте столицы индейского государства Хунза. Сейчас это центр богатой сельскохозяйственной зоны. Тунха сохранила прямоугольную планировку и строгий облик колониального периода. Ее часто сравнивают с испанским Толедо. Типичной сельскохозяйственной зоной является долина р. Магдалены с расположенными в ней небольшими городами Нейвой и Хирардотом, Последний служит конечным пунктом навигации по р. Магдалене.

Иной облик у северной части района, где быстро развивающиеся города Букараманга и Кукута растут на базе открытых богатейших нефтяных месторождений, составляющих юго-западную окраину всемирно известного венесуэльского нефтяного района Маракайбо. Букараманга— современный город, пятый по стоимости своей промышленной продукции центр Колумбии.

Восточный район Колумбии — Льянос еще слабо заселен и освоен. Его обширные равнинные пространства используются под пастбищное животноводство. Однако развитие района сдерживается как частыми разливами рек, так и нередко случающимися здесь засухами, а также отсутствием стабильного рынка сбыта и слабостью транспортных связей с промышленными центрами страны. В предгорных районах с лучшими условиями дренирования и, следовательно, более удобными для освоения землями в последние годы возникли относительно небольшие сельскохозяйственные центры, где выращивают рис, какао, сахарный тростник и хлопчатник. Наиболее интенсивно осваивается предгорный район Вильявисенсьо, который лежит на единственной значительной автодороге, идущей из района Анд (из Боготы) в Оринокию. Эта дорога пересекает Оринокию по правому берегу р. Меты и заканчивается в маленьком городке Пуэрто-Карреньо, в месте впадения Меты в Ориноко. Здесь Колумбия граничит с Венесуэлой. Осваивается и юго-западная предгорная зона, центр которой — город Мокоа. Колонизация земель в Восточном районе происходит стихийно. Земли осваиваются в основном бежавшими сюда из андийских районов безземельными крестьянами. Перспективы развития Восточного района в Колумбии связывают с освоением его богатейших природных ресурсов, и в частности крупных месторождений нефти, открытых в 60-х годах в долине р. Путумайо.


2015 www.global-echo.ru