Азия

Афганистан

       Содержание:

Экономика Афганистана

Афганистан — страна поливного земле­делия и пастбищного скотоводства. В сельском хозяйстве занято свыше 70% самодеятельного населения. Другие от­расли все еще занимают второстепен­ное положение. При этом фабрично-заводская промышленность находится в стадии становления. Она начала созда­ваться в Афганистане только в конце 30-х годов XX в. Важнейшие предпри­ятия ведущих отраслей принадлежат го­сударству или смешанным акционерным обществам. Некоторые товары первой необходимости изготовляются кустаря­ми.

На севере в горах добывают каменный уголь (около 145 тыс. т в год), каменную соль (60 тыс. т в год), лазурит (до 8 т в год), в районе Шибиргана — природный газ и нефть. Наиболее значи­тельные ГЭС— на р. Кабул в Наглу (мощностью 100 тыс. кВт), Махипар (66 тыс. кВт), Сароби (22 тыс. кВт), а также на головной плотине Джелалабадского ирригационного канала (11 тыс. кВт). Основные предприятия текстильной промышленности: хлопчатобумажный комбинат — в Гульбахаре, хлопчатобу­мажные фабрики — в Пули-Хумри, Ка­буле, Балхе, шерстоткацкая — в Кандага­ре. Среди предприятий пищевой промыш­ленности крупнейшие: фруктово-консервный завод — в Кандагаре, сахар­ный — в Баглане, маслобойно-маргариновые — в Кундузе и Лашкаргахе, хле­бокомбинат — в Кабуле. Из предприятий стройматериалов важнейшие: цементные заводы — в Пули-Хумри и Джабаль-ус-Сирадже, комбинат крупнопанельного домостроения — в Кабуле. В Мазари-Шарифе построен первенец химической промышленности — завод искусствен­ных удобрений.

Начиная с 1956/57 г. в Афганистане осуществлялись пятилетние программы экономического и социального развития. В результате реализации этих планов были построены первые крупные про­мышленные предприятия и электростан­ции, ирригационные сооружения, шоссей­ные дороги, аэродромы.

При экономиче­ском и техническом содействии СССР в Афганистане были сооружены механи­зированный хлебокомбинат, домостро­ительный комбинат, асфальтобетонный и авторемонтно-механический заводы в Ка­буле, Джелалабадская оросительная си­стема, порт Шерхан на р. Пяндж, элева­тор в Пули-Хумри, крупнейшая в стране

ГЭС в Наглу, шоссейные дороги Кабул—Шерхан, Кушка—Герат—Кандагар и др.

По официальным оценкам, общая площадь обрабатываемых земель в Афганистане составляет 4,5 млн. га (17% территории страны), из которых поливных -2,4 млн. га. Под сельскохозяйственными культурами занято более 1,9 млн. га орошаемых и 1,2 млн. га богарных земель. Таким образом, в стране ежегодно используют около 2/3 фонда пахотных земель. Остальная их часть находится под парами или заброшена после обработки в продолжение нескольких лет.

Главная причина застоя в сельском хозяйстве заключалась в господстве помещичьего землевладения, что предопределяло экономическую зависимость непосредственных производителей — малоземельных безземельных крестьян — от помещиков.

Согласно афганским данным, около 40 тыс. помещиков владели 66% возде­лываемых земель, а приблизительно 1200 тыс. крестьянских семей — только 34%. Около 700 тыс. крестьян были пол­ностью лишены земли. Помещичье землевладение преобладало во всех важней­ших сельскохозяйственных районах стра­ны, особенно на севере.

Одним из первых мероприятий апрель­ской революции было принятие декрета об отмене долгов безземельных и мало­земельных крестьян ростовщикам и поме­щикам. Правительственная программа предусматривала осуществление демокра­тической земельной реформы в интере­сах крестьян и при их учас­тии. Предполагалось создать сельскохо­зяйственные кооперативы, в которые будут вовлечены безземельные и мало­земельные крестьяне, кочевая беднота.

Аграрный строй Афганистана способ­ствовал сохранению отсталой агротехни­ки. Почти все работы, кроме пахоты и отчасти боронования, выполняются вруч­ную.

Основные орудия, с которыми имеет дело землепашец, — лопата, соха и серп. Но некоторые помещики применяли тракторы, минеральные удобрения, се­мена высокоурожайных сортов, труд наемных сельскохозяйственных рабочих. Земледелие Афганистана базируется на искусственном орошении. Крайняя за­сушливость климата, малое количество атмосферных осадков и резкая неравно­мерность их распределения по временам года обусловливают необходимость оро­шения посевов не только на равнинах, но и в горных районах. Даже в таких обла­стях, как Бадахшан, Нуристан и Хазараджат, обеспеченных атмосферными осад­ками лучше других частей страны, свыше 3/4 валового сбора сельскохозяйствен­ной продукции дают поливные земли. Орошаемое земледелие в климатических условиях Афганистана характеризуется заметно более высокими и более стабиль­ными сборами. На богарных полях уро­жайность резко колеблется из года в год и в среднем составляет 5—10 ц пшеницы с 1 га, тогда как на поливных землях — от 10 до 25 ц с 1 га.

Издревле жизнь земледельческого на­селения Афганистана была связана с водой. Разрушения плотин при втор­жениях кочевых орд приводили к опусто­шению плодородных областей, что осо­бенно ярко проявилось в Систане. Афга­нистан, который считают одним из древ­нейших очагов земледельческой культуры, по-видимому, принадлежит и к числу пионерных районов искусственного оро­шения. В первую очередь это относится к горным местностям, где притоки главных рек легко позволяют отводить воду для орошения земель.

Основные ареалы поливного земледе­лия располагаются: в Южном Афгани­стане в бассейне Гильменда, по долинам Кабула и его притоков; в Северном Афга­нистане по р. Герируд, где Гератский и соседние оазисы образуют, видимо, круп­нейший по площади ареал орошаемого земледелия в стране, а также и по рекам Кундузу и Балху на Бактрийской равни­не.

После сооружения ирригационного комплекса Джелалабадский оазис долины Кабула превратился в безбрежное море садов, пшеничных и рисовых полей. На землях государственных ферм собирают большие урожаи цитрусовых, маслин.

Подземные водосборные галереи-кяри­зы чаще всего встречаются в открытых долинах и в полосе низких предгорий Южного Афганистана — на Газнийском плато, между Кандагаром и Фарахом, в южной части Нанграхарской провинции, в пригиндукушских долинах к северу от Кабула. Кяризы обслуживают до 20% всех поливных земель в стране, уступая в этом отношении только арыкам.

Неполивные посевы сосредоточены в широкой предгорной полосе на севере страны в ареалах Калайи-Нау, Ханабада, Файзабада, но встречаются также и отдельными разбросанными пятнами в горах. На богарных землях при хороших осадках сбор иногда получают выше, чем на поливных, но при недостатке дождей не собирают даже на семена. Богарным земледелием занимаются нередко кочев­ники и полукочевники, но малоземелье заставляет и оседлых крестьян прибегать к нему. На богарных полях чаще всего выра­щивают пшеницу, кроме того, возделы­вают ячмень, масличный лен и бахчевые, особенно дыни.

Обычно после немногих лет возделыва­ния участок богарной земли забрасывают и переходят к обработке новых массивов. Это служит косвенным свидетельством подчиненного значения богары в афган­ском земледелии.

Большинство хозяйств получает один урожай в год. В низколежащих оазисах интенсивного земледелия, таких, как Герат, Фарах, Кандагар, Джелалабад, снимают по два урожая на одном и том же поле. Расширению площадей, засеваемых два раза в год, препятствует помимо неблагоприятных климатических условий в горных районах недостаток воды в оро­сительных каналах на протяжении зна­чительной части года. Среди важней­ших культур весенней жатвы — пшени­ца (2 800 тыс. т), ячмень (380 тыс. т), некоторые виды бобовых. Осенью собирают рис (435 тыс. т), куку­рузу (780 тыс. т) и главные технические культуры — хлопок (145 тыс. т), сахар­ную свеклу (108 тыс. т), сахарный трост­ник (60 тыс. т).

Основа афганского земледелия — зер­новое хозяйство. На важнейшую куль­туру — пшеницу приходится более половины стоимости всей продукции ра­стениеводства. Господство зерновых во всех без исключения районах Афганиста­на — результат слабого развития путей сообщения и, как следствие этого, стре­мление каждого района обеспечивать себя всем необходимым. От урожая пше­ницы и, следовательно, от цен на нее зависят площади под техническими культурами, сокращающиеся при нехватке в стране продовольствия.

Сады и виноградники распространены по всему Афганистану, и их продукция служит большим подспорьем в питании населения. Плодовые насаждения сосре­доточены преимущественно в оазисах и вокруг больших городов. В 1976 г. сбор фруктов, винограда и бахчевых составил 880 тыс. т. Фрукты и особенно виноград широко идут на экспорт.

Животноводство в Афганистане пред­ставлено в различных формах, в зависи­мости от того, кто им занимается — ко­чевники или оседлые крестьяне. Паст­бищное скотоводство — основной источ­ник существования большинства кочев­ников. В поисках сезонных пастбищ для скота, двигаясь традиционными, неизмен­ными в продолжение десятилетий маршрутами, кочевники преодолевают рас­стояния до 0,5—1,5 тыс. км, поднимаясь летом на альпийские луга Гиндукуша и других высокогорных хребтов, а на зиму спускаясь в низкие долины и на равнины вплоть до правобережья Инда в Пен­джабе (Пакистан). Впрочем, для некото­рых больших групп кочевников не менее важными, чем разведение скота, заняти­ями служат торговля и перевозка грузов, и именно эти группы кочевников с трудом переходят к оседлости.

Учесть поголовье скота у кочевников и полукочевников трудно. Обычно количе­ство скота меняется от сезона к сезону и сильно зависит от климатических усло­вий. В холодные зимы при бескормице погибает до трети стада (так было, напри­мер, после суровой зимы 1973/74 г.), и требуется несколько лет, чтобы пого­ловье скота восстановилось. Большой ущерб поголовью наносят также эпизоо­тии. Борьба с ними по существу только начинается.

Для оседлого сельского населения глав­ным занятием является, как правило, земледелие, а животноводство лишь до­полняет его. Но в рамках крестьянского хозяйства они так связаны и взаимозави­симы, что трудно зачастую бывает уста­новить их относительное значение. Кре­стьянским хозяйствам требуются прежде всего волы, используемые на полевых работах. Если у крестьянина нет своей пары тягловых животных, он вынужден их нанимать. Коров разводят как для вос­производства стада, так и ради молока. На мясо крупный рогатый скот не выращи­вают, для этого служит овца.

Овцеводство — важнейшая и одновре­менно наиболее товарная отрасль афган­ского животноводства. В стране разводят мясошерстных и каракульских овец. Можно выделить два типа овцеводства: кочевое овцеводство номадов и пастбищ­ное овцеводство полуоседлого населения.

В отличие от крупного рогатого скота, для которого крестьяне вынуждены выра­щивать такие кормовые культуры, как шабдар (персидский клевер) и люцерну, овцы и козы довольствуются обычно под­ножным кормом. Именно эти виды животных используют растительность об­ширных пустынных и степных про­странств. Местные породы овец и коз неприхотливы и хорошо переносят дли­тельные перегоны, накапливая запасы жира к засушливому периоду. Поскольку корма почти не заготавливают, значи­тельную часть поголовья мелкого рога­того скота приходится осенью забивать.

Афганистан поставляет ка­ракуль на мировой рынок. От состояния каракулеводства в значительной степени зависит приток иностранной валюты в страну. По валовому выходу каракуля Афганистан занимает третье место в мире: 2—2,5 млн. шкурок в год.

Для разведения каракульских овец не­обходимы специфические климатические и пастбищные условия. Поэтому пастбища сосредоточены в полупустынных песчаных районах Бактрийской равнины, особенно в ее западной части. Попытки развить каракулеводство к югу от Гиндукуша были безуспешными. Разведением лошадей занимается глав­ам образом оседлое население в Северном Афганистане. Местные породы дают преимущественно вьючных и верховых животных; в сельском хозяйстве лошадей используют мало. Стоят верховые лошади  дорого  и  являются  достоянием зажиточных слоев населения. Особенно ценится скаковая лошадь текинской породы, разводимая туркменами в районах Андхоя   и   Меймене.   В  крестьянском хозяйстве лошадей заменяют ослы. Единственным вьючным и верховым животным, которое сохраняет свою роль транспортировке грузов на большие расстояния, остается верблюд. Встречается он почти повсеместно, кроме высокогорий. Местные верблюды могут не­сти  до 400 кг груза.

Создание современных дорог и средств транспорта— одна из главных задач на пути преодоления экономической отста­лости Афганистана. До 20-х годов XX в. вьючный транспорт (в особенности кара­ваны верблюдов) был здесь единствен­ным средством передвижения. Малая про­тяженность дорог сильно ограничивала использование даже простых колесных видов транспорта (двухколесной арбы), которые обслуживали преимущественно только пригородное сообщение.

На смену караванам верблюдов посте­пенно пришел автомобиль. Общая протя­женность дорог в 1977 г. достигла 18 тыс. км, из них 2,6 тыс. км с асфальтовым покрытием. Кабул теперь связан совре­менными автомобильными магистралями с важнейшими городами страны — Кандагаром, Гератом, Мазари-Шарифом, Джелалабадом. Построены шоссейная до­рога Кабул—Шерхан, которая благодаря пробитым на высотах 3300—3600 м тун­нелям и снегозащитным галереям и наве­сам обеспечила кратчайшую круглого­дичную связь столицы с северными рай­онами страны, и автострада Кушка — Герат — Кандагар (680 км), проложен­ная по безводной пустыне в чрезвычайно трудных условиях. Новые дороги позво­лили установить прямой международный транзит из Европы через Афганистан в Южную Азию.

В перевозках на дальние расстояния и в обслуживании внешней торговли автомо­бильный транспорт занял ведущее поло­жение; тем более что железные дороги в Афганистане отсутствуют, если не счи­тать семикилометровой линии от пограничного города Кушка до афганского поселка Торагундай. Однако гужевой транспорт сохраняет свои пози­ции в перевозках между небольшими городами и в сельской местности, а частично и в транспортировке экспортно-импортных грузов.

Основные товары экспортируемые из Афганиста­на - хлопок, шерсть, масличное семя, кожи и шкуры, черные металлы, ткани, сахар. В Индию и Пакистан Афганистан вывозит преиму­щественно свежие и сухие фрукты, орехи, лекарственные травы, а импортирует из них ткани, чай, обувь. В США, на пуш­ном аукционе в Нью-Йорке, производит­ся продажа афганского каракуля. Ак­тивные торговые отношения существуют также с Великобританией, Нидерландами, Таджикистаном.

В начале 70-х годов был сооружен газо­провод из Шибиргана к границе с Таджикистаном длиной 91 км и от Шибиргана к Мазари-Шарифу длиной 88 км.

Имеется сеть внутренних авиалиний. Главные аэродромы находятся в Кабуле и Кандагаре. На Пяндже построен речной порт Шерхан, имеющий весьма большое значение для международной торго­вли.

Внешняя торговля занимает видное место в экономике страны. 66% экспор­та Афганистана приходится на каракуль, шерсть, хлопок и фрукты (включая вино­град, изюм и орехи), а 34% приходится на газ, ковры, цемент, барит.

Импортируются разнообразные промышленные товары — как производственного назна­чения, так и потребительские.


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru