Азия

Кувейт

       Содержание:

<p><b>Экономика Кувейта</b></p> <p>По разведанным запасам нефти Кувейт занимает одно из первых мест в капитали­стическом мире. Запасы «черного золо­та» достигают в этой стране колоссальной цифры — 9,2 млрд. т. Однако кувейт­ская нефть долгое время не принадлежала ее законному владельцу — кувейтскому государству. Преобладающая ее часть, на­ходилась в руках англо-американской мо­нополии «Кувейт ойл компани», в концессионном владении которой находилась почти вся территория Кувейта. Теперь она национализирована и стала кувейтской собственностью. В стране также действу­ет национальная кувейтская компания «Кувейт нэшнл петролеум компани» (60% ее капитала принадлежит правительству, а 40% — частному кувейтскому капиталу). Правительство осуществляет шаги с целью поставить, ее под полный государ­ственный контроль. В иностранной не­фтяной компании «Спэниш петролеум компани» национальная нефтяная компа­ния имеет- контрольный пакет- акций, составляющий 51%.</p> <p>Кувейтские нефтяные богатства — ис­точник колоссальных прибылей для ино­странных нефтяных монополий. За вре­мя промышленной добычи нефти в этой стране с 1946 по 1976 г. «Кувейт ойл компани» вывезла в Западную Европу свыше 1,7 млрд. т нефти. Себестоимость нефти в Кувейте самая низкая в мире, что связано с весьма благоприятными условиями ее залегания. Почти все нефтяные скважины имеют фонтанирующий харак­тер; это избавляет компании от необходи­мости использования специальных насо­сных установок. Кроме того, основное нефтяное месторождение Вуркан распо­ложено всего в 20 км от порта вывоза, а соединяющий их нефтепровод проходит по местности, имеющей уклон в сторону морского побережья, поэтому нефть идет самотеком, что обусловливает низкую стоимость ее транспортировки. Значи­тельная разница между высокой продаж­ной ценой на нефть и ее себестоимостью в Кувейте долгое время использовалась иностранными нефтяными монополиями для извлечения сверхприбылей.</p> <p>Нефтепромысел Вафра на юге страны (в бывшей Нейтральной зоне) — един­ственный на территории Кувейта, где нефть выходит на поверхность не под дав­лением: ее надо выкачивать из недр с помощью мощных насосов. Из Вафры тянется нефтепровод к порту Мина-Сауд, где он проложен по морской эстакаде дли­ной свыше 300 м. К эстакаде подходят танкеры, принимающие нефть.</p> <p>Средняя производительность нефтяной скважины в Кувейте в 500 раз больше, а оплата труда рабочих-нефтяников в 6— 10 раз ниже, чем в США. Цена нефти даже в порту Персидского залива в 20 и более раз превышает ее себестоимость.</p> <p>Добыча нефти в Кувейте стремительно растет. В 1946 г. там было добыто всего 800 т нефти, а в 1976 г.— 109 млн. т — 7% мировой добычи. Однако, с середины 1970-х годов стала проводиться политика сдерживания темпов роста нефтедобычи. Доходы от нефти составляют свыше 94% всех бюджетных поступлений страны и являются главным источником покрытия государственных расходов. Они возросли с 0,8 млн. ("1946 г.) до 7 млрд. долл. в 1976 г.</p> <p>До недавнего времени львиная доля поступлений от нефти попадала непосред­ственно в руки эмира Кувейта и вкладывалась им в иностранные, главным образом английские, банки, но начиная с 1960   г. значительная часть средств на­правляется на экономическое развитие страны. Вместе с тем кувейтские вклады в банки Англии, США, Японии также составляют огромные суммы. Вначале это было почти беспрецедентным в исто­рии случаем, когда слаборазвитая страна вкладывала свои капиталы в предприятия крупнейших капиталистических госу­дарств. Сейчас аналогичные операции ведут и другие страны — крупные экс­портеры нефти.</p> <p>Часть средств, которые Кувейт полу­чает от продажи нефти, направляется с 1961   г. в специальный Фонд экономического развития, из которого предоставля­ются займы арабским и другим развива­ющимся странам. Кувейтский капитал вложен в текстильные и фармацевтиче­ские фабрики Судана, рыбные промыслы восточноафриканских стран, спичечную фабрику в Нигерии. Большинство отелен («Хилтон», «Шератон», «Интерконтинентал» и др.) на Ближнем Востоке финан­сируются кувейтскими бизнесменами и бизнесменами из Саудовской Аравии. К концу 1972 г. Кувейт предоставил зай­мы в размере 342 млн. долл. на стро­ительство таких предприятий, как сахар­ный завод в Марокко и гидротехниче­ские сооружения в Иордании. В 1974 г. кувейтский парламент утвердил предоставление Египту и Сирии займов на общую сумму в 350 млн. долл. и т. д. Около 60% официальных резервов ва­люты Кувейт держит в цепных бумагах западных стран. Кувейт стал одним из международных финансово-кредитных центров.</p> <p>Большая часть средств внутри Кувейта направляется в сферу потребления, а инвестиции в производственную сферу, как правило, не превышают 40% расходов государственного бюджета и идут в основном на реконструкцию портов, аэродромов, дорог, а также на строитель­ство предприятий по обслуживанию теку­щих нужд населения (авторемонтные ма­стерские, производство предметов домаш­него обихода и т. п.). В 1970-х годах начали приниматься меры по диверсификации (созданию новых отраслей) промышлен­ности с целью уменьшения зависимости страны от экспорта нефти.</p> <p>Сельское хозяйство в Кувейте развито слабо, главным образом из-за недостатка воды. Основная его отрасль — кочевое скотоводство.</p> <p>Скудность растительного покрова и трудности с водоснабжением обусловли­вают преимущественно кочевой характер скотоводства. Каждые 10—15 дней даже в зимнее время бедуины (кочевники-ско­товоды) вынуждены менять, место выпаса скота. При этом они обычно не ограничиваются только территорией Кувейта, а производят выпас скота в соседних госу­дарствах — Ираке и Саудовской Аравии. Лето — самая тяжелая пора для бедуинов и их скота. Растительность выгорает, и даже такие неприхотливые животные, как верблюды, козы, овцы, с трудом находят себе корм. В небольших оазисах, где воду берут из артезианских колодцев (Эль-Джахра и др.), возделывают финиковую пальму, овощи (лук, батат, тыкву) и зер­новые (пшеницу, ячмень). В последние годы в Кувейте проводятся опыты по выращиванию овощей методом гидропо­ники. В 1975 г. на участках гидропоники было собрано 1,6 тыс. т помидоров.</p> <p>Общая площадь пригодных для обра­ботки земель оценивается в 120 тыс. га. Однако из-за повышенной солености подземные воды могут использоваться лишь для немногих культур (финики, томаты, лук и др.). Помимо орошения посевов опресненной морской водой (в 1975 г.— 2,2 тыс. га) предполагается шире исполь­зовать подземные воды (опресненная вода дороже нефти). Для задержки инфильтрации подъемных вод предпола­гается применить искусственные подземные асфальтовые барьеры.</p> <p>Рыбный промысел не имеет теперь большого экономического значения. В год вылавливают 12—14 тыс. т рыбы. Основные центры рыболовства Эш-Шувайх и Эль-Кувейт. По лову креветок Кувейт занимает одно из первых мест в мире. Издавна получила развитие добыча жемчуга для экспорта. Однако к началу XX в. эта отрасль пришла в упадок.</p> <p>Фабрично-заводских предприятий в стране немного. Это главным образом заводы строительных материалов, нефтеочистительные и нефтеперегонные заво­ды, заводы по производству химических удобрений, металлических труб, санитарно-технических и асбестовых изделий, ди­зельные электростанции и водоопреснительные установки. Имеются кустарно-ремесленные мастерские для обслужива­ния бытовых нужд местного населе­ния — главным образом ремонтные ма­стерские (автомобильные, скобяные, сле­сарные и т. п.), мастерские по обработке мрамора.</p> <p>Сравнительно небольшие размеры тер­ритории и концентрация преобладающей части населения и производства в двух городах обусловили слабое развитие транспортной сети. Железных дорог в стране нет. Сеть шоссейных дорог насчитывает 1.8 тыс. км. Вместе с тем автопарк Кувейта относительно велик. Это приводит к значительной перегрузке шос­сейных дорог и частым автомобильным авариям. Сообщение Кувейта с внешним миром осуществляется в основном по морским и воздушным путям. Кувейт связан регулярными рейсами морских су­дов и самолетов со многими странами Европы, Америки, Азии и Африки. Кувейтский морской нефтеэкспортный порт Мина-эль-Ахмади — один из самых крупных в Персидском заливе. Кроме того, работают порты Эш-Шувайх и Эш-Шуайба. Кувейт обладает самым круп­ным танкерным флотом среди всех нефтедобывающих стран региона. Он на­считывает 7 танкеров.</p> <p>Морские рейсы между Кувейтом и ино­странными государствами осуществляют­ся судами иностранных и кувейтских ком­пании. Воздушное сообщение произво­дится самолетами не только иностранных, но и кувейтской национальной компании «Кувейт эйрвэйз компани».</p> <p>Основной экспортный продукт Кувей­та— нефть, которая вывозится преиму­щественно в страны Западной Европы. Сжиженный газ экспортируется в Япо­нию. На вывоз идут также искусственные удобрения и креветки. В импорте преоб­ладают продукты питания и потребитель­ские товары промышленного производ­ства. Иностранные товары преобладают на внутреннем рынке Кувейта. Часть про­довольственных и промышленных това­ров, ввозимых в Кувейт, затем реэкспор­тируется в соседние арабские страны, а также в Иран. Среди капиталистических стран наиболее крупными торговыми партнерами   Кувейта является Соеди­енные Штаты Америки, Англия, Япо­ния, Германия, Италия, Китай; среди развивающих­ся государств — страны Аравийского по­луострова, Иран и Ирак. </p> <p>Огромные нефтяные богатства обеспе­чивают стране высокий национальный доход. В 1976 г. национальный доход на душу населения составлял 11,5 тыс. долл. А число легковых машин на одного жителя там больше, чем в любой другой стране мира. Другими словами, если судить по средним данным (смешивая блага, получаемые миллионерами и рабочими), то уровень жизни населения в Кувейте едва ли не самый высокий в мире. Все эти данные широко используются прессой для того, чтобы представить Кувейт страной, которая якобы процветает благодаря деятельно­сти иностранных монополий. На самом же деле за средними цифрами скрыва­ются огромные социальные контрасты в уровне жизни различных слоев населе­ния. Наряду с богатой верхушкой ку­вейтцев имеются широкие слои бедного трудящегося населения, особенно среди иммигрантов. По свидетельству Всемир­ной организации здравоохранения, они живут в очень плохих, антисанитарных условиях и плохо питаются.</p> <p>Как отмечалось, кувейтцы пользуются огромными преимуществами перед неку­вейтцами. Высшие административные по­сты в стране предназначаются только для кувейтской элиты. Образованный моло­дой кувейтец начинает свою карьеру обычно с высоких постов в государствен­ных учреждениях или в частных компани­ях. Нередко кувейтцы занимают высокие государственные посты, даже не имея соответствующего образования. В таких случаях в помощники им нанимают иммигрантов, обладающих специальны­ми знаниями, которым дается статус советников. Но чаще всего на долю некувейтцев выпадает тяжелая работа в каче­стве дворников, уборщиков, мусоросборщиков, чернорабочих. При найме на работу предпочтение в любом случае отдается кувейтцам. И только при отсут­ствии претендентов из числа кувейтских граждан нанимают иммигрантов. Рабо­чий класс Кувейта состоит преимуще­ственно из некувейтцев. Средний зарабо­ток неквалифицированного рабочего в Кувейте выше, чем в других арабских странах. Однако это преимущество в зна­чительной мере сводится на нет из-за дороговизны продуктов питания, основ­ная часть которых импортируется в Кувейт. К тому же иммигранты, приез­жающие на заработки, обычно отсылают большую часть полученных денег своим семьям, оставшимся на родине. Сами же ведут крайне скромный образ жизни.</p>


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru