Азия

Иордания

       Содержание:

Культура Иордании

Как отмечалось, в Иордании имеются две основные группы населения: оседлое и кочевое, между которыми переходную группу составляют полукочевники. Каж­дая из них обладает известными особен­ностями материальной и духовной куль­туры, общественного и .семейного быта.

Оседлое сельское население — фелла­хи, занимающиеся главным образом зе­мледелием, — живет в глинобитных до­мах и домах, сделанных из кирпича-сыр­ца. В горных районах страны, где много камня, крестьяне строят каменные дома на известковом растворе.

Основная пища феллахов — пресные лепешки, выпекаемые из ячменной или пшеничной муки грубого помола, крупя­ные и овощные похлебки, овощи.

Традиционные сельскохозяйственные орудия феллахов мало изменились со времен Арабского халифата. Это деревянное пахотное орудие с железным лемехом (михрат), треугольная моть (марр), короткий серп (минджал), молотильная доска (лух) или молотильные сани (мурадж) с каменными зубьями. Для приготовления муки служат каменные жернова, для изготовления оливкового масла и выжимки винограда —прессы (массара, бадд).

Современных сельскохозяйственных машин и тракторов в Иордании сравнительно немного. Это объясняется прежде всего тем, что их приобретение не под силу феллаху, а помещики не покупают их потому, что имеется значительное число безземельных или малоземельных крестьян, готовых в самых кабальных условиях обрабатывать вручную помещичьи земли.

На юге (в районе Маана) и на востоке Иордании живут кочевые племена. Своеобразной кочевой аристократией считаются верблюдоводы, полагающие, что гордое слово «бедуин» (обитатель пустыни) относится только к ним.

Полуоседлые жители — райя — весну и лето проводят в селениях, занимаясь земледелием, а зиму — на просторах пустынь. Еще в недавние времена paйаты, стоявшие на одной из низших ступень кочевнической иерархии, платили воинственным бедуинам дань. Отсюда наименование райя, что означает «подданное население». Ниже их в этой иерархии стояло только бродячее племя сулуба, не имеющее пастбищ и занимающееся ремеслами охотой, присоединяясь то к одному, то другому кочевому племени. По-видимому, сулуба — остаток доскотоводческого охотничьего пласта населения Аравии хотя их племенное название (салиб «крест») и распространенность креста в их орнаментике дало начало легенде о происхождении от завоевателей-крестоносцев.

Кочевое жилище — черная палатка из козьей  шерсти.  В  пище  преобладали молочные продукты, по возможности дополняемые продуктами земледелия, а к праздникам — и мясными.

Одежда иорданцев, как оседлых, так кочевников, в основном сходна с одеждой сирийцев. Однако в отличие от них почти все мужчины носят головной плато который называется здесь хаса. С белый, с красными или черными клетками, с бахромой по краям, концы его свисают до пояса. Одежда иорданских женщин, даже повседневная, весьма красочна.

 Вышивка — традиционный вид искусства Иордании. Сложные узоры вышивок очень украшают женскую одежду, пестрые, сочные и разнообразные краски неких костюмов отличают их от национальной одежды египтянок и сириек, для которых характерна однотонность. Горожанки теперь редко закрывают лицо темной вуалью, а в деревне этому обычаю не следовали и в прошлом.

В области просвещения, как и в других областях культурной жизни, Иордания получила тяжелое наследие от периода английского колониального господства, не так давно большинство жителей страны было неграмотно. В последние годы в области просвещения достигнуты некоторые успехи: принят закон об обязательном начальном образовании, которое является бесплатным. Однако проведение этого закона в жизнь наталкивается на трудности социального и экономического порядка. В Иордании в 1962 г. основано первое высшее учебное ведение — университет в пригороде Аммана — Джубейхе. В настоящее время Джубейхе - один из самых престижных ВУЗов страны. Тесно сотрудничает как с другими ВУЗами Иордании, так и многими другими учебными заведениями мира. В конце 1975 г. было принято решение о создании в Ирбиде еще одного университета — Ярмукского. В настоящее время в стране действуют более 40 государственных и коммерческих университетов.

До 1950 г. в стране практически не было организованной системы здравоохранения. Широко распространены были малярия, туберкулез, конъюнктивит, дизентерия, трахома. С 1950 г. начались работы по осушению болот в долине Иордана, которые служили главными рассадниками малярии; улучшило­сь водоснабжение, в некоторых городах стали хлорировать питьевую воду и проводить канализацию. Однако в сельских местностях медико-санитарное состояние продолжает оставаться на очень низком уровне. После израильской агрессии положение со здравоохранением резко ухудшилось в результате притока беженцев из оккупированных районов.

В иорданской литературе преобладает поэзия с сильным налетом сентиментализма. В прозе ведущее место занимает публицистика. Появляются новеллы и повести на социальные темы. В Иордании практически отсутствует театральное искусство. Нет киностудий, здесь демонстрируются исключительно иностранные фильмы, главным образом египетского и американского производства. В последние годы в Аммане проводятся выставки произведений иорданских художников. Ряд их полотен экспонировался  в Москве.

Молодые палестинские художники устраивают в городах оккупированного Израилем Западного берега Иордана по­лулегальные выставки своих произведе­ний, рассказывающих правду о жизни палестинских арабов и их борьбе за осво­бождение.

В архитектуре Иордании сочетаются традиционные мусульманские и совре­менные формы. В этом смысле она во многом сходна с архитектурой соседних Сирии, Ирака и Египта. Для нее харак­терны красота линий, легкость сооруже­ний, говорящие о высоком мастерстве современных иорданских архитекторов. Одна из особенностей архитектуры — разнообразие стилей. В богатых районах Аммана запрещено строить дома, похо­жие друг на друга.

На территории страны сохранилось множество исторических памятников, свидетельствующих о том, что еще в дре­вности здесь была высокая культура.

Много достопримечательностей сосре­доточено в самой столице Аммане. Неко­торые из древних находок относятся еще к середине бронзового века. Сохрани­лись развалины цитадели и храма Герку­леса, возведенных здесь иудейским ца­рем Иродом в 30-х годах I в. до н. э.

Довольно хорошо сохранился огром­ный — на 6000 мест — римский амфите­атр на склоне высокого холма. Сейчас его древние камни обретают вторую жизнь: в амфитеатре устраиваются различные представления.

В 1975 г. во время археологических раскопок в окрестностях иорданской сто­лицы были обнаружены остатки улиц, мраморных колонн, зданий с поража­ющей свежестью красок мозаикой, отно­сящиеся ко 11 в. н. э. Особое внимание ученых привлекла базилика длиной 50 и шириной 20 м. Высказываются предпо­ложения, что в ней проходили заседания местного органа власти.

Великолепным памятником эпохи эл­линизма и римского владычества явля­ются развалины города Джераша. Рассматривая их, нельзя не восхищаться архитектурными замыслами древних зодчих и тем титаническим трудом, который потребовался для осуществления этих замыслов. На протяжении нескольких веков Джераш (греческое название — Гераса) был значительным научным и культурным центром. Здесь, в частности, же известный философ-неопифагореец Никомах. Однако в 1121 г. Джераш был разрушен, и с тех пор только руины напоминают о его былом величии.

Еще большее впечатление оставляет Петра, находящаяся в 260 км к югу от Аммана и называемая иногда «восьмым чудом света». Петра в переводе с греческого — «скала». Все сооружения это древнего города, от жилых домов до дворцов и колоссальных гробниц, вырублены в скалах. В Петре нет ни одного сооружения, сделанного хотя бы из двух камней, — все монолит. Здесь находят свидетельства деятельности людей каменного века, кремневые орудия, утварь и остатки жилых сооружений, указывающие на то, что уже в те далекие времена Петра была обитаема. Начало расцвета Петры относится к периоду появления там набатеев, которые начали строительство города. Первое упоминание о Петре древних историков относится к 312 г.до н. э., когда она под­алась набегу войск греческого наместника в Сирии Антигона. Контакты набатеев с греками наложили отпечаток на архитектуру дворцов, созданных набатейскими зодчими и свидетельствующих о высокой строительной культуре. В начале IIв н. э. область Петры стала римской провинцией и утратила свое былое значение, хотя некоторые ее архитектурные памятники относятся именно к этому периоду. Последние упоминания о Петре относятся к XII в., когда крестоносцы воздвигли крепость на вершине, одной из окружающих город. После этого в течение нескольких веков Петра была потеряна для мира. Сохранились лишь легенды о ее каменных чудесах. Исследователи предпринимали многочисленные попытки найти этот легендарный город, каждый раз безрезультатно. И только в 1812 г. швейцарскому ученому Буркхардту удалось обнаружить этот поистине уникальный исторический памятник, на западном берегу р. Иордан находятся места, связанные, по Библии, с возникновением и становлением христиан. Здесь и Вифлеем, где, по преданию, родился Иисус Христос, и Голгофа, - на которой его распяли, и Иерусалим с «гробом господним». В восточной части Иерусалима сохранились остатки сооружений эллинистической и римской эпох, руины нехристианских памятников (начиная V в.), замечательные образцы арабской культуры. Среди последних мечети: Куббат ас-Сахра (687—691) на месте разоренного римлянами в 70 г. н. э. храма юмона (X в. до н. э.) и Аль-Акса, восстановленная после землетрясения в начале VIII в. Сохранились также городские стены с воротами, построенные в XVI в.


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru