Европа

Нидерланды

       Содержание:

<p><b>Экономика Нидерландов</b></p> <p>В послевоенное время Нидерланды превратились из индустриально-аграрной страны в индустриальную с высоким развитием сферы услуг. С 1946 по 1976 г. доля промышленности и строительства в национальном доходе поднялась с 34 до 40 %, а доля сельского хозяйства сократилась с 13 до 5%. Для Нидерландов характерен высокий технический уровень и значительная занятость в производстве квалифицированной рабочей силы.</p> <p>В стране преимущественно развивались такие отрасли промышленности, как черная металлургия, машиностроение, нефтепереработка, химическая. Эти отрасли, наиболее тесно связанные с новейшими научно-техническими достижениями, основную часть своей продукции поставляли на экспорт. Из старых отраслей прочные позиции удержала только пищевая промышленность, использующая ресурсы сельскохозяйственного производства самих Нидерландов. В то же время отрасли, обслуживавшие колониальные рынки (например, текстильная промышленность), постепенно утрачивали свое значение.</p> <p>Открытие богатых месторождений газа в 60-х годах ускорило экономическое развитие страны и ослабило ее зависимость от импортного сырья.</p> <p>Послевоенное экономическое развитие в Нидерландах отличалось быстрым ростом производительности труда; одновременно на народное потребление расходовалась гораздо меньшая доля прироста валового национального продукта, чем во многих других западноевропейских странах. Характерно было также наименьшее сокращение продолжительности рабочего дня. Поскольку правящие круги неизменно проводили курс на «замораживание» роста заработной платы, была возможность снижать издержки производства и продавать экспортируемые товары по более низким ценам.</p> <p>В экономике страны господствуют крупные компании: «Ройял датч-Шелл», контролирующая вместе со «Стандарт ойл оф Нью-Джерси» более половины нефтепереработки, нефтедобычи и половину добычи природного газа; «Юнилевер», играющая огромную роль в производстве пищевых продуктов и комбикормов. Концерн АКЗО контролирует производство химических волокон, «Эстел» — производство черных металлов, «Филипс» — радиоэлектронику и электротехнику. Многие из них связаны с английским, американским и западногерманским капиталом. В послевоенные годы иностранные компании нередко создавали свои предприятия в Нидерландах, особенно в газовой, нефтяной, химической отраслях и в автомобилестроении.</p> <p>В Нидерландах велика также концентрация финансового капитала. Основная часть его сосредоточена в крупнейших банках: «Алгемеен банк Недерланд», «Амстердам-Роттердам банк» и «Рабобанк».</p> <p>В послевоенные годы значительно возросла регулирующая роль государства в экономике. На долю государственных предприятий приходится 17% общей промышленной продукции. Государству принадлежат железные и шоссейные дороги, каналы, авиация, многие электростанции и линии электропередач, большие пакеты акций в металлургическом концерне «Хо-оговенс», газодобывающей компании НАМ и т. д. Во многих случаях государство берет на себя первичные расходы, связанные с развитием отдельных отраслей, облегчая дальнейшую деятельность частных предпринимателей.</p> <p>Государство выступает в роли организатора крупных гидротехнических и мелиоративных работ, включая осушение дна оз. Эйсселмер и преобразование дельты Рейна, при этом учитываются прежде всего интересы крупных промышленников: на осушаемых землях будут размещены частные промышленные предприятия.</p> <p>Участие Нидерландов в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) было первоначально продиктовано стремлением расширить рынки сбыта. Однако в рамках мирового рынка нидерландскому капиталу приходится вести напряженную борьбу с мощными конкурентами. Вступление в ЕЭС обострило диспропорции в развитии отдельных отраслей, усилило неравномерное размещение производительных сил и социальное неравенство, несмотря на общие высокие темпы развития экономики, в отдельные годы наблюдались спады, застои. Некоторые отрасли хозяйства переживали длительный кризис, например текстильная, кожевенная. Самый глубокий за послевоенное время кризис страна пережила в середине 70-х годов. Замедлились темпы роста производства, стала увеличиваться безработица, средний уровень которой достиг 5% от общего числа занятых, повысились цены на товары первой необходимости.</p> <p>Искусственные барьеры ЕЭС стали тормозить дальнейшее развитие страны по установившемуся пути производственной специализации. Устранение высоких пошлин, ограничивающих торговые связи вне рамок ЕЭС, несомненно оказало бы благоприятное влияние на всю хозяйственную жизнь Нидерландов и способствовало бы расширению экономического, научно-технического и культурного сотрудничества со всеми государствами Европы.</p> <p>В течение многих столетий считалось, что на территории Нидерландов отсутствуют значительные запасы минерального сырья. Только в южном Лимбурге добывался известняк для строительных целей, а в самом конце XIX в. там же началась разработка месторождений каменного угля. Из строительных материалов с давних пор добывают гравий и мергель в долине р. Маас в Лимбурге.</p> <p>В текущем столетии благодаря применению геофизических методов на северо-востоке страны (особенно в области Твенте в провинции Оверэйссел) были обнаружены соляные купола. Добыча каменной соли составляет около 3 млн. т в год, половина ее идет на экспорт. Соль используется главным образом как сырье для химической промышленности.</p> <p>После второй мировой войны на территории Нидерландов были открыты огромные месторождения газа, значительно превосходящие по калорийности использовавшийся раньше уголь. Общие запасы газа в Нидерландах оцениваются в 2 400 млрд. куб. м, причем в самом крупном месторождении Слохтерен (провинция Гронинген) сосредоточено 1 600 млрд. куб. м. Это месторождение по своим размерам стоит на первом месте в Зарубежной Европе и на четвертом — в мире. </p> <p>На северо-востоке и на западе, близ Гааги и Роттердама, обнаружены нефтяные месторождения, однако они очень незначительны, поэтому добыча нефти поддерживается на уровне всего 1,4 млн. т в год.</p> <p>Добыча угля в Лимбурге после длительного периода подъема стала быстро сокращаться, главным образом из-за конкуренции со стороны импортного жидкого топлива, а также обнаруженного на севере страны природного газа. Повлияла, кроме того, меньшая рентабельность добычи угля на лимбургских шахтах по сравнению с другими угольными бассейнами стран мирового рынка. К середине 70-х годов все шахты были закрыты.</p> <p>В стране имеется большое число электростанций, которые работают на импортируемом каменном угле, мазуте и газе. Крупнейшие тепловые станции — Гертрёйденбург, Велсен (обе примерно по 900 тыс. кВт) и Дордрехт (свыше 500 тыс. кВт) находятся в наиболее густозаселенной части страны.</p> <p>Атомная энергетика только начинает развиваться. Действуют небольшая атомная станция в 55 тыс. кВт и вторая, более мощная АЭС (450 тыс. кВт). Общее производство электроэнергии в стране превысило 60 млрд. кВт.</p> <p>Основной потребитель электроэнергии— промышленность. Мировой известностью пользуются знаменитые заводы компании «Филипс» с центром в Эйндховене, авиационные заводы «Фоккер», судоверфи района Роттердама. Высоко развиты черная металлургия, нефтехимия, производство синтетических изделий, станкостроение и специальное машиностроение. Большую роль играет также пищевая индустрия, обладающая высокой конкурентоспособностью.</p> <p>Многим отраслям обрабатывающей промышленности свойственна ориентация на заказную продукцию, специализированную и нередко уникальную, которая выпускается небольшими сериями. Наряду с гигантскими корпорациями, определяющими промышленный профиль страны, сохраняется еще много мелких предприятий, недостаточно приспособленных к современным условиям производства и сбыта. Соответственно осложняется внедрение автоматизации и механизации, повышение производительности труда и т. д.</p> <p>Металлургия, машиностроение и электротехническая промышленность тяготеют к морским портам, принимающим импортное сырье и обслуживающим европейский хинтсрланд. Основной центр черной металлургии Эймёйден фактически является аванпортом Амстердама. За послевоенные годы этот металлургический комбинат неоднократно расширялся и стал предприятием полного цикла. В стране выплавляется более 5 млн. т стали в год.</p> <p>Цветная металлургия, работающая на импортных концентратах, сосредоточена в нескольких центрах. Олово и свинец производят в Арнеме, цинк и кадмий — в Бюделе, алюминий— в Делфзейле и Флиссингене. Наиболее молода алюминиевая промышленность, выпускающая не только первичный алюминий, но и различные полуфабрикаты.</p> <p><b>Машиностроение Нидерландов</b></p> <p>Одна из самых быстро развивающихся отраслей нидерландской промышленности— машиностроение. Оно поставляет продукцию для многих других отраслей. Быстро растет выпуск подъемно-транспортного оборудования, контрольно-измерительных и счетно-решающих устройств, комплектов машин для химической и пищевой промышленности, а также для сельского хозяйства. Например, для химической промышленности изготовляются   дистилляционные   установки, калориферы, компрессоры, машины и оборудование для производства пластмасс и т. д. Многие фирмы специализируются на создании оборудования для комбикормовой промышленности, включая полные заводские комплекты. Треть всей продукции машиностроения дает электротехническая промышленность, предприятия которой находятся во многих городах Нидерландов. В составе продукции — электромоторы, оборудование для электростанций, инфракрасные и ультрафиолетовые источники света, различные светильники, электронное и рентгеновское оборудование, радиоприемники, магнитофоны, телевизоры и т. д. Эти изделия поставляются более чем в 40 стран. Наиболее крупные центры электротехнической промышленности — Роттердам, Эйндховен, Зволле.</p> <p>Среди отраслей транспортного машиностроения по стоимости выпускаемой продукции лидирует судостроение с сопутствующим ему производством портовых устройств, мостовых конструкций, насосов, земснарядов и т. д.</p> <p>На верфях страны сооружают океанские лайнеры, грузовые и рыбопромысловые суда, яхты, буксиры и др. Из-за неблагоприятных грунтовых условий многие верфи имеют плавучие доки. Крупнейшие центры судостроения сконцентрированы в районе между Роттердамом и Дордрехтом, а также в Амстердаме, Алкмаре, Флиссингене.</p> <p>Автомобилестроение сложилось в послевоенные годы на базе крупных сборочных предприятий в Амстердаме, Роттердаме и Эйндховене. В двух первых центрах размещены филиалы иностранных автомобильных концернов («Форд», «Дженерал моторс» и др.). Крупнейший национальный центр выпуска легковых автомобилей находится в Борне, а грузовых — в Эйндховене. В 1977 г. голландские фирмы произвели около 70 тыс. легковых и грузовых машин.</p> <p>Авиастроение, молодая отрасль машиностроения, специализируется на производстве легких и скоростных самолетов, которые могут использоваться и для военных целей, а также вертолетов и разнообразного оборудования для самолетов и аэродромов.</p> <p><b>Промышленность Нидерландов</b></p> <p>Уже с конца XIX в. в Нидерландах стала развиваться химическая промышленность, использовавшая местное сырье — каменную соль, отходы угольной и металлургической промышленности. Но стремительный рост этой отрасли начался после второй мировой войны в связи с использованием нефти и природного газа. По темпам роста этой отрасли Нидерланды опередили многие другие западноевропейские страны. Около половины всей выпускаемой продукции экспортируется.</p> <p>На первом плане стоит производство нефтехимических компонентов и полимеров и на их базе — синтетического волокна, синтетического каучука, лаков, эмалей и анилиновых красителей, минеральных удобрений, хлора и соды. Производство этой продукции сконцентрировано в районах Роттердама, Амстердама, Тернёзена, Делфзейла, Гелена и др.</p> <p>Во многих странах известна продукция нидерландской фармацевтической промышленности: антибиотики, гормональные препараты, инсулин, витамин «Д». Свыше половины всей продукции идет на экспорт.</p> <p>Текстильная промышленность переживает длительный период спада в связи с трудностями сбыта продукции из-за иностранной конкуренции и распространения синтетических тканей. Производство хлопчатобумажных и льняных тканей сосредоточено в районе Твенте (Эмсхеде, Хенгело) и на востоке Северного Брабанта (Эйндховен, Хелмонд), шерстяных тканей — в районе Тилбурга, искусственного шелка — в Девентере и Хилверсюме. По производству готового платья на первом месте стоит Амстердам — один из крупнейших в мире центров швейной промышленности.</p> <p>Большое значение имеет пищевая промышленность, особенно производство масла, сыра, молочного порошка, сгущенного молока, маргарина, яиц, мясных, овощных и фруктовых консервов, шоколада и пива. Базой для нее служит главным образом местная сельскохозяйственная продукция, но в немалой степени она зависит и от привозного сырья — кофе, чая, какао, риса и др. Четверть продукции пищевой промышленности экспортируется. Нидерланды занимают первое место в мире по вывозу молочных продуктов. Пищевые предприятия довольно равномерно размещены по всей стране.</p> <p>Наконец, необходимо отметить, что в Нидерландах хорошо налажено производство комбинированных кормов для животноводства.</p> <p>Молочное животноводство, огородничество, садоводство и разведение цветов— вот основные широко известные даже за пределами Нидерландов отрасли сельского хозяйства страны. Нидерланды добились рекордной в капиталистической Европе урожайности многих сельскохозяйственных культур и выхода животноводческой продукции. Однако присоединение к мировому рынку приводит к тому, что в сельском хозяйстве не раз уже происходили кризисы перепроизводства из-за установления квоты на отдельные виды продукции.</p> <p>В настоящее время полностью обеспечивается спрос населения на мясомолочные продукты, яйца, овощи и даже сахар, однако в стране не хватает продовольственного и кормового зерна, которое она вынуждена ввозить.</p> <p><b>Сельское хозяйство Нидерландов</b></p> <p>Около  3/4 всей сельскохозяйственной площади принадлежит крупным и средним хозяйствам с наделом паши более 10 га, которые составляют 45 всех земельных владений. Наряду с ростом крупных хозяйств происходит масовое разорение мелких землевладельцев, которые оказываются не в состоянии выдержать конкуренцию, особенно обострившуюся в рамках мирового рынка. Например, многие крестьяне, занимающиеся плодоводством, разоряются в связи с ввозом более дешевых фруктов Италии. В этой жестокой борьбе выживают только крупные землевладельцы, получающие субсидии от государства, располагающие новейшей техникой.</p> <p>Около 60% сельскохозяйственных земель обрабатывается на правах аренды. Почти все крестьянские хозяйства входят в кооперативы, возглавляемые крупными землевладельцами. Это преимущественно закупочно-сбытовые и кредитные организации, располагающие предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции. Эти предприятия выпускают основную часть всей продукции молока, сыра, масла, молочного порошка и сгущенного молока.</p> <p>В Нидерландах практически нет бросовых земель, и каждый участок, пригодный для сельского хозяйства, тщательно обрабатывается. Ограниченность земельного фонда, наличие емких рынков сбыта и квалифицированных кадров способствовали развитию трудоемкого парниково-тепличного хозяйства, дающего высокий доход.</p> <p>Ведущая отрасль сельского хозяйства — животноводство. Поэтому доля лугов и пастбищ в составе сельскохозяйственных земель постоянно возрастает (62 %), тогда как пашня занимает довольно скромную площадь (32%). Около 6% сельскохозяйственной площади находится под садами и огородами. Вследствие быстрого роста городов и промышленности фонд сельскохозяйственных земель сокращается, и эти потери значительно превышают прирост за счет осушения мелководий.</p> <p>Для сельского хозяйства Нидерландов характерна высокая техническая оснащенность и широкое применение минеральных удобрений. Все хозяйства электрифицированы. Рациональное применение удобрений способствовало повышению урожайности и продуктивности земледелия.</p> <p>Животноводство дает более 2/3 всех доходов сельского хозяйства, славится высокоудойными и мясными породами скота. Наиболее распространены коровы черно-пестрой породы, дающие в среднем около 5000 кг молока в год при жирности 4,35%. Средние удои по стране составляют 4600 кг. Таких высоких показателей удалось достигнуть путем длительного племенного отбора.</p> <p>Всего в Нидерландах насчитывается более 4,7 млн. голов крупного рогатого скота, из них более 2 млн. приходится на долю молочных коров. Производство молока достигло 10 млн. т. Свыше 2/3 молока идет на переработку и большей частью экспортируется. Благодаря устойчивому спросу на мясо некоторые породы, в частности черно-пестрая, были улучшены в мясном направлении. Многие хозяйства в последние годы специализируются на откорме телят.</p> <p>Быстрыми темпами развивается и свиноводство. Поголовье свиней превышает 7 млн. голов и состоит исключительно из свиней беконной категории (жирная свинина на рынок не поставляется). Свежая охлажденная свинина реализуется внутри страны и направляется на экспорт.</p> <p>Высокой продуктивностью отличается и птицеводство. Более половины поголовья кур — бройлерного направления. Основная часть живой и битой птицы, а также яиц идет на экспорт. В птицеводстве резко выражена тенденция к концентрации хозяйств: преобладают крупные предприятия, имеющие более чем по 2 тыс. кур. Именно эти хозяйства дают основную массу товарной продукции.</p> <p>Издавна Нидерланды славятся выносливыми быстроходными породами лошадей, однако с расширением масштабов механизации коневодство пошло на убыль. В спортивном мире завоевали популярность голландские рысистые лошади, отличающиеся гармоничностью и крепостью конституции. В улучшении этой породы большую роль сыграли орловские рысаки, завезенные из России.</p> <p>Основная кормовая база нидерландского животноводства — сочные луга и пастбища. Собственно говоря, в стране нет строгого разграничения между лугами и пастбищами, так как и те и другие используются для получения сена и выгона скота. Наиболее распространены искусственные луга многолетнего использования, дающие 90—100 ц/га зеленой массы. Путем направленного подбора луговых трав удается повысить вкусовые качества молока, а, следовательно, масла и сыра.</p> <p>Чтобы уменьшить расходы на заготовку и хранение сена, сроки выпаса скота растягиваются, чему благоприятствуют климатические условия страны. Крупный рогатый скот держат на пастбищах страны с конца марта до начала декабря, свиней — с мая по декабрь, лошадей — круглый год. Во время выпаса скот находится на пастбище круглые сутки, там же проводится дойка коров при помощи передвижных доительных установок.</p> <p>Обычна пастбища разбивают на 8—10 загонов, разгороженных электро-пастухом. </p> <p>Нидерланды издавна славятся своим цветоводством, которое превратилось значительную отрасль хозяйства. Е в XVI в. здесь выращивались цветочные луковицы, саженцы декоративных деревьев и кустарников. Цветоводство поставлено крупно, размашисто, оснащено новейшей техникой. В этой отрасли занято много рабочих, инженеров, ученых. Разбиты громадные плантации, оранжереи, питомники. С сооружением крупных оранжерей в конце XIX в. стало возможным круглогодичное выращивание цветов.</p> <p>Цветоводство сконцентрировано территории Рандстада и прилегают районов Зеландии и Северного Брабанта.  Из луковичных чаще всего выращивают тюльпаны, гиацинты, нарциссы, анены, гладиолусы, а на срезку— розы гвоздики, фрезии, хризантемы и др. Среди цветущих горшечных растений самым большим спросом пользуются цикланы, пеларгонии, бегонии, азалии, гортензии. </p> <p>К старым, традиционным отраслям хозяйства относится и рыболовство. В средние века оно приносило главный доход государству и еще перед второй миров войной было важной отраслью хозяйства в прибрежных районах. Однако в связь истощением рыбных ресурсов Северного моря значение рыболовства уменьшилось. Тем не менее за Нидерландами удерживается репутация самого крупно экспортера рыбы среди стран ЕЭС. Основные районы промысла сосредоточены в Северном море, а также в оз. Эселмер. Добывается больше всего кабалы и сельди. Большая часть улова экспортируется.</p> <p><b>Транспорт Нидерландов</b></p> <p>Нидерланды располагаются на перекрестке международных водных, железнодорожных и автомобильных путей. Благодаря густой сети внутренних водных путей, железных дорог и автострад сферы влияния морских портов Нидерландов проникла далеко в глубину материковой Европы. Это способствовало формированию выдающегося по своему значению транспортного узла в дельте Рейна, Мааса и Шельды с самым крупным морским портом мира — Роттердамом. По общему грузообороту (от 260 до 300 млн. т. в последние годы) он почти в 2,5 раза превосходит Нью-Йоркский порт и почти в 5 раз Лондонский.</p> <p>Для внешнеторговых перевозок страны наибольшее значение имеет водный транспорт, для внутренних — автомобильный. Нидерландские морские суда в большом объеме транспортируют грузы и пассажиров иностранных государств, причем доходы от фрахта судов, получаемые в иностранной валюте, способствуют покрытию внешнеторгового дефицита. По объему морских перевозок Нидерланды занимают третье место в Западной Европе после Великобритании и Франции.</p> <p>В общем объеме внутренних перевозок грузов на долю автотранспорта приходится 52%, водного транспорта— 41%, а железнодорожного — 7 %.</p> <p>Территорию Нидерландов прорезает густая сеть судоходных рек и каналов общей протяженностью около 5 тыс. км. Основу транспортной системы страны составляют Рейн, Маас и Шельда, а из каналов наиболее значительны Нордзе-канал, Амстердам — Рейн, Зёйд-Беве-ланд, Маас— Ваал, Юлиана-канал и др. Сеть каналов сооружалась на протяжении многих веков, но особенно расширилась в XIX—XX вв., когда были проложены удобные подходы к морским портам страны. В последние годы многие старые каналы были значительно расширены и углублены.</p> <p>По водным путям перевозятся преимущественно такие грузы, как железная руда, металлы и металлоизделия, стройматериалы. Половину всех грузов перевозят по Рейну суда под нидерландским флагом. Нидерландские суда играют большую роль в транспортном обслуживании Рурского бассейна.</p> <p>Для перевозок между сельскими местностями и городами используется главным образом автомобильный транспорт, который успешно конкурирует с железнодорожным. При сооружении автодорог возникали немалые трудности из-за высокой   степени   освоенности   территории и неблагоприятных гидрогеологических условий. В стране насчитывается 82,5 тыс. км дорог с твердым покрытием. Протяженность скоростных автомагистралей — 1140 км, эти дороги связывают между собой города Рандстада, а также Рандстад с Руром (через Арнем).</p> <p>В последние годы налажена паромная связь Амстердама и Роттердама через аванпорт Хук-ван-Холланд со многими портами Великобритании и Скандинавских стран (Гулль, Ньюкасл, Гётеборг, Берген и др.).</p> <p>Значение железных дорог для перевозки пассажиров уменьшилось из-за конкуренции со стороны других видов транспорта. Многие железнодорожные линии были разобраны, и сейчас в стране насчитывается втрое меньше пассажирских станций, чем в конце 20-х годов. Общая длина железных дорог около 3-х тыс. км, тогда как в 1960 г. она составляла 3,3 тыс. км.</p> <p><b>Внешние связи Нидерландов</b></p> <p>Нидерланды занимают первое место мире по стоимости экспорта и импорта на душу населения. На их долю приходите около 4,5% общего внешнеторгового оборота развитых и развивающихся стран. 70% стоимости экспорт обеспечивает промышленность. Вывозя в основном продукцию машиностроения (суда, электрооборудование, радио приемники и др.) и химической промышленности (нефтехимические продукты пластмассы, синтетическое волокно, медикаменты и др.). Сильно возрос экспорт племенного молочного скота, живых свиней; в большом количестве вывозят молочные продукты, овощи и фрукты. Ввозят же Нидерланды преимущественно сырье и полуфабрикаты.</p> <p>Главными торговыми партнерами Нидерландов являются страны Европейского экономического сообщества, а также США.</p> <p>Нидерланды — страна с высоким уровнем развития туризма: поступления от этой отрасли составляют 3% стоимости экспорта. Особенно велик поток туристов из Великобритании и Германии.</p>


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru