Материальная и духовная культура Ирака — наследница многих цивилизаций, сменявших друг друга на месопотамской земле начиная с IV тысячелетия до н. э.
В современном Ираке широко представлен хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев засушливой зоны и в значительной мере сохраняется хозяйственно-культурный тип кочевых и полукочевых скотоводов степей и полупустынь.
Особую группу составляют болотные полукочевники южного Ирака, совмещающие рисосеяние с разведением буйволов, отгоняемых в дождливое зимнее время в соседние степные районы.
Традиционными сельскохозяйственными орудиями являются деревянный плуг или соха с железной рабочей частью, мотыга, лопата с перекладиной для ноги. В качестве бороны применяют расщепленный ствол пальмы или волокушу из сучьев. Для уборки урожая служат серпы с наперстниками; обмолот производится с помощью молотильных бревен, цепов или просто посредством прогона скота по разостланным на току колосьям. Зерно отвеивают на ветру, подбрасывая его на деревянных или плетенных из пальмового листа подносах. Для размола продолжают применяться ручные каменные жернова. Не исчезли и старинные водоподъемные приспособления — приводимые в движение напором воды деревянные колеса с ковшами и поднимаемые тягловой силой рабочего скота кожаные бурдюки на блоках. Наряду с этим в последние десятилетия стали применяться и более совершенные орудия труда: металлические плуги, механические насосы. В крупных и средних плантационных хозяйствах используется современная ирригационная и земледельческая техника.
Облик традиционных жилищ в сельских районах неодинаков у различных хозяйственно-культурных групп населения. В селениях центрального Ирака распространены однокомнатные или двух-комнатные дома из сырцового кирпича, с плоской кровлей, глинобитным полом, низкой деревянной дверью и маленькими, не всегда застекленными окнами. Кровля окружена невысоким парапетом: на ней в жаркое время года устраивают вечернюю трапезу, здесь же спят. В южном Ираке сельским жилищем почти повсеместно служат полусферические тростниковые хижины — сарифы. В болотистых протоках Шатт-эль-Араба сарифы часто сооружают на плотах, и они образуют как бы плавучие деревни. В горных районах севера, особенно среди курдов, обычны дома из нетесаного камня. Кочевые скотоводы пользуются шерстяными шатрами общеарабского типа. У полукочевников существуют и такие специфические жилища, как «дома-шатры» с глинобитными стенами и сотканной из козьей шерсти крышей.
Всюду, где это позволяют размеры жилища, оно делится на женскую, или семейную, и мужскую, или гостевую, половины.
Внутреннее убранство жилищ оседлого населения в основном ограничивается пальмовыми циновками или коврами на полу, складываемыми в стенные ниши или на сундуки с одеждой и постельными принадлежностями, лежащей подле очага кухонной утварью: каменной зернотеркой, глиняным корытом для замешивания теста, котлом, кувшинами, деревянными, плетенными из пальмового листа или кожаными сосудами для хранения припасов. Обстановка кочевого шатра еще более проста, утвари в нем меньше, большая часть посуды сделана из кожи и дерева. В последние годы в домашнем быту крестьян все чаще встречаются алюминиевая посуда, фабричные одеяла и т. п.
Для состоятельных горожан и верхушечных слоев оседлого сельского населения характерны одно- или чаще двухэтажные дома с помещениями, расположенными вокруг внутреннего двора (хош), балконами верхних этажей, солнцезащитными решетками-жалюзи на окнах. На первом этаже располагаются кухня и гостиная, под которой часто устраивают подвальное помещение (сирдаб), где укрываются от дневного зноя. Из гостиной можно выйти во внутренний двор-сад. На втором этаже размещаются спальни. Такие дома нередко обставлены низкой мебелью ближневосточного стиля, а иногда и европейской мебелью. Подобный же стиль характерен для выстроенных по индивидуальным проектам домов крупной и средней буржуазии.
За последние годы облик иракских городов заметно изменился. В деловых кварталах выросли многоэтажные здания учреждений и контор, часто почти неотличимые от аналогичных построек в западных странах. В других случаях в архитектуре таких построек сочетаются черты современного западного и традиционного иракского зодчества.
Традиционная одежда арабов Ирака, варьирующаяся в деталях в различных районах страны, в целом близка к североарабскому бедуинскому костюму. Мужчины носят сужающиеся книзу, обычно белые штаны и длинную широкую рубаху (дишдаша), стянутую поясом (на-так). В холодное время поверх надевается распашной плащ (аба). Головным убором служит платок (яшмаг), придерживаемый закрученным вокруг головы шерстяным жгутом (агалем). Наиболее распространенная обувь — деревянные или кожаные сандалии, а в среде более состоятельных людей— мягкие туфли. Одежда рисоводов и рыбаков Южного Ирака часто ограничивается набедренной повязкой.
Женская одежда состоит из штанов, длинного платья (атаг) — яркой расцветки у молодых и темной у пожилых женщин — и шелкового или шерстяного плаща-абы. Голову покрывают темным платком, перетянутым на лбу полосой ткани (чардаг). От подбородка на грудь спускается другой платок (фута); женщины, совершившие паломничество к святым местам, носят белую футу. Очень разнообразны носимые женщинами украшения и амулеты— кольца, браслеты, ожерелья, подвески, серьги, носовые кольца и броши, изготовленные из самых различных материалов.
В городах традиционная одежда, особенно мужская, в значительной мере вытеснена европейским костюмом. Более всего сохраняются национальные головные уборы: мужской головной платок — маг, маленькая шапочка, обмотанная платком, — чарравия. Встречаются и такие сочетания, как европейский пиджак, надетый поверх традиционной рубахи. В городской толпе наряду с женщинами, закрытыми черным уличным покрывалом, все чаще встречаются женщины в европейском платье. Элементы современного городского костюма постепенно проникают и в сельские районы.
В пище преобладают финики, ячменные и пшеничные лепешки, рис, кислое локо, овощи. Финики едят с лепешками и чаем, приготовляют из них пасту, сахар, халву, сладкие напитки, водку. Из риса варят крутую кашу (бургулъ), которую обычно едят с кислым молоком (ля-бан). Местами в ходу рыбные блюда.
Из традиционных мясных блюд, которые особенно в ходу по праздничным дням, популярны плов, жаркое (кябаб), жареные шарики из рубленого мяса (куб-ба), фаршированные мясом баклажаны и помидоры (долма) и др. К числу любимых напитков принадлежат чай, кофе, фруктовые шербеты, лимонад— хамуд, разбавленное водой кислое молоко с солью.
Преобразования в общественной жизни Ирака пока еще не внесли коренных изменений в строй арабской семьи и ее внутренние взаимоотношения. Семейный быт арабов Ирака по-прежнему регламентируется шариатом, а в племенах — еще и действующими там порядками обычного права. Большинство населения живет малыми семьями. Большая патриархальная семья, состоящая из трех и более поколений, существует лишь у большой части сельского населения, главным образом в его зажиточных слоях. Как малые, так и большие семьи в основном моногамны. Полигамия (многоженство) встречается все реже, сохраняясь лишь в наиболее консервативных слоях общества. И в малой и в большой семьях очень сильна власть главы семьи, который является распорядителем всего семейного имущества. Патриархальный характер семьи ясно выражен и в брачно-свадебных обычаях: соглашение о браке заключают родители, не считаясь с желанием жениха и невесты; за невесту оплачивается выкуп. В сельских местностях еще сохраняются ортокузенные браки, т. е. браки с двоюродными и троюродными сестрами по отцовской линии. Среди шиитов еще встречается временный брак — завадж аль-мута. Однако в городах, особенно в среде рабочих и интеллигенции, патриархальные формы брака постепенно уступают место современным формам, характерным для обществ с более свободным положением женщины.
Общественный быт также еще в значительной мере определяется исламскими традициями. В стране отмечаются все мусульманские религиозные праздники: день рождения пророка Мухаммеда, справляемый после мусульманского поста рамадана, праздник разговения (ид-аль-фитр), праздник жертвоприношения (ид-аль-адха). Сохраняются и восходящие к доисламским временам календарные обряды, связанные с началом полевых работ, уборкой урожая, остригом овец и т.д. Однако теперь наряду с ними появились и приобретают все большее значение новые национальные праздники. Широко отмечается День республики (годовщина революции 14 июля 1958 г.), день прихода к власти партии Баас (17 июля 1968 г.), День труда (1 мая), День армии (6 января) и др.
С повседневной жизнью народа тесно связано народное художественное творчество иракцев, сочетающее общеарабские черты с местными художественными традициями. Ирак издавна славился своими художественными ремеслами: гравировкой и чеканкой по металлу, узорными изделиями из сафьяна и шерсти, цветным стеклом, орнаментированной керамикой, изразцами. Изразцовая облицовка дворцов, мечетей, мавзолеев и других старинных зданий Багдада, Мосула и Басры принадлежит к числу лучших образцов изобразительного искусства Ирака. В художественных орнаментах некоторых старинных шиитских мечетей, а также в узорах ковров иракских ремесленников чувствуется иранское влияние. Географическое положение Ирака на крайнем востоке арабского мира издавна вело к развитию контактов арабской и иранской культур, что способствовало их взаимному обогащению.
Сейчас в стране проводятся мероприятия, направленные на возрождение и развитие богатых традиций декоративно-прикладного искусства.
Богато и устное народное творчество арабов Ирака. Одним из его наиболее популярных жанров являются макамы — вокально-инструментальные поэмы, воспевающие любовь, подвиги предков, а теперь повествующие также и о революционных событиях и новой жизни в возрожденном Ираке. Популярны и сказки, знаменитый образец которых представляют сказки «Тысяча и одна ночь», вошедшие в золотой фонд мировой литературы. Ни одно торжество, будь то свадьба, обрезание или общенародный праздник, не обходится без песен, музыки и танцев. Из традиционных музыкальных инструментов наиболее распространены рабаба (род скрипки), удд (лютня), канун (цитра), табл (бубен), пай (дудка), мизмар (двойная дудка). Из народных плясок наиболее любим общеарабский групповой танец дабка. Существуют также особые свадебные танцы бедуинов. У курдов распространены групповые танцы, в которых участвуют и мужчины и женщины, что не бывает у арабов. Иракский ансамбль народного танца выезжал на гастроли в Москву в 1974 г.
Социально-экономические сдвиги в стране вызвали необходимость быстрейшего подъема культурного уровня населения, и прежде всего перестройки системы народного образования. Проведение необходимых реформ в значительной мере осложнено неграмотностью широких слоев населения, господством религиозного мировоззрения, а подчас и активным сопротивлением духовенства. Однако и в этих условиях нынешнему правительству Ирака удалось добиться первых заметных успехов: если до революции 1958 г. количество неграмотных в стране достигало 80%, то в 1975г. оно уменьшилось до 50 %, продолжая уменьшаться.
Много делается для претворения в жизнь закона об обязательном начальном образовании. Увеличены бюджетные ассигнования на нужды просвещения, значительно расширена и расширяется сеть начальных школ (шестилетних в городах и четырехлетних в сельской местности). В школьные программы внесены изменения, среди которых обращает на себя внимание сокращение часов, отведенных на преподавание богословия.
Не только начальное, но и среднее, а также высшее образование является бесплатным (за исключением частных школ). Имеются средние школы, готовящие специалистов для сельского хозяйства, промышленности, торговли.
Потребность в специалистах высшей квалификации, прежде всего инженерно-технической, потребовала расширения сети высшего образования. В 1956 г. на базе существовавших ранее колледжей был создан Багдадский университет, имеющий 18 факультетов, и несколько институтов. Высшие учебные заведения открыты также в Басре, Мосуле и Су-леймании, Коммерческий колледж в Басре. Важным событием в научной жизни Ирака было создание в 1940 г. Академии наук — центра по изучению арабского языка, арабской истории и истории Ирака. В настоящее время в Багдаде открыта также Курдская академия наук.
Проводимые в стране культурные реформы способствуют развитию литературы, театра, кинематографии, изобразительного искусства.
Литературное возрождение началось в Ираке позже, чем в соседних Сирии и Ливане, но за короткое время достигло большого размаха. В силу давних традиций зачинателями новой литературы были поэты, крупнейшие из которых — аль-Казыми, аз-Захави, ар-Русафи — заложили основы неоклассической школы с характерным для нее стремлением внести новое содержание в традиционные поэтические формы. В их произведениях звучит призыв к единству арабов в борьбе за национальное освобождение, за возрождение и развитие арабской культуры. К этой школе принадлежат и современные арабские поэты Ирака — аль-Джавахири и Бахр аль-Улюм, разоблачавшие в своем творчестве реакционный королевский режим и призывающие к углублению революции 1958 г. Появилась и поэзия нового направления, отказавшаяся от норм классического стихосложения. Ее наиболее значительные представители: Абд аль-Ваххаб, аль-Баяти, Абд ар-Раззак, Кязым ас-Самави, поэтесса Назик аль-Малаика — также поднимают актуальные вопросы строительства нового Ирака.
В оазисе Марбат, близ Басры, где более 1000 лет назад, во времена Аббасидов, собирались поэты арабского мира и читали свои поэмы — касыды, теперь периодически устраиваются поэтические фестивали, возрождающие давнюю традицию.
Развитие прозы происходит медленнее. Ее основным жанром, представленным в произведениях Зу-н-Нуна Айюба, Абд аль-Маджида Лутфи, Абд аль-Хаккам Фадыля, является новелла. Литературная жизнь в стране особенно оживилась после революции 1958 г., когда возобновилось издание многих ранее запрещенных газет и журналов и был создан Союз иракских писателей. С образованием в 1974 г. Курдского автономного района создались благоприятные условия и для развития курдской литературы (на местном диалекте курдского языка — курди-сурани).
Профессиональный театр появился в Ираке только в 1930-х годах. Первые артисты были подготовлены на актерском факультете Академии изящных искусств либо получили образование в Западной Европе. Наиболее известны театральные труппы Хаки аш-Шибли и самого популярного в стране актера, драматурга и режиссера Юсефа аль-Ани. Театральные труппы ступают на сцене Академии изящных искусств, в залах Багдада, гастролируют по Ираку и другим арабским странам, многие артисты выступают по радио и телевидению. В 1961 г. создан первый профессиональный музыкальный коллектив — Национальный симфонический оркестр.
Мечеть Аль-Шагид в Багдаде
Национальное киноискусство Ирака стало развиваться в 1950-х и особенно 60-х годах, когда были созданы первые полнометражные художественные фильмы, в том числе и цветные. Однако пока иракской кинематографии трудно выдерживать конкуренцию египетских, ливанских, а также западноевропейских и американских студий, фильмы которых широко демонстрируются в стране. Развитие в Ираке изобразительного искусства имело свои особенности. Сунитский толк ислама запрещает изображение живых существ. Поэтому все 400 лет османского господства культурное творчество в этой области шло главным образом по линии орнаментики и каллиграфии, достигнув здесь высокого совершенства, только в 1939 г. при Академии изящных искусств были открыты отделения живописи и скульптуры, причем отсутствие собственных традиций, равно как и обучение многих иракских художников за рубежом, повело к широкому заимствованию таких современных западных художественных направлений, как символизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм. Тем не менее у наиболее талантливых мастеров под современными модными стилями можно без труда обнаружить черты национального своеобразия. Основоположником иракской живописи считается Абд аль-Кадер-Рассам. Крупнейшие художники и скульпторы — Джавад Салим, Хасан Фаик, Хафез ад-Даруби, Махмуд Сабри, Казем Хайдар, Исмаил аш-Шейхли, Акрам Шукри. Джаваду Салиму принадлежит первое и самое значительное в Ираке скульптурное произведение— барельеф «Свобода», изваянный в честь революции 1958 г. и установленный на одной из площадей Багдада. Лучшие мастера изобразительного искусства объединены в Общество художников и скульпторов Ирака. В 1966 г. было построено здание Ассоциации иракских художников с выставочным залом. Правительство поощряет развитие живописи скульптуры, покупая лучшие произведения и помещая их в Национальном музее современного искусства. В 1972 г. в Москве была показана выставка иракских художников и скульпторов, привлекшая посетителей разнообразием направлений и стилей.
Традиционными видами спорта у арабов Ирака издавна были борьба, стрельба в цель, бег. Большой любовью пользуются также конные состязания. Много делается для развития современных видов спорта. В 1955 г. был создан Институт физкультуры при Багдадском университете. После революции 1958 г. создан специальный Департамент физического воспитаний; физкультура введена в качестве обязательного предмета во всех учебных заведениях. Наиболее популярные виды спорта, в которых иракские спортсмены достигли наибольших результатов — это тяжелая атлетика, вольная и классическая борьба, футбол, волейбол, баскетбол. Ирак состоит членом ряда международных спортивных федераций, является участником Паназиатских и Олимпийских игр.
До 1958 г. государство отпускало на нужды здравоохранения скудные средства и в стране остро ощущалась нехватка медицинских учреждений. Врачи практиковали в основном в городах, деревня почти целиком оставалась во власти знахарей. В стране были распространены трахома, малярия, желудочные и венерические болезни, свирепствовали эпидемии, была очень велика детская смертность.
После революции правительство Ирака стало уделять здравоохранению большое внимание. Повсеместно проводятся профилактические мероприятия, улучшается санитарное состояние городов и деревень. Количество врачей возросло с 1950 по 1975 г. в 4 раза, а число амбулаторий — более чем в 2 раза.
В 1959 г. в Ираке была проведена кампания по прививке оспы, охватившая 80% населения, а также работы по обеззараживанию водоемов, зараженных личинками червей, вызывающих бильгарциоз.