Северная Америка

США

       Содержание:

Юг США

Один из трех главных экономических районов страны — Юг занимает территорию свыше 2,2 млн. кв. км, или 23% площади США. По уровню социально-экономического развития Юг до настоящего времени заметно отстает от промышленного Севера, что связано прежде всего с историческими особенностями хозяйственного и политического развития этого района. Территория Юга простирается от Атлантического побережья до границы с Мексикой и предгорий Кордильер и охватывает 14 штатов, в том числе крупнейший штат Техас, который по площади превосходит Францию.

Юг США — район поразительных природных, экономических и социальных контрастов. Здесь можно увидеть самые разнообразные картины — сравнительно невысокие, но подчас труднопроходимые Аппалачские горы, тропические мангровые заросли Флориды и прерии Оклахомы, сухие полупустыни Техаса и полноводную Миссисипи, которую не всегда удерживают от разливов и паводков низкие берега. Для района характерны контрасты экономического развития: богатейшие природные ресурсы здесь сочетаются с самой низкой в стране производительностью труда; наиболее быстрые темпы роста промышленного производства — с самым низким уровнем промышленного развития; быстрорастущие города-миллионеры — Даллас, Хьюстон, Атланта, Майами — существуют наряду с депрессивными районами в Аппалачах и Арканзасе; процветающие огромные скотоводческие ранчо и плантации цитрусовых резко контрастируют с разоряющимися хозяйствами мелких арендаторов старого хлопкового пояса. Социально-политические контрасты Юга — это сверхсовременные научно-исследовательские лаборатории и ракетокосмические комплексы.

Несмотря на то что по темпам экономического развития Юг заметно опережает северные и даже большинство западных штатов, по уровню дохода на душу населения он еще заметно отстает у от других районов США. Опережающие темпы роста промышленного производства в южных штатах приводят к постепенному выравниванию уровней промышленного развития Юга и Севера, однако в южных штатах преобладают первичные сырьеемкие и энергоемкие отрасли и производства, развивающиеся на базе использования местной дешевой рабочей силы. Юг по существу остается своеобразным ресурсным придатком промышленно развитого Северо-Востока.

Южные штаты стали играть более важную роль и в политической жизни США, что отражает закономерность последних десятилетий — массовый, по выражению американских географов, сдвиг экономической и политической мощи с Северо-Востока на юг страны.

В пределах Юга наблюдается определенное усиление поляризации экономического развития: формируются крупные промышленные центры, соперничающие по экономическому потенциалу с городами Северо-Востока, образуются целые промышленные сгустки и зоны, играющие все более важную роль в производстве отдельных видов промышленной продукции. Юг занимает ведущее место в стране по добыче каменного угля, нефти, природного газа, фосфоритов, переработке нефти, нефтяному машиностроению, производству текстильных и табачных изделий.

В сельскохозяйственном производстве Юга отмечается усиление процессов более интенсивного хозяйствования. По характеру экономического развития район давно стал индустриально-аграрным, и относительное значение его сельского хозяйства в масштабе страны заметно уменьшилось. Даже наиболее отсталый в экономическом отношении штат Юга и всей страны — Миссисипи по темпам роста промышленного производства устойчиво входит в число ведущих штатов США. Заметным фактором развития района стали его благоприятные климатические и рекреационные условия. Неслучайно южные штаты стали называть солнечным поясом (в противоположность промышленному поясу Севера).

На территории Юга выделяются более мелкие экономические районы. К югу от р. Огайо находятся пограничные штаты между Севером и Югом: Кентукки и Западная Виргиния — основной район добычи каменного угля в стране и высокоразвитой химической промышленности. Крупнейший центр района —Луисвилл (Кентукки), расположенный в среднем течении р. Огайо, — третий по уровню промышленного производства центр Юга, выделяющийся химической, электротехнической, пищевой и табачной промышленностью. Северные пригороды Луисвилла находятся на территории штата Индиана, и город по существу расположен на стыке Севера и Юга США.

К юго-востоку от пограничных штатов и к востоку от Миссисипи простирается Старый Юг, или Глубокий Юг, в XIX в. служивший опорой рабовладельческой системы страны, район, где правил «король хлопока». В пределах Старого Юга вдоль Пидмонта (предгорий Аппалачей), в штатах Виргиния, Северная и Южная Каролина, Джорджия, где в прошлом веке только зарождалось фабричное производство, ныне размещаются крупнейшие в стране центры текстильной и табачной промышленности, производства химических волокон и азотных удобрений. Ядром этого района является северокаролинский Пидмонт с городами средних размеров — Шарлотт, Уинстон-Сейлем и Гринсборо. Этот высоко-индустриализованный район со множеством фабрик, расположенных и в небольших городках, и даже в сельской местности, представляет собой крупнейший в стране ареал концентрации предприятий хлопчатобумажной, табачной и мебельной отраслей (такую же высокую долю занятых в промышленности, как в Северной и Южной Каролине, имеют всего лишь два штата — Коннектикут и Нью-Гэмпшир). В 70-х годах по числу занятых в обрабатывающей промышленности Северная Каролина почти сравнялась с Техасом.

Атланта, расположенная на севере штата Джорджия у южных подножий Аппалачских гор, — наибольшая по числу жителей городская агломерация (1,8 млн. человек) Юго-Востока США. Это один из важнейших политических и культурных центров южных штатов, крупнейший транспортно-распределительный узел Юга, своеобразная столица Юго-Востока.

Атланта возникла в 1843 г. как железнодорожная станция Западной Атлантической железной дороги (в связи с чем и получила свое название). Возникновение, тенденции развития и современные экономические функции города в значительной степени связаны с транспортным и торговым обслуживанием района. Положение Атланты на водоразделе двух речных бассейнов — Мексиканского залива и Атлантического побережья на Линии водопадов к югу от Аппалачей — послужило естественной предпосылкой для возникновения здесь крупного железнодорожного узла, стягивающего дороги Юго-Востока, Северо-Востока и Среднего Запада. В годы Гражданской войны Севера и Юга Атланта благодаря выгодному транспортно-географическому положению была одной из основных баз снабжения продовольствием и вооружением армии южан. После Гражданской войны сильно разрушенный город был отстроен заново — его восстановлению бывшие рабовладельцы придавали большое значение, считая его символ возрождения всего Юга (недаром эмблемой Атланты является возрожденная из пепла сказочная птица Феникс, памяти которой поставлен в центре города).

Атланта — основной на Юго-Востоке транспортно-распределительный центр для грузов сотен наименований: сюда поступают цитрусовые из Флориды, бройлеры, арахис, персики, хлопок, текстиль из северной Джорджии и прилегающих штатов, нефтепродукты с побережья Мексиканского залива, машины и оборудование в основном с севера. Отсюда они распределяются по всему району. Оптовая торговля — важнейшая градообразующая отрасль экономики Атланты: во второй половине 70-х годов доля занятых в торговле (свыше 28%)  была наиболее высокой среди 20 крупнейших экономических центров страны.

По стоимости промышленной продукции Атланта занимает лишь пятое место среди городских агломераций Юга. Отраслевая структура промышленности этого центра довольно разнообразна — из 130 тыс. занятых в обрабатывающей промышленности свыше половины работает на текстильных, швейных, ковровых фабриках, предприятиях деревообрабатывающей, полиграфической и пищевой отрасли. В пригороде Атланты — городке Мариетта расположен построенный в годы второй мировой войны крупный авиационный завод фирмы «Локхид эйркрафт», производящий военно-транспортные самолеты и самолеты-разведчики (в том числе самолеты У-2), авиакосмическое оборудование и приборы, а также ядерные реакторы. В Атланте имеется два автосборочных завода (фирм «Дженерал моторс» и «Форд»), несколько крупных электротехнических предприятий и заводов общего машиностроения.

Строительный бум, охвативший Атланту в послевоенное время, особенно усилился в 60-х годах. Приблизительно за десятилетие в городе было выстроено 17 небоскребов, в центре Атланты сооружен «Пич-сентер» — комплекс административно-финансовых и торговых зданий, отелей, ресторанов и т. д., построены Музей искусств, большой стадион. Как утверждают американцы, Атланта входит в десяток ведущих центров страны по темпам гражданского строительства. В 1976 г. в городе было завершено сооружение гигантского здания Всемирного центра конгрессов. Атланта уже давно стала своеобразной «конгрессной Меккой» страны, куда ежегодно приезжают тысячи участников различного рода конгрессов, фестивалей, конференций, симпозиумов. По общему числу участников таких мероприятий Атланта уступает лишь Нью-Йорку и Чикаго.

Благоприятные климатические условия, обилие зелени, цветов, музеи и исторические памятники, сочетание в городской застройке различных архитектурных стилей — все это привлекает в Атланту многочисленных туристов. Популярный в городе рекламный призыв «Остановись на полпути и погляди вокруг», который относится к туристам, направляющимся из северных штатов страны на курорты Флориды, отражает значение Атланты как важного рекреационного центра Юго-Востока.

Атланта — административный центр штата Джорджия и один из важнейших политических центров южных штатов страны. Здесь чрезвычайно велика прослойка государственных служащих. Достаточно сказать, что в различных государственных учреждениях (как федеральных, так и местных) занято людей больше, чем на всех промышленных предприятиях города, вместе взятых.

Атланта — крупнейший после Хьюстона центр негритянского населения на Юге (350 тыс. человек, или свыше 20% всего населения агломерации). Подавляющая часть негров проживает в центральной части города, на южной и юго-восточной окраинах; в «белых» кварталах доля негритянского населения не превышает 10%.

В Атланте словно фокусируется социальная, культурная и политическая борьба современного Глубокого Юга; с городом связана деятельность многих борцов за гражданские права негров. В Атланте впервые в США стала издаваться ежедневная негритянская газета и был основан первый негритянский университет. Здесь родился и жил лауреат Нобелевской премии мира Мартин Лютер Кинг, преподавал выдающийся негритянский историк и общественный деятель Уильям Дюбуа. Атланта подарила детям всего мира знаменитые «Сказки дядюшки Римуса» — негритянский фольклор, который собрал и обработал свыше ста лет назад местный журналист Джоэль Харрис. В то же время Атланта — город с чрезвычайно низким уровнем грамотности негритянского населения, с самым низким среди крупнейших экономических центров США уровнем профессиональной организованности и заработной платы трудящихся.

Атланта — своеобразный центр «черного капитализма» Америки. Из нищей массы негритянского населения выделился слой состоятельной верхушки, которая владеет банками и магазинами — только для черных, страховыми компаниями и промышленными предприятиями — только для черных, кинотеатрами и ресторанами — только для черных. В Атланте основана негритянская торговая палата, несколько страховых компаний для негров (в одной из них работают свыше тысячи служащих). Средний класс негритянского населения Атланты, крупнейшего центра негритянского образования в стране, представлен также юристами, издателями, врачами, священниками, государственными чиновниками. В 1973 г. впервые мэром города был избран афроамериканец Мейнард Джексон.

К югу от штата Кентукки, между Аппалачами и р. Миссисипи, находится штат Теннесси, который на экономической карте Юга выделяется мощными тепловыми и гидравлическими электростанциями и энергоемкими производствами (металлургия, электрохимия, основной органический синтез,  производство искусственных и синтетических волокон) В Ок-Ридже построено первое в стране атомное предприятие. Крупнейший город  штата  Теннесси — Мемфис — важный торгово-распределительный и промышленный узел в долине р. Миссисипи. Южнее, у подножий Аппалачей, вблизи месторождений коксующегося угля и железной руды, расположен один из старейших промышленных центров Юга — Бирмингем (штат Алабама), где еще в XIX в. были созданы металлургические заводы и предприятия тяжелого машиностроения, снабжавшие оборудованием горную промышленность района. В настоящее время относительное значение  Бирмингема  как  центра тяжелой промышленности заметно упало.

На побережье Мексиканского залива, в дельте р. Миссисипи (между ее левым рукавом и оз. Понтчартрейн), расположен крупный морской и речной порт США — Новый Орлеан, основанный в 1718 г. французом Бьенвилем. По своим экономическим и социально-культурным функциям город в отличие от других крупнейших южных центров относительно мало связан с окружающей территорией. На протяжении сотен лет Новый Орлеан, занимая ключевое транспортно-географическое положение у входа в богатейшую долину р. Миссиейпи, играет роль морских ворот Среднего Запада и практически не зависит от экономического развития соседних прибрежных районов Луизианы и Миссисипи.

Новый Орлеан во многих отношениях необычный для США город. Это единственный крупный город страны, который со дня основания и до последнего времени был «городом-иностранцем», никогда не терявшим своеобразного иностранного колорита. Когда Соединенные Штаты приобрели у Франции в 1803 г. территорию Луизианы, Новый Орлеан, ее административный центр, был уже не маленьким пограничным форпостом, а большим по тем временам портовым городом. В первой половине XIX в. по числу жителей он занимал пятое место в стране и первое к западу от Аппалачей. Исторический и архитектурно-планировочный центр Вьё Каре (что в переводе с французского означает «старый квадрат») до настоящего времени сохранил особенности креоло-испано-французской архитектуры XVIII—XIX вв. — низкие массивные дома, широкие балконы, внутренние дворики. Со времен испанского и французского владычества город остается одним из крупнейших центров католицизма в Северной Америке, что в значительной степени отражается на его архитектурном облике и традициях. Здесь множество католических церквей, частных католических школ и больниц, иезуитский университет Игнатия Лойолы.

Центр города возник на естественном намывном берегу р. Миссисипи, примерно на высоте 4—5 м над ур. моря. Большая часть современного Нового Орлеана лежит почти на уровне моря, на территории осушенных кипарисовых болот, приблизительно на 4—6 м ниже уровня воды в Миссисипи, и отгорожена от реки искусственными дамбами. С самого начала город пришлось защищать от наводнений, для чего повышались естественные береговые валы и прокладывались осушительные каналы, впоследствии замененные закрытыми сточными трубами. Вода в городе повсюду так близко стоит к поверхности, что при домах долгое время не строили погребов, а могилы на кладбищах не делались в глубине земли, а сооружались на ее поверхности. В Новом Орлеане проведены большие работы по строительству дренажных сооружений и дамб, однако при сильных наводнениях на р. Миссисипи значительная часть города и его болотистых окрестностей оказывается под угрозой затопления.

Новый Орлеан находится в 175 км от Мексиканского залива, но искусственный судоходный канал, проложенный по дну р. Миссисипи, позволяет подниматься вверх до города крупным океанским судам. Во второй половине XX в. канал был продолжен до Батон-Ружа — крупного центра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в ста с лишним километрах к северо-западу от Нового Орлеана. К оз. Понтчартрейн и Новому Орлеану подходит Береговой канал, проложенный вдоль всего побережья Мексиканского залива, по которому, в основном на баржах, перевозят насыпные грузы — щебень, гравий, песок, самородную серу и т. п.

В США нет другого крупного города, жизнь которого была бы так тесно связана с портом и морской торговлей, как Новый Орлеан. В этих отраслях хозяйства занято свыше 150 тыс. человек. По ежегодному грузообороту (свыше 120 млн. т) порт Нового Орлеана в США уступает существенно лишь Нью-Йорку. Однако в отличие от Нью-Йорка и других крупных центров морского судоходства страны порт для Нового Орлеана — основной источник доходов. Так, в 1970 г. доход от морской торговли в Новом Орлеане на душу населения в 4 раза превышал доход в Нью-Йорке и Балтиморе. Через порт вывозятся поступающие со всего Среднего Запада сырье и продовольствие (пшеница, кукуруза, соевые бобы, хлопок, сера), а также промышленные изделия. Сюда же поступает значительная часть товаров, импортируемых из стран Латинской Америки, — натуральный каучук, бокситы, селитра, железная руда, кофе, тростниковый сахар, тропические фрукты (главным образом бананы).

Новый Орлеан — своего рода форпост США во внешней торговле со странами Латинской Америки. В городе находятся консульства и представительства торговых фирм почти всех латиноамериканских государств. В настоящее время значение Нового Орлеана как центра судоходства и крупного внешнеторгового порта несколько уменьшилось в связи с открытием морского судоходства по р. Св. Лаврентия (что сделало Чикаго морским портом и ослабило внешнеторговую зависимость западного Приозерья от Нового Орлеана) и растущей конкуренцией ряда других портов побережья Мексиканского залива, прежде всего Мобила, Галфпорта, Галвестона.

Промышленность в Новом Орлеане развита относительно слабо. По стоимости промышленной продукции город занимает лишь 14-е место среди городских агломераций Юга, значительно уступая другим крупным городам. В обрабатывающей промышленности занято 50 тыс. Основные отрасли промышленности — судостроительная и судоремонтная, пищевая (в том числе производство тростникового сахара и фруктовых консервов), алюминиевая, металлообрабатывающая и производство строительных материалов. В окрестностях Нового Орлеана, в Мишауде, сооружен ракетный комплекс Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

Новый Орлеан, бывший когда-то крупнейшим городом Юга, утратил свое прежнее значение. В отличие от других городов-миллионеров Юга темпы роста его населения и экономики ниже средних по району. «Золотой век» Нового Орлеана был связан с расцветом плантационно-рабовладельческой системы на Юге США в первой половине XIX в., когда экономика города держалась на торговле рабами, хлопком и судоходстве. Как уже отмечалось, центр Нового Орлеана до настоящего времени сохранил свой романтический франко-испанский колорит. Исторические и архитектурные памятники и живописные субтропические парки, знаменитые французские рестораны, кабаре и ночные клубы, традиционные карнавалы и блюзы негритянских джазов (Новый Орлеан — родина джазовой музыки) — все это ежегодно привлекает в «старый квадрат» Нового Орлеана миллионы туристов, главным образом из штатов Среднего Запада.

Туризм после судоходства и внешней торговли  стал для города важней статьей доходов.

К западу от р. Миссисипи находятся штаты Юго-Западного центра, или Нового Юга, — основного ареала нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности США. Здесь на обширной территории, среди пастбищ, хлопковых плантаций и нефтяных вышек, выделяются, как острова в море, крупнейшие городские агломерации Юга — Даллас — Форт-Уэрт и Хьюстон. Важный промышленный ареал сложился на побережье Мексиканского залива, где на территории нефтегазоносного бассейна возник крупнейший в мире комплекс предприятий нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газовой промышленности с центром в городе Хьюстон.

Хьюстон расположен на равнине у р. Сан-Джасинто, впадающей в залив Галвестон, который глубоко врезается в сушу.

Положение Хьюстона на плоской равнине в относительном удалении от морского побережья позволило городу равномерно расширяться во всех направлениях, и в настоящее время его планировка имеет четко выраженный радиальный характер.

Население Хьюстона растет чрезвычайно быстро, увеличиваясь за каждое из последних десятилетий примерно в 1,5 раза, частично за счет включения в состав агломерации близлежащих графств, а главным образом благодаря естественному приросту и значительному притоку приезжающих в город на постоянное жительство. Лишь за 20 лет, с 1960 по 1980 г., чистый прирост мигрантов достиг 400 тыс. человек. Негритянское население агломерации     превышает 400 тыс. человек, подавляющая часть которых (свыше 80%) проживает в гетто, расположенных в центральной части города.

Один из наиболее быстро растущих центров Северной Америки — Хьюстон, крупнейший промышленный узел и вторая по числу жителей городская агломерация Юга (2,3 млн. человек). Город вырос из небольшого поселения, основанного в 1836 г. (он был назван в честь американского генерала Сэма Хьюстона).

Быстрому экономическому росту Хьюстона способствовало его выгодное экономико-географическое положение у Берегового канала, объединяющего в единую транспортную систему устья рек, впадающих в Мексиканский залив.

В послевоенные годы город превратился в один из крупнейших в мире центров нефтепереработки и нефтехимии. Здесь насчитывается свыше 200 химических предприятий, вырабатывающих пластмассы, синтетический каучук, кислоты, щелочи, спирты и другие химикаты, десятки газобензиновых и семь крупных нефтеперерабатывающих заводов. Большая часть этих предприятий расположена  в восточной части Хьюстона.

 В пределах Хьюстонского промышленного узла, местечке Фрипорт, расположен крупнейший в мире комбинат «Доукемикл» производству хлора, хлорорганических продуктов и других нефтехимикатов.

Хьюстонский морской порт — третий в стране по объему грузооборота (около 100 млн. т в год). Портовые сооружения находятся за пределами города, поэтому его внешний вид лишен черт типичного портового «ландшафта».

Развитию Хьюстона как важного промышленного и торгового центра страны способствовал рост в штате Техас сельскохозяйственного производства, в особенности риса и хлопка на поливных землях, а также мясного животноводства. Хьюстон относится к числу крупнейших центров оптовой торговли хлопком и рисом в США. Вокруг города в пределах 150-километрового радиуса собирается свыше 1/4 всего урожая риса в стране, большая часть которого перерабатывается на местных рисоочистительных фабриках. В городе расположены также мясоконсервные заводы, предприятия по переработке хлопковых семян, элеваторы.

Хьюстон не только крупнейший промышленный, транспортный, но и важный торговый и финансовый центр Юга, правда уступающий в этом отношении Далласу. В последние десятилетия в городе отмечается быстрый рост числа научно-исследовательских учреждений и лабораторий. В 35 км к юго-востоку от центра города на площади в 660 га в 1963 г. был создан Центр управления пилотируемыми и космическими полетами США имени Линдона Джонсона, где работают свыше 4 тыс. инженеров, техников, ученых и других сотрудников. Кроме того, по контрактам с НАСА Центр обслуживают еще 7 тыс. человек.

Хьюстон американцы часто называют символом динамизма Нового Юга. Действительно, за короткий срок город стал одним из крупнейших промышленных центров страны (9-е место по стоимости условно-чистой продукции). Однако развитие Хьюстона характеризуется специфическими проблемами и противоречиями, свойственными в значительной степени всему Новому Югу. Дефицит водных ресурсов (город концентрирует наиболее водоемкие отрасли промышленности), загрязнение окружающей среды вредными выбросами (Хьюстон — один из наиболее загрязненных городов США) делают перспективы развития Хьюстона далеко не безоблачными, хотя по инерции город еще растет и, очевидно, в скором будущем по объему промышленного производства вплотную прибли зится к пятерке ведущих промышленных центров страны.

Важнейшим экономическим центром Юга и своеобразной региональной столицей Юго-Запада является Даллас — Форт-Уэрт, крупнейшая по числу жителей городская агломерация южных штатов. Форт-Уэрт возник в начале 40-х годов XIX в. как укрепленный форпост на границе между англо-американскими поселениями и индейской территорией (на западе). Даллас был построен на р. Тринити как большой торговый поселок к востоку от Форт-Уэрта примерно в то же время.

Хотя административно Даллас и Форт-Уэрт — самостоятельные города, в начале 70-х годов XX в. Бюро цензов США стало рассматривать их в качестве единой агломерации, так как пригородные зоны этих городов практически слились. «Города-близнецы» Даллас и Форт-Уэрт (расстояние между ними менее 50 км) расположены в равнинной местности на севере Техаса, на границе двух агроклиматических зон — более влажной хлопководческой зоны к востоку и относительно засушливой зоны развитого пастбищного животноводства к западу.

В XIX в. развитие Далласа было связано с торговлей хлопком, а Форт-Уэр-та — с переработкой продуктов животноводства и с торговлей зерном. Росту Далласа способствовала постройка железной дороги, соединяющей Юго-Запад с северными районами. Своеобразное разделение труда между Далласом и Форт-Уэртом сохранилось в значительной степени и до настоящего времени.

Даллас — крупнейший транспортный узел Юго-Запада — соединен с другими городами восемью железнодорожными линиями и шестью автомагистралями междуштатного значения, в окрестностях города расположено свыше десятка аэропортов, в том числе один из крупнейших в мире. Развитие хлопководства в Техасе укрепило позиции Далласа как одного из важнейших центров оптовой торговли хлопком и производства хлопкоуборочных машин. В то же время Форт-Уэрт сохранил свои функции крупного рынка скота и зерна с огромными бойнями, мясоконсервными заводами, элеваторами и мукомольными фабриками. По своему транспортному значению город заметно уступает Далласу.

Открытие и разработка нефтяных месторождений в восточном Техасе в 20-х годах нынешнего столетия дали мощный толчок экономическому развитию «го-родов-близнецов». Нефтяной бум способствовал усилению значения Далласа как финансового центра Юго-Запада — здесь в многочисленных частных банках и федеральном резервном банке оседали миллионы техасских «нефтяных баронов» — Ханта, Мерчисона, Ричардсона и др. Город превратился в крупный финансово-организационный центр нефтяной промышленности. Однако нефтеперерабатывающие предприятия в самом Далласе в отличие от Хьюстона не строились, лишь в Форт-Уэрте был пущен в строй сравнительно небольшой завод.

В годы второй мировой войны в Далласе и Форт-Уэрте были построены крупчасть этих заводов расположена вдоль автомагистрали Даллас — Форт-Уэрт. В Форт-Уэрте на предприятиях, принадлежащих военно-промышленным монополиям «Дженерал дайнэмикс» и «Белл аэроспейс», производят сборку военных самолетов и вертолетов. Названные и другие многочисленные и более мелкие предприятия, выпускающие отдельные узлы, агрегаты и компоненты для самолетов, ракет, вертолетов, наземного оборудования, привязывают экономику цен-тра к системе правительственных военных заказов, делают Даллас с Форт-Уэртом одной из опор американского военно-промышленного комплекса.

Даллас — Форт-Уэрт — единственный значительный центр сборки автомобилей на Юго-Западе; в Далласе расположены два сборочных завода фирмы «Форд», в Форт-Уэрте — завод фирмы «Дженерал моторс». 

Как в Далласе, так и в Форт-Уэрте расположено множество предприятий, выпускающих оборудование для нефтяной, и газовой промышленности: насосы, компрессоры, буровое оборудование, геофизические приборы, резервуары и т. п. Следует отметить, однако, что по сравнению с Форт-Уэртом промышленность Далласа имеет более разнообразный характер:  здесь относительно развиты химическая и полиграфическая промышленность, производство швейных изделий и мебели. По общему объему промышленного производства Даллас опережает Форт-Уэрт примерно в 2 раза. В сумме Даллас с Форт-Уэртом по стоимости промышленной продукции несколько уступают Хьюстону, однако по числу занятых в обрабатывающей промышленности заметно превосходят последний.

Однако значение агломерации Даллас — Форт-Уэрт в экономической и социальной жизни Юга и всей страны определяется в основном не ее промышленным потенциалом, а тем, что это важнейший финансовый, торговый и в какой-то степени политический центр южных штатов с быстро растущим населением и обслуживающими функциями. Даллас — это своего рода нервный центр района или своеобразные «ворота», через которые следуют масса товаров, поток людей, перемещающихся на Юго-Запад из северных районов страны. Эти функции «ворот» лучше всего иллюстрируются размахом оборота оптовой торговли и концентрацией финансовых учреждений (в особенности банков и страховых компаний), штаб-квартир корпораций местного и общенационального значения, потоков пассажиров, прибывающих в аэропорты. По объему оптовой торговли Даллас — Форт-Уэрт занимает восьмое место, а по сумме банковских вложений — девятое место среди агломераций страны, опережая все экономические центры Юга и такие крупные центры Севера, как Питтсбург, Кливленд, Сент-Луис.

Политическая жизнь Далласа контролируется Советом граждан Далласа —организацией местных мультимиллионеров, по существу правящих городом. Весьма показательно, что Даллас даже по формальным признакам (число студентов, обучающихся в вузах, количество музеев, театров, концертных залов) весьма трудно отнести к числу заметных центров культурной жизни Америки. Далласские нувориши предпочитают вкладывать средства в различного рода увеселительные заведения, ночные бары и дансинги. В то же время Далласский симфонический оркестр (один из старейших в стране), с которым связано начало творческого пути выдающегося американского пианиста Вана Клиберна, из-за недостатка средств находится под угрозой ликвидации.

Даллас, где проживает по меньшей мере 400 миллионеров — банкиров и воротил военно-промышленного бизнеса, нефтепромышленников и скотоводов, оптовых торговцев и спекулянтов недвижимостью, стал оплотом самых реакционных сил страны. Не случайно американцы называют Даллас «городом, убившим президента», имея в виду ноябрьское событие Америки 1963 г.

Как особая часть Юга выделяется Флорида — штат, почти не знавший рабовладения, с высокоинтенсивным сельским хозяйством (выращивание цитрусовых и других субтропических культур, овощей). Это наиболее быстро развивающаяся часть Юга, которая выделяется своими рекреационными функциями, значительной радиоэлектронной и ракетно-космической промышленностью. На восточном побережье полуострова Флорида (мыс Канаверал) находится крупнейший в США ракетно-космический полигон имени Джона Кеннеди — центр запусков пилотируемых космических кораблей. Вблизи полигона расположено множество обслуживающих предприятий, заводов по производству ракетно-космической техники и электронного оборудования. Постепенно все восточное побережье Флориды, от Джексонвилла до Майами, превращается в почти сомкнувшуюся цепочку ракетно-космических центров и курортов.

Крупнейший город Флориды — Майами не только важнейший экономический центр полуострова, но и самый большой курорт Соединенных Штатов Америки (а также всего мира). Город основан в 1896 г., когда железная дорога с севера была продолжена до устья р. Майами. Расположенный на юго-востоке Флориды, ближе к экватору, чем любой другой крупный город страны, Майами лежит на границе двух климатических поясов — субтропического и тропического. Мягкий океанический климат восточного побережья Флориды обусловлен теплым течением Гольфстрим, проходящим в нескольких милях от побережья, и юго-восточными пассатами, приносящими теплый воздух зимой и прохладный — летом. Зима здесь мягкая и сухая (средняя температура января 21°), лето — дождливое и жаркое (средняя температура июля 29°).

К западу от Майами простирается обширная заболоченная низменность — Эверглейдс. На встречающихся среди болот приподнятых участках с плодородными почвами преобладают широколиственные леса, близкие по видовому составу к тропическим лесам Вест-Индии и богатые вечнозелеными дубами, фикусами, красным деревом. Вдоль побережья растут кокосовые пальмы. На южном, затопляемом приливом побережье Флориды распространены мангровые леса, где обитают аллигаторы; здесь основан национальный парк Эверглейдс — место паломничества многочисленных туристов. В болотистой части Флориды находится резервация индейцев семинолов, оттесненных сюда американскими колонизаторами после кровопролитных войн. Пышная и богатая растительность и побудила испанца Понсе де Леона, открывшего полуостров, назвать его Флоридой — «цветущей страной».

Майами расположен у бухты Бискейн, в устье р. Майами, на прибрежной гряде высотой около 2,5 м, тянущейся вдоль восточного побережья Флориды.

Город, возникший на месте небольших поселков, насчитывавших в конце прошлого века всего несколько сот жителей, начал быстро расти с прокладкой сюда железной дороги от Джэксонвилла. К середине 20-х годов его население достигло уже 100 тыс. человек.

Основные отрасли городского хозяйства здесь связаны с обслуживанием большого числа курортников и туристов. До половины экономически активного населения города (приблизительно 300 тыс. человек) занято в оптовой и розничной торговле и обслуживании отелей, пансионатов, кемпингов, мотелей, санаторных и больничных комплексов. Промышленность в городе развита относительно слабо — на ее долю приходится менее 15% всех занятых в экономике. Из 90 тыс. рабочих и служащих промышленных предприятий большая часть приходится на швейные фабрики, металлообрабатывающие заводы, предприятия пищевой, полиграфической и мебельной промышленности. В Майами имеется несколько небольших фабрик по изготовлению сигар. Из отраслей машиностроения, в которых занято около 7 тыс. человек, выделяется авиаракетно-космическая промышленность. Майами — важный авиатранспортный узел страны, уступающий по пассажирообороту только одному крупному городу Юга — Атланте. Ежедневно международный аэропорт Майами принимает и отправляет около 1,5 тыс. самолетов. С обслуживанием аэропорта так или иначе связано свыше 75 тыс. рабочих, служащих и инженерно-технических работников. Майами — крупный промежуточный узел авиасообщений США со странами Латинской Америки, однако основная часть прибывающих в аэропорт пассажиров — это туристы.

Туризм — основная отрасль экономики Майами. В конце 70-х годов на курорт ежегодно прибывало около 5 млн. отдыхающих, доход от которых достиг 1 млрд. долл. В южной Флориде два основных курортных сезона — зимний, более короткий (с пиком в феврале) и летний, продолжительный (с мая по октябрь). В зимний «бархатный» сезон в Майами отдыхают богатые американцы, обычно прилетающие сюда на одну-две недели из северо-восточных штатов страны. Летом, когда цены в отелях несколько снижаются, курорт заполняют американцы среднего достатка, в основном из юго-восточных штатов.

Отсутствие больших пригородных парков является проблемой, волнующей прежде всего коренных жителей города.

Большой Майами состоит из нескольких частей: собственно Майами, Майами-Бич, Коралл-Гейблс, Хайали, Норт-Майами, Саут-Дейд и др. Майами-Бич, город отелей, расположен на полуострове — узкой песчаной косе, отделенной от собственно Майами лагуной. В пределах Майами-Бич четко выделяются три части: Саут-Бич («южный пляж»), Отел-Роу («отельный ряд»), Мотел-Роу («мотельный ряд»). Саут-Бич, расположенный в южной части полуострова, — наиболее старый курортный район города, возникший на месте плантации кокосовых пальм в начале XX в. Здесь до настоящего времени сохранилось множество старых, полуобветшавших зданий в 2—5 этажей — небольших гостиниц, пансионатов и жилых домов. Эта часть Майами-Бич представляет собой своеобразное «гериатрическое гетто», где 3/4 населения приходится на престарелых малообеспеченных жителей в возрасте 60 и более лет. Между Саут-Бич и собственно Майами сооружен ряд искусственных островов (из грунта, изымавшегося с морского дна при углублении залива). На этих островах, соединенных с городом автомобильной дорогой, проходящей посреди залива по узкой дамбе, построены небольшие коттеджи для пенсионеров и других горожан со средним уровнем доходов.

К северу от Саут-Бич простирается знаменитый Отел-Роу — цепь высотных гостиниц и пансионатов, выстроенных вдоль пляжа на протяжении 10 км главным образом в послевоенные годы. Здесь находятся самые дорогие отели. Часть их постепенно скупается под постоянное место жительства миллионерами, что, по мнению городских властей, может уменьшить поток отдыхающих, приезжающих в Майами на время отпуска. Выстроенные вдоль обоих берегов узкого полуострова отели образуют настоящий многокилометровый «бетонный каньон», внутри которого не ощущаются даже самые сильные ураганы. Северная часть Майами-Бич — так называемый мотельный ряд — состоит из более современных построек; здесь расположены мотели, кемпинги и пансионаты, студенческие лагеря отдыха.

Даунтаун Майами, или деловой центр города, — район магазинов готового платья и сувениров, банков и бюро путешествий, отделений авиационных, пароходных и железнодорожных компаний. К северо-западу от даунтауна расположен санаторно-больничный микрорайон города, за которым находятся промышленные пригороды. Здесь же наиболее крупные негритянские гетто. Всего в Майами насчитывается около десятка гетто, в которых проживают почти 200 тыс. негров.

К югу от центрального делового района вдоль океанского побережья среди кокосовых пальм расположены виллы богачей с парками, лодочными станциями и яхт-клубами. А еще южнее простирается зона пригородного овощеводства и субтропического земледелия. Здесь выращиваются томаты, картофель, зеленый горошек, салат, сладкий перец, редис, клубника, а также лимоны, манго и авокадо. Всего в сельскохозяйственном производстве занято 2,5% экономически активного населения Майами.

Вторая по численности населения агломерация Флориды — слившиеся города Тампа и Сент-Питерсберг с населением около 1,4 млн. человек (включая пригороды). Это крупный промышленный центр и морской порт, расположенный на западном побережье полуострова, в глубине залива Тампа. Тампа — Сент-Питерсберг — крупнейший торговый центр на западном побережье Флориды: в е оптовой и розничной торговле занято свыше 125 тыс. человек. Однако из всех значительных экономических центров полуострова Тампа — Сент-Питерсберг в наибольшей степени специализирует на промышленном производстве.

Сент-Питерсберг  —  важнейший на полуострове центр производства радиоэлектронной аппаратуры и средств связи. В этой отрасли промышленности занято около 10 тыс. человек. На заводах фирм «Дженерал электрик», «Хониуэлл», «Электроник комьюникейшнс» производят электронные навигационные системы, электронные вычислительные машины, различные узлы и детали для авиаракетно-космической промышленности.

В Тампе — Сент-Питерсберге развиты пищевая промышленность, переработка фруктов и овощей, выращиваемых на прилегающей территории, переработка рыбы.

Тампа — Сент-Питерсберг — наиболее быстрорастущая крупная городская агломерация Юга США. С 1950 по 1975 г. ее население возросло на 250% — с 400 тыс. до 1,4 млн. человек. Доля негритянского населения в центральных кварталах невелика — менее 10%.


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru