Азия

Турция

       Содержание:

<p><b>Экономика Турции<o:p></o:p></b></p> <p>Турция наших дней — это аграрно-промышленное капиталистическое государ­ство с невысоким в целом уровнем разви­тия производительных сил, довольно зна­чительными пережитками феодализма в сельском хозяйстве и четко прослежива­емыми чертами экономической зависимо­сти от империалистических монополий Западной Европы и США. По ряду важ­ных признаков она продолжает отно­ситься к группе развивающихся стран. В международном капиталистическом разделении труда она играет роль аграрно-сырьевой периферии.<o:p></o:p></p> <p>Специфика пройденного Турцией пути общественного развития состоит в том, что формально, юридически, она никогда не лишалась своего национального суве­ренитета, хотя фактически была на поло­жении полуколонии западных держав. Кроме того, Турция, совершившая анти­империалистическую революцию еще на первом этапе общего кризиса капитализ­ма, получила возможность начать борьбу за экономическое освобождение значи­тельно раньше других колониальных и зависимых стран. Вот почему она имеет более продолжительный по времени «стаж» развития по капиталистическому пути, равный целому полувеку. За это время капитализм как общественная фор­мация занял определяющие позиции во всех отраслях и сферах экономики, под­чиняя все остальные уклады и системы производства.<o:p></o:p></p> <p>Путь буржуазного развития ознамено­вался для Турции противоречивыми ре­зультатами. Социально-экономические реформы Ататюрка, постепенное вытес­нение из хозяйства иностранного капи­тала способствовали оживлению экономической жизни страны и создавали пред­посылки для ускоренного развития про­мышленности и сельского хозяйства. За полвека (1923—1973) объем националь­ного производства в Турции вырос в 10 раз. Происходили, хотя и очень мед­ленно, определенные сдвиги и в структуре хозяйства. Так, доля промышленности (включая строительство) в валовом на­циональном продукте поднялась с 10% в 1927 до 26% в 1976 г., а доля сельско­го хозяйства соответственно упала с 67 до 24%.<o:p></o:p></p> <p>За пятьдесят лет республики в не­сколько раз повысился выпуск про­мышленной продукции на душу насе­ления. Кроме производства товаров ши­рокого потребления (продовольствие, одежда, обувь) в стране были заложены основы топливно-энергетической, метал­лургической, химической и металлообра­батывающей отраслей, объем производ­ства в которых возрастал значительно быстрее, чем в старых традиционных отраслях (текстильной, пищевкусовой и др.). Ныне Турция производит чугун и сталь, цемент и стекло, станки и электро­оборудование, суда и холодильники, со­бирает автомашины и тракторы.<o:p></o:p></p> <p>Нельзя не отметить при этом, что в Турции начавшей раньше других освободив­шихся государств строительство незави­симого национального хозяйства, возник­ли экономические явления, которые впо­следствии стали характерными для мно­гих развивающихся стран Азии и Африки.<o:p></o:p></p> <p>Общеизвестно, например, то, что Ту­рецкая Республика была в числе первых развивающихся стран, сделавших в своей экономической политике упор на всесто­роннее развитие государственного секто­ра. Курс на активное вмешательство госу­дарства в экономическую жизнь получил в Турции наименование политики эта­тизма.<o:p></o:p></p> <p>Государственный капитализм в Турции предполагал активное вмешательство буржуазного государства в экономику с целью ускоренного развития в стране капитализма путем создания государ­ственного сектора в базовых отраслях хозяйства, требующих больших капита­ловложений, и проведения мероприятий экономического регулирования, направленных на активизацию частного пред­принимательства, на укрепление полити­ческой и экономической независимости страны. Другими словами, турецкий эта­тизм — это политика форсированного развития капиталистических отношений в слаборазвитой стране, борющейся за эко­номическое освобождение.<o:p></o:p></p> <p>В 30-х годах этатизм стал важнейшим принципом экономической политики ту­рецкого правительства. Строительство современных фабрик и заводов, шахт и пиков, железных и шоссейных дорог, основание банков и других кредитно-фи­нансовых институтов, непосредственное вмешательство государства в сферу сель­ского хозяйства и внешней торгов­ли— таков далеко не полный перечень этатистских мероприятий, проводивших­ся в эти годы. Теперь в руках государства находятся весь железнодорожный тран­спорт, средства связи, 1/2 морского тран­спорта, 3/4 кредитно-банковской системы, около 1/3 обрабатывающей и большая часть добыва­ющей промышленности, а также практи­чески все электростанции.<o:p></o:p></p> <p>Следует также напомнить, что Турция была первой развивающейся страной Азии еще в 30-х годах начала составлять перспективные программы экономического развития. На основе реализации довоенных планов промышленного развития были постро­ены текстильные фабрики (некоторые из них с помощью Советского Союза) и сахарные заводы, электростанции и пер­венец черной металлургии — комбинат в Карабюке.<o:p></o:p></p> <p>Вместе с тем, избрав капиталистиче­ский путь, Турция не смогла решить глав­ных задач национального развития: преодолеть вековое технико-экономическое отставание от промышленно развитых го­сударств Запада, создать многоотрасле­вое высокоразвитое хозяйство, ликвиди­ровать неравноправное положение стра­ны в международном разделении труда, существенно поднять жизненный уровень населения города и деревни.<o:p></o:p></p> <p>За полвека доход на душу населения увеличился только в три раза и Турция продолжает оставаться страной низкого подушевого дохода.<o:p></o:p></p> <p>С целью повышения темпов хозяй­ственного развития и ликвидации эконо­мической отсталости страны турецкое правительство вновь обратилось к си­стеме планирования. Вслед за двумя пяти­летними планами, которые осуществля­лись в 1963—1972 гг. и обеспечили при­рост производства почти на 7%, Турция с 1973 г. приступила к реализации третьей программы развития.<o:p></o:p></p> <p>Экономическая неразвитость порожда­ет ряд острых общественных проблем. Страна, где с земледелием и животновод­ством связано 2/3 самодеятельного насе­ления, не может полностью обеспечить себя продовольствием. Турция оказалась в стабильной позиции импортера продук­тов питания: ныне она ежегодно закупает в США и других странах Запада 500—600 тыс. т пшеницы, кормовое зерно и жиры.<o:p></o:p></p> <p>Не менее остро стоит проблема занято­сти. Из 15 млн. человек самодеятельного населения 3 млн. вовсе не имеют рабо­ты, а свыше 800 тыс. в поисках куска хлеба эмигрировали в страны Западной Европы (из них 600 тыс. — в ФРГ). Однако экономический кризис в Запад­ной Европе закрыл двери перед теми, кто собирался ехать сюда на заработки. На родину возвращаются десятки тысяч ту­рок, ставших «ненужными» в ФРГ и других странах, пополняющих армию хронических безработных.<o:p></o:p></p> <p>Причина переживаемых Турцией эко­номических трудностей — отсталые об­щественные отношения, являющиеся следствием недостаточности социально-экономических преобразований. Основ­ной тормоз в развитии деревни — архаич­ная система землевладения, порожда­ющая живучесть феодальных пережит­ков. В руках помещиков находится около 1/3 обрабатываемых площадей, а вместе с кулаками доля их владений достигает почти 50 %. Некоторые поместья зани­мают более 1000 га. Мелкие хозяйства, с участками до 5 га, составляют 58% всех хозяйств, но занимают лишь четверть обрабатываемых площадей. Около 25% крестьянских семей вообще не имеют земли и вынуждены работать на чужой земле в качестве арендаторов и батраков. В  целом  контингент  безземельного  и малоземельного крестьянства охватывает почти 1/4 жителей турецкой деревни. Но ошибочно полагать, что в турецкой деревне ничего не изменилось. В насто­ящее время для обработки земель используется большое количество сельскохозяйственной техники. Парк сельскохозяйственных машин непрерывно растет. Тракторным плугом ныне вспахивается около половины полей (принадлежащих крупным землевладельцам). Ими же ши­роко применяются теперь комбайны, се­ялки, веялки и другие сельскохозяйствен­ные машины. Возросло использование минеральных удобрений и ядохимикатов.<o:p></o:p></p> <p>Естественно, все это не может не влиять на урожайность в хозяйствах, применя­ющих машины, и ведет к некоторому ослаблению остроты продовольственного кризиса. Но нельзя упускать из виду и социальный аспект механизации. Круп­ные землевладельцы, покупая машины, сгоняют с земли крестьян-арендаторов и основывают на ней крупные современ­ные фермы по производству на мировой рынок хлопка, табака, фруктов. О по­следствиях механизации для крестьян го­ворит такая цифра: 350 тыс. крестьян­ских семей лишились за последние 20 лет земли и средств существования. Часть членов этих семейств стала работать на фермах помещиков, превратившихся в капиталистических предпринимателей, другая — в поисках работы ушла в город. На протяжении полувека руководители Турецкой Республики безуспешно пыта­лись решить аграрную проблему, которая затрагивает судьбы не только 62 % трудо­вого населения страны, занятого в сель­ском хозяйстве, но и всей экономики, по-прежнему базирующейся на этой от­расли. Одна из таких попыток была пред­принята сразу же после окончания вто­рой мировой войны. Однако крупные землевладельцы, имевшие прочные по­зиции в парламенте и правительстве, не пустили вторжения в область их част­ной собственности, и реформа свелась к разделу пустующих земель казны.<o:p></o:p></p> <p>В июне 1973 г. парламент Турции под давлением острой экономической необходимости принял, наконец, решение о проведении аграрной реформы. Однако при предшествующей расстановке политических сил она практически не ущемила интересы землевладельцев и мало повлияла на остроту земельного голода крестьянства. Реформой предполагалось охватить не всю страну, а лишь ряд районов. За 15 лет наделы должны были получить при­мерно 0,5 млн. безземельных и малозе­мельных крестьян, что составляет лишь 1/6 общего их числа. Однако в ноябре 1976 г. конституционный суд Турции приостановил действие закона о земель­ной реформе 1973 г. по причине «его не­соответствия интересам страны» и обязал правительство разработать новый законопроект.<o:p></o:p></p> <p>Основа сельского хозяйства Тур­ции — растениеводство, дающее 30% (по стоимости) продукции этой отрасли. Обрабатывается в настоящее время более 27 млн. га территории страны. Турция — страна богарного земледелия, ибо искусственно орошается лишь деся­тая часть пашни. В растениеводстве пер­венство по площади принадлежит зерно­вым культурам, прежде всего пшенице и ячменю. В меньших количествах выра­щивается также кукуруза, рожь, овес, просо и рис. Основной район развитого земледелия,   житница   Турции — западная и северная части Внутренней Анатолии. Этот район дает половину урожая зерна в масштабе страны в целом .<o:p></o:p></p> <p>Технические культуры возделывают на относительно небольшой площади (около 15 % всех посевов), но их роль в экономике высока, так как они обеспечивают местную промышленность сырьем и состав­ляют вместе с фруктами и орехами основу экспорта. Из технических культур наибо­лее важен хлопчатник, преимущественно американских средневолокнистых сортов, выращиваемый в  Эгейском районе и долине Чукурова. Турция, доведя сбор хлопка-волокна до 0,5 млн. т, стала одним из крупнейших производителей этого ценного сырья. Выращиваемые на севере и западе Турции табаки по своим ароматическим свойствам принадле­жат к числу лучших в мире (сбор в 1970—1975 гг. — от 130 до 170 тыс. т). Сахарная свекла в отличие от первых двух культур производится не на экспорт, а исключительно для внутреннего по­требления (сбор в 1970—1975 гг. — 4—6 млн. т). Значительное место зани­мает выращивание винограда, инжира, цитрусовых, оливок, фундука и грецких орехов. Если Внутренняя Анатолия — кормилица Турции, то приморские рай­оны — главные производители экспорт­ных культур.<o:p></o:p></p> <p>Животноводство — вторая по важности отрасль сельского хозяйства. Но продук­тивность его невелика. Так, имея при­мерно равное с Германией поголовье крупного рогатого скота, она производит молока в пять раз меньше, чем в Германии.<o:p></o:p></p> <p>Мелкий рогатый скот преобладает над крупным в соотношении 3/1— явление в целом типичное для сре­диземноморских стран, где скотоводство приспособлено к сухим степям и горным пастбищам. Важное экспортное значение имеет разведение ангорских коз, дающих высококачественную шерсть мохер. В районе Бурсы сохранилась старинная отрасль сельского хозяйства — разведе­ние тутового шелкопряда.<o:p></o:p></p> <p>В середине 20 века доля промышленности была меньше (по сто­имости продукции), чем доля сельского хозяй­ства. Однако во второй половине 20 века происходило дина­мичное развитие промышленности. В 1975 г. промышленность обогнала сельское хозяйство в доле национального продукта. Произошел определенный качественный сдвиг в структуре экономи­ки. Доля промышленности в настоящее время в экономике страны составляет около 28 %, сельского хозяйства — 15 %, строительства — 6 %, услуг — 51 %. В развитии экономике страны особое внимание уделяется вопросам индустриализации стра­ны. Критерием успехов Турции в эконо­мическом развитии отныне являются доля промышленности в национальном доходе страны, средние годовые темпы роста промышленного производства, наконец, размер капиталовложений, выделяемых на развитие этой отрасли. В соответствии с этой доктриной на цели промышленного развития выделено 45 % валовых капита­ловложений. Основу турецкой промыш­ленности составляет обрабатывающая промышленность, на долю которой при­ходится около 80—82% стоимости всей продукции; затем идет добывающая (око­ло 10%) и энергетика (7—8%). В отли­чие от ряда стран Ближнего и Среднего Востока, имеющих крупные валютные поступления от экспорта нефти и газа, Турция не удовлетворяет даже собствен­ных потребностей в топливно-энергети­ческих ресурсах и импортирует нефть. Большинство турецких нефтяных место­рождений находится в восточной и юго-восточной частях страны. В Турции пять нефтеперегонных заводов совокуп­ной мощностью 15 млн. т в год. Крупней­шие из них в Ярымджа, близ Измита, и в Мерсине. Около половины электроэнер­гии дают ТЭС, работающие на нефти и нефтепродуктах, примерно четверть — электростанции на каменном и буром уг­ле и четверть — гидроэлектростанции. Одна­ко ежегодный дефицит превышает 1 млрд. кВт-ч. Большая часть турецких деревень не имеет электрического освещения. В конце 1974 г. на Евфрате была введе­на в эксплуатацию Кебанская ГЭС мощ­ностью 1,2 млн. кВт. Построена ГЭС на р. Ешиль-Ирмак.<o:p></o:p></p> <p>Установленная мощность действующих в Турции электростанций к концу 2005 года достигла 38,82 ГВт, а прирост по сравнению с имевшимися в 2004 году — 36,824 ГВт, или 5,4%). В прошедшее десятилетие и до самого последнего времени энергетика развивалась главным образом за счет строительства ТЭС на природном газе и ГЭС. Турция располагает 161 ТЭС, 145 ГЭС и двумя станциями на энергии ветра. В общем производстве электроэнергии, достигшем в 2005 году 161 млрд кВтч (прирост по сравнению с 150,7 млрд кВтч в 2004 году — 7%), доля ТЭС составляет 75,48%, гидроресурсов — 24,48%, доля использования ветроэнергетических установок — 0,035%. Генерация 70,96 млрд кВтч (43,8% общего объема) была обеспечена в 2005 году за счет использования природного газа, что является достаточным для объяснения растущего беспокойства Турции по поводу роста цен на энергоносители и намерения максимально использовать местный потенциал, а именно: месторождения лигнитов и гидроресурсы, провести широкую программу модернизации турецких электростанций  и обеспечить развитие атомной энергетики. <o:p></o:p></p> <p>Правительство Турции объявило о решении строительства первой атомной электростанции на Средиземноморском побережье. Местом для будущей АЭС было решено выбрать Аккую. Прежний план строительства ядерного реактора в Аккую, в южной провинции Мерсин, был отвергнут в июле 2000 в связи с финансовыми трудностями и протестами групп по защите окружающей среды в Турции и соседних Греции и Кипре. Строительство завершится в 2013-2014. Ведутся подготовительные работы для создания второго реактора в Турции, недалеко от черноморского города Синоп. Сообщается, что Анкара намерена построить три АЭС, в целях предотвращения возможной нехватки энергии в будущем и независимости от иностранных поставок.<o:p></o:p></p> <p>Добывающая промышленность кроме топлива (уголь, нефть) дает железную, медную, свинцово-цинковую и марганце­вую руды, бораты, вольфрам, серу. Довольно интенсивно разрабатываются богатейшие месторождения хромитов. Ведутся разработки каменной, озерной и морской соли.</p> <p>Наиболее развитые отрасли обрабаты­вающей промышленности — пищевкусо­вая, текстильная, химическая и производ­ство строительных материалов. Создана черная и цветная металлургия. Металлур­гические заводы в Карабюке и Эрегли дают около 1,5 млн. т стали в год. Построен металлургический завод в Искендероне. Функционируют свинцово-цинковый комбинат в Кайсери, алюминиевый комбинат в Сейдишехире, медеплавиль­ные заводы в Самсуне, Эргани и Мургуле.<o:p></o:p></p> <p>Производство средств производства находится на стадии формирования. Выпу­скается небольшое число токарных, фре­зерных, строгальных и ткацких станков, аппаратов для электрогазовой сварки, па­ровых котлов, различных прессов и эле­ктрооборудования (аккумуляторов, бата­рей, силовых трансформаторов, моторов, кабеля). <o:p></o:p></p> <p>Широкое распространение получила автомобильная промышленность. На территории страны находится большое количество автосборочных заводов. По лицензиям западноев­ропейских и американских компаний производятся грузовые автомашины, автобусы и микроав­тобусы, легковые автомобили. <o:p></o:p></p> <p>Распространены электротехнические и электрон­ные предприятия, специализирующиеся на сборке высокотехнологичной техники (телевизоров, бытовой техники). <o:p></o:p></p> <p>В стране 10 судоремонтных и судостроительных заводов; находятся они в бухте Золотой Рог, заливе Измит и в проливе Босфор. Железнодорожный под­вижной состав выпускают на заводах в Адапазары и Эскишехире. Шесть заводов сельскохозяйственных машин собирают трактора и другую сельскохозяйственную технику. Один из этих заводов — в Мерсине — изготовляет  и собирает зерноуборочные ком­байны. Химическая промышленность Турции представлена семью заводами хи­мических удобрений в Кютахье, Мерсине, Ярымдже, Измите, Искендеро­не. Элязыге, мыловаренными заводами в окрестностях Айвалыка и Измира (поблизости от заводов оливкового масла, служащего сырьем для изготовления мыла), шинными и резиновыми предпри­ятиями в Стамбуле, Измите, Анкаре и Адапазары. Промышленность строймате­риалов состоит из более 30 цемент­ных заводов, крупных стекольных заводов в Пашабахче, Чайирова (оба в районе Стамбула), а также сети мелких кирпич­ных предприятий.<o:p></o:p></p> <p>Пищевая промышленность по стоимо­сти продукции занимает первое место среди отраслей обрабатывающей промышленности Турции. В стране до полу­сотни заводов овощных и фруктовых консервов (главным образом на побере­жье Эгейского и Мраморного морей). Во всех крупных городах есть мукомольные заводы и макаронные фабрики. Неболь­шие мукомольные заводы производят местный вид крупы булгур, изготов­ляемый из твердых сортов пшеницы. В стране 18 сахарных заводов, много маслобойных предприятий, два маргари­новых завода (в Стамбуле и Измире).<o:p></o:p></p> <p>Текстильные предприятия страны вы­рабатывают хлопчатобумажные, шерстя­ные и шелковые ткани, а также изделия из искусственных и синтетических воло­кон. Расположены они в самых различ­ных районах и городах. Одним из старей­ших предприятий является текстильный комбинат в Кайсери, построенный в 1930-х годах с помощью Советского Союза; хлопкопря­дильная фабрика в Газиантепе, соору­женная в 1970-х годах.<o:p></o:p></p> <p>Железные дороги Турции (их общая длина 8,5 тыс. км) преимущественно одно­колейные, со слабой пропускной способ­ностью. <o:p></o:p></p> <p>Относительно густая сеть автодорог появилась в Турции после второй ми­ровой войны. Общая протяженность их — 67 тыс. км. Автотранспортом ны­не перевозится около 85% грузов и пас­сажиров.<o:p></o:p></p> <p>Для Турции, морские границы которой в три раза превышают сухопутные, тон­наж торгового флота относительно неве­лик — 0,9 млн. брутто регистровых тонн. Своим флотом страна полностью обеспе­чивает лишь каботажные перевозки, а большая часть внешнеторговых грузов транспортируется судами под иностран­ными флагами. Основные порты — Стамбул, Измир, Зонгулдак, Самсун, Трабзон, Мерсин, Искендерон, Эрегли. Кроме того, имеется много мелких портов и пристаней, обслуживающих преимуще­ственно суда каботажного плавания.<o:p></o:p></p> <p>Через Турцию проходят важные между­народные авиалинии, связывающие госу­дарства Западной Европы со странами Среднего и Дальнего Востока. В 1933 году была основана национальная авиакомпания Turkish Airlines. Турецкая гражданская авиация располагает большим количеством самолетов, обслуживающих как внутренние так и международные маршруты. Аэропорты международ­ного значения: Ешилькёй (Стамбул), Эс-сенбога (Анкара), Чигли (Измир), Адана. В Турцию совершают авиаперелеты известные иностранны­е компании: КЛМ, САС, «Эйр Франс», «Brussels Airlines» и др. Также в Турцию совершается большое количество чартерных рейсов в том числе и российскими авиакомпаниями (Аэрофлот, S7, Кавминводыавиа, и др.)<o:p></o:p></p> <p>Важную роль в экономике Турции играет внешняя торговля. Объем внешне­торгового оборота быстро растет; увели­чилось число стран — торговых партне­ров Турции; расширилась номенклатура импортных и экспортных товаров. В основе этих изменений лежат такие разнородные причины, как расширение сотрудничества в результате ослабления международной напряженности, научно-техническая революция, потребности эко­номического развития Турции. <o:p></o:p></p> <p>За период с 1998г. по 2005г. <strong>экспорт Турции</strong> вырос более чем в 10 раз. Однако его доля в ВНП страны невелика. Для современного этапа развития <strong>турецкого экспорта</strong> характерно значительное удорожание условной единицы вывозимой продукции, что, в свою очередь, является отражением изменений, наметившихся в структуре <strong>экспорта Турции</strong>. К числу важнейших из них следует отнести увеличение в вывозе удельного веса промышленных изделий при одновременном падении доли <strong>сельскохозяйственных товаров.</strong> Основу <strong>турецкого экспорта</strong> составляют сельскохозяйственные товары, хотя их удельный вес в общей<strong> </strong><strong>стоимости экспорта</strong> постепенно снижается. <o:p></o:p></p> <p>В экспорте сельскохозяйственных това­ров основное место занимает хлопок, отнявший лавры первенства даже у зна­менитого турецкого табака. Вывозится около половины всего сбора хлопка, что обеспечивает стране до трети экспортной выручки. Среди капиталистических стран Турция занимает шестое место по экспорту этого важного сырья.<o:p></o:p></p> <p>Если многие годы после войны основ­ным внешнеторговым партнером Турции были США, то после присоединения ее в 1964 г. в качестве ассоциированного члена к «Общему рынку» первенство перешло к этой региональной группировке западных держав. Следует подчерк­нуть, что присоединение к «Общему рын­ку» вызывает в Турции растущую тревогу за судьбу национальной экономики. По мере завершения переходного периода ассоциации Турция постепенно снижает таможенные пошлины на товары членов «Общего рынка» и в 1995 г. были сняты таможенные барьеры. Национальная промышленность, существование кото­рой до сих пор поддерживалось различ­ными протекционистскими мерами, столкнулась с серьезной конкурен­цией как внутри страны, так и за грани­цей. <o:p></o:p></p> <p>С середины 60-х годов четко обозначи­лась тенденция расширения внешнеэко­номических связей с социалистическими странами, прежде всего с Советским Сою­зом. Одна из старейших форм экономиче­ских отношений между СССР и Турци­ей — внешняя торговля, которая с самого начала строилась на принципах равнопра­вия и обоюдной выгоды. В советских поставках Турции неуклон­но повышается удельный вес машин и другого промышленного оборудования. На турецком рынке СССР закупало тра­диционные экспортные товары этой стра­ны, такие, как цитрусовые, табак, масли­ны, фундук, изюм, живой скот, кожу, хло­пок, шерсть.<o:p></o:p></p> <p>В 1967 г. Советский Союз подписал с Турцией соглашение о поставках обору­дования, материалов и об оказании услуг в развитии ее национальной индустрии. Самым большим предприятием, сооруженным при помощи СССР, является метал­лургический завод близ города Искендерона, начальной мощностью 1 млн. т ста­ли, а конечной — 4 млн. т. При экономи­ческом и техническом содействии Совет­ского Союза в Сейдишехире построен алюминиевый комбинат мощностью 60 тыс. т алюминия в год. Советский Союз принимал участие и в сооружении нефтеперерабатывающего завода близ Измира, завода по производству серной кислоты в городе Бандырме и предпри­ятия, выпускающего древесноволокни­стые плиты в Артвине. Благодаря созда­нию этих предприятий получили работу свыше 50 тыс. человек. В конце 1973 г. было подписано советско-турецкое согла­шение о сотрудничестве в строительстве плотины и водохранилища на погранич­ной р. Ахурян (Арпачай). В июле 1975 г. и марте 1977 г. были подписаны новые меж­правительственные соглашения о даль­нейшем развитии экономического и технического сотрудничества на долговре­менной основе.<o:p></o:p></p> <p>На основе межправительственного соглашения, заключенного в 1987 году Турция закупает у России природный газ. Объем двусторонней внешней торговли между Турцией и Россией в 2004 году составил около 11 млрд долларов США. На территории России турецкими строительно-подрядными компаниями выполняется значительный объем работ. В то же время российское участие в реализации отдельных проектов в Турции не превышает 400 млн. долларов.<o:p></o:p></p> <p>Развиваются внешнеэкономические связи Турции и с другими странами, прежде всего с Болгари­ей. Венгрией, Польшей, Румынией и Чехией.<o:p></o:p></p> <p>На наших глазах происходит развитие в Турции туризма как источника иностран­ной валюты. Строятся отели, мотели, кемпинги. Улучшается уровень туристического сервиса. Число посещающих страну ино­странных туристов возросло.<o:p></o:p></p> <p> <o:p></o:p></p>


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru