Европа

Испания

Содержание:

Испанская литература и поэзия

Национальное культурное наследие Испании очень разнообразно и занимает одно из ведущих мест в мировой культуре. Особенно полно проявилось испанское влияние на мировую литературу. Широкую известность получили, например, художественные образы Дон-Жуана и Дон-Кихота.

Первые письменные литературные памятники Испании относятся к XI—XII вв. С тех пор вся история испанской литературы разделяется на четыре крупных периода: период зарождения, когда даровитые писатели пишут на еще не вполне сформировавшемся кастильском языке; период    расцвета    и    блеска    (XV—XVI        вв.) — эпоха Сервантеса, Лопе де Веги, Кальдерона, Аларкона; период упадка и подражания (XVII—XVIII вв.) и, наконец, начавшийся с XIX в. период возрождения.

Первый период (XII — конец XV в.) охватывает время борьбы христианских государств с арабами на всем Пиренейском полуострове. Тогда же, в 1140 г., был создан бессмертный народный испанский эпос «Поэма о моем Сиде», или «Поэма о Сиде Кампеадоре» (Сиде-воителе), где воспевался отважный рыцарь Сид, боровшийся за освобождение страны от арабского владычества. В «Поэме о Сиде», как и вообще почти во всей старинной испанской литературе, воспеваются возвышенность чувств, пламенный патриотизм, рыцарская честь, преданность и верность. Поэма считается одним из выдающихся памятников мировой литературы эпического жанра. От «Поэмы о Сиде Кампеадоре» и до нашего времени испанская литература всегда была пронизана духом народности.

Наряду с героической в этот период (особенно в XIII в.) развивалась религиозная и дидактическая поэзия. Из хроник в прозе выделяется первая по времени и вместе с тем самая замечательная, написанная королем-поэтом Альфонсо Мудрым, основателем испанской историографии, юристом, астрономом, философом.

Большую роль в истории испанской литературы XVI в. сыграл оригинальный и значительный поэт Хуан Руис, известный под прозвищем пресвитера Гитскаго. Его произведения имели в основном сатирический характер.

Особенно бурно развивалась испанская литература с середины XVI до середины XVII в., в эпоху Возрождения. Этот период принято называть «золотым веком» испанской литературы. К этому времени в стране было достигнуто политическое единство, что привело к образованию единой национальной литературы на испанском (кастильском) языке. Настоящей «энциклопедией» жизни Испании того времени, гениальным социальным романом сатирического характера было бессмертное творение М. Сервантеса «Дон-Кихот». Сервантесу удалось в этом романе с необычайной широтой и мудростью обобщения выразить характер испанского народа во всем его своеобразии, что ставит это произведение в один ряд с самыми великими и проникновенными литературными памятниками всех времен. Роман «Дон-Кихот» оказал огромное воздействие на мировую литературу и через нее на мировую культуру вообще.

К этому же периоду относится творчество гениального поэта и драматурга — гуманиста Лопеса де Беги (1562—1635). Он разработал главные сюжетные формы испанской драмы. Основное содержание его пьес — жизнь и быт дворянина. Однако рядом с дворянством, пародируя господ, выступает простой народ. В творчестве Лопе де Веги ярко выражен протест народа против порядков абсолютистской Испании. Борьба простого народа против своих притеснителей и угнетателей особенно ярко показывается в пьесах «Овечий источник», «Лучший алькальд-король» и других, которые не сходят со сцен многих театров мира и по сей день.

Величайшим поэтом и драматургом Испании этого периода является также Тирсо де Молина (монах Габриель Тельес). Он стал бессмертным, создав «вечный образ» Дон-Жуана в пьесе «Севильский обольститель, или Каменный гость». Его пьеса «Дон Хиль — зеленые штаны» считается эталоном комедии интриг на испанском языке. Великим поэтом и драматургом Испании этой эпохи был также П. Кальдерон, творчеством которого заканчивается «золотой век» испанской литературы.

Следующий, третий период в испанской литературе начался в XVII в. Это было время глубокого экономического, духовного и политического упадка Испании. В литературе это был также период упадка и подражания французскому классицизму, идеям энциклопедистов, время зарождения буржуазной литературы. Особенно характерны для этой эпохи энциклопедические работы просветителей и писателей Б. Фейхоо Монтенегро, Г. М. Ховельяноса и Н. Фернадеса де Моратина.

Четвертый период испанской литературы, или, как его часто называют, период возрождения, начался в XIX в., в условиях освободительной войны против Наполеона и испанской революции (1808—1814 гг.). Господствующим направлением в литературе стал революционно-патриотический классицизм; типичным представителем этого периода был М. X. Кинтана (1772—1857), автор патриотических воззваний и вдохновенных од в эпоху борьбы за независимость против Наполеона. С революционным движением против реакционного абсолютистского режима связано становление и развитие испанского романтизма. Самый талантливый испанский лирик и крупнейший романист Испании первой половины XIX в. — Хосе де Эспронседа (1809—1842), поэт-революционер, обличавший буржуазную цивилизацию, выражавший протест интеллигенции против господства тяжелых уз абсолютизма и клерикализма. Романтизм Эспронседы и публицистика выдающегося испанского писателя М. Хосе де Ларры и др. возродили в Испании ее великую национальную литературу. Снова поэты и писатели стали обращаться к теме народного творчества. Передовые идеи испанской литературы этого периода содействовали и подъему национального сознания испанцев. Последним выдающимся представителем романтизма был Г. А. Беккер (1836—1870), в новеллах и легендах которого воспевается красота уходящего прошлого.

В середине XIX в. в испанской литературе укрепилось реалистическое направление. Крупнейшим драматургом Испании во второй трети XIX в. был Тамайо-и-Баус, который ввел в Испании новый жанр — реалистическую и психологическую драму по немецким образцам. Одним из популярнейших романистов Европы и крупнейшим представителем критического реализма в литературе Испании был Б. Перес Гальдос (1843—1920), автор грандиозной эпопеи «Эпизоды национальной жизни».

В последние десятилетия XIX в. раскрылось дарование крупнейшего испанского филолога и историка испанской литературы М. Менендеса-и-Пелайо (1856—1912), основателя целой школы ученых в области филологии, литературы и истории, сильно поднявшего престиж испанской науки в мире.

В конце XIX в. в Испании правили военщина, духовенство, земельные магнаты, финансисты. Страна впадала во все большую зависимость от иностранного капитала, в колониях ширилось движение за независимость. В результате испано-американской войны 1898 г. и разгрома в ней Испании страна лишилась многих колоний (Куба, Филиппины и др.) и превратилась в третьестепенное государство в Европе. Поражение в войне и политический и экономический хаос в стране вызвали глубокий социальный и духовный кризис испанского общества, который породил «поколение 1898 г.», требовавшее коренного социального переустройства, политических и экономических реформ, а также переоценки всего литературного наследия XIX в. Духовным руководителем этого поколения был писатель и социолог Мигель де Унамуно (1864—1936) — типичный выразитель идеалистических настроений мелкой буржуазии. Известными представителями литературного фронта этого «поколения» были писатель и поэт-бунтарь Ва-лье Инклан (1869—1936) — испанский М. Горький, поэт А. Мачадо-и-Руис (1875—1939), по словам И. Эренбурга «самый большой поэт Испании за последние сто лет», крупный романист В. Бласко Ибаньес (1867—1928) и романист Пио Бароха (1872—1956).

С конца 90-х годов XIX в. до 1939 г. был период нарастания революционного настроения в испанском обществе.

В это время бурно развивалась драматургия, поэзия. Часто первую треть XX в. называют вторым «золотым веком» испанской литературы. В стране появились выдающиеся поэты, драматурги и писатели.

Особенно выделялся народный поэт и драматург Ф. Гарсиа Лорка (он родился в 1898 г. и был зверски убит франкистами в Гранаде 6 августа 1936 г.). Его знаменитое «Цыганское романсеро» является примером изумительной музыкальности и образности языка. Если Ф. Гарсиа Лорка был крупнейшим испанским поэтом эмоционального типа, то один из испанских революционных писателей, Р. Альберти (родился в 1902 г.), стал крупнейшим поэтом интеллектуального типа.

После поражения Республики в 1939 г. испанская литература долгие годы находилась в состоянии полнейшего застоя и кризиса. Многие известные поэты, драматурги и романисты эмигрировали из Испании, некоторые (поэт Эрнандес и др.) умерли в тюрьмах страны.

Только в 50—60-е и в начале 70-х годов молодое поколение испанских писателей начало определять свои творческие позиции, учитывая строгие запреты франкистской цензуры. Наиболее характерной особенностью творчества писателей 50— 60-х годов, его важнейшей темой стала критика франкизма. В это время в литературе преобладает жанр философско-публицистического направления, экзистенциалистских мотивов или описание жизни как цепи страданий и ужасов. Писателей объединяет стремление к правдивому, реалистическому отображению «низов». Наиболее известные писатели последних лет — X. Гойтисоло, К. X. Сель, X. А. де Сунсунеги, Р. С. Ферлосио, С. Мари, X. Искарай и др. Знакомясь с их произведениями, мы убеждаемся, что в испанской литературе возрождаются ее реалистические традиции.

Театральное искусство в Испании

В истории развития театрального искусства крупнейших стран мира испанский театр всегда занимал особое место. Еще во времена римского владычества в Испании устраивались регулярные театральные представления (до сих пор сохранились руины некоторых амфитеатров в Мериде и других городах). Позднее, в эпоху средневековья, развивался главным образом религиозный театр (ставились мистерии, литургические драмы и пр.). Однако началом испанского литературного театра обычно считают 1492 г., когда была написана первая пьеса первого испанского драматурга Хуана дель Энсина (1469—1529).

Испанский театр уже в середине XVI в. считался очень самобытным и по своей сущности народным. С первых ШЭГОЕ в нем занимали большое место музыка пение и танцы. В этот период в страж было очень много профессиональны; театральных трупп (булюлю, ньяке, гар нача и др.), а также появился театр марионеток. Большим тормозом в развитии испанского театра служила церковь которая запрещала большинство светски: пьес и поощряла религиозную драматургию. Однако увлечение театром в Испании в этот период «золотого века» был всенародным.

Во второй половине XVI в. ввелась монополия на театральные представления, выгоды о них получила церковь; она начала создавать и публичные театры (сцены и места для зрителей без крыш) на площадях и дворах — так называемые коррали (corral — по-испански двор, загон).

Своим расцветом театр был обязан таким великим испанским драматургам, как Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерой и другие, которые вели острую борьбу за полноту сценического воплощения своих драм в условиях церковной диктатуры (инквизиции) и абсолютистского деспотизма.

В XVIII в. театральное искусство Испании пришло в упадок. Испанская драматургия и театр попали под большое влияние иностранных — итальянских и французских гастролирующих трупп.

Свободолюбивые и патриотические мотивы стали вновь преобладать в испанских пьесах в годы войны с Наполеоном, в период первой испанской революции. В XIX в. в театре главное место заняли пьесы, насыщенные революционно-патриотическим романтизмом. Крупным драматургом этого времени был Хосе Соррилья, автор пьесы «Дон Хуан Тенорио» («Дон-Жуан»). Театральная деятельность этого периода оживилась. В середине XIX в. в крупнейших городах Испании стали строиться новые театры: в Барселоне — грандиозный оперный театр «Театро дель Лисео», в Мадриде — королевский театр итальянской оперы «Театро Реаль» и главный драматический театр «Театро Эспаньоль». Однако с начала XX в. театр все более стал подчиняться вкусам обывателей и снова переживал упадок.

После установления Республики (1931 г.) были сделаны попытки перестройки театра Испании, его демократизации. Большую роль в этом деле сыграли передвижные театральные труппы, руководимые известными драматургами и поэтами Ф. Гарсиа Лоркой, А. Касон и др. После прихода Франко к власти все прогрессивные реформы были отменены. Театры были превращены в чисто коммерческие предприятия.

Только в конце 70-х годов, в период демократизации страны, во многих театрах Испании снова появляются постановки прогрессивных испанских и иностранных драматургов — пьесы Ф. Гарсиа Лорки, А. П. Чехова, М. Горького, Б. Брехта, Д. Б. Пристли и др. В последние годы в крупнейших испанских театрах нередко ставят и советские пьесы.

Музыкальная культура в Испании

Испания — страна подлинно народной музыкальной культуры. Испанская музыка зародилась в процессе взаимодействия различных музыкальных культур многих этнических групп, населявших когда-то эту страну, — басков, иберов-кельтов, финикийцев, римлян, германцев, арабов, берберов, евреев и позднее — цыган. Поэтому музыкальная культура Испании включает в себя не только европейские, но и африканские и восточные элементы. Музыка в стране имеет многообразные местные колориты. Например, в Северной Испании она наиболее сурова и архаична и ближе всего к европейской. Главные музыкальные инструменты здесь — гайта (волынка) и тамбор (барабан). Музыкальное искусство Южной Испании, или андалузское, более экзотично и экспрессивно, оно близко восточному. Здесь преобладает сольное пение. Андалузцы говорят: «Зачем петь хором, для того чтобы сказать одно и то же». На юге наиболее популярны гитара, кастаньеты и пандерета (тамбурин). Музыке Центральной Испании, или кастильской, наиболее присущи общеиспанские черты. Она по колориту и складу занимает как бы промежуточное положение между первыми двумя и богата как песенными, так и танцевальными формами. Основной инструмент здесь — гитара. Испания создала свои национальные, известные сейчас всему миру инструменты: виуэлу — гитару с выпуклой нижней декой, кастаньеты и др.

Испанцы— очень музыкальный народ. Они создали на различных диалектах многие песни под названием вильянсикос, тонадильяс, сарсуэлас, тунас, сегидильяс, фандангос и тому подобные, в которых воспевают радость, любовь, грусть, печаль, природу, подвиги и пр.

Испания дала человечеству великих композиторов, певцов и музыкантов. Мировой известностью пользуются композиторы М. де Фалья (1876—1946), И. Альбенис (1860—1909), Э. Гранадос (1867—1916) и др. К самым значительным музыкантам нашего времени относятся выдающийся испанский виолончелист, дирижер и композитор П. Казальс (1876—1973), скрипач и композитор П. Сарасате (1844—1908), гитарист А. Сеговия (род. в 1893 г.) и др.

В последние 20 лет широкую популярность в Испании и во многих странах мира получила так называемая новая каталонская песня, или песня протеста против несправедливости, лучшим творцом которой явился Раймонд, воскресивший образ средневекового трубадура.

Танцевальное искусство народов Испании славилось в глубокой древности — еще до эпохи эллинизма и римского владычества. Испанские танцы отличаются исключительной эмоциональностью, ритмичностью, в них широко допускается импровизация. Нередко танец сопровождается песней. В Испании обычно выделяют четыре группы танцев — народные, фламенко (танцы цыганского происхождения с большой свободой интерпретации), классические и современные. Из народных танцев наиболее распространены фанданго, хота, сегидилья, качука, хабанера, болеро. В северных районах танцы более архаичные, воинственные, массовые; они исполняются чаще всего в сопровождении барабана, волынки, свирели, тамбурина. В южных, западных и восточных районах танцы чаще сольные или парные, они сопровождаются игрой на гитаре, кастаньетах, мандолине. Испанские народные и классические танцы, например болеро, хота, хабанера и др., занимают видное место в балетном искусстве многих стран мира.

Архитектура и живопись Испании

На протяжении своей многовековой истории талантливые народы Испании создали величественную и прекрасную архитектуру, неповторимое изобразительное искусство. Наиболее древние памятники искусства и архитектуры на территории Испании относятся к эпохе палеолита. Это замечательные по мастерству рисунки зверей на стенах пещеры Альтамира. Прекрасные памятники искусства и архитектуры оставили в стране иберы, греки и финикийцы. От архитектуры иберов сохранились руины исполинских каменных стен Таррагоны (VI в. до н. э.) и других городов, а от памятников иберийского искусства — всемирно известная скульптура «Дама из Эльче», относящаяся к III в. до н. э, В этой скульптуре, найденной в 62 км от города Эльче, отмечается финикийское и греческое влияние. В настоящее время она хранится в Национальном музее Мадрида. В руинах греческой колонии Эмпорион (Ампуриас) в Каталонии была найдена классическая скульптура Эскулапа. От финикийцев и греков осталось много расписных керамических ваз.

От римлян в Испании сохранились главным образом гражданские и архитектурные памятники — водопроводы, мосты, храмы, амфитеатры, арки и др. До сих пор прекрасно сохранился акведук в Сеговии, построенный в эпоху Августа, он состоит из 118 арок, его максимальная высота — 26 м, а длина — 728 м. Прекрасно сохранился один из римских мостов — Алькантара на р. Тахо; мост имеет 6 арок и посередине триумфальную арку. Величественны руины римских амфитеатров в Мериде и Сагунто (на 6 тыс. зрителей) и арки в Медисанели и Бара, построенные в эпоху Траяна в 107—102 гг. до н. э.

Несмотря на многовековое господство римлян, их постройки не оказали сильного влияния на последующее развитие архитектуры Испании.

Большое влияние на развитие средневекового испанского искусства и архитектуры оказали арабы. Арабы оставили после себя целый ряд памятников архитектуры и декоративной живописи

(арабески), вызывающих и теперь всеобщий восторг. Таковы получившие мировую известность дворец-крепость Альгамбра в Гранаде (XIII—XV вв.), мечеть в Кордове (VIII в.), бывший минарет Ла Хиральда в Севилье (XII в.).

Формирование национального испанского искусства можно отнести ко времени реконкисты. В этот период элементы грубой архитектуры и культуры вестготов тесно переплетались с элементами мавританской культуры, создавая очень оригинальный стиль. Многие архитектурные памятники (главным образом церкви) в этом стиле сохранились в Астурии, поэтому он носит название астурийского.

На отвоеванных у арабов землях (Каталония, Арагон) в XI—XII вв. быстро распространяется романский стиль, который уже существовал во всех странах Западной Европы. Однако в Испании романская архитектура включала много и мавританских элементов. Лучшее сооружение романской архитектуры — собор в Сантьяго-де-Компостела (1074— 1128 гг.). Его наиболее интересная часть — богатый скульптурными украшениями «Портик небесного блаженства» работы мастера Матео. Романский стиль в Испании проявился и в гражданской архитектуре. В условиях реконкисты гражданские постройки часто носили защитный характер. Примером этому могут служить многочисленные замки, крепостная стена со знаменитыми Воротами солнца, когда-то окружавшая город Толедо и др.

В романский период появилась живопись и раскрашенная деревянная скульптура, Однако они носили прикладной характер. Отдельных скульптурных памятников почти не сохранилось. Живопись напоминала французскую, однако в Испании она была более выразительна и отличалась насыщенностью и свежестью.

Лучший пример испанской готики — это собор в городе Леоне. По внутреннему оформлению его считают самым красивым в Испании. В частности, здесь имеются крупнейшие в стране готические цветные витражи. Скульптура и живопись этого периода служили главным образом для украшения соборов.

Оригинальное явление искусства представляет собой так называемый испанский стиль мудехар, который достиг расцвета в XIV—XV вв. В нем перемежаются архитектурные элементы готики, а позднее и Ренессанса с мавританскими чертами, причем явно преобладают последние. Главный строительный материал для построек в стиле мудехар — кирпич, широко применяется кафель и орнамент из раскрашенного гипса. Очень много построек этого стиля сохранилось в Андалузии, например дом Пилатов.

В XIII—XV вв., в эпоху разложения феодализма, в архитектуре Испании, как и во всей Западной Европе, развивался готический стиль. В этот период испанцы учились у французов искусству архитектуры, скульптуры и стенной живописи. Однако испанские готические соборы в Бургосе, Севилье, Толедо, Леоне и в других городах значительно отличались от соборов Франции. Испанская готика не имела четкого единого стиля. Для испанского готического искусства очень характерен был интерес к бытовым деталям, естественность и живость лиц и поз. Этими особенностями отмечена, например, роспись капеллы в монастыре Педральбес в Барселоне художника Алькасара Педро Жестокого (XIV—XV вв.) в Севилье.

Эпоха Возрождения началась в Испании в XV в., примерно в то время, когда закончилась реконкиста и оживилась экономическая и культурная жизнь страны. Однако утверждение сурового феодально-клерикального режима в Испании заставило испанских архитекторов и художников гармонию и гуманность итальянского Ренессанса воспринимать по-своему. Испанские художники и мастера создавали свой традиционный, пышно-декоративный и глубоко народный стиль платереско (от слова platero — ювелир). Этот стиль включал как элементы готики и мудехара, так и мотивы итальянского Ренессанса. Его расцвет падает на первую половину XVI в. Больше всего построек в стиле платереско в Кастилии. Прекрасными памятниками этого стиля являются университет в городе Саламанка, ратуша в Севилье, дом Сапорта в Сарагосе, дом Миранда в Бургасе, дворец архиепископа в Алькала-де-Энарес и ряд храмов и других сооружений в Вальядолиде и Сеговии.

В конце XVI в. и вплоть до середины XVII в. на смену пышному платереско в светской архитектуре абсолютистской Испании утверждается сухой геометричный стиль эрререско, по имени архитектора Хуана де Эррера (1530—1597), строившего резиденцию Филиппа II — Эскориал (1563—1584 гг.). Этот монументальный из серого гранита, лишенный орнаментальных украшений дворец-монастырь — наиболее типичный пример стиля эрререско.

Но в XVII в. испанская архитектура начинает терять свой сдержанный и строгий стиль. В это время начинает процветать испанское барокко. Во второй половине XVII и в XVIII в. испанское барокко, называемое чурриреско (по имени его создателя Хосе Чурригера), приобрело общенациональный стиль. Чурриреско в первой половине XVIII в. становится пышным, очень декоративным, с обилием статуй и насыщенным орнаментикой. Интересные примеры стиля чурриреско — фасады соборов в Мурсии и Гранаде, пышно декорированные скульптурой; фасад дворца Сан-Тельмо в Севилье и др.

Как и раньше, в архитектуре, скульптуре и живописи XVII и начала XVIII в. немалое место занимает религиозная тематика.

Живопись в настоящем смысле слова существовала в Испании уже в XIII в., однако картин того времени осталось очень мало. В XIV в. живопись начинает быстро развиваться благодаря политическим и торговым связям Испании с Италией. В XV в. в стране появилось очень много школ живописи, но величайшей эпохой развития испанского изобразительного искусства считается XVII в. В религиозных сюжетах, не говоря уже об исторической, жанровой и портретной живописи, художники умели создавать образы своих современников, их духовный мир. В XVII в. испанская живопись считалась лучшей в Европе. Она обладала необычайной выразительностью, реалистичностью, отличалась широким использованием художественных приемов, в портретах прекрасно передавались черты испанского народного характера, выражающиеся в соединении реализма, чувства правды и простоты с католической набожностью.

К всемирным корифеям живописи относятся Эль Греко, Пантоха де ла Крус, X. Рибера, Ф. Сурбаран, Д. Веласкес, Алонсо Кано, Б. Э. Мурильо и др. Эль Греко (родился на острове Крит) сочетал в своем искусстве традиции византийской, итальянской и испанской культуры; его считают самым выдающимся представителем всего европейского маньеризма. X. Пантоха де ла Крус — представитель маньеристического направления западноевропейского портрета. X. Рибера — художник и гравер, видный представитель реалистической живописи, создавал яркие портреты людей из народа. Ф. Сурбаран — непревзойденный мастер натюрмортов. Д. Веласкес знаменует собой вершину в развитии испанской национальной живописи. Картины Б. Э. Мурильо поражают зрителей красотой колорита, прозрачной дымкой серебристого цвета, в которой тают очертания фигур и предметов.

В XVIII в. испанское искусство испытывает упадок, связанный с тем, что при дворе Бурбонов предпочитались работы иностранных мастеров. В этот период в искусстве появляются формы академического классицизма — классические формы греко-римской архитектуры.

Быстрое развитие испанской живописи рубежа XVIII и XIX вв. связано с одним из первых представителей романтизма в европейском искусстве, великим испанским живописцем, гравером и рисовальщиком Ф. Гойей. Он жил и творил в эпоху глубоких социальных потрясений в Испании, когда на его глазах в стране рушился старый мир и на его развалинах создавался новый. Художник в серии офортов в гротескной форме раскрывает уродство моральных, политических и духовных основ «старого порядка». Творчество Ф. Гойи оказало огромное влияние на развитие испанского и европейского искусства: он первый в мировом искусстве обнажил уродливые стороны жизни во имя гуманизма на земле.

Изобразительное искусство Испании конца XIX и начала XX в. развивалось под влиянием не только национальных художественных традиций, но и иностранных (в основном французских). Для искусства этого периода характерны импрессионизм (X. Соролья, X. Мир), модернизм (И Сулоага), натурализм (Д. де Регойии, сюрреализм (X. Миро, С. Дали), KyOniM. Основоположником школы кубизма в Европе считают знаменитого П. Пикассо. Вершиной творчества Пикассо является знаменитая картина «Герника» и другие полотна эпохи гражданской войны в Испании. Картина в гротескной форме показывает ужасы войны и страдания испанского народа.

Мировую известность приобрел каталонский архитектор и скульптор стиля модерн А. Гауди (1852—1926). В Барселоне имеются прекрасные творения этого выдающегося мастера: дом Мила, названный в народе «Ла-Педрера» (что означает скала, глыба), парк Гуэль (15 га), собор Святого семейства и др.

Во франкистской Испании искусство пришло в полный упадок: многие художники, архитекторы, скульпторы эмигрировали в другие страны. Наиболее пышное и монументальное сооружение этого периода — Долина павших под Мадридом. Этот пантеон — обширная подземная церковь, построенная внутри огромной скалы, на вершине которой высится гигантский крест, высота которого — 150 м и ширина 48 м.


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru