Океания

Самоа

       Содержание:

Культура Самоа

В Западном Самоа старое, традицион­ное причудливо переплетается с новым. Это проявляется и в хозяйстве, и в общественном строе, и в области духовной культуры.

Большинство островитян живет в тра­диционных хижинах (фале), имеющих овальную форму. Крыша из листьев пандануса или кокосовой пальмы покоится на деревянных столбах. Стены отсутству­ют, но в случае необходимости проемы между столбами завешивают циновками, которые в скатанном виде хранятся под крышей (по ее периметру). Пол выложен ровной крупной галькой. Теперь встреча­ются фале и с железной крышей.

Внутреннее убранство деревенского дома мало изменилось. Островитяне ра­ботают, едят и спят на циновках, разостланных на полу. Лишь в немногих фале можно заметить шкафчики и грубо ско­лоченные деревянные стулья. Заметнее обогатилась новыми предметами хозяй­ственная утварь. Повсеместно имеются металлические орудия труда, кастрюли, керосиновые лампы и т. д. В западносамоанских деревнях уже не редкость швей­ные машины, довольно много велосипе­дов и радиоприемников.

Одежда островитян теперь большей ча­стью европейского типа и изготовлена из фабричных тканей: платья-сарафаны — у женщин и шорты или брюки с рубашка­ми — у мужчин. Но в одежде сельских жителей сохранились и традиционные черты: часть женщин вместо платья упо­требляет большой кусок ткани, обернутый вокруг тела от груди до колен, а многие мужчины предпочитают шортам набе­дренную повязку.

Западносамоанцы придерживаются многих старинных обычаев. К их числу относится церемониальное питье опьяняющего напитка кавы, приготовленного из корня перечного дерева. По-прежнему популярны в народе полинезийские пес­ни, предания, пословицы, сказки и другие фольклорные произведения. Молодежь наряду с современными западными тан­цами с увлечением исполняет танцы пред­ков: юноши — пляски воинов и рыболо­вов, девушки — грациозную сиву.

Больше половины детей в возрасте 7—12 лет посещают теперь начальные государ­ственные и церковные школы, в которых преподавание ведется на самоанском язы­ке, но при этом усиленно изучается английский язык. Часть детей продолжает учебу в школах второй ступени, где язы­ком преподавания служит английский, но не прекращается изучение родного языка и обычаев. В стране имеются сельскохо­зяйственный и педагогический колледжи, а также несколько ремесленных и торго­вых училищ. Несколько сот западносамоанцев получили высшее образование за рубежом, преимущественно в Новой Зе­ландии.

Самоанская письменность была созда­на миссионерами еще в 1834 г. На само­анском языке издаются главным образом учебники, религиозная литература, а также законы и распоряжения властей. В стране публикуется правительствен­ный информационный бюллетень на са­моанском языке, выходят два частных еженедельника со статьями на англий­ском и самоанском языках. Оба этих языка использует в своих передачах и местное радио.

Освобождение от колониальной зави­симости вызвало в Западном Самоа куль­турный подъем. Он проявился, в частности, в стремлении возродить и сохранить традиционную культуру. Вместе с тем в стране возникла собственная художе­ственная литература, уходящая своими корнями в самоанскую народную тради­цию поэтического и ораторского искус­ства, но широко использующая англий­ский язык.

Первые западиосамоанские писатели и поэты пытаются осознать место своего народа в современном мире, откликаются на актуальные общественные проблемы. Так, в стихах некоторых поэтов сильны мотивы отрицания буржуазных цен­ностей, глубокого разочарования «запад­ной цивилизацией», тревоги за будущее своего народа; звучит протест против эксплуатации, призыв к борьбе.

Появление в Западном Самоа поэзии протеста и борьбы не случайно. Дело в том, что «жемчужина Южных морей», подобно другим освободившимся и осво­бождающимся странам Океании, нахо­дится на распутье. Развитие товарно-денежных отношений, разложение и пере­рождение большесемейных общин и уси­ление самостоятельности малых семей, появление в деревнях учителей, врачей и пасторов-самоанцев, пользующихся большим влиянием, хотя и не имеющих титула вождя, рост числа островитян, работающих по найму, — все это подры­вает традиционную социальную структуру и диктует необходимость проведения демократических реформ. В стране растет недовольство правлением вождей. Все острее становятся споры о том, что должно прийти на смену общинам — частные хозяйства фермер­ского типа или коллективные методы ведения сельского хозяйства, прежде всего производственные кооперативы. Иначе говоря, на повестку дня постав­лен вопрос о перспективах развития мо­лодого государства, о его социально-экономической ориентации.


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru