Азия

Ирак

       Содержание:

Культура Ирака

Материальная и духовная культура Ира­ка — наследница многих цивилизаций, сменявших друг друга на месопотамской земле начиная с IV тысячелетия до н. э.

В современном Ираке широко пред­ставлен хозяйственно-культурный тип па­шенных земледельцев засушливой зоны и в значительной мере сохраняется хозяй­ственно-культурный тип кочевых и полу­кочевых скотоводов степей и полупустынь.

Особую группу составляют болотные полукочевники южного Ирака, совме­щающие рисосеяние с разведением буйволов, отгоняемых в дождливое зимнее время в соседние степные районы.

Традиционными сельскохозяйственны­ми орудиями являются деревянный плуг или соха с железной рабочей частью, мотыга, лопата с перекладиной для ноги. В качестве бороны применяют расще­пленный ствол пальмы или волокушу из сучьев. Для уборки урожая служат серпы с наперстниками; обмолот производится с помощью молотильных бревен, цепов или просто посредством прогона скота по разостланным на току колосьям. Зерно отвеивают на ветру, подбрасывая его на деревянных или плетенных из пальмового листа подносах. Для размола продолжают применяться ручные каменные жернова. Не исчезли и старинные водоподъемные приспособления — приводимые в движение напором воды деревянные колеса с ковшами и поднимаемые тягловой силой рабочего скота кожаные бурдюки на блоках. Наряду с этим в последние десятилетия стали применяться и более совершенные орудия труда: металлические плуги, механические насосы. В крупных и средних плантационных хозяйствах используется современная ирригационная и земледельческая техника.

Облик традиционных жилищ в сельских районах неодинаков у различных хозяйственно-культурных групп населения. В селениях центрального Ирака распространены однокомнатные или двух-комнатные дома из сырцового кирпича, с плоской кровлей, глинобитным полом, низкой деревянной дверью и маленькими, не всегда застекленными окнами. Кровля окружена невысоким парапетом: на ней в жаркое время года устраивают вечернюю трапезу, здесь же спят. В южном Ираке сельским жилищем почти повсеместно служат полусферические тростниковые хижины — сарифы. В болотистых прото­ках Шатт-эль-Араба сарифы часто соору­жают на плотах, и они образуют как бы плавучие деревни. В горных районах севера, особенно среди курдов, обычны дома из нетесаного камня. Кочевые ско­товоды пользуются шерстяными шатра­ми общеарабского типа. У полукочевни­ков существуют и такие специфические жилища, как «дома-шатры» с глинобитными стенами и сотканной из козьей шерсти крышей.

Всюду, где это позволяют размеры жилища, оно делится на женскую, или семейную, и мужскую, или гостевую, половины.

 

Внутреннее убранство жилищ оседлого населения в основном ограни­чивается пальмовыми циновками или коврами на полу, складываемыми в стен­ные ниши или на сундуки с одеждой и постельными принадлежностями, лежа­щей подле очага кухонной утварью: каменной зернотеркой, глиняным коры­том для замешивания теста, котлом, кув­шинами, деревянными, плетенными из пальмового листа или кожаными сосу­дами для хранения припасов. Обстановка кочевого шатра еще более проста, утвари в нем меньше, большая часть посуды сделана из кожи и дерева. В последние годы в домашнем быту крестьян все чаще встречаются алюминиевая посуда, фа­бричные одеяла и т. п.

Для состоятельных горожан и верху­шечных слоев оседлого сельского населе­ния характерны одно- или чаще двух­этажные дома с помещениями, располо­женными вокруг внутреннего двора (хош), балконами верхних этажей, солнцезащит­ными решетками-жалюзи на окнах. На первом этаже располагаются кухня и гостиная, под которой часто устраивают подвальное помещение (сирдаб), где укрываются от дневного зноя. Из гости­ной можно выйти во внутренний двор-сад. На втором этаже размещаются спальни. Такие дома нередко обставлены низкой мебелью ближневосточного сти­ля, а иногда и европейской мебелью. По­добный же стиль характерен для выстро­енных по индивидуальным проектам до­мов крупной и средней буржуазии.

За последние годы облик иракских городов заметно изменился. В деловых кварталах выросли многоэтажные здания учреждений и контор, часто почти неот­личимые от аналогичных построек в западных странах. В других случаях в архитектуре таких построек сочетаются черты современного западного и тради­ционного иракского зодчества.

Традиционная одежда арабов Ирака, варьирующаяся в деталях в различных районах страны, в целом близка к северо­арабскому бедуинскому костюму. Муж­чины носят сужающиеся книзу, обычно белые штаны и длинную широкую рубаху (дишдаша), стянутую поясом (на-так). В холодное время поверх надева­ется распашной плащ (аба). Головным убором служит платок (яшмаг), придер­живаемый закрученным вокруг головы шерстяным жгутом (агалем). Наиболее распространенная обувь — деревянные или кожаные сандалии, а в среде более состоятельных людей— мягкие туфли. Одежда рисоводов и рыбаков Южного Ирака часто ограничивается набедрен­ной повязкой.

Женская одежда состоит из штанов, длинного платья (атаг) — яркой рас­цветки у молодых и темной у пожилых женщин — и шелкового или шерстяного плаща-абы. Голову покрывают темным платком, перетянутым на лбу полосой ткани (чардаг). От подбородка на грудь спускается другой платок (фута); женщи­ны, совершившие паломничество к свя­тым местам, носят белую футу. Очень разнообразны носимые женщинами укра­шения и амулеты— кольца, браслеты, ожерелья, подвески, серьги, носовые кольца и броши, изготовленные из самых различных материалов.

В городах традиционная одежда, осо­бенно мужская, в значительной мере вытеснена европейским костюмом. Более всего сохраняются национальные голов­ные уборы: мужской головной платок — маг, маленькая шапочка, обмотанная платком, — чарравия. Встречаются и такие сочетания, как европейский пиджак, надетый поверх традиционной рубахи. В городской толпе наряду с женщинами, закрытыми черным уличным покрывалом, все чаще встречаются женщины в европейском платье. Элементы современного городского костюма постепенно проникают и в сельские районы.

В пище преобладают финики, ячменные и пшеничные лепешки, рис, кислое локо, овощи. Финики едят с лепеш­ками и чаем, приготовляют из них пасту, сахар, халву, сладкие напитки, водку. Из риса варят крутую кашу (бургулъ), которую обычно едят с кислым молоком (ля-бан). Местами в ходу рыбные блюда.

Из традиционных мясных блюд, которые особенно в ходу по праздничным дням, популярны плов, жаркое (кябаб), жареные шарики из рубленого мяса (куб-ба), фаршированные мясом баклажаны и помидоры (долма) и др. К числу любимых напитков принадлежат чай, кофе, фруктовые шербеты, лимонад— хамуд, разбавленное водой кислое молоко с солью.

Преобразования в общественной жизни Ирака пока еще не внесли коренных изменений в строй арабской семьи и ее внутренние взаимоотношения. Семейный быт арабов Ирака по-прежнему регламентируется шариатом, а в племенах — еще и действующими там порядками обычного права. Большинство населения живет малыми семьями. Большая патриархальная семья, состоящая из трех и более поколений, существует лишь у большой части сельского населения, главным образом в его зажиточных слоях. Как малые, так и большие семьи в основном моногамны. Полигамия (многоженство) встречается все реже, сохраняясь лишь в наиболее консервативных слоях общества. И в малой и в большой семьях очень сильна власть главы семьи, который является распорядителем всего семейного имущества. Патриархальный характер семьи ясно выражен и в брачно-свадебных обычаях: соглашение о браке заключают родители, не считаясь с желанием жениха и невесты; за невесту оплачивается выкуп. В сельских местностях еще сохраняются ортокузенные браки, т. е. браки с двоюродными и троюродными сестрами по отцовской линии. Среди шиитов еще встречается временный брак — завадж аль-мута. Однако в городах, особенно в среде рабочих и интеллигенции, патриархальные формы брака постепенно уступают место современным формам, характерным для обществ с более свободным положением женщины.

Общественный быт также еще в значи­тельной мере определяется исламскими традициями. В стране отмечаются все мусульманские религиозные праздники: день рождения пророка Мухаммеда, справляемый после мусульманского по­ста рамадана, праздник разговения (ид-аль-фитр), праздник жертвоприношения (ид-аль-адха). Сохраняются и восходящие к доисламским временам календарные обряды, связанные с началом полевых работ, уборкой урожая, остригом овец и т.д. Однако теперь наряду с ними появи­лись и приобретают все большее значение новые национальные праздники. Широко отмечается День республики (годовщина революции 14 июля 1958 г.), день при­хода к власти партии Баас (17 июля 1968 г.), День труда (1 мая), День армии (6 января) и др.

С повседневной жизнью народа тесно связано народное художественное творче­ство иракцев, сочетающее общеарабские черты с местными художественными тра­дициями. Ирак издавна славился своими художественными ремеслами: гравиров­кой и чеканкой по металлу, узорными изделиями из сафьяна и шерсти, цветным стеклом, орнаментированной керамикой, изразцами. Изразцовая облицовка двор­цов, мечетей, мавзолеев и других старин­ных зданий Багдада, Мосула и Басры принадлежит к числу лучших образцов изобразительного искусства Ирака. В художественных орнаментах некоторых старинных шиитских мечетей, а также в узорах ковров иракских ремесленников чувствуется иранское влияние. Геогра­фическое положение Ирака на крайнем востоке арабского мира издавна вело к развитию контактов арабской и иран­ской культур, что способствовало их вза­имному обогащению.

Сейчас в стране проводятся меропри­ятия, направленные на возрождение и развитие богатых традиций декоративно-прикладного искусства.

Богато и устное народное творчество арабов Ирака. Одним из его наиболее популярных жанров являются макамы — вокально-инструментальные поэмы, вос­певающие любовь, подвиги предков, а теперь повествующие также и о революционных событиях и новой жизни в воз­рожденном Ираке. Популярны и сказки, знаменитый образец которых представля­ют сказки «Тысяча и одна ночь», вошед­шие в золотой фонд мировой литературы. Ни одно торжество, будь то свадьба, обре­зание или общенародный праздник, не обходится без песен, музыки и танцев. Из традиционных музыкальных инструментов наиболее распространены рабаба (род  скрипки), удд  (лютня), канун  (цитра), табл (бубен), пай (дудка), мизмар (двой­ная дудка). Из народных плясок наибо­лее любим общеарабский групповой та­нец дабка. Существуют также особые свадебные танцы бедуинов. У курдов распространены групповые танцы, в ко­торых участвуют и мужчины и женщины, что не бывает у арабов. Иракский ансамбль народного танца выезжал на гастроли в Москву в 1974 г.

Социально-экономические сдвиги в стране вызвали необходимость быстрей­шего подъема культурного уровня населения, и прежде всего перестройки системы народного образования. Прове­дение необходимых реформ в значитель­ной мере осложнено неграмотностью ши­роких слоев населения, господством рели­гиозного мировоззрения, а подчас и активным сопротивлением духовенства. Однако и в этих условиях нынешнему правительству Ирака удалось добиться первых заметных успехов: если до рево­люции 1958 г. количество неграмотных в стране достигало 80%, то в 1975г. оно уменьшилось до 50 %, продолжая уменьшаться.

Много делается для претворения в жизнь закона об обязательном начальном образовании. Увеличены бюджетные ассигнования на нужды просвещения, зна­чительно расширена и расширяется сеть начальных школ (шестилетних в городах и четырехлетних в сельской местности). В школьные программы внесены измене­ния, среди которых обращает на себя вни­мание сокращение часов, отведенных на преподавание богословия.

Не только начальное, но и среднее, а также высшее образование является бес­платным (за исключением частных школ). Имеются средние школы, готовя­щие специалистов для сельского хозяй­ства, промышленности, торговли.

Потребность в специалистах высшей квалификации, прежде всего инженерно-технической, потребовала расширения сети высшего образования. В 1956 г. на базе существовавших ранее колледжей был создан Багдадский университет, име­ющий 18 факультетов, и несколько ин­ститутов. Высшие учебные заведения от­крыты также в Басре, Мосуле и Су-леймании, Коммерческий колледж в Бас­ре. Важным событием в научной жизни Ирака было создание в 1940 г. Академии наук — центра по изучению арабского языка, арабской истории и истории Ира­ка. В настоящее время в Багдаде от­крыта также Курдская академия наук.

Проводимые в стране культурные ре­формы способствуют развитию литерату­ры, театра, кинематографии, изобразительного искусства.

Литературное возрождение началось в Ираке позже, чем в соседних Сирии и Ливане, но за короткое время достигло большого размаха. В силу давних тради­ций зачинателями новой литературы были поэты, крупнейшие из которых — аль-Казыми, аз-Захави, ар-Русафи — за­ложили основы неоклассической школы с характерным для нее стремлением вне­сти новое содержание в традиционные поэтические формы. В их произведениях звучит призыв к единству арабов в борьбе за национальное освобождение, за возро­ждение и развитие арабской культуры. К этой школе принадлежат и современные арабские поэты Ирака — аль-Джавахири и Бахр аль-Улюм, разоблачавшие в своем творчестве реакционный королевский ре­жим и призывающие к углублению рево­люции 1958 г. Появилась и поэзия нового направления, отказавшаяся от норм классического стихосложения. Ее наиболее значительные представители: Абд аль-Ваххаб, аль-Баяти, Абд ар-Раззак, Кязым ас-Самави, поэтесса Назик аль-Малаика — также поднимают акту­альные вопросы строительства нового Ирака.

В оазисе Марбат, близ Басры, где более 1000 лет назад, во времена Аббасидов, собирались поэты арабского мира и читали свои поэмы — касыды, теперь периодически устраиваются поэтические фестивали, возрождающие давнюю традицию.

Развитие прозы происходит медленнее. Ее основным жанром, представленным в произведениях Зу-н-Нуна Айюба, Абд аль-Маджида Лутфи, Абд аль-Хаккам Фадыля, является новелла. Литературная жизнь в стране особенно оживилась после революции 1958 г., когда возобновилось издание многих ранее запрещенных газет и журналов и был создан Союз иракских писателей. С образованием в 1974 г. Курдского автономного района создались благоприятные условия и для развития курдской литературы (на местном диа­лекте курдского языка — курди-сурани).

Профессиональный театр появился в Ираке только в 1930-х годах. Первые артисты были подготовлены на актер­ском факультете Академии изящных ис­кусств либо получили образование в Западной Европе. Наиболее известны театральные труппы Хаки аш-Шибли и самого популярного в стране актера, драматурга и режиссера Юсефа аль-Ани. Театральные труппы ступают на сцене Академии изящных искусств, в залах Багдада, гастролируют по Ираку и другим арабским странам, многие артисты выступают по радио и телевидению. В 1961 г. создан первый профессиональный музыкальный коллектив — Национальный симфонический оркестр.

 

Мечеть Аль-Шагид в Багдаде

Национальное   киноискусство   Ирака стало развиваться в 1950-х и особенно 60-х годах, когда были созданы первые полнометражные художественные фильмы, в том числе и цветные. Однако пока иракской кинематографии трудно выдерживать конкуренцию египетских, ливанских, а также западноевропейских и американских студий, фильмы которых широко демонстрируются в стране. Развитие в Ираке изобразительного искусства имело свои особенности. Сунитский толк ислама запрещает изображение живых существ. Поэтому все 400 лет османского господства культурное творчество в этой области шло главным образом по линии орнаментики и каллиграфии, достигнув здесь высокого совершенства, только в 1939 г. при Академии изящных искусств были открыты отделения живописи и скульптуры, причем отсутствие собственных традиций, равно как и обучение многих иракских художников за рубежом, повело к широкому заимствованию таких современных западных   художественных   направлений, как символизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм. Тем не менее у наиболее талантливых мастеров под современными модными стилями можно без труда обнаружить   черты   национального своеобразия. Основоположником иракской живописи считается Абд аль-Кадер-Рассам.   Крупнейшие  художники   и скульпторы —  Джавад   Салим,   Хасан Фаик, Хафез ад-Даруби, Махмуд Сабри, Казем Хайдар, Исмаил аш-Шейхли, Акрам Шукри. Джаваду Салиму принадлежит первое и самое значительное в Ираке скульптурное произведение— барельеф «Свобода», изваянный в честь революции 1958 г. и установленный на одной из площадей Багдада. Лучшие мастера изобразительного искусства объединены в Общество художников и скульпторов   Ирака.   В   1966 г.   было построено здание Ассоциации иракских художников с выставочным залом. Правительство поощряет развитие живописи скульптуры, покупая лучшие произведения и помещая их в Национальном музее современного   искусства.   В   1972 г.   в Москве была показана выставка ирак­ских художников и скульпторов, привлек­шая посетителей разнообразием направлений и стилей.

Традиционными видами спорта у арабов Ирака издавна были борьба, стрельба в цель, бег. Большой любовью пользу­ются также конные состязания. Много делается для развития современных видов спорта. В 1955 г. был создан Институт физкультуры при Багдадском универси­тете. После революции 1958 г. создан специальный Департамент физического воспитаний; физкультура введена в каче­стве обязательного предмета во всех учеб­ных заведениях. Наиболее популярные виды спорта, в которых иракские спорт­смены достигли наибольших результа­тов — это тяжелая атлетика, вольная и классическая борьба, футбол, волейбол, баскетбол. Ирак состоит членом ряда международных спортивных федераций, является участником Паназиатских и Олимпийских игр.

До 1958 г. государство отпускало на нужды здравоохранения скудные сред­ства и в стране остро ощущалась нехватка медицинских учреждений. Врачи практи­ковали в основном в городах, деревня почти целиком оставалась во власти знахарей. В стране были распространены трахома, малярия, желудочные и венери­ческие болезни, свирепствовали эпиде­мии, была очень велика детская смерт­ность.

После революции правительство Ирака стало уделять здравоохранению большое внимание. Повсеместно проводятся про­филактические мероприятия, улучшается санитарное состояние городов и деревень. Количество врачей возросло с 1950 по 1975 г. в 4 раза, а число амбулаторий — более чем в 2 раза.

В 1959 г. в Ираке была проведена кампания по прививке оспы, охватившая 80% населения, а так­же работы по обеззараживанию водоемов, зараженных личинками червей, вы­зывающих бильгарциоз.


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru