Европа

Испания

Содержание:

Экономика Испании

Испания — индустриально-аграрная страна, которая, однако, по уровню своего хозяйственного развития уступает высокоразвитым в экономическом отношении государствам Зарубежной Европы. Формирование современного испанского хозяйства связано со многими специфическими особенностями истории страны. 40 лет назад Испания была аграрно-индустриальной страной со слабо развитым хозяйством. Франкистская политика автаркии (самообеспечения) была направлена на использование внутренних ресурсов для развития экономики, на искусственное изолирование испанского рынка, на обособление национального хозяйства. Эта политика стимулировала создание мельчайших и мелких малопроизводительных и технически примитивных предприятий. Политика автаркии ограничивала включение испанской экономики в международное разделение труда, сдерживала темпы ее модернизации, порождала глубокие межотраслевые диспропорции. Крах этой политики — острый валютно-финансовый кризис 1959 г. — заставил франкистское государство отказаться от прежнего экономического курса.

С 1959 г. при поддержке международных финансовых воротил (главным образом США) был принят курс на построение открытой экономики, в основу которого легла концепция экономической либерализации, то есть привлечения иностранного капитала и техники, принятая вместо прежней политики их вытеснения и ограничения. Политика открытой экономики явилась одной из самых либеральных в мире в отношении иностранных капиталовложений. Иностранцам были предоставлены такие же права, как испанским гражданам, в том числе и в отношении перевода своих прибылей за границу. Многие иностранные монополии привлекала в Испанию и дешевая рабочая сила, использование которой давало возможность филиалам иностранных компаний в Испании получать больше прибылей, чем в других странах. В результате в этот период наблюдался стремительный рост иностранных капиталов в экономике Испании. В ходе проведения политики открытой экономики были осуществлены либерализация внешней торговли, банковская, а затем налоговая реформы.

Кроме того, в 1964 г. в стране была введена система регулирования хозяйства. С помощью кредитных, налоговых и других льгот государство оказывало направляющее воздействие на частный сектор и одновременно восполняло отсутствующие в нем отрасли за счет государственных средств. Эти перемены послужили началом перехода испанской экономики к современным методам хозяйственного руководства, к модернизации производственного аппарата.

Благоприятная экономическая конъюнктура, создавшаяся на мировом рынке в 60-х и начале 70-х годов, получение крупных денежных средств от туристского бума в Испании и от испанских эмигрантов, покинувших страну в 50-е годы, способствовали быстрому развитию экономики.

Все это способствовало расширению внутреннего рынка, повышению спроса на импортные товары, ввозу иностранной техники и технологии, увеличению экспорта.

Важной особенностью экономического развития Испании в 60-е и 70-е годы было усиление влияния банковских монополий и особенно государственно-монополистического , которому в Испании присущи весьма своеобразные черты. Главные из них — сочетание относительно слабых промышленных монополий с чрезмерным развитием банковского капитала и большая роль государственного предпринимательства; подчиненное положение национального производства в мировой системе. Важной особенностью экономики Испании является также сохранение традиционных форм аграрного производства (в том числе феодальных структур землевладения и землепользования)и в то же время развитие государственно-капиталистического сектора сельского хозяйства.

Активное вмешательство государства в хозяйство страны шло главным образом через государственно-монополистическое объединение — Институт национальной индустрии (ИНИ). Ныне это одно из крупнейших государственных объединений в Европе, в нем участвует 66 компаний различных отраслей хозяйства Испании. На долю ИНИ в 1978 г. приходилось до 34% всех промышленных капиталовложений, до 16% общеиспанского производства электроэнергии, около 45% производства стали, 60% — угля, 58% — алюминия (металл), 90% всех спущенных на воду судов, 35% — легковых и грузовых автомобилей и около 14% всего испанского экспорта. Государственному сектору принадлежат также железные дороги страны, воздушный транспорт, сбыт нефтепродуктов (монополия КАМПСА), табачная монополия, почта, связь, радио, телевидение. Государство контролирует многие сферы производства и сбыта продукции в аграрном секторе.

В 60-е и начале 70-х годов значительно выросла доля Испании в промышленном производстве Европы благодаря реконструкции и расширению многих отраслей (черной металлургии, угледобычи, судостроения, химии, энергетики и т. д.) или созданию новых производств (нефтехимии, атомной энергетики, ракетостроения, электроники и пр.). Среди развитых стран Испания в 1960— 1972 гг. по темпам развития промышленности стояла на втором месте после Японии. В результате по абсолютному объему валового внутреннего продукта Испания заняла и занимает до сих пор пятое место среди стран Европы (после Германии, Франции, Великобритании и Италии). Рост экономики и усложнение ее структуры (появление новых отраслей) повлияли и на изменение пропорций в секторах хозяйства. С 1960 по 1980 г. доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте Испании сократилась с 19 до 10%, тогда как удельный вес промышленности вырос с 30 до 40%. Очень важное место в экономике страны заняла индустрия туризма. В 1981 г. Испанию посетило рекордное число туристов — свыше 40 млн. Объем доходов от иностранного туризма составил в этом году свыше 6,7 млрд. долл.

С начала 60-х годов и до настоящего времени усиливаются и диспропорции в развитии районов Испании. В 1981 г. более половины всего национального дохода концентрировалось в 8 (из 50) провинциях страны, занимающих лишь 12% территории Испании, — в Мадриде, Барселоне, Валенсии, Бискайе, Севилье, Овьедо, Аликанте и Гипускоа. Национальный доход на одного занятого в наиболее развитых в экономическом отношении провинциях Испании в 2—3 раза выше, чем в менее развитых. Характерно, что экономически самые развитые провинции расположены в основном в прибрежных районах страны; исключение составляет «столичная» провинция Мадрид.

Вместе с ускоренным развитием экономики Испании в 1960—1970-е годы (до начала кризиса 1975 г.) выявляется огромный комплекс нерешенных хозяйственных и социальных проблем, в частности недостаточная эффективность структуры промышленности, отставание аграрного сектора, зависимость от иностранного капитала и технологии, всевозрастающая инфляция и безработица, рост стоимости жизни и т. д.

Экономический кризис и затянувшаяся депрессия способствовали значительному падению деловой активности и росту инфляции и безработицы. По этим двум последним показателям Испания занимает одно из первых мест в Европе. Все это не могло не сказаться и на темпах развития испанской экономики. Так, темпы роста валового внутреннего продукта за 1975—1980 гг. составляли в среднем ежегодно 2,4%, что является одним из самых низких в Зарубежной Европе. Внешний долг Испании самый высокий в регионе, он достиг к концу 1981 г. почти 26 млрд. долл.

Ныне одна из важнейших проблем, которые надо решать в стране, состоит в структурной перестройке промышленности, особенно тех отраслей, которые более глубоко охвачены кризисом.

Промышленность Испании до 1975 г. быстро развивалась, и ее роль в экономике страны сильно возросла. В 1960—1975 гг. средние темпы развития испанской промышленности были самыми высокими среди капиталистических стран Европы. За 1960—1980 гг. промышленное производство возросло более чем втрое, его структура приобрела многоотраслевой характер.

В стране появились новые отрасли промышленности и технически современные предприятия, использующие новейшее оборудование и передовую технологию. К новым отраслям относятся электротехническая, электронная, авиационная промышленность, а также нефтехимия. Продолжают развиваться такие важные производства, как черная и цветная металлургия. В 1981 г. в валовом внутреннем продукте доля промышленного сектора уже составляла примерно 40% и на него приходилось около 36% всех занятых.

Несмотря на общий рост производства, уровень промышленного развития страны остается относительно низким. Такое состояние обусловлено прежде всего тем, что испанской промышленности свойствен невысокий уровень концентрации производства и преобладание мелких и мельчайших предприятий. Это приводит к слабому финансированию предприятий, к недостаточному развитию их технической базы, что ослабляет внешнеторговые позиции промышленности Испании и затрудняет конкурентную борьбу за рынки. Для современной испанской промышленности характерна чрезмерно сильная отраслевая диверсификация (разнообразие) при все еще недостаточно современной технической базе. Все это сочетается с высокой степенью монополизации и сращивания банковского и промышленного капитала, большой ролью государственного сектора (монополия ИНИ, КАМПСА и др.) и растущим проникновением иностранного капитала в главные отрасли индустрии.

С развитием промышленности наметились и сдвиги в ее размещении. Если до 1960 г. промышленность в основном концентрировалась в северных районах Испании, то в последние десятилетия быстро развивающиеся промышленные центры появились во внутренних, восточных и южных частях страны. В первую очередь надо отметить город Мадрид, который из незначительного промышленного узла превратился ныне в один из крупнейших индустриальных городов Испании. Крупными центрами индустрии стали Вальядолид, Сарагоса, Пуэртольяно, Севилья, Альхесирас, Уэльва, Кадис, Картахена. Однако эти территориальные сдвиги не ослабили концентрацию промышленности в небольшом числе северных провинций и Мадриде в ущерб остальным.

К слабо развитым в промышленном отношении областям относятся Старая и Новая Кастилия, Эстремадура и некоторые провинции Андалузии. Наиболее характерны для этих областей такие традиционные отрасли, как строительная, горнодобывающая и пищевая, которые охвачены сильным кризисом.

Добыча полезных ископаемых в Испании

Одна из старейших и важнейших в прошлом отраслей — горнодобывающая по темпам развития в последние годы занимает одно из последних мест в испанской индустрии; доля ее в валовом национальном продукте упала с 10% в 1930 г. до менее 1% в 1980 г. Однако по добыче некоторых полезных ископаемых Испания до сих пор занимает видное место в мире. Вместе с Италией она делит первое — второе место в мире по запасам ртути. Ртутные руды разрабатываются (примерно 1,5 тыс. т в год) в знаменитых месторождениях Альмадена в южной части Месеты. Испания занимает третье место после России и Японии по добыче медных и железистых пиритов, которые добываются в основном в давно известных месторождениях Рио-Тинто, Тарсис и др. на южном склоне Сьерра-Морены, в меньшей степени — в Мурсии (около Картахены) и Астурии. В 1981 г. было произведено 2,4 млн. т пиритов.

Железные руды добываются (в 1981 г. — около 8,5 млн. т) главным образом в провинциях Бискайя (недалеко от Бильбао), Гранада, Леон, Сантандер, Альмерия, Луго и Овьедо. Почти вся добыча вольфрамовой руды (примерно 0,5 млн. т в год) сосредоточена в провинции Понтеведра на западе Галисии. Около 3/4 добычи урановых руд приходится на провинцию Саламанка (в районе Сьюдад-Родриго) и на провинции Бадахос и Хаэн. Свинцовые и цинковые руды.

Черная металлургия и цветная металлургия добываются главным образом в провинциях Хаэн, Севилья, Мурсия, Сантандер, Овьедо, Гранада. Добыча калийной соли сосредоточена в провинции Барселона. В Испании добываются также и другие виды полезных ископаемых: сера, битуминозные сланцы, сурьма, слюда и др.

Важнейшая отрасль испанской горнодобывающей промышленности угольная. В 1981 г. в стране было добыто около 35 млн. т всех видов угля, в том числе каменного — 9,4 млн., антрацита — 4,6 млн. и бурого — 20 млн. т. Каменный уголь и антрацит добывают в основном в Астурийском угольном бассейне и в провинции Леон. Основные месторождения бурого угля находятся главным образом на юге Арагона и в Галисийской провинции Ла-Корунья.

В целом Испания добывает по весу 40 % потребляемого ею минерального сырья, а по стоимости — 30%. Страна еще полностью зависит от закупок за границей сырья для производства алюминия, асбеста, марганца, никеля, титана, фосфатов и особенно нефтепродуктов.

Слабое звено испанской промышленности и всей экономики вообще — энергетика, но за последние два десятилетия производство всех видов энергии в стране выросло более чем в 3 раза (с 30 млн. до 105 млн. т условного топлива), причем в основном за счет выработки гидроэнергии и производства нефтепродуктов. В течение многих десятилетий основой испанской энергетики был уголь, но доля его в производстве первичной энергии постоянно сокращалась (из-за его плохого качества и малой производительности угольных шахт), и одновременно росла доля гидроэнергии и нефти. Испания своей нефти почти не имеет, поэтому чрезвычайно увеличилась зависимость энергетики Испании от крупнейших стран экспортеров нефти.

В 1981 г. свою потребность в энергии Испания удовлетворяла на 61,4% за счет нефти, на 21,3% — за счет угля, на 11,3% — за счет гидроэнергии и на 3,4% — за счет атомной энергии. Мощности нефтеперерабатывающей промышленности увеличились за 1968—1980 гг. в 13 раз. С начала 60-х годов было построено 7 нефтеперерабатывающих заводов — в Ла-Корунье, Соморростро, Таррагоне, Кастельоне, Альхесирасе, Уэльве и Пуэртольяно. В 1981 г. общая мощность всех имеющихся десяти нефтеперерабатывающих заводов достигла более 62 млн. т в год. Почти все они размещаются в морских портах, в периферийных районах страны. Исключение составляет завод в Пуэртольяно, расположенный в центральной части Испании.

Электроэнергетика в Испании

В последние десятилетия в энергобалансе страны непрерывно растет доля электроэнергии. Выработка электроэнергии значительно опережает по темпам роста производства все остальные отрасли промышленности. На начало 1982 г. суммарная мощность электростанций достигла около 33 млн. кВт, причем на ГЭС приходилось 41,4%, на ТЭС —52,4 и на АЭС —6,2%.

Если в довоенный период основные электроэнергетические мощности концентрировались на многочисленных небольших ГЭС, расположенных в северных горных районах и на южных склонах Пиренеев, то в последние два десятилетия быстрыми темпами шло освоение гидроресурсов рек внутренних районов Месеты: Дуэро, Тахо, Гвадианы, Миньо и их притоков.

С начала 70-х годов систематически увеличивается роль ТЭС и АЭС, и в настоящее время они уже занимают доминирующее положение в электроэнергетике страны. ТЭС, использующие импортную нефть, сооружаются обычно в промышленных районах или в портовых городах. ТЭС, работающие на угле, обычно расположены вблизи угольных бассейнов.

На начало 1980 г. в стране функционировали 4 АЭС суммарной электрической мощностью свыше 2 млн. кВт: у р. Эбро (в Санта-Мария-де-Гаронья), в провинции Таррагона (АЭС Вандельос) и у р. Тахо, в провинции Гвадалахара. В настоящее время строятся еще 4 АЭС общей установленной мощностью 6,6 млн. кВт. Совместно с Международным агентством по энергии в Испании исследуются возможности использования солнечной энергии для производства электроэнергии. В стране . создана единая сеть электропередач.

Металлургия в Испании

Крупный потребитель топлива и энергии и важная отрасль испанской промышленности — черная металлургия, которая стала развиваться в Испании только в конце XIX в. Почти все металлургические заводы размещены в северной Испании, где удачно сочетаются месторождения, угля Астурии и железной руды Страны Басков, а также имеется удобное сообщение по морю. Чрезмерный экспорт высококачественной испанской руды в прошлом истощил месторождения, и это привело к тому, что в последние годы черная металлургия начинает испытывать острый дефицит в этом сырье. Страна вынуждена импортировать сей

час более 5 млн. т железной руды ежегодно. Основная часть производственных мощностей черной металлургии Испании сосредоточена в Астурии, в портовых городах Авилес и Хихон, в Стране Басков (в районе города Бильбао), а также в восточной провинции Валенсии, в городе Сагунто. Общая мощность всех предприятий страны по выплавке стали составила в 1980 г. около 17 млн. т.

Черная металлургия быстро развивалась до 1974 г., но во второй половине 70-х годов подъем в черной металлургии сменился кризисом, основной причиной которого было сокращение спроса на сталь в отраслях, являющихся главными ее потребителями (в судостроении, автостроении, строительстве и др.).

Цветная металлургия развита в Испании слабее, чем черная. Заводы по выплавке свинца сосредоточены около источников сырья в городах Сьерра-Морены в провинциях Хаэн, Кордова и в районе Картахены. Цинк выплавляют на заводах, расположенных главным образом на севере страны: в Астурии, Сан-тандере, Гипускоа, а также в Картахене. Медеплавильные заводы размещены в Уэльве, Кордове, Паленсии, Астурии и Бискайе, а выплавка алюминия сосредо¬точена в городах Вальядолиде, Авилесе, Ла-Корунье, Аликанте и Сабиньяниго (провинция Уэска).

В 1980 г. на предприятиях цветной металлургии было произведено 387 тыс. т алюминия, 152 тыс. т цинка, 144 тыс. т электролитической меди и 90 тыс. т свинца.

Машиностроение в Испании

Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность, хотя и занимают в Испании первое место по стоимости промышленной продукции, развиты слабо и неравномерно. Для этого сектора характерно сравнительно небольшое число предприятий, сильная зависимость от иностранных фирм и слабая конкурентоспособность.

Наиболее развиты отрасли транспортного машиностроения, а слабее всего —-станкостроение. Транспортное машиностроение — важнейший сектор испанской промышленности. Лучше всего развито автомобилестроение и судостроение, слабее — локомотивостроение и авиастроение. Автомобильные заводы, в основном филиалы иностранных фирм (ФИАТ, «Рено», «Фольксваген», «Ситроен», «Крайслер» и др.), построены в Мадриде, Барселоне, Вальядолиде, В иго. В 1980 г. заводами по производству всех видов автомобилей было выпущено более 1 млн. машин.

По развитию судостроительной промышленности Испания входит в число ведущих стран капиталистического мира, на внешних рынках испанские суда успешно конкурируют с продукцией судостроения экономически развитых стран. В 1980 г. Испания занимала третье место в мире (после Японии и ФРГ) по объему заказов на строительство судов. Однако в последние годы судостроительная промышленность Испании переживает глубокий кризис.

В стране действует более 30 судостроительных компаний, которые располагают почти 40 верфями. Наибольшее число судоверфей расположено в северных портах (Бильбао, Сантандер, Хихон), в Галисии (в Эль-Ферроль, Виго), меньше — на восточном побережье (Барселона, Валенсия, Картахена, Балеарские острова) и в Андалузии (Уэльва и Кадис). В настоящее время крупнейший центр судостроения — порт Кадис.

Важная отрасль испанской промышленности — станкостроение. С 1960 по 1980 г. продукция отрасли (по стоимости) увеличилась в 2 раза. В 1981 г. Испания экспортировала станки более чем в 100 стран, в том числе в ФРГ, США, Великобританию, Францию. Станкостроение Испании отличается большим ассортиментом выпускаемой продукции «классического» типа, недостаточным производством специализированных станков, возрастающим   выпуском тяжелых и сверхтяжелых станков. Важнейшие районы и центры станкостроения — Каталония, Страна Басков, Мадрид, Валенсия и Сарагоса.

Электронная промышленность пока развита недостаточно и концентрируется главным образом в Барселоне и Мадриде.

Химическая промышленность Испании

Одна из важнейших и быстро развивающихся отраслей испанской промышленности — химическая. По валовой стоимости ее продукция занимала в промышленности страны второе место (после транспортного машиностроения). Эта отрасль работает главным образом на импортном сырье, так как своя сырьевая база развита слабо. Для испанской химической промышленности характерно сочетание большого числа мелких устаревших предприятий и мощных заводов, построенных в последние годы. Ее важная особенность— засилье иностранного капитала. В последние годы в химической промышленности возрастает роль государственного сектора, особенно в ее наиболее отстающих отраслях (производстве продукции органической химии и органического синтеза), идет процесс концентрации производства. Химическая промышленность, так же как и нефтепереработка, развита в основном в приморских городах; важнейшие ее центры расположены в провинциях Каталония, Валенсия, Бискайя, Астурия и Мадрид. Крупнейшие в стране нефтехимические комплексы находятся в Уэльве, Альхесирасе, Таррагоне и Пуэртольяно.

В 60-е и начале 70-х годов в связи с «экономическим бумом» быстро развивалась важнейшая отрасль строительной индустрии — цементная. С 1978 года она переживает кризис, но тем не менее производство цемента за 1960—1980 гг. возросло более чем в 5,5 раза и достигло 28 млн. т. По этому показателю Испания занимает четвертое место среди стран Европы. По экспорту цемента Испания занимает вместе с Японией первое место в мире. Имеющиеся на начало 1980 г. 55 цементных заводов, производственные мощности которых достигли около 40 млн. т в год, размещены более или менее равномерно по всей стране.

Обрабатывающая промышленность Испании

В обрабатывающей промышленности плодоовощная и рыбоконсервная. Винодельческие заводы размещаются в Каталонии, Арагоне, Ла-Манче и Андалузии.

Маслобойные заводы находятся в основном в районах выращивания олив (в Андалузии и Каталонии), по переработке фруктов и овощей — в Леванте, рыбоконсервные — в портовых городах севера и Галисии. В Испании также имеются сахарные, табачные, мукомольные, кожевенно-обувные, бумажные, деревообрабатывающие и другие предприятия.

Сельское хозяйство Испании

Хотя в настоящее время валовой продукт сельского хозяйства составляет лишь 1/4 валового продукта промышленности, оно продолжает оставаться важной отраслью в испанской экономике. И ныне около 1/3 всего испанского населения связано с сельским хозяйством. Оно отличается крайней отсталостью и не в состоянии удовлетворить нужды испанской промышленности сырьем, а потребности населения — основными видами продовольствия.

На большей части территории Испании преобладает малотоварное богарное земледелие с низкой урожайностью. Невысокий уровень производства также в животноводстве и лесоводстве.

В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. В 1979 / 80 г. на него приходилось 53% валовой стоимости сельскохозяйственной продукции, на животноводство — 41, а на лесную и другие отрасли — 6%.

Развитие сельского хозяйства тормозят главным образом старые феодальные пережитки, которые выражаются прежде всего в несправедливых формах землевладения и землепользования. Согласно данным сельскохозяйственных переписей, 0,5% крупнейших землевладельцев, имевших свыше 500 га на каждого, сосредоточивали в своих руках около 40% всех земельных угодий страны, а на долю почти 80% всех крестьянских хозяйств размером менее 10 га приходилось лишь около 12% всей земельной площади. Крупные хозяйства (латифундии) характерны для южных и западных районов страны — Андалузии, Эстремадуры и Новой Кастилии. Мелкие же, разделенные иногда на несколько парцелл хозяйства распространены главным образом в северной половине страны — в Галисии, Астурии, Леоне, Старой Кастилии. Концентрация земли в руках латифундистов и крупных помещиков привела к широкому распространению различных форм арендных отношений в стране.

Рост промышленности вызвал ускорение процесса концентрации земель и развитие предпринимательства в сельском хозяйстве. Начался процесс технического преобразования аграрного сектора (ускорились темпы механизации и химизации, расширилось применение прогрессивных агротехнических методов), выросла оплата наемного труда, усилилась дифференциация в социальных слоях. Многие крупные хозяйства перешли к современному типу производства, значительно ускорился процесс создания сельскохозяйственных кооперативов.

Характерная черта испанского сельского хозяйства — многоукладность социально-производственных типов. В нем преобладают мелкие частные владения, но одновременно сохраняются и старые обширные латифундии и быстро развиваются крупные капиталистические хозяйства, опирающиеся на наемный труд.

Низкая продуктивность испанского сельского хозяйства объясняется нерациональными, старыми методами его ведения, слабой механизацией труда, недостаточным применением искусственных удобрений и др. По потреблению минеральных удобрений и механизации сельского хозяйства Испания занимает одно из последних мест в Европе. Наиболее механизировано сельское хозяйство Каталонии, бассейна Эбро и долины Гвадалквивира.

Поскольку 60% площади страны занято засушливыми землями, огромное значение имеет орошение. Важнейшие районы орошаемого земледелия сосредоточены на юго-востоке Испании.

Страна бедна земельными ресурсами, лишь 10% ее площади занимают удобные плодородные земли.

Большинство (3/4) обрабатываемых земель занято посевами зерновых, оливковыми насаждениями и виноградниками. Пшеница, ячмень и овес выращиваются главным образом на богарных землях Месеты, Арагона и Андалузии; рожь возделывается в северной, более влажной половине Испании, а главная зерновая культура — кукуруза — в северо-западных и северных провинциях. Урожайность всех этих зерновых культур (кроме кукурузы) ниже средних мировых показателей. Рис культивируется на орошаемых землях в низовьях р. Эбро и в провинциях Валенсия, Мурсия, Севилья и Бадахос. Здесь собирают одни из самых высоких в мире урожаев риса — 61,1 ц/га. По годовому сбору риса Испания занимает второе место в Европе после Италии. Бобовые культуры, играющие большую роль в питании населения, возделываются повсеместно, но важнейший район их культивирования — Андалузия. Картофель выращивают главным образом в северных приатлантических провинциях, а ранний картофель (на экспорт) — в районах Леванта и Андалузии.

В Испании значительно развито возделывание огородных культур, имеющих экспортное значение. В восточных провинциях и в долине р. Эбро выращивают перец, томаты, баклажаны, салат, шпинат, сельдерей, лук и пр.

Огромное значение для экономики Испании имеет плантационное хозяйство экспортного направления — виноградарство, выращивание олив и цитрусовых.

По производству вина и сбору цитрусовых Испания занимает одно из первых мест в Европе, а по производству оливкового масла — первое. Продукция этих отраслей экспортируется во многие страны мира. По площади, занятой виноградниками (1,6 млн. га), Испания занимает второе место в Европе после Франции. Виноградники в той или иной степени распространены по всей территории страны, но главным образом в засушливых и полузасушливых районах — в Ла-Манче, Андалузии, Леванте, Каталонии, в бассейнах рек Эбро и Дуэро. В бассейне р. Дуэро есть даже район, который так и называют «тьерра-дель-вино», т. е. винные земли. Виноградарством занимаются в основном мелкие землевладельцы. Из винограда делают всемирно известные вина — херес, малагу, риоху, мансанилью, этиэль, рекенью и др. Вино — важная экспортная статья страны.

Специфическая культура испанского сельского хозяйства — олива (маслина). Большая часть всех земель под оливковыми рощами расположена в районах крупных латифундий, главным образом в Андалузии, Новой Кастилии, Эстремадуре и Альбасете.

Из сельскохозяйственных культур главную статью экспорта составляют цитрусовые. Их возделывают главным образом в средиземноморских провинциях страны и на Балеарских островах. Здесь же выращивается миндаль, по экспорту которого Испания занимает первое место в Европе, абрикосы, персики, гранаты, инжир, а также плодовые тропического пояса. Район Эльче в Мурсии — единственное место в Европе, где плодоносят финиковые пальмы. На севере Испании очень распространены яблоневые сады, выращивают сливы, груши, вишню, черешню.

Очень небольшую площадь занимают в Испании технические культуры: сахарный тростник, подсолнечник, хлопчатник, табак и сахарная свекла. Наиболее распространена сахарная свекла, которую возделывают главным образом на орошаемых землях Старой Кастилии, Арагона, Наварры, Леона и Андалузии. Из европейских стран только в Испании культивируется сахарный тростник (в провинциях Малага и Гранада). Табак возделывается в основном в провинциях Эстремадуры и в восточной Андалузии. Хлопчатник культивируют главным образом в Андалузии (80%), Эстремадуре, Арагоне, а также в районах Леванта. В последние годы большое значение придается выращиванию фуражных культур для откорма скота.

Животноводство — слабое место в испанском сельском хозяйстве, его ахиллесова пята. Слабое развитие животноводства в Испании объясняется малой продуктивностью естественных пастбищ, плохой кормовой базой, особенно в «сухой Испании», а также раздробленностью земельных участков. Продуктивность животноводства в наиболее благоприятных районах северной («влажной») Испании в 2—3 раза ниже, чем в других странах капиталистической Европы с аналогичными климатическими условиями. Удои молока в стране в среднем были на 25% ниже, чем в странах ЕЭС (в 1980 / 81 гг.); производство мяса отстает от потребности, покрываемой в значительной мере за счет импорта. Поголовье крупного рогатого скота в 1981 г. составило 4,6 млн. голов, овец — 14,7 млн., коз — 2,1 млн., свиней — 10,8 млн. голов.

Крупный рогатый скот разводят главным образом в мелких хозяйствах севера и северо-запада. Овцеводство же характерно для засушливых районов Старой и Новой Кастилии, Эстремадуры, Андалузии и Арагона, где подавляющая часть поголовья Овец принадлежит крупным латифундистам. Свиноводство развито преимущественно в Галисии, Каталонии, Эстремадуре и в обеих Кастилиях. Почти во всех районах Испании как тягловая сила используются мулы, ослы и лошади.

В последние годы близ больших городов быстро развиваются животноводческие хозяйства.

Животноводство перемещается из горных районов на равнины и из северных областей — в южные.

Специфичная отрасль испанского животноводства — разведение бойцовых быков для знаменитой корриды.

Транспорт и внешнеэкономические связи Испании

Внутренние перевозки в стране осуществляются в основном автодорожным и железнодорожным транспортом, а внешние — преимущественно морским транспортом. По объему перевозок грузов и пассажиров первое место занимает автомобильный транспорт. В 1980 г. автомобилями перевозилось примерно 84% всех испанских сухопутных грузов.

В настоящее время общая протяженность автодорог Испании достигает 146 тыс. км, из них автострады составляют 1658 км. Сеть их имеет радиальную конфигурацию с единым центром в Мадриде, от которого отходят в виде лучей магистрали к прибрежным периферийным районам. Это приводит к изоляции некоторых районов страны и тормозит их экономическое развитие.

Железные дороги также имеют радиальную конфигурацию с центром в столице. Общая длина их составляет примерно 18 тыс. км, из которых 3 тыс. км электрифицированы. Большая часть (3/4) железнодорожной сети проложена в горных районах, где много тоннелей (самый длинный — Подернело — 6 км), крутых подъемов и мостов, которые затрудняют работу. По густоте и технической оснащенности испанские железные дороги занимают одно из последних мест в Европе.

Большая протяженность береговой линии Испании определяет важность морского транспорта, который обслуживает около 90% всех внешних и примерно 30% внутренних перевозок. Общий тоннаж судов испанского торгового флота в 1977 г. составлял 7,2 млн. бр.-рег. т.

Танкерный флот в 1980 г. насчитывал 69 судов общей грузоподъемностью 9,2 млн. т нефти, что ставил его на девятое место в мире.

В Испании насчитывается около 200 портов общегосударственного и местного значения и для укрытия судов. Примерно половину грузооборота составляют нефть и нефтепродукты. Обычно порты являются также крупными промышленными центрами. К крупнейшим пассажирским портам относятся Пальма-де-Мальорка, Барселона, Малага и Альхесирас.

Испания — один из важнейших узлов трансконтинентальных воздушных линий. Важнейшие аэропорты страны — Мадрид, Барселона и Лас-Пальмас. В Испании имеется несколько крупных авиабаз военно-воздушных и военно-морских сил США.

Все большее значение для экономики Испании приобретают внешнеэкономические связи, главным образом внешняя торговля и туризм. Внешнеторговый оборот за последние 20 лет увеличился в 17 раз (в стоимостном выражении).

Это намного увеличило долю Испании в мировой торговле. За счет импорта Испания целиком удовлетворяет свои потребности в жидком топливе и каучуке, почти полностью — в сложных видах промышленного и энергетического оборудования и в других товарах. Тем не менее но объему экспорта в расчете на душу населения Испания среди стран мира стоит впереди лишь Греции и Турции. На внешних рынках Испания реализует значительную часть своей продукции, но стоимость экспортируемых испанских товаров почти в 2 раза меньше, чем импортируемых. Это приводит к тому, что торговый баланс Испании уже многие десятилетия имеет отрицательное сальдо. В 1981 г. экспорт покрывал стоимость импорта лишь на 63%.

В 1981 г. основную часть импорта составляла промышленная продукция и промышленное сырье, главным образом станки и машины, нефть, черные металлы, органические химикаты; кроме того, Испания ввозила и продукцию сельского хозяйства, в основном растительные и животные жиры и масла. Главными статьями экспорта являлись промышленные товары, продукция сельского хозяйства и сырье, фрукты, овощи, вино, оливковое масло. В последнее десятилетие в экспорте страны увеличилась доля промышленной продукции (в 1978 г. — 72% всего экспорта), а в импорте сильно возросло значение сырья и топлива, особенно нефти и нефтепродуктов.

К главным внешнеторговым партнерам Испании относятся высокоразвитые индустриальные страны Зарубежной Европы (особенно члены ЕЭС) и США. В 1981 г. страны ЕЭС получали 42% испанского экспорта и давали 36% импорта, США — соответственно 5,3 и 13%.

В последние 15 лет дефицит торгового и платежного баланса покрывается главным образом за счет поступления от иностранного туризма и долгосрочных иностранных займов. За последние два десятилетия Испания поистине превратилась в страну международного туризма, обогнав по числу туристов (в 1981 г. — 40 млн.) такие страны, как Франция и Италия. В стране развернулось строительство автодорог, гостиниц, пансионатов, кемпингов, предприятий бытового обслуживания и др. Почти все испанское побережье Средиземного моря и некоторые районы Балеарских и Канарских островов были застроены и оснащены всем необходимым для туристов. В этих районах многие деревушки и рыбачьи поселки за несколько лет превратились в известные города-курорты (например, Бенидорм, Марбелья и др.).


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru