Европа

Австрия

       Содержание:

<p><b>Культура Австрии</b></p> <p>Специфика материальной и духовной культуры австрийцев еще и сейчас довольно отчетливо прослеживается в отдельных районах страны.</p> <p>Как уже говорилось, основная часть населения Австрии в настоящее время живет в городах. Большинство австрийских городов старые: они возникли еще в период средневековья или даже раньше, как, например, Вена и Линц. Во многих таких городах нередко еще сохраняется старый центр — многоугольная площадь с фонтаном, церковью и ратушей и окружающие ее дома бывших цеховых гильдий. Своеобразный характер этим городам придают примыкающие к центру улицы, застроенные двух-трехэтажными домами. Верхние, жилые этажи этих домов несколько нависают над нижними, в которых в прошлом размещались ремесленные мастерские и лавки. Планировка многих городов — круговое расположение улиц или длинная центральная улица, от которой отходят в разные стороны поперечные улочки и переулки, — указывает на их происхождение от сельских поселений.</p> <p>И поныне еще нередко встречаются «аграрные города», по планировке и постройкам почти ничем не отличающиеся от сельских поселений. Большинство их жителей занято в сельском хозяйстве, поэтому здесь при каждом городском доме имеются и хозяйственные постройки.</p> <p>Жилые дома в городах строили сначала преимущественно из дерева, но уже с XIII в. в связи с опасностью пожаров дерево стало вытесняться камнем. Впрочем, в некоторых районах каменная кладка существовала и в более раннее время и, как считают, была здесь введена еще римлянами.</p> <p>С развитием промышленности, ростом городского населения все более резко определяются социальные контрасты, характерные для современного общества. Как и в других европейских странах, для австрийских городов становится обычным деление их на три части: деловой центр, в котором сосредоточены торгово-финансовые учреждения, кварталы зажиточных слоев населения с множеством садов и парков и фабричные предместья, улицы которых застроены рядами однообразных многоквартирных домов для рабочих. Растет число рабочих поселков, расположенных возле промышленных предприятий или крупных промышленных центров.</p> <p>Типы и формы сельских поселений обычно связаны с особенностями рельефа, с направлением сельского хозяйства. Для Придунайской низменности, где развито земледелие, более характерны большие деревни кучевого, кругового или уличного типа. В горной местности из-за недостатка удобной для застройки земли крестьяне живут преимущественно хуторами и отдельными дворами. Типичная черта сельских построек Австрии — их вертикальное развитие. Жилища горных районов страны относятся к так называемому альпийскому типу домов. Они представляют собой большую, квадратную в плане постройку с двускатной пологой крышей, крытой дранкой или шифером. Массивные крыши зимой в состоянии   выдержать  большие  толщи снега. Дома эти обычно двухэтажные: нижняя часть их сложена из камня, а второй этаж — деревянный. Жилые и хозяйственные помещения объединены под одной крышей. Жилая часть располагается в передней, торцовой части дома на первом и втором этажах; к ней примыкают различные хозяйственные постройки. Окна второго этажа выходят на галереи, идущие вдоль фасадной, а иногда и боковых стен. Фронтоны, наличники украшены орнаментом, рисунок которого в разных местностях свой собственный. В таких больших домах теперь нередко живет две-три семьи.</p> <p>Другой тип австрийского сельского жилища, распространенный и в горах, и на равнине, представляет собой небольшой одноэтажный жилой дом с беспорядочно разбросанными по всей усадьбе или около угодий хозяйственными постройками.</p> <p>Интересны по своей архитектуре дома Верхней Австрии, внешний вид которых напоминает крепость: стены двухэтажного жилого дома и хозяйственных построек смыкаются по углам в одно целое. В образованный таким образом внутренний двор ведут ворота, сделанные в сарае.</p> <p>Изменения в социальном составе сельского населения за последнее время вызывают перестройку традиционных домов. Много жителей деревни потеряло связь с сельским хозяйством и работает на фабриках или заводах или заняты в сфере обслуживания. В их домах число хозяйственных построек обычно сокращается до минимума, значительно модернизируется интерьер. Однако внешний вид старых жилищ часто сохраняется как своеобразная экзотика, привлекающая туристов, отдыхающих. Нередко в традиционном народном стиле строятся и новые гостиницы, трактиры для туристов.</p> <p>Значительной трансформации подвергся народный австрийский костюм, разнообразные в прошлом формы которого почти исчезли из повседневного быта.</p> <p>В сельских местностях в наши дни народные костюмы надевают в основном по праздникам, но в городах народная одежда часто бывает формой служащих ресторанов, кафе, гостиниц.</p> <p>Распространение народного костюма поддерживается различными организациями, стремящимися сохранить и оживить народные традиции. Интересно, что производство домотканых сукон, употребляемых для народных костюмов, и сейчас не потеряло своего значения.</p> <p>В последние годы в повседневности распространилась унифицированная народная одежда, сложившаяся на основе штирииского и тирольского костюмов. У мужчин это — белая рубашка, короткие кожаные штаны на помочах, куртка, украшенная вышивкой или аппликацией, небольшая суконная шляпа с пером или кистью.</p> <p>Для женского же народного костюма характерны белые кофты с пышными рукавами, корсаж, широкие, собранные у талии и в складку юбки, пестрые фартуки. Именно этот костюм известен далеко за пределами Австрии и часто воспринимается в других странах как народный общеавстрийский. Стали вновь использоваться в быту и некоторые виды старой профессиональной одежды австрийцев, например, накидка типа пончо, ранее распространенная среди пастухов; теперь ее нередко надевают и горожане. Отправляющиеся в горы туристы во время непогоды надевают иногда верхнюю одежду дровосеков — две сшитых спереди и сзади полосы ткани, закрывающие грудь и спину. На спине эти полосы значительно шире, так что закрывают и рюкзак.</p> <p>Для австрийской народной кухни характерно сохранение до сих пор областных различий. Так, в районах альпийского скотоводства основу питания по-прежнему составляют молочные продукты — сыр, творог, молочные супы и т. д. Еще недавно хлеб и мучные изделия были здесь редкостью. Сухие пресные лепешки выпекали лишь 1—2 раза в год и сохраняли их впрок. В настоящее время с развитием транспорта хлеб вошел в повседневный рацион населения этих районов. В земледельческой области на Дунайской низменности особенно много употребляют в пищу мучных блюд, супы с клецками и вермишелью. Клецки как второе блюдо со сладкими и несладкими начинками — обычная пища как в городах, так и в сельской местности. В южных районах, например в Штирии, очень распространены кушанья из кукурузы. Густую кукурузную кашу — пленту едят с молоком или кислой капустой, иногда с тертым сыром, салом. А в Каринтии, где возделывается просо, обычной едой издавна были пшенные каши, похлебки. Любимое праздничное блюдо — колбаса, начиненная пшенной кашей, смешанной с ливером и кровью.</p> <p>Лучшие блюда народной кухни различных областей охотно готовят и в венских ресторанах. За пределами страны особенно известны мучные кулинарные изделия австрийцев — венская сдоба, слоеный штрудель с яблоками, захерторт (шоколадный бисквит, названный именем повара, который составил его рецепт).</p> <p>Областные различия существуют и в употреблении напитков. Так, в Каринтии и Штирии из сока яблок и груш приготовляют сидр, в виноградарских районах, конечно, основной напиток — вино, в Зальцбурге из ячменя или пшеницы варят пиво.</p> <p>Как в городах, так и в деревнях много пьют кофе. В Вене известны различные способы его приготовления. Например, варят крепкий кофе (мокка), черный кофе, забеленный сливками или молоком (браун), черный кофе с небольшим количеством сливок или молока и посыпанный сверху шоколадной пудрой или порошком какао (капуцин), некрепкий черный кофе с большим добавлением молока (меланж) и др.</p> <p>Национальные особенности австрийцев проявляются и во многих аспектах семейной жизни, и в общественном быту. Так, среди семейных обычаев особенно характерно торжественное празднование именин (в последнее время дней рождения) каждого члена семьи. Пышно отмечается 50- или 70-летие уважаемых лиц в небольших городках или селениях. В такие дни устраиваются народные гулянья, шествия с факелами, массовые поздравления юбиляров и пр.</p> <p>И в городе и в деревне отмечаются дни поминовения усопших — 1 и 2 ноября (по католическому календарю — дни всех святых и всех душ). В это время посещают кладбище, убирают и украшают могилы, ставят на них свечи. К этим датам приурочены и дни памяти погибших воинов.</p> <p>В жизни горожан немалую роль играют своеобразные объединения — ферейны. Они представляют собой общества, члены которых принадлежат к одной профессии или объединены общностью интересов (спортивные, певческие, музыкальные и др.). Члены таких союзов проводят вместе часы отдыха, справляют праздники. Местом их собраний в городах служат кафе. Об австрийских кафе нельзя не сказать несколько слов, так как они играют большую роль в организации досуга австрийцев и в наши дни. Многие кафе имеют постоянных посетителей, которые проводят здесь часы своего отдыха за игрой в карты, домино, биллиард. Часто в кафе отмечают семейные события, различные праздники. «Свои» кафе имеют артисты, художники, писатели, ферейны, политические партии.</p> <p>Большую часть своего досуга австрийцы посвящают спорту. Своеобразная и живописная природа Австрии способствует развитию туризма и в летнее и в зимнее время. Особенной популярностью пользуется лыжный спорт. Интересно, что горнолыжный спорт стал одним из предметов школьного обучения. Многие австрийские горнолыжники имеют мировую известность. Многочисленных зрителей собирают и часто устраиваемые в Австрии международные соревнования по фигурному катанию на коньках. Австрия — родина «балета на льду».</p> <p>Шумно и весело отмечаются австрийцами народные календарные праздники. Зимой на святки и весной на масленицу устраивают различные шествия ряженых, масок. В альпийских землях Австрии ходят ряженые — «перхты». Часть из них — «страшные перхты» — одета в черные овечьи шкуры, а их лица скрыты под устрашающими масками с большими клыками и рогами. В старину их приход считали добрым предзнаменованием. В Верхней Австрии в конце таких процессий шли ряженые с метлами, которые «выметали старый год».</p> <p>Рождество австрийцы проводят в кругу своей семьи. Как и в других странах, дети с нетерпением ждут вручения подарков, которые они получают от австрийских мифических персонажей: Санта-Клауса, «Вайнахтсмана» («рождественского человека»), сопровождаемых Крампусом — ряженым в виде черта, приходящим, чтобы «наказывать плохих детей».</p> <p>Очень живописен австрийский праздник проводов зимы и встречи весны, сходный с нашей масленицей. Он именуется «фашинг» или «фастнахт», а в народе известен также под названием «безумных», или «жирных», дней, так как в это время едят много жирной пищи. Как в городах, так и в деревнях в эти дни устраиваются карнавальные шествия. В Вене организуются балы, танцевальные вечера.</p> <p>Среди осенних праздников урожая особенно популярен день первой пробы молодого вина, называемого «штурм». Это вино еще мутное, не окончательно перебродившее. Когда же оно становится прозрачным, его называют «хойриге» — «вино этого года». В этот период владельцы виноградников вешают на воротах своих дворов венки из лоз. В такой двор может войти каждый, посидеть за стаканом вина, послушать народных певцов и музыкантов.</p> <p>На окраинах Вены и в других районах города возникли целые кварталы винных дворов, кабачков и подвалов, где висят венки из лоз. К молодому вину, которое пьется большими кружками, подаются маленькие маринованные луковицы, маринованные огурцы. Здесь же музыканты и певцы — чаще всего это два человека, играющие на скрипке и аккордеоне, — исполняют популярные песни.</p> <p>Церковные обряды, посты и праздники соблюдаются даже многими неверующими — так сильны многовековые традиции.</p> <p>В Австрии, как и в других католических странах, распространено почитание католических святых, причем каждый святой имеет свою «специализацию», т. е. считается покровителем той или иной отрасли хозяйства, защитником от бедствий и болезней. Например, в Австрии, стране давнего скотоводства, распространен культ св. Мартина— покровителя пастухов, св. Леонгарда — покровителя лошадей и т. д. В Альпах, где часты стихийные бедствия, перед дорогой принято обращаться к св. Христофору, получившему новую «специальность» — покровителя автомобилистов. К святым совершают паломничества, приносят им вотины — фигурки скота из железа или воска.  </p> <p>Австрийский народ отмечает и некоторые общественные праздники, например 26 октября — День принятия закона о постоянном нейтралитете Австрии, День международной солидарности трудящихся 1 Мая. </p> <p>До сих пор на семейную и общественную жизнь австрийцев большое реакционное влияние оказывает католическая религия. Ее опора — целая сеть монастырей и церквей. В своих целях католическая церковь использует и различные объединения культурного, профессионального, спортивного типа, молодежные религиозные символы, придорожные распятия, часовни. Статуи святых можно видеть на всех дорогах и перекрестках, святые изображены также в виде фресок на стенах альпийских домов.</p> <p>Богат и разнообразен по тематике фольклор австрийцев. Особенно славится Австрия своими песнями. Например, тирольские песни получили известность и за пределами страны. Их основная тема — любовь к родному краю, его природе. Особенность тирольского пения наиболее ярко выражают йодли — песни альпийских пастухов; их исполняют фальцетом в виде длинной и свободной каденции без слов. Поют часто и под аккомпанемент народных инструментов — цитры, цимбал, волынки, флейты и гитары. Популярны песни исторического содержания, особенно о войнах с турками и французами. Много профессиональных песен, например шахтерских, где повествуется о тяжелом труде горняков.</p> <p>Одно из любимых развлечений австрийцев — танцы. Из народных танцев особенно известен лендлер, который считается прототипом венского вальса. Формы вальса различаются по областям (штирийский, тирольский и т. д.). Вальс стали танцевать в городах с конца XVIII в., его распространение связано с именами композиторов Иоганнов Штраусов, отца и сына, и Й. Ланнера. Вальс танцевали тогда на вечерах в кафе, на улицах и площадях городов. С XX в. все больше в быт входят новые модные танцы, хотя мелодии старых не утратили своей популярности в народе.</p> <p>С народным музыкальным творчеством тесно связано и профессиональное музыкальное искусство. Представители венской школы XVIII—XIX вв. — В. Моцарт, И. Гайдн, К. Диттерсдорф включали в свои произведения, прежде всего в комические оперы, мотивы народных танцев и песен. Народные мелодии были использованы и Ф. Шубертом — родоначальником романтизма в австрийской музыке. Симфоническая школа XVIII в. была создана В. Моцартом, И. Гайдном, а позднее ее представляли А. Брукнер и Г. Малер. Произведения этих композиторов вошли в мировое музыкальное искусство.</p> <p>Народные танцевальные и песенные мотивы характерны и для легкой музыки. Австрийская оперетта и танцевальная музыка получили известность во всем мире. Именно благодаря их популярности столицу Австрии стали называть «веселой Веной».</p> <p>Для развития австрийской музыки имело значение пребывание в Австрии композиторов других стран — Л. Бетховена, Ф. Листа, К. Глюка. В Вене протекала деятельность популярных венгерских композиторов, авторов многих оперетт, — И. Кальмана и Ф. Легара. Большое влияние на австрийскую музыку оказало искусство славянских народов, венгров, итальянцев.</p> <p>Австрийские города, особенно Вена и Зальцбург, до сих пор сохраняют славу музыкальных центров — здесь проходят различные международные конгрессы и фестивали. В Вене находится Международное общество современной музыки.</p> <p>Так же как и музыка, имеет свою историю и австрийская литература. На раннем этапе своего развития она была еще тесно связана с творчеством соседних германоязычных народов. В XIII в. в Австрии получил свое литературное оформление древнегерманский эпос — «Песнь о Нибелунгах», «Гудрун». Однако уже в те времена придворная поэзия — миннезанг, центром которой была Вена, отличалась значительным своеобразием. Творчество миннезингеров Р. Ф. Хагенау, Г. фон Аиста складывалось под влиянием австрийского фольклора.</p> <p></p> <p>Распад феодализма, рост городов, формирование новых общественных классов нашли отражение в бюргерской литературе с ее антифеодальной и антиклерикальной направленностью. Наиболее распространенным жанром были небольшие сатирические рассказы — шванки, а также комические представления — фастнахтшпили, исполнявшиеся на масленицу на городских площадях.</p> <p>Литература XVII — XVIII вв. отразила установление абсолютизма в Австрии, стремление Габсбургов идеологически обосновать свое господство. Вот почему для литературных произведений этого времени характерно обращение к историческим, особенно античным и средневековым, сюжетам, прославляющим былое величие. В то же время в конце XVIII — начале XIX в. появляется интерес к собственной стране, создаются описания Австрии — географические, исторические ит. д. В XIX в., эпоху романтизма, распространился жанр деревенского рассказа    (Ф. Грильпарцер, П. Розеггер,</p> <p>Н. Ленау). В середине XIX в. как оппозиция против реакции формируются литературные кружки либерально настроенных литераторов. Наиболее популярным стал кружок поэтов и писателей, чьи собрания происходили в венском «Серебряном кафе», где часто проводились обсуждения литературных произведений; в них участвовали, например, поэт Н. Ленау и драматург И. Нестрой. Особенное распространение получила журнальная литература, а во время революции — политические памфлеты. Наступившая в конце XIX — начале XX в. внутренняя реакция отразилась в развитии различных натуралистических и импрессионистских направлений в литературе, наиболее видными представителями которых были Г. Гофмансталь, А. Шницлер.</p> <p>Крупнейшей фигурой австрийской литературы начала XX в. был мастер психологического романа и новеллы — С. Цвейг.</p> <p>В настоящее время пользуются большой известностью имена прогрессивных писателей-реалистов — Е. Пристер, Ф. Каина, Г. Леберта, Г. Зайко.</p> <p>Развитие культуры и науки в Австрии было тесно связано с деятельностью австрийских университетов — в Вене, Граце, Зальцбурге и Инсбруке. Большую роль сыграла организация в XVII в. Высших технических школ в Вене и Граце, Высшей горной школы в Леобене, а также нескольких научных обществ. В 1874 г. была основана Австрийская академия наук.</p> <p>В настоящее время в Австрии установлена централизованная система народного образования. Большая часть детских садов, общеобразовательных школ, все высшие учебные заведения— государственные; однако наряду с ними есть и частные, главным образом конфессиональные, школы.</p> <p>С 1966 г. было введено 9-летнее обязательное обучение. Большинство детей посещают двухступенчатые общеобразовательные (народные) школы с 4-годичным, 9-годичным сроком обучения, но лишь немногие имеют возможность продолжать после первой ступени учиться в гимназиях, реальных гимназиях или реальных училищах, подготовляющих к поступлению в вузы.</p> <p>Значительно развита сеть профессиональных учебных заведений. Особенное внимание здесь обращено на подготовку лиц, занятых обслуживанием туристов.</p>


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru