Европа

Испания

Содержание:

История Испании

Первые письменные свидетельства о населении Пиренейского полуострова принадлежат античным авторам, которые сообщают о живших на его юго-восточном побережье в I тысячелетии до н. э. племенах иберов. Позднее эти племена распространились на значительную часть полуострова; отсюда и его древнее название Иберия.

Относительно происхождения иберов выдвигаются различные точки зрения. Одни исследователи Считают их прародиной северо-западную Африку, другие — Кавказ, третьи предполагают, что культура иберов непосредственно восходит к местной культуре бронзового века «эльаргар», расцвет которой приходится на 1700— 1000 гг. до н. э.

Иберы занимались главным образом земледелием, скотоводством и охотой, а также изготовляли металлические орудия из меди и бронзы. Они объединялись в племена во главе с вождем. Эти одни из самых древних племен на территории полуострова стали как бы «основой» населения Испании. На севере страны в горах и предгорьях жили другие племена — васконы, кантабры и пр., происхождение которых до сих пор не выяснено.

В первой половине I тысячелетия до н. э. на территории юга Испании (в Андалузии) уже существовало первое в стране государство племени тартессов, возможно близких по происхождению к иберам, но стоящих на более высоком уровне развития. Тартессы вели оживленную торговлю с народами Ближнего Востока и Северной Европы. Это государство просуществовало до V в. до н. э.

В XII в. до н. э. на южном побережье полуострова появились финикийцы, которые создали здесь свои торговые поселения, в том числе Гадес (современный портовый город Кадис); немного позже — в VIII в. до н. э. — на восточном побережье основали свои колонии греки, а еще позже (в V—IV вв. до н. э.) здесь усиливается влияние Карфагена. Крупнейшей колонией карфагенян стал Новый Карфаген, ныне город Картахена.

В первой половине I тысячелетия до н. э. через Пиренейские горы на полуостров проникли кельты из Франции. Они расселились на его севере, западе и частично в центре. Кельты сыграли большую роль в формировании населения Пиренейского полуострова. В центральной части страны взаимное влияние кельтов и иберов было столь велико, что местные племена получили у античных писателей название «кельтиберы».

Но особенно глубокий отпечаток на культуру населения полуострова наложило шестивековое господство римлян (II в. до н. э. — V в. н. э.). Они вытеснили из Испании карфагенян и объявили эти территории своими владениями. Однако на севере и западе полуострова им на протяжении более двухсот лет пришлось вести почти непрерывные войны с племенами, не желавшими покориться завоевателям. На завоеванных же землях в течение веков  происходил  процесс романизации местного населения, который  сыграл огромную роль в истории Испании -  территория стала частью античного мира с характерным для него рабовладельческим социально-экономическим строем. В латифундии стал использоваться труд колон рабов. Римляне впервые установили систему административно-территориального деления страны. Значительная часть населения в результате длительного процесса романизации постепенно усвоила местный вариант народной латыни, на которой  впоследствии сформировались так называемые иберо-романские языки. В то же время племена северных и западных горных районов (астуры, кантабры) продолжали сохранять свой самобытный уклад, здесь романизация была слабой.

Политическое и экономическое значение Испании в составе Римской империи постепенно возрастало. Высокого развития достигли сельское хозяйство, ремесло и торговля. В римскую эпоху в Испании распространилось христианство.

В V в. под натиском варварских племен ускорился упадок Римской империи, в этот период на территорию Испании вторгаются германские племена вандалов, вестготов и сарматское. Воинственные вестготы постепенно захватывают почти весь Пиренейский полуостров, вытеснив вандалов в Африку, а свевы основывают в северо-западной части полуострова Галисии, где создают Свевское королевство. Северные прибрежные районы, населенные васконами и кантабрами, покорились завоевателям. Вестготы основывают на Пиренейском полуострове свое королевство со столицей в Барселоне, а затем в Толедо.

В VI в. к королевству вестготов были присоединено государство свевов, а VIII в. вестготы отвоевали у Византии юг и юго-восток полуострова, где те основались в 554 г. Вестготы составляют лишь 3—4% населения полуострова.

Завоеватели захватили у романского населения две трети земельной собственности.

Романское население продолжало жить по своим законам, а вестготы управляли по своим обычаям. Существовавшая обособленность служила огромным препятствием для объединения этих разных народов. Но тем не менее в стране происходило постепенное слияние латинской, византийской и германской культур. В 587 г. вестготы приняли католическую религию, что ликвидировало одно из серьезных препятствий для их слияния с местным населением. После этого духовенство стало играть в Испании огромную роль. В стране было запрещено жить всем, кто не исповедовал католическую религию. Вестготская монархия приобрела теократические черты. В целом вестготская Испания шла по тому же феодальному пути развития, что и другие государства Западной Европы.

Социальными противоречиями в испанском обществе, борьбой различных группировок феодальной знати против королевской власти и восстаниями на севере страны воспользовались арабы, вторжение которых в 711 г. через Гибралтарский пролив открыло новую страницу в истории Испании. В течение всего нескольких лет арабы и североафриканские берберы (иногда только последние, а иногда и те и другие в Испании назывались «moros» — мавры) захватили почти всю территорию бывшего вестготского королевства. Лишь в северных горных районах Астурии, Басконии, Наварры и Арагона местное население и беженцы из южных областей отразили натиск мусульман. Первая победа была одержана ими в легендарной битве при Ковадонге (718 г.), которую принято обычно считать началом реконкисты (от глагола reconquistar — отвоевывать, возвращать). В конце VIII — начале IX в. франки Карла Великого в борьбе с мусульманами овладели северо-восточной частью Испании, где создали так называемую Испанскую марку (припограничную территорию между землями франков и арабов).

В первой половине VIII в. завоеванные арабами территории Иберийского полуострова входили в состав халифата Омейядов, но с 756 г. здесь был провозглашен независимый эмират со столицей в Кордове, который позже стал Кордовским халифатом.

Постоянные войны между христианами и мусульманами на Пиренейском полуострове не препятствовали их интенсивному культурному взаимовлиянию. Многовековая борьба и культурные связи с арабами во многом определили особенности этнического развития испанцев.

Многие жители завоеванных арабами областей приняли ислам, образовав группу так называемых «ренегадос» («отступников»). Часть же населения, которая под властью мусульман сохранила свою приверженность христианской религии, но восприняла многие черты их культуры и языка, стала называться мосарабами («арабизировавшимися»).

Пятая часть из завоеванных арабами земель была объявлена собственностью государства, а остальные были распределены между вождями, воинами и даже целыми племенами. Причем берберам достались в основном участки на севере, а арабам — на юге. Наряду с латифундиями вестготской эпохи появляется мелкая земельная собственность. В стране были сохранены феодальные порядки, крепостнические отношения. Арабское государство управлялось калифом, власть которого была неограниченна.

В период господства арабов, которое длилось восемь веков, Испания была самым богатым и населенным государством в Европе. В стране бурно расцвела материальная и духовная культура живших здесь народов. Культура испанских арабов — это яркая страница не только в истории Испании, но и в истории человеческой цивилизации. Арабы с успехом использовали достижения покоренных ими народов как в материальной, так и в духовной сферах культуры. Они способствовали развитию орошаемого земледелия (строили оросительные каналы), внедрению в сельское хозяйство новых культур (цитрусы, гранат, рис, сахарный тростник и др.). Города мусульманской Испании славились на всю Европу тем или другим ремесленным производством (Толедо — изготовлением клинков, Гранада — шелковыми изделиями и т. д.). Не меньших успехов достигли арабы и в области торговли. Высокое развитие получили наука и искусство. Особого совершенства достигла архитектура. Испания являлась в то время как бы мостом, по которому арабская культура проникла в Европу. Благодаря произведениям арабов средневековая Европа впервые познакомилась с богатой греческой философией и литературой.

В XI в. в процессе дальнейшего развития феодализма Арабский халифат распался на ряд независимых мусульманских королевств и республик, ведших между собой постоянную борьбу за преобладание. Эти раздоры вполне устраивали сохранившиеся на севере и северо-востоке полуострова христианские королевства (Астурию, Наварру, Галисию и др.), которые начали отвоевывать у арабов территорию Испании.

В этот период, по мере отвоевания тех или иных земель, образовывались отдельные королевства и графства, территории которых в основном соответствовали нынешним историческим областям, — Астурия, Леон, Арагон, Кастилия, Каталония и др. Период реконкисты, продолжавшийся почти 800 лет, сыграл огромную роль в развитии народов Пиренейского полуострова: именно тогда формировались отдельные феодальные государства, начало складываться этническое самосознание кастильцев, каталонцев и других испанских народностей, а также их национальные учреждения; тогда же создавался и испанский национальный эпос, например поэма о Сиде Кампеадоре.

В период реконкисты на Пиренейском полуострове происходили глубокие изменения в социально-экономической, политической, правовой и духовной сторонах жизни испанцев. Реконкиста была не только цепью военных столкновений, она сопровождалась и массовой колонизацией отвоеванных у арабов земель. Различные формы реконкисты и колонизации земель привели на отвоеванных территориях к разным формам земельной собственности и зависимости. При реконкисте крупные участки земли (поместья) получали светские и церковные феодалы, а также организовавшиеся специально для целей реконкисты духовно-царские ордена. Часть крестьян добилась освобождения от личной зависимости, создавались мелкие крестьяне хозяйства. Массовому переселению селения способствовало образование крестьянских общин, получивших относительно широкие права и привилегии так называемые «фуэрос». Эти фуэросы были очень разнообразны и многочисленны, они дали начало многим гражданским и политическим учреждениям средневековой Испании.

Широкие права получили также города, которые для защиты своих привилегий объединялись в сильные союзы-мандады (братства). Могущественные города имели своих представителей кортесах (сословно-представительном органе), которые были как бы зародышами современных парламентов в Европе.

В XII—XIII вв. городская жизнь достигла своего расцвета. Города и принадлежащие им селения, деревни и хутора представляли важную политическую единицу—общину. Эти общины со своим округом напоминали независимые республики. Испанские города эпохи реконкисты формировались главным образом как военные стратегические пункты, тогда как других странах Европы они развивались преимущественно как торгово-промышленные центры.

Борьба с «неверными», т. е. арабами-мусульманами, в период реконкисты способствовала также росту и укреплению католической религии в стране. Одной форм колонизации земель было создание на территории полуострова множества монастырей. В конце реконкисты бы учреждена (в 1478 г.) инквизиция (церковный суд), беспощадно преследовавший еретиков.

Возникшие в период реконкисты Пиренейском полуострове отдельные королевства и графства часто обособляли и сильно отличались между собой вследствие разных географических условий процессов развития и степени участия борьбе с маврами.

Уже в начале XIII в. на Пиренейском полуострове существовало три крупных христианских государства: Кастилия испанского — «страна замков»), Арап и Португалия. В состав первой входили королевства Астурия, Леон с Галисией Кастилия, в которых преобладали вес готские политические традиции. Образованию государства Арагон предшествовал распад Испанской марки в IX— XI вв. на графства Наварра (впоследствии королевство), Арагон и Барселону и затем объединение в 1137 г. Арагона и Барселоны в королевство Арагон. Все эти королевства и графства жили самостоятельной жизнью, однако они часто объединялись в борьбе против арабов, что способствовало ускорению процесса их объединения и централизации.

В 1479 г. в результате объединения крупных королевств Кастилии и Арагона (благодаря браку арагонского короля Фердинанда и кастильской королевы Изабеллы) возникло новое государство, известное под названием Испания. Начался период королевского абсолютизма и окончательного политического объединения государств Пиренейского полуострова.

В 1492 г. пал последний эмират арабов на полуострове — Гранада. Территориальное объединение Испании фактически завершилось (лишь Наварра была присоединена в 1512 г.).

Собственно испанцы расселились в Кастилии, Астурии, Леоне, Эстремадуре, Арагоне, Андалузии, Мурсии, части Валенсии и Наварры, на Канарских островах. Наиболее крупные этнографические группы испанцев составили кастильцы, андалузцы, арагонцы, астурийцы.

На севере страны, где особенно сильны были языковые различия, сложились особые народы — каталонцы, галисийцы, баски.

В отличие от собственно испанцев каталонцы лишь непродолжительное время находились под властью арабов, так как последние в VII в. были вытеснены из Каталонии франками. Длительные контакты с франками в значительной мере определяли этническое своеобразие каталонцев, в культуре которых имеется ряд сходных черт с культурой населения соседних районов Франции.

Галисийцы — самоназвание «гальегос» — народ, родственный по происхождению португальцам и близкий к ним по культуре. Этнической праосновой их были первобытные племена галаиков, более близких северолузитанам, нежели иберы. Кельты в формировании галисийцев сыграли значительно большую роль, чем при сложении других народов Испании.

Баски — самоназвание «эускалдунак», — по мнению многочисленных исследователей, ведут свое происхождение от древнейших племен васконов. В отличие от других народов Пиренейского полуострова они в годы римского владычества не подвергались романизации, а позднее, в период арабских завоеваний, сумели отстоять свою независимость. Все это позволило баскам сохранить свой язык и своеобразную культуру.

Новая мощная держава Испания устремила свои взоры на чужие территории. Еще до завершения реконкисты Испания (точнее, Арагон) начала политику «колониальных» захватов. Первые владения были завоеваны Арагоном на юге Франции, на Корсике, в Сардинии, Италии (Сицилия, Неаполь). В конце XV в. знаменитый генуэзец Христофор Колумб, получив поддержку испанских королей, снарядил морскую экспедицию, которая привела к событию всемирно-исторического значения: в 1492 г. Колумб открыл Новый Свет (Америку). В XVI— XVIII вв., в эпоху Великих географических открытий, Испания захватывает и колонизует Мексику и другие земли Северной, Центральной и Южной Америки. Большие территории в Италии были захвачены Испанией в результате более полувековой войны (1494—1559 гг.) с Францией. В начале XVI в. испанцы захватили также земли и в Африке. При короле Карле I Габсбурге к Испании были присоединены земли Нидерландов. В начале XVI в., когда Карл I стал императором «Священной Римской империи», Испания превратилась в самую могущественную державу мира.

Испания стала грозным соседом для Франции и Англии, самых развитых западноевропейских государств того времени. Однако уже во второй половине XVI в. в Испании появились первые признаки экономического упадка; еще более отчетливо они обнаружились в начале XVII в.

Одновременно с расширением колоний происходило укрепление абсолютизма, церкви и крупных феодалов-латифундистов. Приток драгоценных металлов из колоний не способствовал развитию испанского хозяйства. Непроизводительные траты дворянства и духовенства, утечка капиталов в связи с обширными закупками товаров в других странах, бесконечные войны (в период XVI—XVII вв.), значительная эмиграция и сужение сельскохозяйственной деятельности, ослабление ремесла, мануфактур и торговли подорвали экономические основы Испании. Этому отчасти способствовала пагубная политика истребления и изгнания оставшегося на юге и юго-востоке полуострова после реконкисты трудолюбивого народа морисков или мудехаров (потомков завоевателей Испании — мавров, насильственно обращенных в христианство, но в большинстве продолжавших тайно исповедовать ислам и сохранивших свой язык, обычаи). Изгнание морисков привело к экономическому разорению тех районов, где они жили. Многие отрасли (например, производство шелка) почти исчезли.

Бесчисленные и разнообразные налоги разоряли народ, не улучшая финансовых дел государства. Приблизительно через каждые двадцать лет короли объявляли государственное банкротство. Нехватка финансов самым пагубным образом отражалась на состоянии армии и флота, на колониальных и международных отношениях Испании. Экономический упадок привел к политическому ослаблению испанской монархии. Неудачная внешняя политика Испании во второй половине XVI в. привела к войне с Англией, в ходе которой был разгромлен испанский флот, так называемая «Непобедимая армада». В этот же период Испания лишилась богатых владений в Северных Нидерландах, где произошла буржуазная революция.

В Испании долго сохранялись феодальные пережитки. Хотя крепостное право было уничтожено на всем полуострове (за исключением Арагона) в начале XVI в., личная зависимость крестьян еще сохранялась.

Верхушкой дворянского сословия были сеньоры-гранды — старинная аристократия. Ниже этой социальной группы стояли кабальерос и идальго — низшие категории дворян. Дворяне пользовались всеми политическими привилегиями. Это было замкнутое высокомерное сословие, презиравшее труд и «чернь». Дворянство вместе с церковью обладало исключительным правом на земельную собственность. Дворяне не занимались ремеслами и торговлей, поскольку считали, что это ущемляет гордость «дона» (господина). Сеньоры-гранды считались собственниками всех земель, входящих в их владения. В силу своей власти или поземельных отношений сеньоры продолжали требовать от вассалов (крестьян) выполнения всех феодальных повинностей: нести военную службу, выплачивать дорожную пошлину, пошлины на товары и на торговые сделки, а также за убой скота и т. д.

Городские коммуны утрачивали свое экономическое значение и свое политическое влияние (представительство в кортесах), которое приобрели в период реконкисты.

В начале XVI в. многие города Кастилии подняли восстание против привилегий дворянства и разорительной политики абсолютизма (так называемое восстание коммунерос), но из-за внутренних противоречий среди коммунеров оно было подавлено. После этого абсолютизм в Испании еще больше усилился. Однако ничего не было сделано для укрепления национального государства, как это произошло в других странах Западной Европы.

С установлением абсолютизма и ограничением сеньориальной юрисдикции в XVII в. дворянство не утратило своих политических, экономических и социальных привилегий. Крестьянство кроме обременительных феодальных повинностей в пользу землевладельцев должно было платить еще налоги в пользу короля. Низшие слои народа — батраки и пеоны не имели ни имущества, ни определенных занятий. Положение сословий ремесленников и колонов (крестьян-арендаторов) впервые было определено в 1520 г. кортесами. С этого времени начинает расти число неимущих крестьян-арендаторов, стремящихся превратить арендуемую землю в свою собственность.

Таким образом, XVI и XVII вв. можно считать периодом «величия и падения Испании». Весь XVII век проходит в Испании под знаком небывалого обнищания народа и обезлюдения страны. Экономический упадок привел к не менее глубокому военному упадку: Испания теряет свое господство как на море, так и на суше. В борьбе с Англией, Францией и другими странами за колонии Испания терпит одно поражение за другим.

В XVII в. многие испанские колонии были захвачены Францией (острова Гваделупа и Мартиника — в 1535 г.), Англией (остров Ямайка — в 1655 г.) и др. Экономический упадок Испании облегчил восстановление в 1640 г. независимости Португалии, которой та была лишена в течение почти 60 лет. По Пиренейскому миру 1659 г. Франция отобрала у Испании часть владений в Нидерландах, а франко-испанская граница была демаркирована в пользу Франции.

Экономическое и политическое ослабление Испании было столь велико, что после смерти бездетного Карла II между крупнейшими европейскими странами (Францией, Англией, Австрией и др.) вспыхнула общеевропейская война за так называемое «испанское наследство», т. е. за испанский престол и владения. В результате этой войны испанский престол занял внук французского короля Людовика XIV — Филипп V — основатель династии Бурбонов в Испании. Испания потеряла свои владения в Нидерландах и Италии; Англия получила испанскую территорию Гибралтар (1714 г.) и остров Менорка.

Ослабление Испании привело к тому, что наметившийся процесс формирования единой нации приостановился и, наоборот, усилилась изоляция отдельных провинций и районов. На окраинах страны шел процесс формирования таких народов, как каталонцы, баски, галисийцы. Исторические области, где жили эти народы, почти везде сохраняли еще свои старинные фуэросы, широкое самоуправление и относительно более развитую экономику.

При первых Бурбонах Испания вступила на путь экономических и культурных реформ в духе просвещенного абсолютизма: наметился рост влияния буржуазии и либерального дворянства; был проведен ряд реформ, направленных на смягчение феодальных отношений, тормозящих развитие страны. Проводниками этой политики были сторонники идей просвещения — министры Аранда, Кампоманес Флоридабланка.

В конце XVIII в. в Испании стала развиваться промышленная буржуазия, политика просвещенного абсолютизма заканчивалась. Были ограничены земельные права дворян и монастырей, иезуитов изгнали из страны (хотя инквизиция сохранилась), строились оросительные каналы и дороги, открывались рудники, развивалась торговля, увеличивались доходы государства. В стране начался заметный подъем в экономике и культуре.

Начало XIX в. было периодом нашествия Наполеона и буржуазных революций в Испании. В ходе войны за независимость против армии Наполеона, захватившей Испанию в 1808 г., и первой буржуазной революции (1808—1814 гг.) пробуждаются национальные чувства испанцев. Усиливается борьба за национальный суверенитет страны. Руководили ею буржуазные деятели, стремившиеся создать единое национальное суверенное государство. Главной силой в национально-освободительной борьбе против французов было крестьянство. Начавшаяся в Испании буржуазная революция (1808—1814 гг.) имела целью изгнать французов и провести либеральные реформы. Руководящим центром революции стал город Кадис. Здесь в 1810 г. состоялось открытие кортесов, признанных высшим законодательным органом страны. В 1812 г. кортесы издали основной государственный закон— конституцию, которая провозгласила независимость испанской нации и национальный суверенитет; все испанцы были объявлены равными перед законом, колонии уравнивались в правах с метрополией, запрещалась работорговля, отменялись феодальные привилегии землевладельцев, была ликвидирована инквизиция.

После разгрома армии Наполеона под Виторией (1813 г.) испанский престол занял король Фердинанд VII. Он отменил кадисскую конституцию и все декреты кортесов, вновь окружил себя камарильей, восстановил инквизицию и стал править как абсолютный монарх. В стране снова началась борьба против абсолютизма. В 1820 г. в Испании вспыхнула буржуазная революция, вождем которой был полковник Р. Риего. Вновь была провозглашена кадисская конституция. Вторая испанская революция (1820—1823 гг.) была подавлена по решению Священного союза европейских государств при помощи французской вооруженной интервенции. В Испании была возвращена королю неограниченная власть. В этот же период (20-е годы XIX в.) в результате национально-освободительного движения в Латинской Америке Испания лишилась большей части своих американских колоний (она сохранила лишь Кубу и Пуэрто-Рико).

В середине XIX в. в стране шли бесконечные войны между династиями, происходила борьба между силами капитализма и феодализма. Огромное значение для развития капитализма в Испании имели законы, изданные либералами в период третьей испанской революции (1834—1843 гг.): они предусматривали, в частности, национализацию и распродажу с аукциона церковных земель, а позднее и земли крестьянских общин и муниципалитетов. Эти и другие устойчивые реформы подготовили почву для окончательного установления капитализма в Испании. В это же время в стране начался и промышленный переворот, стала складываться современная география хозяйства. Появились первые крупные текстильные фабрики в Каталонии, металлургические предприятия в Стране Басков и Астурии. В 1848 г. была построена первая железная дорога (Барселона—Матаро). Создавались первые крупные плотины и ирригационные каналы в Кастилии. К концу XIX в. усилилось проникновение в экономику иностранного, главным образом английского и французского, капитала.

В годы первой мировой войны Испания объявила нейтралитет. Это способствовало тогда некоторому оживлению экономики.

Во второй половине 1970-х годов начался постепенный процесс либерализации и демократизации страны. Были легализованы политические партии, профсоюзы, был выработан и представлен на обсуждение народа проект конституции, вступившей в силу в декабре 1978 г. Согласно этой конституции, впервые были проведены выборы в парламент на основе всеобщего прямого и тайного голосования.


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru