Самоа
Содержание:
Культура Самоа
В Западном Самоа старое, традиционное причудливо переплетается с новым. Это проявляется и в хозяйстве, и в общественном строе, и в области духовной культуры.
Большинство островитян живет в традиционных хижинах (фале), имеющих овальную форму. Крыша из листьев пандануса или кокосовой пальмы покоится на деревянных столбах. Стены отсутствуют, но в случае необходимости проемы между столбами завешивают циновками, которые в скатанном виде хранятся под крышей (по ее периметру). Пол выложен ровной крупной галькой. Теперь встречаются фале и с железной крышей.
Внутреннее убранство деревенского дома мало изменилось. Островитяне работают, едят и спят на циновках, разостланных на полу. Лишь в немногих фале можно заметить шкафчики и грубо сколоченные деревянные стулья. Заметнее обогатилась новыми предметами хозяйственная утварь. Повсеместно имеются металлические орудия труда, кастрюли, керосиновые лампы и т. д. В западносамоанских деревнях уже не редкость швейные машины, довольно много велосипедов и радиоприемников.
Одежда островитян теперь большей частью европейского типа и изготовлена из фабричных тканей: платья-сарафаны — у женщин и шорты или брюки с рубашками — у мужчин. Но в одежде сельских жителей сохранились и традиционные черты: часть женщин вместо платья употребляет большой кусок ткани, обернутый вокруг тела от груди до колен, а многие мужчины предпочитают шортам набедренную повязку.
Западносамоанцы придерживаются многих старинных обычаев. К их числу относится церемониальное питье опьяняющего напитка кавы, приготовленного из корня перечного дерева. По-прежнему популярны в народе полинезийские песни, предания, пословицы, сказки и другие фольклорные произведения. Молодежь наряду с современными западными танцами с увлечением исполняет танцы предков: юноши — пляски воинов и рыболовов, девушки — грациозную сиву.
Больше половины детей в возрасте 7—12 лет посещают теперь начальные государственные и церковные школы, в которых преподавание ведется на самоанском языке, но при этом усиленно изучается английский язык. Часть детей продолжает учебу в школах второй ступени, где языком преподавания служит английский, но не прекращается изучение родного языка и обычаев. В стране имеются сельскохозяйственный и педагогический колледжи, а также несколько ремесленных и торговых училищ. Несколько сот западносамоанцев получили высшее образование за рубежом, преимущественно в Новой Зеландии.
Самоанская письменность была создана миссионерами еще в 1834 г. На самоанском языке издаются главным образом учебники, религиозная литература, а также законы и распоряжения властей. В стране публикуется правительственный информационный бюллетень на самоанском языке, выходят два частных еженедельника со статьями на английском и самоанском языках. Оба этих языка использует в своих передачах и местное радио.
Освобождение от колониальной зависимости вызвало в Западном Самоа культурный подъем. Он проявился, в частности, в стремлении возродить и сохранить традиционную культуру. Вместе с тем в стране возникла собственная художественная литература, уходящая своими корнями в самоанскую народную традицию поэтического и ораторского искусства, но широко использующая английский язык.
Первые западиосамоанские писатели и поэты пытаются осознать место своего народа в современном мире, откликаются на актуальные общественные проблемы. Так, в стихах некоторых поэтов сильны мотивы отрицания буржуазных ценностей, глубокого разочарования «западной цивилизацией», тревоги за будущее своего народа; звучит протест против эксплуатации, призыв к борьбе.
Появление в Западном Самоа поэзии протеста и борьбы не случайно. Дело в том, что «жемчужина Южных морей», подобно другим освободившимся и освобождающимся странам Океании, находится на распутье. Развитие товарно-денежных отношений, разложение и перерождение большесемейных общин и усиление самостоятельности малых семей, появление в деревнях учителей, врачей и пасторов-самоанцев, пользующихся большим влиянием, хотя и не имеющих титула вождя, рост числа островитян, работающих по найму, — все это подрывает традиционную социальную структуру и диктует необходимость проведения демократических реформ. В стране растет недовольство правлением вождей. Все острее становятся споры о том, что должно прийти на смену общинам — частные хозяйства фермерского типа или коллективные методы ведения сельского хозяйства, прежде всего производственные кооперативы. Иначе говоря, на повестку дня поставлен вопрос о перспективах развития молодого государства, о его социально-экономической ориентации.