Северная Америка

США

       Содержание:

Культура США

Культура США столетиями впитывала в себя черты всех этнических элементов, составлявших американское население. Однако ядро ее сформировала культура выходцев из Англии. Основополагающим фактом и показателем этого является то, что языком США стал и остается английский. Правда, развиваясь в иных условиях, английский язык Америки многими чертами отличается от языка жителей Британских островов. В Америке он имеет иное произношение и несколько иной словарный состав: в язык американцев вошли слова из индейских языков, из языков иммигрантов разных национальностей и т. д. Помимо того, словоупотребление и ряд специфических выражений обусловлены особенностями американской жизни. В литературе имеет хождение даже термин «американский язык». При всем том языки Америки и Англии вполне взаимопонимаемы. Хотя английский язык Америки и не изобилует диалектами, подобно языкам старых стран Европы, областные различия в нем имеются. Самым своеобразным является южный диалект, в основе которого лежит негритянский диалект английского языка.

Стойкому преобладанию английского литературного языка способствовала относительно широкая школьная сеть. Еще с колониального периода американцы уделяли школам серьезное внимание. И в тот период, и много позже школа жила под сильным влиянием религии. Первоначально школы находились в прямой организационной зависимости от господствовавшей в их районе церковной организации. В XIX в. большая их часть, государственные школы, были формально светскими, фактически же в них преобладал протестантский дух. В противовес им католическая церковь стала учреждать свои, приходские, школы, количество которых все увеличивалось соразмерно быстрому росту католического иммигрантского населения. Ее примеру следовали и другие религиозные организации. Соперничество и борьба двух школьных систем, государственной и приходской, много десятилетий волновали американскую общественность, переплетаясь с более крупными проблемами идеологической и социальной борьбы. И ныне приходские школы составляют важную часть американской системы народного просвещения. Существует и сеть частных школ, обычно дорогих, где могут обучаться лишь дети из обеспеченных семей.

Даже государственные школы (кроме индейских) издавна финансировались и управлялись не в масштабе всей страны, а средствами и силами отдельных штатов, городов, поселений. И обязательное начальное обучение тоже вводилось по разным штатам в разное время (многие штаты ввели его в последние десятилетия прошлого века). Тогда же сильно возросло число государственных средних школ. Но школьному обучению сильно препятствовало широкое распространение в то время детского труда.

Разнохарактерность в постановке американского школьного образования, обусловленная отмеченными факторами, бытует и в наши дни, а в некоторых существенных аспектах она углубилась. Ныне узловой проблемой стала расовая сегрегация в школах. Хотя общегосударственный закон о ее отмене существует более двадцати лет, она в значительной мере сохранилась, а в последнее время даже усилилась. Ее преодоление стало одним из острейших политических вопросов в США, и борьба вокруг него иногда ведет к кровавым столкновениям.

Научно-техническая революция значительно повысила как в качественном, так и в количественном отношении потребности в высококвалифицированных работниках. После второй мировой войны уровень обучения и охват школьным образованием детей значительно возросли, школа теперь широко оснащена современными техническими средствами обучения. Однако фактически сегрегированные негритянские школы дают своим ученикам худшую подготовку, чем большинство школ для белых детей, а при низком социально-экономическом положении негритянских семей их детям вообще труднее получать образование. В 1974 г. полное среднее образование имели более 80% белых американцев в возрасте от 25 до 34 лет и менее 70% американских негров того же возраста.

Старейшие американские университеты — Гарвардский, Йельский, Пенсильванский, Принстонский, Колумбийский и др. — возникли в XVII—XVIII вв., когда они были по преимуществу богословскими школами и готовили главным образом священников. В дальнейшем сеть высших учебных заведений распространилась от Атлантического побережья до Тихого океана. С XIX в. все большее место в программах стали занимать естественные науки. Профессура различных факультетов нередко получала образование в Европе. Немало было в профессорской среде ученых-иммигрантов. Вплоть до второй мировой войны европейская наука довлела над американской, а университеты США считались по уровню ниже европейских.

Перелом наступил в середине XX в. Если научно-техническая революция сказалась на средней школе США, то в еще большей степени она обусловила развитие американской высшей школы, как количественный ее рост, так и качественное изменение. В американских вузах учится ныне почти 10 млн. студентов — относительно больше, чем в других странах. Американские университеты стали в XX в. также научно-исследовательскими центрами. Во многом они теперь превосходят западноевропейские вузы. Характерно, что диапазон учебных программ расширяется: в технических и естественнонаучных вузах вводятся психология, социология и другие гуманитарные науки, а в гуманитарных вузах уделяют большое внимание математике. Ввиду того что подготовка специалистов не планируется в государственном масштабе, высшие учебные заведения США подчас выпускают специалистов в избытке. В то же время США продолжают ввозить их из разных стран («импорт мозгов»).

Высококвалифицированные специалисты, ученые — выходцы из других стран составляют около 10% всех научных и инженерных работников.

Американские университеты и колледжи, а также высшие учебные заведения разного уровня, иногда составляющие часть университета, лишь частично содержатся на государственные средства. В гораздо большей степени они существуют на средства благотворительных фондов и богатых попечителей, что позволяет последним сильно влиять на университетские дела. Университеты получают большие деньги от государственных организаций и крупных фирм за исследовательские работы по их заказам (часто военного значения).

За обучение в американских вузах берут высокую и все растущую плату. Учить детей в университете — нелегкое бремя даже для семьи среднего достатка, поэтому американские студенты вынуждены прирабатывать, особенно в каникулярное время. Это черта общественного быта.

Студенчество составляет ныне более 30% американской молодежи. Студенческое движение было одной из важнейших черт социального кризиса, сотрясавшего США в 60-х годах. Студенческие волнения были в значительной мере направлены против войны во Вьетнаме и против связей высшей школы с военно-промышленным комплексом. Из этого последнего источника в немалой степени черпаются те огромные средства, какие тратятся на науку.

Высокий уровень развития наук, особенно естественных и технических, явился одной из причин, позволивших США стать первой и главной в мире страной научно-технической революции. Развитие этих наук особенно ускорилось в последние десятилетия. В организации и финансировании научных разработок все большую роль играет государство. Значительная часть всех средств, расходуемых на науку, идет на военные цели.

Научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) ведутся наряду с государственными организациями университетами и частными фирмами. Степень внедрения их результатов в производство достаточно высока. Развита система научно-технической информации. НИОКР стали настолько прибыльным делом, что существует ряд фирм, специально занимающихся ими.

В 1975 г. в США насчитывалось около 1,2 млн. научных работников.

Основные черты материальной культуры США определяют повседневный быт их жителей.

Жилища американцев и их общественные здания долгое время строились по различным европейским образцам, в которые вплетались некоторые конструктивные элементы индейского зодчества.

В разных районах наблюдались значительные местные особенности. Так, в Луизиане, которая была когда-то колонизована Францией, долгое время сохранялась французская архитектура. Своеобразна была архитектура в юго-западных районах, бывших испанских колониях, где распространены были сооружения с внутренними дворами, затейливые церкви с испано-индейской художественной отделкой и т. д. Сельские поселения и фермерские постройки обычно возводились в традициях тех мест, откуда прибывали их жители, будь то старые штаты страны или европейские области. В городах же элементы зодчества разных районов Америки и разных стран Старого Света подобно другим элементам культуры переплетались между собой гораздо интенсивнее.

В общем американская архитектура носила до последних десятилетий XIX в. довольно подражательный характер. В первой половине этого столетия, например, широкое распространение получил модный в Европе классицизм, который запечатлен в здании вашингтонского капитолия, а также в многочисленных капитолиях, воздвигнутых по его образцу в столицах штатов.

Подлинное своеобразие зодчество США обрело в конце XIX в., и тогда же оно начало оказывать влияние на архитектуру других стран. Это своеобразие придал ему небоскреб. Высотные здания на стальных каркасах, сооружение которых стимулировалось дороговизной земли, стали впервые строиться в Чикаго в 80-х годах. В них использовали изобретенный ранее лифт. Новые постройки еще долго оформляли в традиционных европейских стилях.

В тот период возникло первое оригинальное американское направление в архитектуре — так называемая Чикагская школа. Ее основоположник Луис Салливен ввел в архитектуру принцип «функция определяет форму», иными словами — форма здания должна определяться его назначением. Знаменитым представителем этого направления был Франк Ллойд Райт. Новая школа оказала значительное воздействие на европейское зодчество, но у себя на родине приобрела большое влияние несколькими десятилетиями позже.

В 30-х годах нашего века в США стали работать крупные европейские зодчие, бежавшие от германского и испанского фашизма. Их опыт, сформировавшийся в свое время под воздействием американских архитектурных идей, получил творческое применение в изменившихся историко-экономических и технических условиях США.

Развитие строительной техники в XX в. позволяло американским архитекторам решать все более смелые конструкторские задачи. Эстетические же вопросы ставились ими в зависимости от идейной борьбы, происходившей в американском обществе.

Колоссальные постройки с гладкими поверхностями из стекла и бетона, сооружавшиеся в первой половине нашего века и распространившиеся во многих странах, стали в середине века вытесняться зданиями в духе «американского неоклассицизма», где зачастую воскрешались архитектурные украшения прошлых эпох. С другой стороны, стало принято подчеркивать грубоватость и массивность зданий в противовес прежней строгой гладкости. В последнее десятилетие сооружаются замкнутые комплексы зданий, часто сконцентрированные вокруг внутреннего двора. Построены сверхвысотные дома.

Современное американское зодчество озабочено созданием архитектурных ансамблей (которыми оно в прошлом нередко пренебрегало). Их стараются связать с природной средой.

Массовое строительство в США уже много десятилетий обусловлено процессом урбанизации — ростом и умножением городов. Так называемая субурбанизация, т. е. переселение в пригороды, принявшая теперь колоссальные размеры, тоже имеет длительную историю. В пригороды переезжают более или менее обеспеченные городские семьи. Массовое переселение туда стало возможно благодаря широкому распространению автомобиля и постройке разветвленной сети современных дорог. Пригороды застраиваются  преимущественно односемеиными домами. Многие семьи снимают такие дома. Характерны для американского быта передвижные дома, т. е. автоприцепы, в которых подолгу, а то и постоянно живут целые семьи. Хотя технически такие прицепы легко перевозить, практически они в большинстве случаев стоят на одном и том же участке (приобретение таких домов и пользование ими обходятся относительно дешево). Автомобиль стал подлинно массовым средством передвижения, неотъемлемой чертой американского быта и так называемого американского образа жизни.

Одежда современных американцев не отличается этническим своеобразием. И в прошлом люди разных национальностей, попав в Америку, первым делом отказывались от привычного платья, если оно резко отличалось от принятого в США, и старались одеться «как все». Дольше носили национальное платье иммигрантки — домашние хозяйки, и то в национальных кварталах. Теперь национальные костюмы можно увидеть только по большим праздникам, и их ношение имеет подчеркнуто показной, даже театрализованный характер, а в индейских резервациях служит и для привлечения туристов.

Жителей США одевает мощная швейная и обувная промышленность, перешедшая на индустриальные методы еще в XIX в. Продукция ее, разумеется, стандартна, но стандарт этот изменчив в зависимости от колебаний моды, которую внедряют посредством усиленной рекламы сами фирмы готового платья. Некоторые своеобразные американские виды одежды (например, клетчатая ковбойская рубашка, джинсы) получили международное распространение и лишились американской специфики.

Традиционная пища оставалась в быту американских этнических групп гораздо дольше, чем традиционная одежда. Не говоря уже о национальных ресторанах, которыми изобилуют большие города, национальные блюда поколениями удерживаются в рационе иммигрантских семей, не занимая в нем, правда, исключительного положения. Преобладают такие блюда только в праздничном меню, особенно когда праздник в традиции прежней родины. Многие блюда разных этнических групп прочно вошли в общеамериканский обиход — итальянские макароны, немецкие сосиски и квашеная капуста, украинский борщ и многое другое.

Несмотря на многолетнее широкое трезвенническое движение, в стране потребляют много алкоголя. В 20-х годах нашего века в США действовал «сухой закон», но он привел только к неслыханному обогащению контрабандистов-«бутлегеров» и расцвету гангстерских концернов.

Долгие десятилетия главную пищу американских старожилов, особенно на фермах, составляли свинина и бобы, а также кукуруза. Много потребляли патоки. Бобы и кукуруза были заимствованы у индейцев еще ранними переселенцами из Европы. В рационе современных американцев большое место занимают консервированные продукты, в изобилии выпускаемые пищевой промышленностью. Они применяются и в домашней кухне.

Быт теснейшим образом связан с семьей и ее строем. В процессе развития капитализма и урбанизации в стране утвердилась в качестве преобладающего типа малая, двухпоколенная семья, т. е. семья, состоящая из супружеской пары и ее детей. Центром такой семьи являются дети. Большая семья, где вместе живут люди нескольких поколений и люди, состоящие между собой в более далеком родстве, теперь редкость даже на фермах, которые уже не нуждаются в труде многочисленных домочадцев. Многие иммигрантские группы привозили в США иные семейные традиции, но в американских условиях такие традиции постепенно слабели. Тем не менее родственные связи даже во втором й третьем поколениях таких групп устойчивее, чем у прочих американцев.

Все более распространяется тип семьи, состоящей из матери и детей, иногда бабушки, так называемая матрифокальная семья. Особенно велика доля таких семей в негритянской среде, где это обусловлено пережитками рабства и, быть может, еще более — массовыми миграциями мужского населения. Но и у белых, и у негров семьи без отцов гораздо чаще появляются в среде неимущих.

Особенностью американского семейного быта издавна было относительно более высокое, чем в Европе, общественное положение женщины. Еще с колониального периода Америка испытывала недостаток женщин, и это изменилось только в XX в. Американские женщины относительно раньше, чем женщины других континентов, стали проявлять общественную активность. Они, например, играли большую роль в трезвенническом движении. Еще с XVIII в. в США много женщин-писательниц. Организованное женское движение ведет свое начало со времен аболиционизма — движения за отмену рабства негров, в рядах которого женщины впервые выступили за равноправие.

Положение американок в семье и обществе сильно изменилось, особенно в XX в., прежде всего вследствие широкого вовлечения их в общественное производство. Облегчение развода, широкое распространение новых методов контроля рождаемости изменили семейную роль женщины. Домашнее хозяйство, семейный быт уже не являются единственной ареной женской деятельности. Ныне в США работает более 40% женщин, среди них немало матерей семейств. «Белых воротничков», т. е. служащих, занимающихся «чистыми» профессиями, среди них относительно больше, чем среди мужчин. Множество женщин работает в сфере обслуживания. Среди школьных учителей также очень много женщин. Но руководящие должности им не достаются, служебное положение женщин ниже, а заработки значительно меньше, чем у мужчин, часто даже при одинаковой работе.

Скрытой дискриминации подвергаются женщины и в области образования. Хотя еще в XIX в. американки первыми в мире получили доступ к высшему образованию, и в 1970 г. они составили 42% студентов, большинство студенток США ограничивается двухгодичными «младшими колледжами». Кроме того, женщины чаще всего специализируются по гуманитарным дисциплинам. В США мало женщин-врачей, мало и женщин-юристов (юридическая профессия — одна из самых выгодных в США). Невелика доля женщин среди научных работников, имеющих ученые степени.

Бурные для США 60-е годы ознаменовались и небывалым взлетом женского, так называемого неофеминистского движения, именуемого даже женской революцией.

Наряду с организациями женского движения существует также масса женских клубов, просветительных и благотворительных обществ, кружков игры в бридж и т. д. Такие общества имеют за собой очень давнюю и прочную традицию. Организации подобного рода вообще распространены среди жителей США.

Очень многие американцы и американки занимаются спортом. Спортивные команды учебных заведений и их игроки пользуются большой популярностью. Национальным видом спорта считается бейсбол. Профессиональный спорт стал областью коммерческой эксплуатации, а зачастую и спекуляции.

Социальным бедствием в США стала в последние десятилетия наркомания, особенно распространенная среди молодежи. Потребление наркотиков насаждается и поощряется подпольными гангстерскими концернами, наживающими на их ввозе и сбыте баснословные прибыли. Со всем этим связан усиливающийся рост преступности, которая стала характерной чертой «американского образа жизни».

Ни в одной стране мира так не процветает преступность, как в США, причем она быстро растет в последние десятилетия. С 1960 по 1970 г. число преступлений выросло почти втрое, в год их совершается около 23 млн.

США отличаются особенно высоким уровнем «организованной преступности». Крупные гангстерские концерны занимаются организацией азартных игр, ростовщических ссуд, ввозом и продажей наркотиков и т. д. Доходы их иногда превышают прибыли крупнейших корпораций и часто вкладываются в законные отрасли бизнеса.

Поистине бичом стала преступность для крупных городов. Их жители боятся выходить вечером из дому, посещать районы с дурной славой (например, Центральный парк в Нью-Йорке), носят с собой оружие, запирают квартиры хитроумные замки и т. д.

Большую роль играет религия, колониальный период бегство от религиозной нетерпимости служило для многих идеологическим мотивом переселения за океан. Целые колонии управляли теократически — в них главенствовало духовенство определенного толка.

Несмотря на отсутствие прямой государственной поддержки, религия процветала. Религиозные течения и сект перенесенные из Европы, давали различные новые ответвления. Время от времени возникали массовые религиозные движения, так называем возрождения, особенно на западных окраинах страны.

В современных Соединенных Штат исповедуется более 250 религиозных верований. Здесь представлено большинство вероучений, но преобладает христианство. Из нехристианских религий крупнейшей является иудаизм, охватывающий около 3% населения. Мусульманство имело до последних десятилетий мало приверженцев (помимо иммигрантов из мусульманских народов), но теперь разновидность его охватила часть негров («черные мусульмане»); большинство негров, впрочем, принадлежит к протестантам, более всего к баптистам.

Несмотря на то, что принадлежность хоть к какой-нибудь церкви всегда являлась в США признаком добропорядочности и конформизма, издавна прослеживается заметная струя религиозного свободомыслия. В середине XIX в. им славились немецкие иммигранты — участники революции 1848 г., прозванные в США безбожниками. В последние десятилетия этого века большую популярность снискал своим антиклерикализмом Роберт Ингерсол, публично разоблачавший библию и церковников и противопоставлявший религии науку. В наше время все большее число людей отходит от церкви и религии.

Многочисленные американские церковные организации имеют свою иерархию. Они различаются по социальному составу и престижу. Наиболее престижен протестантизм. Нередко разбогатевшие члены одной церковной организации переходят в другую, более респектабельную.

В конце XIX — начале XX в. обострение противоречий и массовое антимонополистическое движение вызвали к жизни сильное течение так называемого социального христианства. Оно провозглашало своей целью перестройку общества на началах справедливости.

Против этого течения и против других христианских либералов, пытавшихся примирить религию с наукой («модернистов»), выступили так называемые фундаменталисты — реакционное течение, отстаивавшее незыблемость религиозных догм, букву священного писания и неприкосновенность существующего строя. Фундаменталисты располагали немалой поддержкой среди населения Юга и оказывали активное реакционное воздействие на американскую общественную психологию. Это под их влиянием был устроен в 1925 г. в штате Теннесси знаменитый «обезьяний процесс», на котором школьный учитель был осужден за преподавание дарвинизма. Ныне фундаментализм причастен ко всем антидемократическим движениям США.

Мощное общественное движение, поднявшееся в США в 60-х годах XX в.,    143 вовлекло в свою орбиту часть духовенства и ряд религиозных организаций. Прежде всего это относится к негритянским священникам и церквам, сыгравшим значительную роль в освободительном движении черных американцев. Многие церковные деятели участвовали и в борьбе против войны во Вьетнаме.

Американское искусство — литература, музыка, танец, изобразительное искусство — уходит своими корнями в глубины народного творчества. Многие исходные элементы американского фольклора были привезены из Старого Света, другие возникли в Новом Свете, но даже сочетание старых элементов, их развитие и видоизменение давали специфически американский продукт. Разумеется, как и во всяком классово антагонистическом обществе, культура широких народных масс во многом отличается от культуры богатой верхушки.

Широкое распространение получили в США еще в колониальный период английские и шотландские народные баллады — песни-рассказы, песни-легенды. Они нередко повествовали о реальных событиях и являлись непосредственной частью народной жизни. Бытовали и сказы. Особенно часто они раздавались на западных окраинах страны, где люди были оторваны от городской культуры. Часто при этом, как обычно в народном искусстве, с музыкой и словом сочетались движения — танец.

Фольклор, привозившийся в течение столетий иммигрантами разных национальностей, стали собирать и изучать в США лишь в последние десятилетия. Однако проникновение фольклора иммигрантской группы за ее пределы представляется бесспорным. Так, немецкие народные песни оказывали влияние на музыкальный фольклор США вплоть до наших дней.

Одним из основных элементов американской народной музыки стали пуританские хоровые гимны, распевавшиеся в колониальных церквах Новой Англии. Известные всем ввиду уже отмечавшегося большого значения церкви в жизни колоний, они со временем стали звучать как светские песни, подчас и с другим текстом. В частности, гимны оказали большое влияние на музыку негров.

Негритянское народное творчество — богатейшая и самобытнейшая часть фольклора США. Высшим его достижением, а вместе с тем и высшим

 

достижением американского народного искусства специалисты считают «спиричуэлз». Это духовные гимны, чаще всего исполнявшиеся хором. Текст религиозного характера состоит из малого количества слов, которые неоднократно повторяются и зачастую импровизируются. Главное в «спиричуэлз» — музыка. Драматический их герой — олицетворение всех рабов и угнетенных. Часто в «спиричуэлз» скрыт тайный смысл: во времена рабства, когда и возникли эти гимны, некоторые из них звучали условным сигналом, призывом к сопротивлению. На стиль «спиричуэлз», которые бытовали и среди белой бедноты, оказали влияние также баллады.

В афроамериканской среде были созданы и другие песни, в которых говорилось о труде раба, о рабской доле, о Гражданской войне, позже  —рабочие песни, песни негритянских гетто. В конце XIX в. негритянские лирические песни «блюзы» распространяются среди белого населения, В отличие от «спиричуэлз» это песни светского содержания, текст играет в них большую роль, исполняются они чаще всего одним певцом. Блюзы проникнуты тоской или горьким весельем, зачастую эротичны, иногда циничны. В XX в. блюзы стали национальным американским песенным жанром.

Во всем негритянском музыкальном фольклоре сохранились свойственные африканской музыке чувство ритма, речевые интонации и т. д., но сам он создавался уже в американских условиях, жителями Америки и под перекрещивающимися влияниями искусства других этнических слоев американского населения. Индейцы также оказали влияние на фольклор и литературу США. Из их среды выдвинулись видные писатели, артисты, певцы.

Народное творчество США не является лишь достоянием истории. С одной стороны, в последние десятилетия народные песни активно собираются, записываются и часто исполняются публично. С другой — народные песни создаются вновь и получают широкое распространение. Среди них много песен протеста, обладающих современным общественным содержанием, а по музыкальной ткани близких к старым песням. Их авторы или первые исполнители — эстрадные певцы, пользующиеся огромной популярностью. Певцы этого рода выступают в концертных залах и в университетских городках, в кафе и на импровизированных подмостках — почти в любой обстановке, а их песни (отчасти благодаря пластинкам и магнитофонным записям) получают широчайшее распространение.

Устный фольклор — рассказы, легенды — особо широко был распространен на западной границе поселений, среди пионеров-первопроходцев. Как и предшествовавшие ему рассказы о предприимчивом янки из Новой Англии, западные сказы, героем которых был обычно обитатель лесной глуши, неустрашимый пионер, отличались юмором, который стал характерной чертой всей американской литературы. Нередко персонажи этих сказов — реальные лица, о жизни которых многое известно. Таковы Дэйви Крокер. политический деятель Запада первой половины XIX в.; Баффало Билл, охотник-следопыт, доживший до 1917 г.; Джон Генри, железнодорожный рабочий-негр, и др. В народных рассказах эти люди наделяются сверхъестественной силой, отвагой, хитростью, с ними происходят необычайные приключения. Для сказов характерны крайние преувеличения, гротеск, подчеркивание смешного, иногда грубый юмор, похвальба. В негритянских народных сказках Братец Кролик сметкой и хитростью одолевает сильных хищников.

Американская художественная литература, имевшая одним из своих существенных истоков народное творчество, генетически была связана с европейской, преимущественно английской, художественной традицией, и в ранний период эта связь была особенно тесна.

В начале XIX в. художественная литература США уже в достаточной мере выделилась из богословия и публицистики. Первая половина века была временем господства романтизма и в Европе, и в Америке. Лучшими представителями американского романтизма можно считать Вашингтона Ирвинга и Джеймса Фени-мора Купера. Оба приобрели известность также в Европе, в частности в России. Ирвинг, разносторонний писатель, черпавший многие сюжеты из колониального прошлого Америки, положил начало американской новелле (короткому рассказу), который стал, особенно в XIX в., национальным литературным жанром США. Известнейшая его новелла «Рип ван Винкль» в характерной для Ирвинга романтически-ироничной манере развивает сюжет народной легенды.

Купер ввел в мировую литературу американских индейцев, которых изобразил в серии романов о Кожаном Чулке, противопоставив их белым как близких природе людей, обладающих первобытной мудростью. Романами о Войне за независимость он положил начало американскому историческому роману. К концу жизни Купер в ярких сатирических произведениях («Моникины») разоблачал американский общественный строй, правда с консервативных позиций.

Современником Ирвинга и Купера был также относимый к романтическому направлению южанин Эдгар По, крупнейший американский поэт первой половины XIX в. и мастер новеллы. Сюжеты По полны тайны, ужаса, предвестия смерти. Стихи его музыкальны, а детективные рассказы логически изощренны. По считается родоначальником детективного жанра в мировой литературе.

На Севере развернулось в середине XIX в. интеллектуальное течение так называемого трансцендентализма, оказавшее большое влияние на всю американскую мысль. Его можно рассматривать как гуманистический и идеалистический протест против американского буржуазно-рабовладельческого общества, против кальвинистской религиозности и корыстолюбивого практицизма, пронизывавшего жизнь страны. Испытав влияние европейских духовных течений, трансценденталисты зачастую бывали близки к идеям утопического социализма, некоторые из них основали социально-утопическую коммуну «Брук фарм». Многие участвовали в борьбе с рабством. Из этой среды вышел писатель и философ Г. Д. Торо, обрисовавший в книге «Уолден, или Жизнь в лесу» свой уход из общества и возвращение к природе. С трансценденталистами же был связан крупный писатель Н. Хоторн, ставивший в своих произведениях на темы из прошлого пуританской Новой Англии («Алая буква», «Дом о семи шпилях» и др.) нравственные проблемы.

В середине же XIX в. творили два великих американских художника слова, не оцененные по достоинству при жизни, но через десятилетия составившие литературную славу Америки. Один из них — величайший и самобытнейший американский поэт Уолт Уитмен. Его важнейшее произведение — поэтический сборник «Листья травы». С удивительной силой и своеобразием Уитмен выразил чувства простого человека, Человека с большой буквы, веру в истинные равенство и демократию, в будущее своей страны и всего человечества. Ему принадлежат и лучшие стихи о Гражданской войне. По принятой им манере стихосложения Уитмен далеко опередил свое время — его свободный ритм, отказ от традиционных рифм и размеров были оценены и развиты в поэзии много позже.

Германа Мелвилла относят к поздним американским романтикам.  Стихийный бунтарь, отвергший буржуазную цивилизацию, он носился по морям, жил среди туземцев Океании, идеализированные образы которых дал в нескольких произведениях. Но прославился он более всего романом «Моби Дик, или Белый кит» — философской аллегорией о борьбе добра и зла. Мелвилл умер забытым, второе рождение и посмертная слава пришли к нему уже в 20-х годах XX в.

Отнюдь не обладая силой и оригинальностью Уитмена, снискал большую популярность как в США, так и за их пределами гораздо более традиционный поэт Генри Лонгфелло. Высокообразованный человек, гуманный либерал, мастер стиха, он создавал поэмы на специфически американские сюжеты.

Из обильной антирабовладельческой литературы кануна Гражданской войны наибольший успех и славу завоевала книга Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», изобличавшая ужасы рабства, весьма сочувственно изображавшая негров и написанная с профессиональным мастерством. Книга имела широчайший общественный резонанс и сыграла большую роль в борьбе против рабства, явившись более социальным, чем литературным, событием. Впрочем, имя ее героя, кроткого христианина дяди Тома, молящегося за своих мучителей, стало в современном негритянском движении нарицательным для соглашателей и оппортунистов.

В конце XIX в. американская литература достигла новой зрелости. Если до тех пор она преимущественно заимствовала европейский художественный опыт, то теперь стала ощутимо оказывать обратное влияние на Европу. Из писателей этого периода, обеспечивших американской литературе такое положение, первым является Марк Твен (псевдоним Сэмюэля Клеменса). Мастер короткого юмористического рассказа, традиционного жанра американской прозы XIX в., коренившегося в народном устном рассказе с его акцентом на смешное и неожиданными концовками, Марк Твен стал еще более известен «Приключениями Тома Сойера». Но вершиной его творчества, да, пожалуй, и всей американской литературы до XX в., подлинным американским эпосом XIX в. стали «Приключения Гекльберри Финна». Стоит отметить, что критика буржуазного строя становилась Марка Твена все острее и глубже, и знаменитый юморист шагнул в XX в. беспощадным сатириком.

На грани XIX и XX вв. в американской литературе стало утверждаться направление критического реализма. Писатели этого течения испытывали влияние русской литературы, особенно Льва Толстого, а также французского натурализма. Но материал свой они черпали из жизни самых разных районов США, где неслыханно усиливались социальные противоречия. Эти писатели стремились исследовать реальную жизнь и положили начало большому американскому социальному роману, который окончательно вывел литературу США на уровень европейской. В литературу с этих пор прочно входит американский город со всеми присущими ему язвами. Критико-реалистическое направление выдвинуло ряд выдающихся писателей, из которых наиболее известен Теодор Драйзер.

В то же двадцатилетие началась деятельность гигантов американской литературы XX в. — Хемингуэя, Фолкнера, Стейнбека. Первая мировая война наложила неизгладимый, хотя и меньший, чем в Европе, отпечаток на пережившее ее так называемое потерянное поколение. К нему принадлежал и Эрнест Хемингуэй, участник почти всех происходивших при его жизни войн. Войне посвящен один из его первых романов — «Прощай, оружие». И о совсем иной войне, о Гражданской войне в Испании, о борьбе с фашизмом рассказывается в его величайшем творении — романе «По ком звонит колокол». Хемингуэй — мастер короткого рассказа. Его диалог немногословен, построен на глубоком подтексте и психологически многозначителен. Сквозящая в его произведениях творческая идея — это единство этического и эстетического, иными словами, правды и красоты. Хемингуэй воспевает мужество и достоинство человека в жизни и смерти. Свидетельство этому, в частности, одно из его известнейших произведений — повесть «Старик и море».

Уильям Фолкнер был величайшим из плеяды талантливых писателей южной школы. Он — творец эпического цикла романов и повестей об американском Юге, действие которых происходит в округе с вымышленным названием Иок-напатофа и в городе с вымышленным же названием Джефферсон. Наиболее известна его трилогия (романы «Деревушка», «Город», «Особняк»), в которой события концентрируются вокруг зловещей фигуры стяжателя Сноупса. Трагический колорит произведений Фолкнера, вероятно, в немалой степени объясняется узлом противоречий жизни Юга, особенно его межрасовыми отношениями, которые Фолкнер вскрывает с глубоким проникновением. Книги Фолкнера отличаются большой социально-психологической глубиной и своеобразием стиля.

Джон Стейнбек прославился романом «Гроздья гнева», который вышел в 1939 г., в конце десятилетия, отмеченного жестоким кризисом и депрессией. Герои романа — фермерская семья, согнанная с земли и странствующая по американским дорогам в поисках лучшей доли. «Гроздья гнева» — книга о горестях трудовых людей Америки, об их человечности и солидарности. В одном из последних крупных произведений Стейнбека, романе «Зима тревоги нашей», вскрывается двойственность, порочность буржуазного мира, одиночество в нем человека.

Вторая мировая война и развернувшаяся после нее научно-техническая революция положили начало новому периоду в жизни американского общества и соответственно в американской литературе. Традиции социальной критики, которые были свойственны лучшей части этой литературы в предшествующий период, развивались и получили новое выражение. Зачастую это бывало полное отрицание всего американского общества, выражение болезненной отчужденности личности в буржуазной системе, чаще всего бунт одиночки против установившегося порядка вещей.

Современная американская литература богата и многообразна, назвать даже крупных ее представителей в кратком очерке не представляется возможным. Ограничимся выделением нескольких характерных фигур, известных по переводам советскому читателю.

Очень популярен и в США, и за их пределами Дж. Сэлинджер, мастер современного рассказа, автор повести «Над пропастью во ржи». Герой этой повести юный Холден Колфилд — отчаянно мятущаяся личность, ищущая смысла жизни и своего места в мире. В других произведениях Сэлинджера также воплощены борения, поиски и отчуждение молодых людей. На него, как, впрочем, и на других современных американских писателей, оказывает большое влияние русская классическая проза.

Из крупных писателей современной Америки можно назвать, например, Сола Беллоу, нобелевского лауреата 1977 г., а также Нормана Мейлера. Мейлер принадлежит к поколению участников второй мировой войны, опыт которой сообщил трагический колорит его творчеству, как и творчеству других выдающихся писателей, его литературных сверстников. Это сказалось, например, в романе Мейлера «Нагие и мертвые».

Сочетание художественной прозы с публицистикой характерно также для Джеймса Болдуина, крупного писателя-негра, главное содержание произведений которого — жизнь афроамериканцев и расовая проблема в США.

Следует сказать, что в американской литературе получил распространение так называемый черный юмор, представляющий жизнь бессмысленной и нелепой, а людей безумными.

Американская музыка связана с фольклором более, чем какой-либо другой вид искусства. Однако до последнего пятидесятилетия профессиональная музыка была оторвана от народной. Ее потребителем была образованная публика больших городов, а среди исполнителей преобладали европейские артисты, зачастую первоклассные. В XIX в. возникает ряд симфонических оркестров, в создании и деятельности которых сыграли немалую роль немецкие музыканты-иммигранты. В конце этого столетия открылся первый в США постоянный оперный театр, «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, где постоянно выступали прославленные европейские певцы и дирижеры. Но подлинно популярным жанром музыкального театра стала в США на грани XIX и XX в. музыкальная комедия, сочетавшая американские музыкальные традиции с приемами европейской оперетты.

Немногочисленные композиторы находились под сильным прямым влиянием европейских музыкальных школ. Среди них выделяется композитор-самоучка Стивен Фостер, написавший в середине XIX в. на собственные слова множество лирических песен в народном духе. Песни Фостера получили широчайшее распространение, многие стали подлинно народными и поются до сего времени.

Перелом в американской музыке произошел — уже в XX в. — опять-таки под воздействием народного музыкального творчества. Во втором десятилети этого века по стране стала быстро распространяться джазовая музыка. Колыбель джаза — Новый Орлеан, его уроженцем был, в частности, знаменитейший джазовый музыкант-негр Луи Армстронг. Первоначально джаз и был прежде всего негритянской музыкой с ее своеобразными ритмами. Его правилом стала музыкальная импровизация. Очень важную роль сыграли для джазов блюзы, так связанные с вокальной импровизацией. Впрочем, позже блюзы сделались инструментальным жанром.

Джазовая музыка завоевала США, а з ней и другие страны. Видный америкаь ский писатель Скотт Фицджеральд назва 20-е годы веком джаза, и это названи привилось. Но джаз в его различных ра: новидностях оказался весьма жизнеспс собной формой, и высший его подъе: произошел на 30 лет позже.

Народное творчество сыграло свою роль, хотя и меньшую, чем в музыке, в изобразительном искусстве США. Так, примитивы, т. е. картины, написанные художниками-любителями, бесхитростно изображавшими окружающий мир, были до XIX в. распространены в США больше, чем в Европе. Профессиональные художники той поры писали преимущественно портреты государственных деятелей, богачей и т. д. и исторические картины, изображавшие, например, битвы Войны за независимость. Подобные картины должны были усиливать патриотические чувства американцев.

С 20-х годов XIX в. в живописи получают преобладание пейзажи и жанровые картины, т. е. изображение повседневной жизни, бытовых сцен.

XX век стал свидетелем разнообразия творческих поисков у американских художников. Успехом пользуются все эти годы примитивы художников-самоучек. В первые десятилетия века художники-реалисты изображали город во всех его проявлениях, в том числе самых отрицательных, и уделяли большое внимание индустриальному пейзажу. В то же время «областники» рисовали фермы и городки Среднего Запада и Юга, подчеркивая народный быт и местный пейзаж. Среди художников XX в. выделяется строгим монументально-обобщенным стилем и колористическим мастерством живописи, а также графическими работами Рокуэлл Кент, являющийся также писателем.

Созревание американской живописи произошло в конце XIX в. Несмотря на воздействие художественных школ Европы, где подолгу жили многие американские художники, творчество этих художников свидетельствовало уже о самостоятельности и национальной специфичности, об укреплении реализма. В их работах большое место занимает теперь городская тема (как и в литературе этого периода). Таковы, например, картины Томаса Икинса. Людей среди природы проникновенно изображал Уинслоу Хомер. Превосходные портреты писал Дж. Сарджент. В это же время работал выдающийся скульптор Сент-Годенс, автор ряда монументальных произведений.

Европейские художественные школы оказывали большое влияние на американское искусство, тем более что многие видные представители этих школ эмигрировали в США, особенно во время второй мировой войны. Наибольшее распространение получили разные виды экспрессионизма. После второй мировой войны утвердились абстракционистские течения.

В последние десятилетия интенсивно развивается искусство, преимущественно прикладное, разных индейских народов. Индейские мастера и художники культивируют народные традиции и обновляют их в современном духе.

Театр в США развивался в весьма трудных условиях. Пуританство либо вообще запрещало театральные зрелища (в колониальный период), либо не поощряло, а порой преследовало их. В XIX в. на подмостках подвизались главным образом кочующие труппы, часто составлявшиеся из актерских семей. С конца прошлого столетия стали появляться стационарные театры.

Наряду с театром европейского типа, ставившим английские классические пьесы или не отличавшиеся высоким качеством пьесы местных драматургов, существовал и процветал в XIX в. народный театр. Прежде всего это так называемые представления менестрелей. С одной стороны, они коренились в английских народных зрелищах XVI—XVII вв.; с другой — в традициях бродячих негритянских певцов и актеров. Во всяком случае негритянский элемент преобладал на менестрельной эстраде. Английские, ирландские, шотландские танцы и песни исполнялись с такими движениями и такой музыкальной обработке, как были приняты у черных.

Театральный центр США издавна находится на Бродвее — улице Нью-Йорка Слово «Бродвей» стало даже синонимом коммерческого, развлекательного театра, но на современном Бродвее возникают (и распадаются) также серьезные труппы с хорошими актерами и интересным репертуаром. На высоком уровне находятся и «малые театры», возникшие в разных местах с начала XX в. и нередко имеющие экспериментальный характер. Многочисленны университетские и другие самодеятельные театры, зачастую с серьезным репертуаром. Американская драматургия XX в. не уступает по уровню художественной прозе. Американские театры ставят пьесы русских авторов.

В начале XX в. у американского театра появился серьезный соперник — кино, которое, как известно, получило в США особое развитие. Кино было сразу поставлено на промышленную основу, а кинопромышленность очень скоро стала уделом монополий. Это обусловило стандартизацию кинорепертуара; несколько жанров массовых фильмов держатся уже более полувека — это фильмы детективные, комические, псевдоисторические, бытовые мелодрамы, «вестерны» (т. е. фильмы о покорении американского Запада, где действуют ковбои, индейцы, чаще всего коварные и жестокие, золотоискатели, авантюристы, где без конца раздаются выстрелы и разыгрываются погони).

Разумеется, этим набором продукция американской кинематографии никогда не ограничивалась. Киноиндустрия втянула в свою орбиту крупных мастеров искусств и вследствие этого выпускала и значительные произведения. Так, еще в ранний период американской киноиндустрии в ней работал крупный режиссер Дэйвид Гриффит, введший новые методы съемки и монтажа, создавший новую кинопоэтику. Им поставлен, в частности, в 1917 г. выдающийся фильм «Нетерпимость». В те же годы начал сниматься в американском кино великий актер Чарли Чаплин, непревзойденный создатель образа маленького человека. За последние десятилетия целая серия социально значительных и высокохудожественных фильмов поставлена режиссером Стэнли Крамером. В 60-х годах кинопромышленность, приспосабливаясь к запросам бунтующего молодого зрителя, выпустила ряд социально заостренных фильмов. Замечательный художник Уолт Дисней десятилетиями создавал мультипликационные фильмы, герои которых (Микки Маус и др.) известны детям всего мира.

В общем же американское кино много лет творило для массового зрителя правдоподобный, но иллюзорный мир, уводивший его от действительности и извращавший ее. Символом этого и стал на долгое время центр американской кинопромышленности Голливуд, который ввел в массовую психологию как идеал и образец неправдоподобно красивую киногероиню и неправдоподобно мужественного киногероя. Голливудская «фабрика грез» последовательно играла реакционную роль в общественной жизни страны.

В конце 40-х годов появился опасный соперник и у кино — телевидение. Телевизоры есть практически во всех американских семьях. В США работает 130 млн. телевизоров, а каждый американец (в среднем) смотрит телевизор 3—4 часа в сутки. Киномонополии активно взялись за производство телефильмов.

В современной кино- и теле-продукции ведущими являются фильмы ужасов, где иррациональное доходит до патологического, фильмы насилий и убийств, фильмы эротические, даже порнографические.

В последнее время все более экранизируются популярные литературные произведения (впрочем, экранизация издавна применялась в кинематографии США, как и других стран).

Кинопромышленность, пожалуй, одна из тех отраслей, которые особенно эффективно создают так называемую массовую культуру. Основной поток ее продукции оказывает стандартизирующее, подчас оглупляющее, а то и развращающее влияние на публику. В несколько иной мере это делает продукция других отраслей массовой информации, прежде всего телевидения.

Массовому читателю (а в США теперь больше смотрят телевизор, чем читают) предлагают не серьезную литературу, о какой шла речь выше, а скорее низкопробное чтиво, часто реакционного содержания, проповедующее насилие и секс. Такую же роль нередко играет музыка низкого пошиба, звучащая в дансингах, кафе и т. д. Огромное психическое воздействие оказывает на американца реклама, подчас диктующая ему запросы и потребности.

Нивелирующее давление «массовой культуры» вызвало в пору общественного подъема 60-х годов резкий протест со стороны бунтующей молодежи. Культуре противопоставляли «контркультуру». В попытке всеобщего отрицания провозглашали «контробщество» и даже «контруниверситеты» (в последних обсуждались социально острые сюжеты). От господствующего общества с его культурой молодые бунтари бежали физически или духовно (эскапизм). Даже наука возбуждала враждебное к себе отношение.

Нужно сказать, что вражда к умственной деятельности и к интеллигенции как ее носителю всегда присутствовала в США. В прежние времена это вызывалось утилитаризмом и узким практицизмом общества, поглощенного задачами непосредственного материального производства, а затем религиозной ограниченностью охранителей существующего строя и т. д. Ныне антиинтеллектуализм имеет другие поводы. Наука показала свои разрушительные возможности в изобретении ядерного оружия, экономический кризис поставил под сомнение научно-технический прогресс, достижения генетики могут быть использованы во вред человечеству. Однако проповедники современного антиинтеллектуализма неправомерно обвиняют прогресс науки том, что вытекает из пороков капиталистического строя.


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru