Австралия

Австралия

Содержание:

Экономика Австралии

Австралия за сравнительно небольшой промежуток времени — всего около 80 лет — прошла сложный путь экономического развития. Из аграрно-сырьевого придатка метрополии, каким страна была в начале XX в., она превратилась в экономически высокоразвитое государ­ство. Этому способствовал ряд историко-экономических условий. Прежде всего то, что с колониальных времен установ­лению здесь капиталистического способа производства и капиталистических отно­шений не препятствовали, как в других странах, пережитки феодализма. Эконо­мическое развитие Австралии сразу по­шло по капиталистическому пути.

Австралии, как и некоторым другим молодым капиталистическим государ­ствам, не пришлось последовательно проходить все этапы от ремесленно-кустарного и мануфактурного производ­ства, она сразу могла организовать свое хозяйство на соответствующем тому вре­мени научно-техническом уровне.

Тесные связи с метрополией, для кото­рой сначала ее австралийские колонии, а затем и доминион служили источником обогащения, оказали большое влияние на весь ход развития страны. Промыш­ленность, первоначально горнодобывающая, а потом и обрабатывающая, и отчасти сельское хозяйство начали сразу развиваться на том уровне техники, кото­рого достигла во второй половине XIX в. Англия. А как известно, в те времена уровень технического развития этой страны был самым высоким в мире.

В лице переселенцев из Англии Ав­стралия располагала квалифицирован­ными рабочими и инженерами, знако­мыми с передовой для того времени тех­никой, сумевшими ее использовать и в немалой степени усовершенствовать уже применительно к австралийским ус­ловиям.

Стремясь извлечь возможно больше прибыли из своих далеких заокеанских колоний, метрополия вкладывала в их экономику значительные капиталы, при­чем, конечно, в те отрасли, в росте кото­рых она была заинтересована. А это были главным образом сельское хозяй­ство, промышленность, перерабатыва­ющая сельскохозяйственную продукцию, и добыча горнорудного сырья. Кроме того, британские правящие круги предо­ставляли сначала колониям, а позже доминиону займы, которые в значитель­ной мере использовались ими для стро­ительства железных дорог, электростан­ций, ирригационных сооружений и т. д.

Развитию экономики в Австралии спо­собствовало также наличие на ее терри­тории разнообразных природных ресур­сов. В недрах материка были найдены почти все виды минерального сырья, причем в количестве, достаточном не только для обеспечения потребностей местной промышленности, но и для вывоза в другие страны. Климатические особенности страны позволяли выращи­вать различные сельскохозяйственные культуры (от присущих тропикам и суб­тропикам до свойственных умеренным широтам), на огромных пространствах степей разводить тонкорунных мериносовых овец.

Большое значение для развития хозяй­ства имело также и то обстоятельство, что за всю историю своего существования Австралия не испытала военных разру­шений, не платила военных долгов и репараций. Военная конъюнктура не только не ослабляла хозяйство страны, но, наоборот, способствовала общему экономическому, и главным образом промышленному, развитию, так как надо было своими средствами производить то, что раньше привозилось из метрополии.

Во время второй мировой войны, когда Австралия стала основной опорной базой для совместных австрало-американских военных действий на Тихом океане, США строили на ее территории военные склады, шоссе, подъездные пути, прово­дили работы по приспособлению портов для военных нужд, содействуя таким образом развитию инфраструктуры. Им­порт американского оборудования спо­собствовал внедрению в промышлен­ность американской техники, которая в значительной мере заменила устарев­шую английскую.

В военные годы в Австралии быстро начали развиваться отрасли, связанные с производством вооружения. В южной ча­сти континента были построены военные предприятия. На обеспечение военных нужд были переведены некоторые заво­ды, выпускавшие ранее гражданскую продукцию. В результате возросшего спроса на товары военного производства происходил процесс индустриализации страны, одновременно с ростом военных отраслей развивались и другие отрасли промышленности, изготовлявшие товары производственного и потребительского назначения. Развитие отраслей, выпу­скавших товары производственного на­значения, было связано отчасти с тем, что на ряде предприятий выявилась необхо­димость обновить оборудование, установ­ленное много лет назад и не соответство­вавшее стандартам того времени. Возрос также спрос на различные машины и в сельском хозяйстве.

Удовлетворение этого спроса и тем самым повышение производительности груда в сельском хозяйстве и увеличение его продуктивности было особенно важно для страны потому, что в послевоенные годы недостаток продовольствия и

сельскохозяйственного сырья в Велико­британии и ряде других стран Европы и Азии вызвал рост цен на эти товары на мировом рынке. Увеличение экспортных поступлений от продажи товаров сель­ского хозяйства на заокеанских рынках в свою очередь способствовало росту им­порта в Австралию необходимых машин и расширению промышленного произ­водства внутри страны.

Однако рост производства, и особенно промышленности, не всегда шел и идет в наши дни по восходящей линии. Как уже упоминалось в разделе об истории стра­ны, мировой экономический кризис 1929—1933 гг. больно ударил по ее экономике.

На развитие хозяйства помимо других факторов значительно влияет большая зависимость от внешних рынков.

Неустойчивость мирового капитали­стического рынка, снижение цен на про­дукцию сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности болезненно сказываются на платежном балансе и приводят к замедлению общих темпов экономического развития страны. Нерав­номерность в развитии отдельных отрас­лей, периодические кризисные явления в состоянии хозяйства тяжело отражаются на положении трудящихся масс.

Современная Австралия — экономи­чески развитая индустриально-аграрная капиталистическая страна, которая по основным показателям входит в число десяти наиболее высоко развитых капи­талистических стран мира. Ведущее ме­сто в ее хозяйстве принадлежит обраба­тывающей и добывающей промышлен­ности. Австралийские предприятия об­щего машиностроения покрывают до 70% всех потребностей страны в различного рода машинах. Австралия ввозит лишь те виды оборудования, изготовление кото­рых требует значительных капитальных затрат и спрос на которые ограничен или случаен (часть энергосилового оборудо­вания, сложные специальные металлооб­рабатывающие станки и ряд других), а также отдельные виды продукции или полуфабрикатов химической промыш­ленности и некоторые другие промыш­ленные товары.

Добыча полезных ископаемых в связи с открытием в последнее время новых и перспективных для разработки месторождений приобрела очень важное значе­ние, и вывоз минерального сырья стал одной из наиболее существенных статей австралийского экспорта. Сельское хозяйство хотя и уступило первое место по стоимости произведен­ной продукции обрабатывающей про­мышленности, но продолжает оставаться одной из главных отраслей экономики.

В мировой капиталистической эконо­мике Австралия выступает в основном как поставщик сырьевых и продовольственных товаров. Такое направление экспорта указывает на большую зависи­мость страны от мирового хозяйства и в значительной степени определяет ее торговые связи. Австралия играет суще­ственную роль в мировом производстве и торговле пшеницей, мясом, сахаром и другими продовольственными товарами, а также шерстью и различными ценными, видами минерального сырья: железной руды, каменного угля, полиметаллов, бо­кситов и др.

Для экономики Австралии характерен высокий уровень концентрации произ­водства и централизации капитала, сли­яние банковского и промышленного ка­питала и возникновение на этой основе австралийского финансового капитала и финансовой олигархии. Все отрасли хозяйства контролируются гигантскими мо­нополиями, сосредоточившими в своих руках не только промышленное произ­водство, сельское хозяйство, банковское дело, страхование и другие финансовые операции, оптовую и розничную торгов­лю, но и газеты, радио, телевидение. Огромный рост монополий привел к тому, что страной управляют 50 монопо­листических семейств, которые являются фактическими хозяевами Австралии.

Одна из самых мощных и ведущих монополистических группировок — «Брокен-Хилл-Пропрайэтри», которая в настоящее время вместе со своими филиалами не только осуществляет раз­работку богатого свинцово-цинкового месторождения Брокен-Хилл, но почти полностью держит в руках добычу желез­ной руды и угля, черную металлургию и производство изделий тяжелого машино­строения.

Компания «Колониэл шугар рифайнинг» полностью контролирует произ­водство и экспорт сахара. Через свои дочерние компании она участвует в производстве стройматериалов, картона, пластмасс, искусственного волокна, раз­личных химических товаров и т. д.

К числу крупных австралийских моно­полий относятся также «Острэлиен ойл энд гэз корпорейшн», «Кетлин инвестмент», «Коллинз-Хауз» и др.

В экономике Австралии важную роль играет государственно-монополистиче­ский капитализм. Как и в других высокоразвитых капиталистических странах, в Австралии государство стимулирует про­цесс монополистической концентрации производства и капитала. Все большая доля национального дохода перераспре­деляется государством в пользу монопо­лий. Государство финансирует програм­мы развития и научных исследований, организует новые формы вывоза капита­ла. Значительный капитал оно вклады­вает в инфраструктуру и другие отрасли, сопутствующие, а зачастую и определя­ющие развитие и размещение обрабаты­вающей и горнодобывающей промыш­ленности, в создание новых сельскохо­зяйственных районов, исследование при­родных ресурсов отдельных частей страны, а также подготовку квалифици­рованных кадров и иммиграцию.

Непосредственно федеральному пра­вительству и правительствам отдельных штатов принадлежит очень незначитель­ная часть промышленных предприятий. В руках государства находятся электро­станции и линии электропередач, ирригационные сооружения, так называемые «железнодорожные мастерские», кото­рые в наши дни представляют собой крупные заводы, сохраняющие свои ре­монтные функции и занимающиеся в то же время изготовлением различного вида подвижного состава. Государству принад­лежат также почти все железные и авто­мобильные дороги страны (протяжен­ность частных дорог хотя и возрастает, но все же очень невелика), газо- и водоснаб­жение, телефонная и почтовая связь, городской транспорт, а также крупные водохранилища и часть радио- и теле­коммуникаций. Только в некоторых новых развивающихся отраслях обраба­тывающей промышленности государство иногда выступает пайщиком вместе с ча­стным капиталом.

В области сельского хозяйства пра­вительственные и полуправительствен­ные органы, такие, как «Австралийское управление по пшенице», «Австралий­ский совет по мясу» и др., занимаются распределением субсидий, организуют контроль за качеством продукции, обес­печивают хранение ее в государственных складах и холодильниках, а также вместе с ведущими монополиями организуют сбыт сельскохозяйственных товаров на внешнем и внутреннем рынках.

В австралийской экономике большую роль играет иностранный капитал. Круп­ные монополии капиталистических государств создали и продолжают создавать в стране специальные компании в различ­ных отраслях хозяйства. Со времен коло­низации ведущую роль играл английский капитал. В наши дни его позиции сильно потеснили капиталы других стран, и осо­бенно США. В основном в настоящее время английские капиталы сконцентри­рованы в банковском деле, судоходстве, страховании, отдельных отраслях горно­добывающей и нефтехимической про­мышленности. Американский капитал сосредоточен в горнодобывающей и не­фтеперерабатывающей промышленно­сти, а также в машиностроении, и осо­бенно автомобилестроении, в пищевой, фармацевтической и других отраслях производства.

Привлекает Австралия внимание за­падногерманских, швейцарских и япон­ских монополий. Последние, в частности, проявляют особенно большой интерес к железорудным и каменноугольным бо­гатствам Пятого континента.

Иностранных капиталистов интересу­ют не только огромные минеральные богатства Австралии (бокситы, титано- магнетитовые руды и др.), в которых в настоящее время остро нуждаются разви­тые капиталистические страны. Большое значение имеет также политика «откры­тых дверей» для иностранных капитало­вложений, которую (с незначительными ограничениями) проводит австралийское правительство.

Вложения австралийского капитала в экономику промышленно развитых стран — США, Великобритании, Кана­ды и др. — крайне невелики.

Австралийские монополисты вклады­вают свои капиталы в горнодобывающую промышленность, плантационное хозяйство и другие отрасли экономики многих стран Океании. Экономические соглаше­ния, заключенные между Австралией и Новой Зеландией, способствуют быстро­му притоку в эту страну австралийских капиталов.

Промышленность Австралии

Основой топливно-энергетической базы Австралии являют­ся каменный и бурый уголь, крупные залежи которого сосредоточены в юго-восточной и восточной частях страны. Работающие на угле теплоэлектростанции дают значительную часть всей посту­пающей к потребителям электроэнергии. Размещаются эти ТЭС там, где имеются месторождения угля.

В начале 1970-х годов было построено несколько ТЭС, работающих на природ­ном газе.

Австралия не богата гидроэнергетиче­скими ресурсами, так как климат большей части континента отличается засушливостью и рек на его территории мало. Основная масса гидроэнергетиче­ских ресурсов сосредоточена в южной высокогорной части Восточно-Австра­лийских гор (Снежные горы) и на острове Тасмания. Незначительными за­пасами энергии обладают реки прибреж­ной части штатов Новый Южный Уэльс и Квинсленд. В общем, за исключением гидроэнергетических систем в Снежных горах и на острове Тасмания и неболь­шого гидроузла на севере штата Квинсленд, все гидростанции созданы при ирригационных плотинах.

Гидроэнергетическая система в Снеж­ных горах, строительство которой было закончено в 1975 г., самая крупная (об­щая мощность 3740 МВт). Создание этой системы преследовало две цели: соору­жение гидроэлектростанций для Снабже­ния энергией прилегающих промышлен­ных районов в штатах Новый Южный Уэльс и Виктория и строительство во­дохранилищ, вода которых должна ис­пользоваться для орошения сельскохо­зяйственных угодий в междуречье Маррамбиджи, Муррея и Дарлинга.

Одна из наиболее старых отраслей хозяйства Австралии — горнодобыва­ющая промышленность. Как уже было сказано выше, Австралийский материк богат самыми разнообразными полезны­ми ископаемыми, которые широко испо­льзуются в промышленном производстве внутри страны, обеспечивая почти все его нужды. Среди капиталистических стран — продуцентов различного мине­рального сырья Австралия в конце 70-х годов занимала первое место по добыче бокситов и железной руды, вто­рое — свинцовой и цинковой руды, третье — марганцевой и вольфрамо­вой руды и четвертое — каменного, угля. От 50 до 90 и даже 99% (воль­фрам) продукции горнодобывающей про­мышленности вывозится в другие стра­ны. Горнодобывающая промышленность сыграла важную роль в общем экономи­ческом развитии страны, так как горно­рудное сырье составляло, да и составляет сейчас, одну из основных статей австра­лийского экспорта. Эта отрасль отлича­ется высокой концентрацией производ­ства и капитала.

Основная масса минеральных ресур­сов — железной руды, руд цветных и редких металлов, каменного и бурого угля и др. — добывается в крупных руд­никах и шахтах. Добыча же строитель­ных материалов и полезных ископаемых, не содержащих металлов, осуществляет­ся небольшими разработками.

Подавляющая масса добытого сырья проходит первичные стадии переработки на месте. На специальных предприятиях изготовляются концентраты и окатыши. Иногда производится и выплавка черно­вых металлов (например, в районе мед­ного месторождения Маунт-Айза и неко­торых других).

В конце 1970-х годов из всей стоимо­сти горнодобывающей промышленности 48% приходилось на долю различного металлосодержащего сырья, 28% — ка­менного и бурого угля, 13% — нефти и природного газа, 7% — стройматериалов и 4% — всех прочих полезных ископа­емых, не содержащих металлов.

Развитие горнодобывающей промыш­ленности с самого ее зарождения опреде­лялось широким вложением английского капитала. С течением времени, и осо­бенно после второй мировой войны, в добыче полезных ископаемых на Пятом континенте главенствующее положение занял американский капитал. Так, напри­мер, в конце 1970-х годов американские мо­нополии контролировали более 40% до­бычи различных видов минерального сы­рья; на долю английских монополий при­ходилось всего 13,6% и на другие ино­странные монополии — 3,6 %. Американ­ский капитал представлен здесь крупней­шей монополистической группой Кайзе­ра, компанией «Маунт-Айза-Майнз» и др.; из английских монополий наиболее крупная — «Концинк Рио-Тинто». Ав­стралийский капитал выступает в основ­ном партнером иностранных компаний. Самая мощная австралийская компа­ния — «Брокен-Хилл».

Как раньше, еще в колониальные времена, так и в наши дни открытие и освоение новых месторождений полез­ных ископаемых в слабозаселенных ча­стях Австралии стимулируют создание там предприятий по добыче и первичной переработке сырья (производство кон­центратов, окатышей и т. д.), строитель­ство портов, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и других объектов инфраструктуры. В конечном итоге это приводит к возникновению в этих районах новых поселений и городов, население которых быстро возрастает.

В Австралии развиты все стадии произ­водства черных металлов — доменное, сталелитейное, прокатное, а также изготовление специальных сталей и сплавов и разные виды металлообработки. Большое развитие получила выплавка цветных металлов: меди, олова, цинка и т. п. Черная и цветная металлургия обеспечи­вают возросшие нужды машиностроения и других отраслей промышленности.

Старые крупные металлургические комбинаты с полным циклом производ­ства находятся на востоке — в городах Порт-Кембла, Ньюкасл, Вуллонгонг и др. Они используют местный уголь и привозную железную руду. В этих же городах сосредоточены заводы тяжелого маши­ностроения, а также химические предприятия, производящие различную продукцию (удобрения для сельского хозяйства и др.).

Новые металлургические центры, воз­никшие во время и после второй мировой войны, находятся в отличие от старых вблизи месторождений железной руды. Один из таких новых центров — город Уайалла на берегу залива Спенсер.
Уголь и кокс доставляются сюда на тех же судах, которые отвозят руду на восток. Кроме металлургии в нем развито маши­ностроение, и особенно судостроение. Важный новый металлургический ком­плекс сложился в городе Куинана, на юго-западе материка.

До второй мировой войны Австралия не имела развитой машиностроительной промышленности. Производство ограни­чивалось выпуском сельскохозяйствен­ных машин, небольших моторов и отдельных видов железнодорожного оборудования. Перестройка промышленно­го производства во время второй мировой войны оказала существенное влияние на темпы и масштабы роста, структуру и специализацию машиностроения. В наши дни в Австралии особенно быстро разви­ваются такие новые отрасли машино­строения, как производство авиационных и автомобильных двигателей, локомоти­вов, тракторов, грузовых и легковых автомобилей, электрооборудования, электронной аппаратуры и различных сложных приборов. Продукция машино­строения в значительной мере удовле­творяет потребности страны.

Химическая промышленность особен­но быстро стала развиваться в послевоен­ные годы. Во многих крупных портовых городах были построены мощные нефте­перегонные заводы, работающие на до­бываемой в стране и на привозной нефти (Австралия в основном удовлетворяет свои потребности в нефтепродуктах). Пе­реработка сырой нефти способствовала развитию нефтехимии; началось произ­водство таких товаров, как пластмассы, изоляционные материалы, химические волокна и многие другие.

Так как сельское хозяйство — одна из наиболее важных отраслей экономи­ки — испытывает большую потребность в минеральных удобрениях, в Австралии в большом количестве на базе привоз­ного сырья (открытые в стране залежи фосфоритов еще только начинают осва­иваться) производится суперфосфат.

Заводы по производству удобрений размещаются в тех районах, где имеются залежи каменного угля, изготовляется кокс, выплавляются чугун и сталь, цвет­ные металлы и др. Получаемая при пере­работке этих видов сырья и полуфабри­катов серная кислота на 90% использу­ется на суперфосфатных заводах.

Поскольку фосфориты привозятся на морских судах, то важным фактором в размещении предприятий по производ­ству фосфорных удобрений является их близость к портовым городам.

Пищевая промышленность — одна из наиболее старых отраслей — получила большое развитие. Она представлена маслодельным производством, сыроварени­ем, молочноконсервной промышленно­стью. Развито пивоварение, мясохладо­бойное, мясоконсервное, мукомольное производства, изготовление бекона, об­работка табачного листа и т. д. Многочи­сленны предприятия по консервирова­нию овощей и фруктов.

Для пищевой промышленности как раньше, так и в наши дни характерна экспортная ориентация. Значительная часть полностью или отчасти обработан­ной продукции сельского хозяйства от­правляется в другие страны. Например, экспорт мяса всех видов составляет до 45% его производства, сливочного мас­ла — до 50, сыра — 45, пшеницы и муки (в пересчете на зерно) —до 80, сахара — 60—65%.

Так как значительная часть пищевой продукции идет на экспорт, наиболее крупные и хорошо оборудованные пищевые заводы и фабрики расположены в портовых городах страны. Часть мелких и средних предприятий находится в рай­онах, производящих ту или иную сель­скохозяйственную продукцию. Масло­дельные заводы и сыроварни располагаются там, где разводится молочный скот и имеются железнодорожные станции, что дает возможность быстро отправлять сливочное масло и сыр к центрам потре­бления или портам. Хлебопекарные, кон­дитерские, пивоваренные и некоторые другие предприятия имеются везде, где сосредоточено население.

Большая часть предприятий мясной промышленности — это крупные комби­наты, на которых производится убой скота и разделка туш, изготовление мяс­ных консервов, колбас и сосисок. На мно­гих из них имеются также специальные цехи, где перерабатывают кости, щетину, рога, копыта, изготовляют корм для домашних птиц, клей, различные жиры и другие продукты.

Поскольку мясное животноводство развито главным образом в северной, се­веро-восточной и восточной частях материка, наиболее крупные мясокомбинаты размещаются преимущественно в порто­вых городах штатов Квинсленд, Новый Южный Уэльс и Виктория. Ряд заводов сосредоточен и во внутренних областях, где животноводство комбинируется с зер­новым хозяйством.

Предприятия по консервированию ово­щей и фруктов размещаются там, где раз­виты овощеводство и садоводство. Многие из них, даже весьма крупные, распо­ложены в сельской местности, где произ­водится необходимое сырье, некото­рые — в больших городах на побережье. Овощи и фрукты к ним доставляются в охлажденном виде по железной дороге или в специальных автофургонах.

Австралийская легкая промышлен­ность в основном обеспечена сырьем местного производства и своими това­рами (обувь, трикотаж, ткани и т. д.), в значительной мере удовлетворяет по­требности населения, но высококаче­ственные изделия и некоторая часть полуфабрикатов и сырья ввозятся. Предприятия легкой промышленности сосре­доточены главным образом в крупных промышленных городах на юго-востоке страны. Небольшие фабрики встречают­ся во многих средних и мелких городах.

Основная часть предприятий всех от­раслей обрабатывающей промышленнос­ти размещается в юго-восточной, наибо­лее экономически развитой части Австра­лии — в штатах Новый Южный Уэльс, Виктория и отчасти Южная Австралия. После окончания второй мировой войны новые промышленные предприятия на­чали создаваться в городах или даже маленьких поселках во внутренних, отда­ленных от побережья районах штатов. Сюда же направляются организованно многие иммигранты, прибывающие в Ав­стралию. Однако следует отметить, что большинство новых предприятий все же, как правило, строится в уже освоенных и заселенных районах, в основном в зоне с достаточным количеством осадков.

Новые крупные промышленные очаги, созданные за последние годы, размеща­ются все же преимущественно в окраин­ных приморских частях страны. Так, например, сформирован новый промыш­ленный очаг в городе Куинана на юго- западе. Создаются новые предприятия цветной металлургии и химической про­мышленности в штате Квинсленд, где найдены крупные месторождения цвет­ных металлов, нефти, природного газа и каменного угля. Внутренние, глубинные области Австралии безводны и почти не имеют шоссейных и железных дорог. Чтобы построить там промышленные предприятия, прежде всего нужно обес­печить эти области достаточным количе­ством воды и необходимыми транспорт­ными и энергетическими средствами. Поэтому создание промышленных пред­приятий в пустынях или полупустынных зонах обходится дорого. Осуществляется оно только в отдельных случаях: при строительстве военных объектов либо предприятий, которые даже при больших затратах гарантируют быстрое получе­ние прибыли и продукция которых пользуется спросом на внутреннем или внешнем рынках.

Сельское хозяйство Австралии

Сельское хозяй­ство Австралии отличается высокой то­варностью и имеет ярко выраженный капиталистический характер. В нем ши­роко применяются машины и наемный труд.

Австралия — страна исторически сло­жившегося крупного землевладения. С начала заселения материка переселенца­ми из Великобритании британское прави­тельство, а соответственно и его предста­вители в австралийских колониях прово­дили политику, способствовавшую созда­нию такого рода землевладения. Первые большие участки земли получали офицеры конвоя, доставлявшие на материк каторжников из Англии. Значительные по размерам земельные участки предо­ставлялись также младшим сыновьям и родственникам правящей элиты Велико­британии и английской аристократии. Ко­гда же с 20-х годов XIX в. австралийская шерсть завоевала прочные позиции в текстильной промышленности метрополии, в самой Англии начали формиро­ваться овцеводческие компании, кото­рые получали у колониальной админи­страции огромные участки земли. Так, «Австралийской земледельческой ком­пании» были переданы земли в долине р. Глостер в колонии Новый Южный Уэльс; «Земельная компания Ван-Димена» обосновалась в северной части острова Тасмания. Вскоре она присоеди­нила к своим владениям и другие наибо­лее удобные земли.

После того как специальными экспеди­циями были открыты пригодные для поселения и выпаса овец территории в более отдаленных от побережья частях страны, туда устремились свободные по­селенцы. Они перегоняли свои стада на эти отдаленные земли без разрешения колониальных властей и организовывали на огромных по площади участках, гра­ницы которых, как правило, не были определены, многотысячные овцеводче­ские хозяйства. Такой захват земель получил в Австралии название «скваттерство». Только спустя много лет эти земли стали считаться арендованными у колониальных властей. Именно так в основном и сложилась система крупного землевладения, сохранившаяся до наших дней.

В 1970-х годах 20 века на долю хозяйств, имеющих участки размером бо­лее 4 тыс. га и составляющих всего 3,6% общего числа ферм, приходилось 82,3% земельного фонда, в том числе и самые крупные, размером свыше 40 тыс. га (0,6% ферм), — 62,7% земли. Фермам с участками земли от 0,4 до 200 га (около 60% всех фермерских хозяйств) принадлежит лишь 1,8% всей используемой в сельском хозяйстве земли.

Фермы, имеющие большие участки зе­мли, находятся главным образом в засуш­ливых внутренних частях страны и на севере, где экстенсивный метод ведения хозяйства обусловливает использование больших площадей.

Фермы, для которых характерен ин­тенсивный метод (на таких фермах выра­щиваются овощи, фрукты, откармливается молодой скот для убоя), в основном сконцентрированы в юго-восточной и юго-западной прибрежных частях, а также в междуречье Муррея и Маррамбиджи, где находятся массивы ороша­емых земель. Фермы, имеющие приго­родный тип хозяйства, располагаются около крупных промышленных городов.

Конечно, подразделение ферм по раз­мерам земельных участков дает только самое общее представление о распределении земельного фонда и социальной структуре сельскохозяйственного насе­ления. Небольшие, но интенсивно испо­льзуемые земельные площади, на кото­рых выращивают виноград, овощи, фрук­ты, откармливаются ягнята, приносят своему хозяину зачастую значительно больший доход, чем огромные участки естественных пастбищ, где для выпаса одной овцы требуется несколько десят­ков гектаров. По данным Австралий­ского бюро сельскохозяйственной эконо­мики, на I га культурных орошаемых пастбищ можно содержать 25 овец, в то время как в полузасушливых аридных районах для выпаса одной овцы требу­ется до 40 га, а иногда и много больше.

Монополистический капитал глубоко внедрился в сельское хозяйство. Вторже­ние его началось уже давно и значительно усилилось в послевоенные годы. Монополии не только владеют большими земельными массивами и контролируют производство сельскохозяйственной про­дукции, но и держат в своих руках заво­ды, изготовляющие сельскохозяйствен­ные машины, удобрения, химикаты, осу­ществляют переработку, упаковку про­дуктов и сбыт их на внутреннем и внеш­нем рынках.

Австралия позже, чем другие развитые капиталистические страны, вступила на путь технического переворота в сельском хозяйстве. Механизация, электрифика­ция, химизация сельского хозяйства, а также внедрение достижений агробиоло­гической науки начались только в 50-х годах XX в.

Процесс интенсификации в сельском хозяйстве протекает неравномерно. В большей степени он охватил такие от­расли, как молочное и откормочное хо­зяйство, выращивание овощей, фруктов, винограда, хлопчатника, риса и других продовольственных и технических куль­тур. Зерновое хозяйство и пастбищное скотоводство остаются в значительной мере экстенсивными.

В условиях крайне засушливого кли­мата и неравномерного выпадения осад­ков огромное значение для сельского хозяйства имеет искусственное ороше­ние, причем не только во внутренних частях континента, но и в прибрежных уже обжитых и освоенных районах, где оно способствует повышению урожайно­сти и интенсификации хозяйства. Так, например, средний урожай пшеницы на неполивных землях составляет от 11 до 15 ц с га, при применении же орошения урожайность увеличивается в 5—6 раз.

Основными источниками пресной воды для орошения, снабжения городов, населения, горных разработок, обрабатывающей промышленности и других целей служат поверхностные воды, а также искусственные водохранилища, образо­ванные путем подпруживания рек.

Созданию ирригационных сооружений в Австралии уделяется большое внима­ние. Строительство крупных водохранилищ, магистральных каналов и трубопро­водов осуществляет государство, а ороси­тельные и распределительные каналы строят сами фермеры. Во многих частях Австралии можно встретить трубопрово­ды, в среднем 0,5 м в диаметре и более, тянущиеся на многие десятки киломе­тров. По этим трубам из естественных источников или из водохранилищ вода направляется к городам и фермам.

Для полива земель местами использу­ются также и артезианские воды, но в некоторых районах они сильно засолены и поэтому не могут быть применены не только в земледелии, но даже и в живот­новодстве.

Поскольку продукция сельского хозяй­ства и до настоящего времени составляет основу экспорта страны, федеральное правительство и правительства отдель­ных штатов уделяют сельскому хозяйству большое внимание. Экспериментальные фермы, опытные станции и лаборатории занимаются исследованием и разработ­кой практических вопросов земледелия и животноводства, с результатами которых знакомят фермеров.

Для того чтобы поддержать отдельные, главным образом важные экспортные от­расли, государство устанавливает гаран­тированные цены на ряд продуктов сель­ского хозяйства. Однако регулировать торговлю сельскохозяйственными това­рами очень трудно, так как сбыт, и осо­бенно экспорт, сельскохозяйственной продукции сосредоточен в руках монопо­листических компаний.

Ведущее место в сельском хозяйстве принадлежит наиболее старой отрасли — пастбищному животноводству. В 70-х го­дах на его долю приходилось около 68% всей стоимости продукции сельского хо­зяйства, а на долю земледелия— немно­гим более 32%. В животноводстве первое место занимает овцеводство.

Среди капиталистических стран Ав­стралия занимает первое место по пого­ловью овец (140 — 180 млн. голов в 1970-х годах) и настригу шерсти. Количество овец в стране непрерывно возрастает. Однако в истории овцеводства Австралии известны такие периоды, когда во вре­мена жестокой засухи, которая может продолжаться не один, а несколько лет подряд, а также от пожаров и наводнений поголовье овец сокращалось на не­сколько десятков миллионов. Например, с 1943 по 1946 г. в результате засухи погибло около 30 млн. овец; засуха и пожары 1965 — 1966 гг. способствовали сокращению поголовья на 13 млн. Значи­тельно снизилась численность овец от ураганов и наводнений в 1974 и 1975 гг., охвативших штаты Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Викторию и отчасти Южную Австралию.

Основную группу общего поголовья овец составляют мериносы (до 70%), шерсть которых наиболее высокого ка­чества и самая дорогая. Вторая группа — овцы полутонкорунных мясошерстных пород. От них получают хорошую шерсть и мясо.

Тонкорунные мериносовые овцы пло­хо переносят влажный климат, поэтому их разводят главным образом в степ­ных и полупустынных районах. Продви­жению овец в центральные пустынные части материка препятствует недостаток воды, скудость и медленное восстанов­ление растительного покрова, а также отсутствие там железных дорог или шос­се, по которым можно было бы подвезти корма или увезти животных в период за­сухи.

В засушливых частях Австралии для овцеводства характерен экстенсивный пастбищный выпас, при котором овцы в течение круглого года содержатся на естественном подножном корму. Засухо­устойчивые травы, соленый и голубой кустарники, ветви и осыпающиеся стручки низкорослых австралийских акаций-мальга составляют там основной корм овец.

Большая часть поголовья овец сосре­доточена в этих районах на специальных овцеводческих станциях (шипстейшнс), принадлежащих крупным овцеводам и овцеводческим компаниям или торгово-промышленным акционерным обществам. Эти станции занимают огромные участки земли, исчисляющиеся десятка­ми, а часто и сотнями тысяч гектаров. Средний размер находящегося на них овечьего стада составляет 5 — 6 тыс. голов. Земли, на которых пасутся овцы, разделены на участки (паддоки) прово­лочной сеткой. Такая система дает воз­можность регулировать количество пищи, приходящееся на одно животное, а также не позволяет смешиваться овцам, пасущимся на разных участках. Кроме того, стадо подразделяется по возрастно­му, половому и породному составу, что облегчает классификацию и маркировку шерсти при стрижке.

Паддоки, как правило, имеют большие площади— 500— 1000 га. Овец перего­няют с одного паддока на другой 4 — 5 раз в год. Такая редкая смена пастбищ, обусловлена тем, что при разреженном травостое и медленном росте трав овцы не вытаптывают пастбища. Паддоки не используются до тех пор, пока их кормо­вые ресурсы не восстанавливаются.

Каждый паддок имеет свой резервуар с водой, чтобы овец не приходилось пере­гонять на водопой на большие рассто­яния. Вода в резервуары подается из артезианских скважин.

В последние годы на пастбищах стали создавать страховые запасы сена для под­кормки животных во время засухи. В бла­гоприятные по количеству осадков го­ды часть травы скашивается на сено. Местами для этого специально высевают кормовые травы. Сено прессуется и скла­дывается в огромные стога и сохраняется прямо на пастбищах. При большой сухо­сти воздуха сено не портится в печение нескольких лег. Во время засухи разрых­ленное сено грядами разбрасывают на пастбищах.

Большая часть работ на станциях механизирована, и штат постоянных ра­бочих невелик, но они должны иметь высокую и разностороннюю квалифика­цию. Рабочие обязаны проверять и чинить системы водоснабжения, следить за сохранностью проволочных загражде­ний, состоянием пастбищ, ухаживать за овцами, проводить противопожарные ме­роприятия. На различных вспомогатель­ных работах, таких, как перегон стада с одною паддока па другой или отделение ягнят от маток, широко используются специально обученные собаки.

Во время стрижки овец в течение не­скольких недель, а иногда и 2—3-х меся­цев рабочий состав станций увеличива­ется за счет сезонных рабочих-стригалей.

Стригут овец обычно в сухое время года - весной и летом. Стрижка овец работа очень тяжелая, требующая боль­шой физической выносливости и высо­кой квалификации. Стригаль средней квалификации обрабатывает за один ра­бочий день (обычно длящийся 10 часов) 100— 120 овец, а высшей - 150, 180 и даже 200 овец. Процесс стрижки механизирован.

В тех районах страны, где осадков выпадает больше (350— 500 мм), пре­имущественно в нижней части восточных склонов Восточно-Австралийских гор, тип хозяйства более интенсивный: на одной ферме разводятся овцы и крупный рогатый скоп, а также выращивается пшеница. Совмещение разных отраслей позволяет фермеру приспосабливать хозяйство к конъюнктурным изменениям рынка. На таких фермах овцы выпаса­ются на паддоках, засеянных клевером, люцерной и другими кормовыми трава­ми. Их держат на паддоке в печение 3— 6 дней, а затем перегоняют на следующий паддок и т. д. На освободившемся от овец участке подсевают траву, вносят в землю удобрения, орошают ее. Возвра­щаются овцы на уже использованные паддоки через две, а чаще через три недели. За это время трава успевает под­расти; таким образом, в печение всего года овцы пасуйся на высококачествен­ных культурных пастбищах.

В прибрежной зоне, где осадков выпа­дает более 500 мм, преобладают откор­мочные хозяйства. Здесь овцы и ягнята откармливаются на мясо в течение двух- трех месяцев, а иногда и нескольких недель перед отправкой их на бойню. В этих хозяйствах овцеводство комбини­руется с разведением молочного скота.

Кроме шерсти австралийское овцеводство дает и значительное количество мяса. Среди капиталистических стран Ав­стралия занимает первое место по произ­водству баранины и ягнятины и второе (после Новой Зеландии) — по их вывозу.

В Австралии разводят также мясной и молочный крупный рогатый скот. Поголовье его начало быстро возрастать в последней четверти XIX в., после изо­бретения пароходов-рефрижераторов, ко­гда стало возможно поставлять мясомолочные продукты на мировой рынок, и в первую очередь в Великобританию.

Разведение крупного рогатого скота на мясо сосредоточено в руках отдельных скотоводов или скотоводческих компа­ний. Им принадлежат стада и пастбища, крупные бойни и мясоконсервные за­воды в портовых городах, а отчасти и транспортировка мясных продуктов на мировой рынок.

Мясное скотоводство развито гнавшим образом в тропических и субтропических частях на севере страны. Здесь скот
выпасается в основном на естественных пастбищах (экстенсивный метод хозяй­ства). Есть фермы и с интенсивным ведением хозяйства, на которых скот содер­жат на культурных, орошаемых пастби­щах и даже подкармливают силосом и сеном. Пастбища, так же как в овцевод­стве, разделены на паддоки; они удобря­ются, орошаются и засеваются кормо­выми травами. Скот достигает здесь стан­дартной упитанности в значительно бо­лее короткие сроки, чем при экстенсив­ном выпасе: так, например, молодняк за год и даже меньше уже достигает убой­ного веса.

По экспорту говядины и телятины Австралия занимает первое место среди капиталистических стран.

Молочное хозяйство отличается особо высокой интенсивностью. Теплый кли­мат страны позволяет содержать молочный скот в течение всего года на пастби­щах. В районах, где бывают сильные ветры, чтобы защитить животных от них, по границам паддоков высаживаются де­ревья и густые кустарники.

Специализированные молочные фер­мы невелики по размерам, в среднем не более 130 — 140 га, но использует­ся площадь очень интенсивно. Особое внимание в этих хозяйствах обращается на улучшение пастбищ. Они засеваются многолетними и однолетними кормовы­ми травами, регулярно удобряются и оро­шаются. Специальные участки отводятся для посевов ячменя, овса, кукурузы, пше­ницы и корнеплодов, из которых изготов­ляется силос. На многих фермах используются также концентрированные корма местного фабричного производ­ства и импортные с добавлением витами­нов и стимуляторов роста. Наиболее распространенные породы молочного ско­та— джерси, гернси, гольштейн и выве­денный в Австралии илловарский шортгорн. Животные этой породы дают много молока и хорошо откармливаются на мясо.

На большинстве молочных ферм меха­низация производственных процессов значительно выше, чем в мясо-шерстных и откормочных хозяйствах. Механизиро­ваны дойка, сепарирование, розлив и упаковка молока во фляги и бутылки.

Молочные фермы размещаются глав­ным образом в прибрежных районах, где выпадает сравнительно большое количе­ство осадков. В глубинных областях молочное хозяйство сочетается с земле­делием, откормом мясного скота и отча­сти с овцеводством.

По специализации молочные фермы можно разделить на две группы. Одна из них — пригородные хозяйства, кото­рые поставляют цельное молоко в большие города, другая — фермы, обслужи­вающие маслодельные и сыроваренные предприятия. Последние принадлежат кооперативам, объединяющим фермеров — поставщиков молока и сливок.

С молочным хозяйством тесно связано свиноводство. Как на фермах, так и на предприятиях, изготовляющих различные молочные продукты, отходы производства (снятое молоко и пахта) используются для откорма свиней, которых разводят главным образом для получения бекона. Многие маслодельные заводы имеют специализированные цехи по от­корму беконных свиней.

Развито в Австралии и птицеводство. Разводят кур, в меньшем количестве индеек и совсем мало гусей и уток. Птицеводческие фермы невелики по разме­рам и узкоспециализированны: на одних разводят кур, на других откармливают бройлерных цыплят, третьи поставляют яйца и отчасти тушки кур. Экспортиру­ются живые куры, охлажденные тушки и яйца.

Из других видов животноводства можно отметить разведение лошадей, преимущественно скаковых, и верблю­дов, еще используемых для перевозки грузов в пустынных частях страны. Раз­вито также пчеловодство.

В конце 1970-х годов 65% всей земельной площади было занято фермерскими хо­зяйствами. Большая часть земли на фер­мах (91,6%) использовалась в качестве естественных пастбищ для овец и мяс­ного скота. Под посевами различных земледельческих культур (зерновых, тех­нических и др.) в 1970-х годах было занято всего 2,7% используемого земельного фонда, из которого 55 % занято посевами пшеницы и 5,7% — культурными паст­бищами, засеянными кормовыми травами или зерновыми на корм скоту.

Как указывалось выше, среди земле­дельческих культур ведущее место зани­мает пшеница, которую начали широко культивировать только с конца XIX в. До этого времени пшеницу выращивали лишь для внутреннего потребления: вывоз за океан был затруднен, так как во время длительного пути через жаркие и влажные тропические районы зерно про­растало, а мука слипалась.

Пшеницу, как и другие зерновые куль­туры (овес, ячмень, кукурузу), кроме риса, в основном выращивают на богар­ных землях без применения искусствен­ного орошения, но вносят фосфорные удобрения. Посевы пшеницы сконцентрированы главным образом в полосе с осадками от 250 до 500 мм на равнин­ных или слабохолмистых территориях. Главный район посевов пшеницы —так называемый «пшеничный пояс» — про­тягивается полосой в 70—300 км шири­ной от города Брисбена в штате Квин­сленд до Южной Австралии, охватывая западные холмистые предгорья Восточ­но-Австралийских гор и примыкающие к ним равнины. Сеют пшеницу обычно на землях, которые перед этим были два- три года заняты травами. Осадки выпа­дают зимой (июль—сентябрь), т. е. в период роста, тоща как созревание и уборка приходятся на сухие и жаркие летние месяцы (декабрь—февраль).

Зерновое хозяйство носит в основном экстенсивный характер. При наличии больших земельных массивов и низкой земельной ренты фермеру более вы­годно увеличивать площадь распахива­емых земель, чем вкладывать капитал в тщательную обработку мелких участков.

Хотя за последние годы в результате выведения высокопродуктивных и засу­хоустойчивых сортов урожайность зерно­вых в Австралии несколько возросла, тем не менее она ниже, чем в США, Канаде и Аргентине, и составляет 11—15 ц с 1 га.

В прибрежной части юго-западной Ав­стралии, где осадки в весенний период достаточны для выращивания пшеницы, хозяйство носит значительно более эк­стенсивный характер, чем на востоке. В годы, когда спрос на пшеницу повышается, площади посевов здесь расширя­ются за счет распашки целинных земель, а при снижении спроса — сокращаются.

Особенность уборки пшеницы в Ав­стралии состоит в том, что с колосом обычно срезают только небольшую часть стебля, а солома остается на корню. Ее используют в течение некоторого вре­мени в качестве подножного корма для овец, а затем, если стоит жаркая и сухая погода, стерня сжигается, если идут дожди —запахивается.

Помимо пшеницы большое значение в растениеводстве имеет выращивание кормовых культур, таких, как клевер, люпин и другие бобовые, райграсс и прочие травы. Ими засевают пастбища в животноводческих хозяйствах интенсив­ного типа, они также идут на силос и сено. Из зерновых для кормов сеют глав­ным образом пшеницу, рожь, овес, ячмень и в меньших количествах — сорго и кукурузу.

Важными отраслями растениеводства являются также садоводство и овощевод­ство.

На прибрежных равнинах в тропиче­ской части штата Квинсленд выращива­ют ананасы, бананы, манго, папайю. В южной и юго-восточной частях побере­жья, недалеко от крупных городов, на орошаемых землях размещаются сады, где культивируются цитрусовые, абрико­сы, персики, сливы, черешня. На плоско­горьях, в более прохладных районах, сады состоят преимущественно из груше­вых и яблоневых деревьев.

Разнообразные овощи выращиваются на орошаемых землях в междуречье Муррея и Маррамбиджи; там же располагаются и заводы по консервированию и замораживанию овощей. Требователь­ные к климатическим условиям карто­фель и лук культивируют не во всех шта­тах. Основные поставщики их — Но­вый Южный Уэльс, Виктория и Тасма­ния.

В Австралии успешно развивается ви­ноградарство (столовые сорта и сорта, из которых изготовляют вино и изюм). Значительная часть виноградников размеща­ется в районах с развитым искусствен­ным орошением, главным образом в шта­тах Южная Австралия, Виктория и Новый Южный Уэльс. На эти штаты приходится более 90% площади, занятой виноградниками, и 93—95% всей продук­ции винограда.

Из технических культур ведущее место принадлежит сахарному тростнику. Это очень капризная культура, требующая много тепла и влаги, поэтому 95 % ее по­садок сосредоточено в тропическом шта­те Квинсленд, а остальные 5% приходят­ся на долю северной тропической части штата Новый Южный Уэльс. По произ­водству сахара (в пересчете на сырец) среди капиталистических стран — проду­центов и экспортеров Австралия зани­мает пятое место, а по экспорту — пер­вое.

Выращивают в Австралии хлопок, та­бак и другие технические культуры.

Транспорт и связь Австралии

Для такой обширной страны, как Австралия, к тому же отда­ленной от других материков, внешние и внутренние связи имеют большое значе­ние. Однако, несмотря на то что государ­ственные власти уделяют много внимания строительству внутренних путей сообще­ния, перестройке портов и созданию раз­ветвленной сети радио- и телекоммуника­ций, существующие в настоящее время средства связи все еще не полностью удовлетворяют потребности населения страны, а также промышленности и сель­ского хозяйства.

Как уже указывалось, железнодорож­ный транспорт почти полностью нахо­дится в ведении федерального правитель­ства и правительств штатов. Частные железнодорожные линии (в основном это отдельные ветки) обслуживают разработ­ки полезных ископаемых и промышлен­ные комплексы, связывая их с портами на побережье.

Наиболее густа железнодорожная сеть в прибрежных промышленно развитых районах, особенно на юго-восточной, восточной и отчасти юго-западной окра­инах материка; север, северо-запад и вну­тренние районы почти совсем лишены железных дорог.

Только одна трансконтинентальная магисграль пересекает континент с востока на запад — от Сиднея до Перта. Основная ее часть — от города Порт-Огаста до Калгурли — была построена в начале XX в. В Калгурли она соединилась железной дорогой, подходящей к это центру золотодобычи от Перта, а на востоке — с линией Порт-Пири — Броке Хилл—Батерст—Сидней. Вторая трансконтинентальная (меридиональная) магистраль, которую начали строить в конце 80-х годов 19 века, до в 1980-х года была еще не закончена. Тогда были завершены лишь два участка этой дороги: от города Дарвина до города Ларрима на севере и от города Порт-Огаста до города Алис-Спрингс на юге. Во время второй мировой войны северный и южный участки были соединены автодорожной магистралью шоссе Стьюарта.

Поскольку до создания единого государства каждая колония самостоятельно строила на своей территории железные дороги, ширина колеи в различных штатах разная. Это создает большие трудности, так как при пересечении границ штатов грузы надо перегружать, а пассажирам пересаживаться из одного поезда другой. В результате не только увеличивается время нахождения в пути, но значительно удорожается стоимость перевозок и проезда.

Правительство Австралии проводит работы по стандартизации разноколейных дорог, но, так как эти мероприятия требуют значительных капиталовложений, дело продвигается медленно.

В конце 1970-х годов только более 35% всех государственных линий имели стандартную ширину колеи (1435 мм). Вместе со стандартизацией проводится модернизация железных дорог.

Электрифицированных железнодорожных линий в стране мало. В основном они связывают промышленные центры с пригородами.

Перевозят по железным дорогам главным образом продукцию горнодобывающей промышленности, пшеницу и другие земледельческие продукты, цемент, удобрения, древесину и отчасти живой скот.

Шоссейные дороги Австралии, так как и железные, как правило, расходятся радиусами от главных столичных городов. Многие из них названы именами путешественников и исследователей, которые в колониальные времена прошли здесь в поисках мест, удобных для заселения. Например, шоссе, соединяют Сидней и Аделаиду по долинам рек Мурея и Маррамбиджи, носит имя Стерта; дорога, связывающая Сидней с Мельбур­ном, — Хьюма, а шоссе, проходящее в Новом Южном Уэльсе, — Оксли-Митчелла.

Во время второй мировой войны были построены три магистральных шоссе для обеспечения бесперебойных перевозок военных грузов: шоссе Стьюарта, соеди­няющее находящийся в центре страны город Алис-Спрингс с городом Дарвином, шоссе, идущее от Ипсуича в северо­западном направлении и соединяющееся с шоссе Стьюарта, и трансконтиненталь­ное шоссе «восток—запад», пересека­ющее южную равнину Налларбор от Порт-Огаста до Калгурли.

Автотранспорт играет важную роль в сельскохозяйственных районах. Большие размеры ферм, необходимость регулярной проверки состояния проволочных ограждений и водопоев, проведения про­тивопожарных мероприятий, перегона скота с одних паддоков на другие, а также огромные расстояния между фермами и их отдаленность от железнодорожных линий и поселений — центров торгов­ли — все это требует использования автотранспорта в больших масштабах. Парк грузовиков и различного типа лег­ковых машин довольно велик.

Австралийские суда, построенные на верфях страны или купленные у амери­канских и европейских фирм, совершают главным образом каботажные плавания. Они перевозят каменный уголь, желез­ную руду, продукты питания, изделия легкой и других отраслей промышленно­сти. Они также осуществляют торговые и пассажирские связи с островами Океании, странами Юго-Восточной Азии и отчасти с Европой.

Основную массу дальних импортных и экспортных грузов перевозят суда, при­надлежащие иностранным компаниям: британским, американским, японским и др.

От Мельбурна и Сиднея к острову Тас­мания через Бассов пролив ходят паромы, на которых переправляют товарные по­езда.

Наиболее крупные порты Австра­лии — Сидней, Мельбурн, Ньюкасл, Порт-Аделаида расположены в издавна заселенных частях страны — на востоке и юго-востоке, где сосредоточено разно­образное промышленное производство. На юго-западе континента возникли два близко расположенных промышленных центра и крупных порта — Фримантл и Куинана, в Южной Австралии быстро вырос грузооборот порта Уайалла, а в штате Квинсленд в связи с созданием мощных заводов по выплавке меди и производству глинозема значительно увеличился грузооборот порта Гладстон. Особенно большим грузооборотом отли­чаются новые порты на северо-западе страны: Дампир и Порт-Хедлецд, через которые отправляется за океан железная руда.

Морские порты оборудованы погрузочно-разгрузочными механизмами, имеют специализированные причалы для отправки и получения грузов, в том чи­сле и контейнерных.

Важную роль во внутренних и во внеш­них связях Австралии играет воздушный транспорт. В стране есть государствен­ные и частные авиационные компании. Правительственная компания «Куонтас» занимает ведущее место в перевозке пас­сажиров, грузов и почты на внешних линиях. Почти во всех крупных аэропор­тах мира эта компания имеет свои отде­ления.

Регулярное воздушное сообщение с Австралией осуществляют и иностран­ные компании: английские, француз­ские, американские и др. Воздушный транспорт широко используется и для внутренних связей. В стране создана широкая сеть авиалиний, обеспечива­ющих устойчивую связь с отдаленными от экономических центров районами. Развитию воздушного сообщения в Ав­стралии способствуют благоприятные природные условия: сухой климат с пре­обладанием ясной погоды и рельеф, не представляющий в большинстве случаев препятствий для строительства аэродро­мов и посадочных площадок.

Почти все поселения и даже отдельные фермы связаны авиалиниями с близкими городскими центрами. Обслуживаются эти линии как крупными, так и малень­кими, четырех-десятиместными самоле­тами.

В Австралии авиация широко испо­льзуется для медицинского обслужива­ния населения, живущего в отдаленных частях страны. Основные центры, откуда самолеты медицинской службы соверша­ют полеты, находятся в городах, располо­женных главным образом на окраинных частях пустынь (Клонкарри, Чарлвилл, Алис-Спрингс, Брокен-Хилл, Калгурли и др.).

При помощи радио или телефона, а телефонная связь развита в Австралии широко (даже на многих отдаленных фермах имеются телефоны, подключен­ные к общей сети), жители маленьких горнорудных центров или ферм могут вызвать к себе врача или получить меди­цинский совет.

Значительно большую роль, чем в раде других стран, играют такие средства связи, как радио и телевидение. Они широко используются департаментами просвещения штатов для организации за­очного обучения.

Многие живущие на отдаленных фер­мах дети, родители которых не имеют средств отправить их в ближайший посе­лок в школу, слушают уроки дома по радио или телевидению. При помощи двусторонней радиосвязи они могут об­щаться с учителями, задавать им вопросы и получать ответы, как на уроке в школе.

Интересен также способ доставки по­чты и посылок в отдаленные от дорог фермы. Почту и посылки оставляют в определенных местах у дороги, где уста­новлены специальные ящики, бочки, обычно называемые «мешками», туда же фермер опускает и свою корреспонден­цию. Иногда эти «мешки» устанавлива­ются несколькими фермерами, живущи­ми по соседству.

В Австралии широко развит трубопро­водный транспорт. По трубам направля­ется вода для снабжения городов (напри­мер, от Перта в район золотых разрабо­ток в Калгурли, от устья Муррея к городу Аделаида и от крупных водохранилищ в засушливые районы, удаленные от ис­точников снабжения водой на десятки, а местами и сотни километров).

По нефтепроводам нефть от центров добычи доставляется к нефтеперераба­тывающим заводам, а по газопроводам природный газ направляется к местам его потребления.

Стальные трубы, покрытые цементной оболочкой (для предохранения от терми­тов), в теплом климате Австралии прокладываются на поверхности земли.

Внешние экономические связи Австралии

Роль внешней торговли в экономике Австра­лии очень велика. Экспорт является одним из главных источников получения иностранной валюты. В связи с тем что доходы от продажи основных товаров австралийского экспорта — продукции горнодобывающей промышленности и особенно сельского хозяйства — в значи­тельной степени зависят от мировых цен, для внешней торговли страны харак­терны довольно резкие колебания торго­вого баланса. В отдельные годы пассив­ное сальдо достигает значительных раз­меров.

Правительство страны прилагает боль­шие усилия в поисках рынков сбыта. Оно содержит во многих странах специальные торговые миссии, широко участвует в международных и региональных выстав­ках. Внутри страны фирмы, которые могут увеличить свой экспорт, пользу­ются скидкой при налоговом обложении» Для экспортеров облегчены условия финансовых платежей, а также создана специальная корпорация по экспортному страхованию.

В конце 1970-х годов более 47% общей стоимости австралийского экспорта приходилось на различные сельскохозяйственные товары, 27% — на продукции горнодобывающей и более 23% —обрабатывающей промышленности. К тради­ционным товарам — мясу, сливочному маслу, сыру, шерсти и т. д. — добавились некоторые виды станков, электротехнические изделия, сельскохозяйственные машины, суда малого тоннажа, хлебопекарное и пивоваренное оборудо­вание, потребительские товары (обувь, ткани, трикотаж) и ряд других.

Из экспортируемого горнорудного сырья первое место занимают железная руда и концентраты, а второе — каменный уголь.

Импорт представлен различными машинами, используемыми в сельском хозяйстве, строительстве и обрабатывающей промышленности (более 40%), капитальным оборудованием (более 22% потребительскими и продовольственными товарами (обувь, одежда, табак табачные изделия, кофе, какао-бобы др.), смазочными маслами и прочими товарами. Ввоз минерального сырья полуфабрикатов крайне невелик (в общей сумме импорта он составляет от 6 до 7%). Ввозятся нефть и нефтепродукта фосфориты, а также хромовые руды и небольшом количестве руды или концентраты других металлов.

За последние десятилетия изменил направление внешнеторговых связей Австралии. Вступление Англии в «Общий рынок» и ликвидация системы льготных пошлин для стран Содружества, возглавляемого Великобританией, отрицательно сказались на торговых взаимоотношениях между нею и Австралией. Великобритания потеряла свое первое место австралийском экспорте, и доля ее в нем постепенно снижается. В настоящее время она занимает третье место после Японии и США.

Австралия импортирует товары главным образом из США, Великобритании, Японии и Германии.

Торговля Австралии с ее соседом Новой Зеландией стала расширяться после того, как в августе 1965 г. между обеими странами было подписано соглашение о создании зоны свободной торгов. В число товаров, которые не облагаются пошлиной, входят лесоматериалы, нефтепродукты, цветные металлы, пшеница, некоторые виды оборудования и др. Соглашением предусматривается перио­дический пересмотр списка товаров.

В страны Восточной и Юго-Восточной Азии Австралия вы­возит продовольственные товары (пшеницу, сливочное масло, молочные кон­сервы, охлажденное и консервированное мясо), а также уголь, некоторые виды машин, текстиль, обувь и др. Импорт из этих стран в основном составляют нату­ральный каучук, нефть, чай, кофе, расти­тельные масла и волокна, упаковочные материалы.

Объем торговли Австралии с террито­риями Океании невелик. Однако Австра­лия завоевала довольно прочные пози­ции в торговле с ними, потеснив Велико­британию и другие страны.

Растут внешнеторговые связи страны с государствами восточной Европы. Ав­стралия заключила торговые соглашения на основе взаимного предоставления ре­жима наибольшего благоприятствования с Россией, Польшей, Болгарией, Словакией, Румынией и др.

Первое торговое соглашение между СССР и Австралией было заключено в 1965 г. Оно имело важное значение, так как создавало правовую основу для вза­имной торговли по принципу предостав­ления странами друг другу режима наибольшего благоприятствования. В 1973 г. было подписано новое соглашение о развитии торгово-экономических отно­шений между СССР и Австралией.

В настоящее время Австралия ведет активную работу по установлению режима свободной торговли с Китаем — вторым после Японии внешнеторговым партнером страны.


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru