Европа

Бельгия

       Содержание:

Внутренние различия и города Бельгии

Отдельные части страны, примерно совпадающие с физико-географическими районами, различаются по природным условиям и ресурсам, по уровню экономического развития и специализации хозяйства, по географическому положению и этническим особенностям населения. Это Низкая (или Приморская) Бельгия,

Средняя (или Центральная) Бельгия и Высокая (или Южная) Бельгия.

Приморская Бельгия включает провинции Западная и Восточная Фландрии. Антверпен и Лимбург и соответствует району расселения фламандцев. И на природе, и на хозяйственной деятельности человека сказывается здесь влияние моря. Морское побережье отличается неприветливым ландшафтом. Над холодным Северным морем почти круглый год висят свинцовые тучи. Часты штормы, с моря дует пронизывающий ветер. Вдоль берега тянется почти прямая полоса песчаных пляжей и дюн, местами поросших вереском, а кое-где обнаженных или засаженных соснами. Сразу же за полосой дюн открывается вид на рыболовецкие поселки и морские курорты. Самый большой и один из самых лучших летних европейских курортов Северного моря — Остенде.

Дюны вместе с дамбами отгораживают от затопления морем зону польдеров, за которой начинается Фландрская низменность. Ровная местность, полноводные реки и каналы с застывшей водой, вдоль которых посажены тополя, пасмурное, серое небо, темно-зеленые луга и ветряные мельницы — вот характерный пейзаж Фландрии. Скудные песчаные и суглинистые, местами заболоченные почвы требуют больших затрат труда. Внося удобрения и проводя дренажные работы, фламандцы превратили этот район в прекрасно обработанную плодородную часть Бельгии. Почти непрерывно тянутся здесь небольшие поля, огороженные камнями или бокажами. Сельское население живет рассредоточено, главным образом на отдельных хуторах, состоящих из побеленных кирпичных домов с зелеными ставнями и красными черепичными крышами.

Северо-восточная часть Низкой Бельгии представляет собой песчано-щебнистую равнину с сосновыми рощами на дюнах, вересковыми пустошами и торфяными болотами. Большая часть Кампины занята лесопосадками и садами. По залесенности она занимает второе место в Бельгии после Арденн. Население здесь живет как на хуторах, так и небольшими деревнями, расположенными вдоль дорог или еще чаще на перекрестках.

Низкая Бельгия — самый индустриально развитый и населенный район страны. Здесь сконцентрировано примерно 2/3 ее городов. Развитию промышленности способствует в первую очередь выгодное географическое положение на побережье. Через Низкую Бельгию проходят все транспортные пути, связывающие с побережьем внутренние части страны и некоторые районы других европейских государств.

Развитию промышленности этого района способствовали также достаточные резервы рабочей силы, особенно в Кампине и провинции Антверпен, для которых характерны самые высокие темпы прироста населения во всей Бельгии. Кроме того, важное значение имеет близость к голландской и западногерманской границам, так как несколько крупных предприятий района принадлежит филиалам западногерманских и голландских фирм. Эти предприятия тесно связаны р. Лейе..

В Низкой Бельгии много садов, особенно на территории между Гентом, Антверпеном и Брюсселем, получившей название «сада Бельгии». С конца июля до середины сентября масса туристов съезжается в окрестности Гента полюбоваться целыми полями цветов, выращиваемых для экспорта и устраиваемы выставок цветов в самом городе.

Низкая Бельгия — важнейший животноводческий район страны, особенно Фландрия, издавна поставляющая на городские рынки свежее молоко и молочные продукты. Полеводство развито меньше; мелкие хозяйства Фландрии и Кампины выращивают в основном рожь, овес, ячмень, картофель и свеклу. Специфику фламандского земледелия составляет лен, который  высевают  в  долине нала Гент— Тернёзен, полоса промышленных предприятий вдоль каналов в Кампине, промышленные узлы Брюгге — Зебрюгге и др.

Антверпен — второй по величине город Бельгии после столицы, важный промышленный и транспортный узел европейского значения, прежде всего морской порт, связанный почти 300 регулярными пароходными линиями с другими портами мира. Благодаря высокой квалификации рабочих и мощному портовому оборудованию он заслужил славу «самого быстрого порта мира» по скорости погрузочно-разгрузочных работ. Портовые сооружения составляют разветвленную систему каналов и доков, расположенных на правом берегу Шельды и связанных с рекой шестью шлюзами, в том числе крупнейшим в мире шлюзом Зандвлит. Дальнейший рост Антверпена зависит от улучшения доступа к нему с моря по Шельде. Проводимые в настоящее время работы сделают реку доступной для судов грузоподъемностью 80—100 тыс. бр.-рег. т.

Промышленность Антверпена складывалась вокруг морского порта, и это обусловило ее отраслевую структуру и размещение. Антверпен — один из крупнейших западноевропейских центров нефтехимической и химической, судоремонтной и алмазогранильной промышленности, крупный национальный центр нефтепереработки, судостроения, цветной металлургии и автосборки. Промышленные предприятия тянутся непрерывной полосой вдоль Шельды от Тамиза до устья, включая портовую зону. Неотъемлемой частью пейзажа стали многочисленные цилиндрические нефтехранилища и сферические резервуары с жидким газом.

Город и порт расположены в нижнем течении Шельды, на ее правом берегу. Берега Шельды соединены туннелями, проходящими под рекой. Мостов в городе нет. Антверпен — старинный город со многими средневековыми зданиями, ставшими памятниками фламандского искусства. Большинство старых зданий здесь относится к XIV—XV вв. — эпохе расцвета Антверпена как торгового порта. Преобладают постройки коричнево-черного и серого цветов, с узкими высокими фасадами и ступенчатыми скосами крыш. Очень красив кафедральный собор Нотр-Дам. Это самая большая церковь в Бельгии, один из лучших памятников фламандской готики. Собор сложен из белого камня с тонкой кружевной резьбой. Колокольня собора с острыми шпилями украшающих ее башенок высоко вздымается над старыми кварталами города. Из других зданий интересны своей архитектурой Королевский музей, церковь св. Иакова (XV—XVII вв.), ратуша в стиле ренессанса, Дом-музей Рубенса, в котором художник прожил 30 лет вплоть до своей смерти и где собрана коллекция его картин. Кроме Рубенса в Антверпене жили и работали такие выдающиеся фламандские художники, как Ван Дейк, Йордане, Снейдерс и др. В окрестностях города (в Сен-Аманде) родился и похоронен великий бельгийский поэт Эмиль Верхарн.

Линия бульваров отделяет старый город от новой его части, где разместились кварталы с современными зданиями, широкими улицами и площадями, с множеством парков. Промышленные районы, представляющие собой почти непрерывную полосу заводов и жилых рабочих кварталов, составляют внешнее кольцо города.

Столица Фландрии — Гент вместе с городами-спутниками образует индустриальный район быстро развивающейся промышленности, главным образом нефтеперерабатывающей, химической и текстильной. Этот город — второй по значению морской порт после Антверпена, связанный с морем каналом, а также один из крупных речных портов Западной Европы, расположенный у слияния важнейших фламандских рек Шельды и Лейе.

Гент — один из древнейших городов Бельгии, основанный в IV—V вв. и известный в средние века как крупный центр суконной промышленности. Свидетельства его былого расцвета сохранились до наших дней — это Суконные торговые ряды, оставшиеся еще с XV в., сторожевая башня XII в., кафедральный собор св. Бавона XV—XVI вв. со знаменитым алтарем работы Яна ван Эйка, ратуша, замок графов Фландрских. Новая часть города — полоса заводских кварталов к востоку от центра — смыкается с городами-спутниками.

Очень своеобразен другой фламандский город — Брюгге. В XV в. Брюгге был богатым текстильным и торговым центром, одним из крупнейших в Европе морских портов, соединенным с морем каналом. Впоследствии портовые функции Брюгге перешли к Антверпену. Ныне Брюгге — значительный промышленный центр Бельгии, вместе со своим аванпортом Зебрюгге — третий морской порт страны. Из-за множества прорезающих его каналов с арочными мостами город получил название «Северная Венеция». В Брюгге, как и в других старых городах Бельгии, немало ценных архитектурных памятников, главным образом средневековых домов и храмов, построенных в типично готическом стиле — с зубчатыми кровлями и узкими фасадами. Особенной красотой отличается ратуша — символ независимости и самоуправления города; перед ратушей расположена главная площадь с торговыми рядами и часовой башней, наверху которой находится 47 колоколов, славящихся на всю страну своим мелодичным звоном.

Центральная Бельгия включает урбанизированную и промышленную территорию Южного угольного бассейна, носящую название «Южный индустриальный пояс», Брюссельский промышленный район и наиболее плодородные земли, на которых крупные механизированные хозяйства ведут интенсивное земледелие и мясомолочное животноводство. В Центральной Бельгии много городов и городских поселков, особенно на территории «Южного индустриального пояса» вдоль долин Самбры и Мааса. Небольшие города и поселки сливаются здесь в растянувшиеся на многие километры ареалы сплошной застройки, где плотность населения превышает 1000 человек на 1 кв. км. Наибольшее скопление мелких поселков и городков находится вокруг Льежа и Шарлеруа.

Очень интересен город Малин — главный религиозный центр Бельгии, известный также колоколами собора Сен-Ромбо. Его 40 колоколов (карильонов) подобраны по звучанию так, что на них исполняются музыкальные произведения. Кстати, от названия города Малина и пошло выражение «малиновый звон».

Сельская местность Центральной Бельгии почти сплошь распахана и засеяна. Пригородные зоны заняты огородами, садами и парниками. Население живет деревнями, дома которых группируются вокруг церкви и вытянуты вдоль дорог. По мере продвижения на юг поля сменяются индустриальными пейзажами Валлонии. Высокие терриконы, карьеры, угольная пыль, дым заводских труб, доменные печи, сталеплавильные, металлообрабатывающие, химические и стекольные заводы тянутся почти непрерывной полосой по долинам рек Самбры и Мааса от Монса, Боринажа, Шарлеруа до Льежа. Это пейзажи «черной Бельгии».

«Южный индустриальный пояс» — старейший район тяжелой промышленности Бельгии, возникший на месте Южного угольного бассейна, разработки которого начались здесь уже с конца XVII в. На базе угля возникла цепь взаимосвязанных производств: уголь — кокс— коксохимия — металл — металлообработка — машиностроение. Затем к этому комплексу добавилось производство соды и содопродуктов фирмой «Сольвей». Небольшие месторождения свинцово-цинковых руд вокруг Льежа дали начало цветной металлургии, а добыча известняка, кварцевых песков и других строительных материалов— цементной, стекольной и керамической промышленности.

В настоящее время «Южный индустриальный пояс» в значительной мере утратил свое значение, тем не менее он остается ведущим в производстве черных металлов.

Наиболее крупные и промышленно развитые агломерации «Южного индустриального пояса» — Льеж и Шарлеруа.

Льеж — главный город Валлонии, типичный «сын угля и стали». В промышленности преобладают черная и цветная металлургия, разнообразное машиностроение и добыча угля. В предместьях Льежа расположены крупнейшие бельгийские заводы черной металлургии и военной промышленности. Издавна славится город выпуском охотничьих ружей, экспортируемых во многие страны мира. Льеж — третий по значению транспортный узел Бельгии после Брюсселя и Антверпена, основной порт речной системы Самбра — Маас — Альберт-канал. Город расположен в широкой долине Мааса около впадения в него рек Урт и Ведр в полукольце высоких живописных холмов, на одном из которых возвышается старая крепость. В городе сохранились оригинальные памятники старины: церкви, дворцы (Дворец правосудия), много музеев.

Шарлеруа — не столько город, сколько скопища неопределенных очертаний агломерация, состоящая из множества горнозаводских поселков и городов. Шарлеруа, так же как и Льеж, — крупный центр черной металлургии. Здесь наибольшее скопление металлургических предприятий в стране, хотя по своим размерам и общей продукции они несколько уступают Льежской агломерации. Шарлеруа— также центр тяжелого машиностроения, химической и стекольной промышленности. Кроме того, это один из важнейших железнодорожных узлов, обслуживающий мощные грузопотоки промышленной продукции района, и речной порт, связанный с Антверпеном системой каналов.

Вне «Южного индустриального пояса» крупнейший промышленный сгусток Центральной Бельгии — Брюссельская агломерация.

Брюссель — столица, политический, торговый, финансовый и культурный центр страны. В нем развиты преимущественно отрасли, связанные с обслуживанием населения или выпускающие продукцию высокого качества, т. е. требующие квалифицированной рабочей силы: полиграфическая, бумажная, химическая и пищевая промышленность, производство одежды и обуви, машиностроение и металлообработка. При этом машиностроение представлено электроникой, автосборкой и станкостроением; металлургия, обслуживающая машиностроение, связана с выпуском спецстали и обработкой цветных металлов.

Промышленность размещена в основном в предместьях Брюсселя и городах-спутниках — Андерлехте, Вилворде, Халле и др., тяготеющих к реке, порту и каналам, вдоль которых вытянулись серые заводские корпуса, подъемные краны и склады.

Как ни разнообразны и многочисленны предприятия Брюсселя его промышленные функции уступают административным, финансовым, торговым, транспортным и другим, характерным для столицы. С момента учреждения Европейского общего рынка столица Бельгии все более становится местом пребывания финансовых и административных международных офисов. Брюссель — крупнейший транспортный узел Бельгии и один из самых крупных в Западной Европе.

Брюссель — старинный город, где сочетаются великолепные сооружения средневекового зодчества со сверхсовременными зданиями. В городе много бульваров, парков и цветов, которые продаются на многих площадях круглый год. Бельгийцы нередко называют Брюссель «маленьким Парижем», и он действительно напоминает некоторые районы столицы Франции. В Брюсселе есть даже свой, несколько похожий на парижский, Собор богоматери — Нотр-Дам о Саблон. Впрочем, отличий от Парижа все же больше, чем сходства. Брюссель, как и многие другие города Бельгии, имеет центральную площадь— Грандплас; ее справедливо считают одной из красивейших в Европе. На площади находится старая ратуша XV в., увенчанная ажурной башней высотой почти до ста метров; на самом верху ее стоит позолоченная пятиметровая статуя св. Михаила — покровителя города. Напротив ратуши расположен высокий и столь же ажурный, с трехъярусной колоннадой по всему фасаду «Дом короля», в котором некоторое время жили правители Брабанта. Слева от ратуши, заполнив одну из сторон прямоугольной площади, стоят шесть домов гильдий (булочников, лодочников и др.), построенных в XVII в.; их фасады украшены позолоченными статуями, а фронтоны — деревянной резьбой с позолотой.

Еще выше башни ратуши— до 120 м над землей — поднимается купол величественного, построенного на холме Дворца правосудия. Этот дворец, сооруженный во второй половине XIX в. в классическом греко-романском стиле, — одно из самых больших зданий в Зарубежной Европе, превосходящее своими размерами даже храм св. Петра в Риме. Старейшее строение Брюсселя — выполненная в раннеготическом стиле церковь «На большой дюне», построенная еще в IX в. К наиболее же современным сооружениям относится многоэтажный серебристый параллелепипед авиакомпании «Сабена» и особенно Атомиум — громадный, высотой в 120 м, макет молекулы железа, построенный для Всемирной выставки 1958 г.; его атомы — шары диаметром по 18 м каждый— используются для ресторанов, различных экспозиций и т. д. Красивой архитектурой отличаются построенные в послевоенные годы Северный и Южный вокзалы.

Центральные улицы Брюсселя — бульвар Анспах, авеню Луизы, Нев и другие застроены довольно высокими домами, преимущественно желтоватых и коричневых тонов, с мансардами; нижние этажи их заняты многочисленными магазинами и ресторанами. В более скромных кварталах дома несколько ниже, здесь много так называемых брассери — кафе-пивных, где брюссельцы проводят вечера, читая газеты и обсуждая новости, а то и просто смотря телевизор. В теплые дни столики ресторанов и брассери выносят прямо на тротуары. На улицах и площадях города множество скульптур; наибольшей известностью среди них пользуется находящийся недалеко от Гранд-плас манекен-Пис (начало XVII в.) — бронзовый малыш, пускающий струйку. По улицам бельгийской столицы, как и много десятилетий назад, курсируют многочисленные трамваи. Бельгия — пионер этого вида городского транспорта. Поскольку он дешев и не загрязняет воздух, то снова пользуется большой популярностью.

В отличие от старой части города с узкими улочками и небольшими площадями новые районы имеют широкие проспекты, парки и современные здания. В новой части города расположены королевский дворец, здание парламента, университет.

К югу от долин рек Самбры и Мааса, где начинаются Арденны и где уже нет ни крупной промышленности, ни больших городов, находится Южная Бельгия. Почвы здесь каменистые, поэтому земля в основном используется под пастбища. Климат континентальнее, чем в остальной Бельгии. Это наиболее живописная часть страны. Реки здесь стремительны и порожисты. Врезаясь в плато и склоны гор, они образуют извилистые живописные долины. Арденны сильно залесены, но значительная часть лесов — дело рук человека; остатки великолепных естественных буковых, дубовых и березовых лесов встречаются лишь по склонам речных долин. Прозрачный воздух, леса, горные речушки, минеральные источники, небольшие городки с католическими соборами и древними замками привлекают многих туристов. Особенно большой популярностью пользуется лечебный курорт в городе Спа. Зимой здесь катаются на лыжах, летом охотятся. В лесах еще сохранились кабаны, лани, косули, зайцы, белки, куропатки, фазаны, вальдшнепы. Однако охотятся только по лицензиям.

Различны ландшафты северных и южных склонов Арденн. Северные — скалистые, местами залесенные. Изредка попадаются обработанные полоски земли, деревни с водяными мельницами. Южные склоны прорезаны широкими долинами с плодородной почвой, разбитыми на небольшие поля с бокажами для защиты от горных потоков.

Южная Бельгия — наиболее отсталая часть страны в экономическом отношении. Развито главным образом животноводство и по долинам рек— земледелие. Широко распространены посевы зерновых и кормовых культур. По долине р. Семуа выращивают табак. Промышленность почти отсутствует, есть лишь небольшие предприятия пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Только на крайнем юге, в Атюсе и Мюссоне — сравнительно крупные металлургические заводы. Население малочисленно: здесь меньше жителей, чем в одном Брюсселе. Крупных городов совсем нет. Лишь один городок — Арлон имеет свыше 10 тыс. жителей. Рошфор, Бастонь, Динан — в основном торговые и курортно-туристские центры.


2015 www.global-echo.ru