Северная Америка

США

       Содержание:

Север США

Наиболее развитым из трех главных районов страны является Север. Площадь его — около 2,5 млн. кв. км, что составляет 32% площади США (без Аляски и Гавайев), численность населения в 1980 г составила 110 млн. человек. В пределах Севера сконцентрировано значительная часть обрабатывающей промышленности страны и свыше 3/4 таких важнейших ее отраслей, как машиностроение и черная металлургия. Север по-прежнему остается своего рода промышленной метрополией США.

По своей площади Север примерно равен странам Западной Европы без Скандинавских стран, по числу жителей он превосходит Великобританию и Францию, вместе взятые, а по объему промышленной продукции — всю Европу.

Район занимает северную часть восточной половины территории США. На востоке он примыкает к Атлантическому океану, образующему здесь много заливов с удобными естественными гаванями. Однако на морское побережье приходится лишь около 15% общей длины границ Севера, и значительная часть его территории находится далеко от океана. Это отчасти компенсируется наличием в пределах Севера своего рода «внутреннего моря» — системы Великих озер общей площадью около 250 тыс. кв. км. По количеству перевозимых грузов Великие озера не уступают наиболее оживленным путям Мирового океана.

На севере район граничит с наиболее экономически развитой частью Канады, с которой он ведет оживленный товарообмен. На значительном протяжении граница проходит по Великим озерам, что облегчает перевозку между США и Канадой массовых грузов.

Основная часть территории Севера расположена между 37° и 47° с. ш.,т. е. в южной части умеренного пояса, и лишь южная окраина заходит в субтропический пояс. Количество осадков почти повсюду достаточно для выращивания основных культур, свойственных этому поясу,— кукурузы, пшеницы, сои и т. д.

Однако климат района несравненно более суров, чем климат областей, лежащих на тех же широтах в Европе. Во все сезоны года здесь преобладают западные ветры, поэтому влияние Атлантического океана ограничивается сравнительно узкой прибрежной зоной. Аппалачские горы также препятствуют распространению его влияния в глубь территории Севера. От Тихого же океана Север отделен мощной системой Кордильер.

На Севере нет хребтов широтного направления, поэтому формирующиеся над Северным Ледовитым океаном холодные и сухие массы воздуха, двигаясь на юг, .в бассейн Миссисипи и Миссури, не встречают никаких препятствий на своем пути и иногда достигают Мексиканского залива и Флориды. Вследствие этого климат Севера континентальный, со сравнительно малоснежными и суровыми зимами. Южное побережье США омывается теплым Мексиканским заливом. Над ним и над Карибским морем формируются теплые и влажные массы тропического воздуха, которые проникают в центральную часть Северной Америки и оказывают существенное влияние на климат Севера. При встрече арктических и тропических воздушных масс происходит активная фронтальная и циклоническая деятельность, выпадают осадки, погода становится неустойчивой, зимой часто бывают оттепели, сменяющиеся суровыми морозами. На Центральных и Великих равнинах значительны колебания температуры, особенно в зимний период.

Основной источник влаги на Севере — тропические воздушные массы, приходящие с Мексиканского залива. Господствующие западные ветры переносят тропический воздух на восток, и западная часть Севера получает осадков меньше, чем восточная. Столкновение различных воздушных масс   вызывает сильные штормы и ураганы.

Важным климатообразующим фактором местного значения служат Великие озера, чья огромная поверхность смягчает климат прилегающей области.

На Севере много незамерзающих бухт, удобных для судоходства: Равнинный рельеф не затрудняет развитие транспорта, сельского хозяйства и строительство городов. Почвы большей части района плодородны, а климат позволяет выращивать все культуры умеренного пояса, включая виноград. Есть богатые месторождения угля, железа, цветных металлов, строительных материалов, некоторых видов химического сырья. Густая сеть рек и озер благоприятствует развитию судоходства, орошения и гидроэнергетики.

В целом благоприятные природные условия и относительно ровная поверхность большей части Севера позволяют использовать для хозяйственной деятельности почти всю его территорию, поэтому Север в отличие от Запада практически весь заселен.

Все эти обстоятельства в значительной степени способствовали хозяйственному развитию Севера США и превращению его в ведущий, экономически наиболее развитый район страны. Однако в процессе развития вследствие хищнической эксплуатации, обусловленной анархией производства и безудержной погоней за прибылью, многие природные богатства Севера уже растрачены, другие сильно уменьшились. Исчезли великолепные леса, покрывавшие восточную часть района, мелеют реки, усиливаются и учащаются засухи, истощаются и пожираются эрозией плодороднейшие земли, страдают от неумеренного выпаса скота пастбища, истощены месторождения газа и нефти.

В отдельных частях района природные условия довольно различны. Горный рельеф восточной части (Аппалачская область) затрудняет ее сельскохозяйственное освоение и развитие транспорта. Почвы там в целом хуже, чем в других частях района. Но и здесь на береговой низменности и в аппалачских долинах с их плодородными почвами и мягким климатом много удобных для сельского хозяйства земель.

Центральная часть Севера, бескрайние просторы равнин которой достаточно увлажнены и имеют теплое и длинное лето, плодородные черноземовидные и черноземные почвы, очень благоприятна для сельского хозяйства. Наличие удобных естественных путей, связывающих центр Севера с другими частями страны (по системе Великих озер и Миссисипи — Миссури — Огайо), залежей угля и железа, запасов нефти и близость к основным нефтеносным районам страны создают здесь хорошие условия и для развития промышленности.

Западная часть Севера удалена от океанов. Климат ее засушлив, почвы плодородны, но нуждаются в орошении или специальных методах обработки. Речная сеть редка. Великие равнины во многом остаются, как и десятки лет назад, районом пастбищного скотоводства и экстенсивного земледелия.

Внутри Севера можно выделить три основные части: Атлантическое побережье, Приозерье и Северо-Западный центр.

Атлантическое побережье Севера лежит между берегом океана и Аллеганскими горами. Оно занимает около 1/6 территории Севера, однако здесь сконцентрировано 45% всего его населения и более половины городского населения. Это наиболее экономически развитая, густонаселенная и урбанизированная часть США, где на 5 % территории страны сосредоточена 1/4 всех ее жителей, примерно 1/3 горожан и производится 1/3 продукции обрабатывающей промышленности. Различные отрасли обрабатывающей промышленности, а также финансово-банковское дело и другие «городские» виды хозяйственной деятельности преобладают над отраслями, поставляющими сырье, и в частности над сельским хозяйством. Горожане составляют более 80% населения.

Атлантическое побережье — единственный «выход» Севера к морским путям, ведущим прежде всего в европейские страны. Отсюда началось заселение страны. Через порты побережья шел в США поток иммигрантов из Европы; через них осуществляется большая часть ввоза и значительная часть вывоза из США. Они всего теснее связаны с Европой также в деловом, финансовом, культурном и научном отношениях. Это имело очень большое значение на всех стадиях развития района — от начала его колонизации до настоящего времени.

Скудные сырьевые ресурсы Атлантического побережья давно уже перестали играть значительную роль в его хозяйстве. Почти все сырье, потребляемое промышленностью, и большая часть продуктов питания для его многомиллионного населения ввозятся. Это типичный старопромышленный район, высокий уровень экономического развития которого в немалой степени обусловлен удобством экономико-географического положения. Известное значение имели также преимущества раннего «старта», так как освоение побережья началось значительно раньше других частей Севера. Капиталы, накопленные в торговле, были затем вложены в промышленность.

В прошлом старопромышленное Атлантическое побережье было ядром всего Севера, а тем самым и США; в какой-то степени оно сохраняет это значение и сейчас. В обрабатывающей промышленности района занято людей в 10 раз больше, чем в сельском хозяйстве, и она дает в 20 раз больше продукции. Структура промышленности очень разнообразна — здесь представлены чуть ли не все отрасли как тяжелой, так и легкой промышленности; однако особое значение имеют отрасли, требующие высокой квалификации рабочих, но мало сырья и энергии. Вместе с тем на побережье есть и предприятия, ориентирующиеся на сырье и топливо, привозимые дешевым морским путем (металлургические, нефтеперерабатывающие, химические, сахарорафинадные заводы и т. п.). Наличие квалифицированных кадров и высокой производственной культуры делает Атлантическое побережье по уровню научно-исследовательских работ одним из важнейших среди районов страны.

Атлантическое побережье получает из других частей США и из-за границы громадные количества разнообразного промышленного сырья и полуфабрикатов, топлива и продовольствия, а вывозит главным образом промышленные товары. Еще более важную роль, чем в обрабатывающей промышленности, Атлантическое побережье играет в финансовом деле, образовании, науке, искусстве и т. д. Здесь обосновалась большая часть самых могущественных и влиятельных финансовых групп, фактически контролирующих хозяйство страны. В больших городах побережья, и прежде всего в Нью-Йорке, размещаются правления многочисленных фирм, действующих в различных отраслях экономики США, и транснациональных корпораций.

В сельском хозяйстве занято всего 3% экономически активного населения района. Под фермами находится менее 40% всей земельной площади, тогда как в зааппалачской части Севера — примерно 80%. Много «ферм-квартир», владельцы которых почти не занимаются сельским хозяйством, ферм, используемых как дачи,  а также «парттаймовых» ферм, хозяева которых часть года работают в своем хозяйстве, а остальное время заняты где-либо на стороне. Сельское хозяйство района, все сильнее специализируясь на производстве свежих и скоропортящихся продуктов (молочное животноводство, птицеводство, огородничество и садоводство), стало преимущественно пригородным и высокоинтенсивным. По числу тракторов, стоимости вносимых удобрений и расходам на наем рабочей силы в расчете на 100 га земли под фермами район занимает первое место в США. Процент крупных ферм здесь также более высокий, чем в других частях Севера.

Население и хозяйство размещены на побережье очень неравномерно. Рядом с многочисленными городами и округами интенсивного сельского хозяйства встречаются обширные пустоши с очень редким населением. Большая часть их покрыта вторичными лесными порослями, выросшими на месте порубок и заброшенных ферм. Однако эти земли имеют определенную хозяйственную ценность как места летнего и зимнего отдыха.

Ядро старопромышленного Атлантического побережья образует цепочка больших городов во главе с Нью-Йорком. Первоначально эти города были самостоятельными центрами, мало связанными между собой. Однако по мере их роста они занимали все большую площадь, обрастали пригородами, срастались между собой. В настоящее время пригородные зоны городов, образующих эту цепочку, уже практически сомкнулись и образовали сплошную полосу урбанизированной территории, протянувшуюся более чем на 1000 км, от южных графств Нью-Гэмпшира до запотомакских пригородов Вашингтона на севере штата Виргиния. В этой полосе в 1980 г. жило примерно 35 млн. человек — более 3/4 всего населения побережья. Именно эта полоса определяет специализацию района и его выдающееся место во всех областях жизни США. Остальные 9/10 территории представляют собой своего рода молочно-птицеводческую ферму и зеленую зону отдыха и туризма, обслуживающую эту цепочку городов.

Исторически на Атлантическом побережье сложились два района: Новая Англия и Среднеатлантическое побережье.

Новая Англия занимает крайнюю северо-восточную часть США. На востоке и юге она выходит к Атлантическому океану, на севере граничит с Канадой, а на западе — со штатом Нью-Йорк. Ее границы идут по гористой местности, неудобной для сообщений. Поэтому Новая Англия несколько обособлена от ругих частей США; в то же время она несколько ближе к Западной Европе.    Такое положение представляло определенные  выгоды   в  начальный  период истории США, когда их территория ограничивалась полосой Атлантического побережья,   а   основные   экономические связи шли за океан. Однако по мере освоения и хозяйственного развития внутренних частей страны оно становилось все менее выгодным.

Природные ресурсы Новой Англии очень невелики. Хотя Новая Англия расположена между 42 и 47° с. ш., т. е. примерно на широте Франции, ее климат скорее напоминает климат Скандинавского полуострова. Почвы здесь бедные. Полезных ископаемых мало, угля и нефти нет совсем. Все необходимое топливо и почти все сырье и продовольствие приходится ввозить. Море сделало возможным развитие судоходства, морской торговли, рыболовства, китобойного промысла, а в сочетании с отличными «корабельными рощами» — и судостроения. Эти отрасли обеспечили первоначальное накопление капиталов, использованных в дальнейшем для развития промышленности, которая могла получать здесь сырье и топливо по дешевому тарифу.

Фабричная промышленность зародилась в Новой Англии в самом конце XVIII в.; довольно скоро она стала первым промышленным районом США.

В течение длительного периода, вплоть до 20-х годов нашего века, Новая Англия была главным районом легкой промышленности США. Однако еще в 80-х годах XIX в. началось строительство текстильных фабрик на Юге, где заработная плата была гораздо ниже, чем в Новой Англии, и постепенно легкая промышленность переместилась на Юг.

«Уход» хлопчатобумажной, а вслед за ней и обувной промышленности очень болезненно отразился на Новой Англии. Она удержала за собой лишь производство более сложных и высококачественных изделий, чему способствовало наличие квалифицированных кадров и высокой производственной культуры, а также нежелание монополий обесценивать уже сделанные капиталовложения. Быстро расширялись такие отрасли, как электротехническая, авиационное моторостроение и т. п., связанные с другой традиционной специализацией Новой Англии — металлообработкой. В результате отраслевая структура промышленности заметно изменилась. Прежде преобладала легкая промышленность, ныне же первенство перешло к разнообразным видам тонкого машиностроения. Затраты живого труда на единицу промышленной продукции в Новой Англии выше, чем в других -районах США, а затраты сырья и топлива ниже.

Несмотря на постепенное понижение доли Новой Англии в продукции обрабатывающей промышленности США и большие изменения в отраслевой структуре производства, промышленность по-прежнему играет решающую роль в жизни района.

Две трети площади Новой Англии покрыто лесами. Однако девственных лесов почти не сохранилось. Славившаяся в прошлом превосходным мачтовым лесом, Новая Англия ныне вынуждена ввозить много древесины для нужд строительства и промышленности, в том числе бумажной, из Канады, а также с Юга и Тихоокеанского Северо-Запада.

Приятный, прохладный климат, живописное морское побережье с хорошими песчаными пляжами, покрытые лесом горы, многочисленные реки и озера привлекают в Новую Англию немалое число дачников и туристов, обслуживание которых приносит значительно больший доход, чем сельское хозяйство.

Внутри Новой Англии резко различаются густонаселенная, сильно урбанизированная и промышленно развитая южная часть и относительно редко населенный север, где промышленность развита гораздо слабее и большое значение имеют лесные промыслы, обслуживание туристов, а местами и сельское хозяйство. В 1980 г. средняя плотность населения района составляла около 70 человек на 1 кв. км, на юге плотность превышала 200 человек, а на севере была менее 20. Городское население на юге составляет более 80%, а на севере — менее 50%. На три северных штата (Мэн, Вермонт, Нью-Гэмпшир) приходится из 1,5 млн. занятых в промышленности Новой Англии лишь около 150 тыс., а из 80 тыс. ее ферм — почти 50 тыс.

Обе части Новой Англии объединяет наличие общего исторического, экономического и культурного центра — Бостон.

В Бостонскую агломерацию кроме самого Бостона входит еще несколько десятков средних и небольших городов. Среди крупнейших городских агломераций США Бостон занимает шесто место, уступая по числу жителей лишь Нью-Йорку, Чикаго, Лос-Анджелесу, Филадельфии и Детройту. Росту города способствовало наличие удобной естественной гавани, расположенной в центре морского побережья Новой Англии. Бостон —   крупнейший   промышленный торговый,   культурный и финансовые центр Новой Англии. По разнообразии отраслей промышленного производства и отсутствию сколько-нибудь выраженное специализации он выделяется даже среди крупнейших промышленных центров страны. Большую роль играют отрасли легкой промышленности; однако постепенно все более важное место занимают (особенно со времени второй мировой войны) различные отрасли тонкого машиностроения — электро- и радиопромышленность, приборостроение и т. п.

Еще большее значение, чем промышленные функции Бостона, имеют его финансовые, культурные и торгово-транспортные функции.

Бостон — главный порт Новой Англии; на него приходится около 2/3 грузооборота всех ее портов. Но близость Нью-Йорка — крупнейшего порта и важнейшего хозяйственного и политического центра страны — отрицательно сказывается на его развитии. В 1975 г. бостонский порт пропустил около 9 млн. т грузов. При этом морская торговля Бостона (как и всех других портов района) очень плохо сбалансирована: вес прибывающих грузов, как внешнеторговых, так и каботажных, примерно в 10 раз больше, чем отправляемых.

Бостон — один из старейших городов США, богатый памятниками колониального периода и эпохи Войны за независимость, в которой он играл важную роль. Нередко его называют исторической столицей США. Памятники старины привлекают сюда много туристов из всех частей страны.

Центр города расположен при впадении в Массачусетский залив речек Чарльз и Мистик. Здесь размещаются многочисленные банки, конторы, магазины, культурные учреждения, а в соседнем городе Кембридже — старейший в США Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт. К порту примыкают многочисленные товарные склады и промышленные предприятия. Рядом, а также в Куинси, на юго-востоке Бостонского округа, находятся верфи, на которых строятся крупные суда, в том числе линкоры и авианосцы. Для центральной части округа, включая и сам Бостон, характерны организационные и торговые функции; здесь также много полиграфических, швейных и машиностроительных предприятий. Однако большая часть промышленных предприятий размещена в пригородах.

Хотя Бостон — один из главных организационных центров текстильной промышленности США, крупнейший рынок шерсти и важный центр текстильного машиностроения, он теперь почти не имеет текстильного    производства, в частности производства хлопчатобумажных тканей, которое размещается в других округах Новой Англии, прежде всего в долине р. Мерримак и в районе залива Наррагансетт.

Наибольшего расцвета текстильная промышленность района достигла в конце XIX— начале XX в. Однако в дальнейшем все сильнее стали ощущаться последствия перемещения хлопчатобумажной промышленности на Юг. Одна за другой закрывались фабрики; росла массовая хроническая безработица. Вследствие узкой производственной специализации городов долины р. Мерримак упадок хлопчатобумажного производства не компенсировался здесь развитием других отраслей и привел к общему экономическому застою и массовой безработице.

На одном из островков, расположенных у входа в Наррангасеттский залив, стоит город Ньюпорт (37 тыс. жителей), в прошлом один из главных портов Новой Англии, занимавший первое место по размерам работорговли. Неглубокая гавань Ньюпорта не может принимать крупные суда, и как порт он ныне потерял значение. Однако превосходные песчаные пляжи и удобное положение сделали его одним из самых фешенебельных морских курортов США. Большое количество отдыхающих съезжаются летом и на узкий песчаный полуостров Кейп-Код, расположенный на юго-востоке Массачусетса. У основания этого полуострова прорыт канал, значительно сокращающий морской путь между Бостоном и Нью-Йорком.

В долине р. Коннектикут с давних пор главную роль играла обработка металлов. Еще в колониальный период здесь развилось кустарное производство разного рода мелких металлических изделий, необходимых в домашнем обиходе, — ножей, ножниц, замков, иголок и прочего скобяного товара, а также часов. Для производства этих товаров использовалось как местное железо, так и привозившиеся морским путем цветные металлы, из которых местные мастера умели получать различные сплавы. Кустарный промысел стал в дальнейшем основой для развития фабричного производства самых разнообразных мелких металлических изделий, для изготовления которых требуется мало металла, но много труда, притом высококвалифицированного. Наличие квалифицированных кадров металлистов и опыта обработки металлов способствовало росту таких сложных производств, как оружейное, станкостроение, инструментальное, производство подшипников, авиационных двигателей, всевозможных приборов и т. п. В металлопромышленности занято около 2/3 промышленных рабочих района долины р. Коннектикут, а в некоторых центрах (например, в Нью-Бритене) — до 90%.

В Коннектикутском промышленном районе, расположенном на полпути между Нью-Йорком и Бостоном и тяготеющем к обоим этим городам, нет единого центра. Здесь выросло несколько самостоятельных узлов, каждый со своим центром. Главные из них (с севера на юг) — Спрингфилд, Хартфорд, Нью-Хейвен и Бриджпорт. Во всех этих городах преобладает обработка металлов, однако каждый из них имеет свои индивидуальные черты.

В некоторых округах Новой Англии развилось интенсивное узкоспециализированное земледелие. Наиболее важный из них — Арустукская долина на севере штата Мэн, аллювиальные почвы и прохладный климат которой оказались очень подходящими для картофеля. Картофель выращивается на крупных фермах, широко использующих специальные орудия и минеральные удобрения.

Однако наиболее важный источник доходов для севера Новой Англии — обслуживание туристов и дачников. Быстрому росту туризма способствовало создание сети хороших дорог и широкое распространение автомобиля. Благоприятные условия для занятия зимними видами спорта (мягкий климат, обилие снега и т. д.) способствовали быстрому развитию в последние десятилетия и зимнего туризма.

Среднеатлантическое побережье занимает полосу между берегом океана и гребнем Аллеган. На севере оно выходит к оз. Онтарио и р. Св. Лаврентия, по которым проходит государственная граница между США и Канадой. Территория Среднеат-лантического района — своего рода перешеек между Атлантическим океаном и Великими озерами — «внутренним морем» Северной Америки. Район находится немного дальше от Западной Европы и богатых рыбой отмелей Северной Атлантики, чем Новая Англия. Зато в отличие от последней он лежит на главных путях во внутренние районы США. Это положение, приобретавшее все большее значение по мере того, как осваивалась территория страны и внутренние районы занимали все более важное место в ее экономике, имело исключительное значение для развития района и постепенно дало ему большие преимущества перед соседней Новой Англией.

Природными ресурсами Среднеатлантический район также богаче, чем Новая Англия. Ровных участков, удобных для земледелия, здесь гораздо больше, почвы плодороднее, а климат теплее. По оценке министерства сельского хозяйства США, в Новой Англии хорошие земли составляют 10% всей площади, а в Среднеатлантическом районе —более 25%.

Формирование района относится еще к колониальному периоду, к концу которого он стал главным поставщиком хлеба и мяса. На его побережье уже в то время выросло несколько важных торговых городов. В XVIII в. в Филадельфии было жителей больше, чем в Бостоне, а к началу XIX в. ее в свою очередь обогнал Нью-Йорк.

По мере освоения зааппалачских территорий Среднеатлантический район становился теми воротами, через которые потекла за границу сельскохозяйственная продукция внутренних областей. Порты района стали начальными пунктами дорог, по которым устремилась на запад все растущая волна колонистов. Нужда в дешевом пути для вывоза громоздких и дешевых продуктов вызвала строительство каналов.

Через порты Среднеатлантического побережья, прежде всего через Нью-Йорк, до сих пор прибывает в США главная масса иммигрантов. Значительная часть их надолго оседала в районе, обеспечивая его развивающуюся промышленность дешевой квалифицированной рабочей силой.

В XX в. темпы развития промышленности в районе замедляются. После второй мировой войны первенство по размерам промышленного производства перешло к Приозерью. Значение промышленности в жизни Среднеатлантического района уменьшилось, в то же время сильно возросла роль финансово-банковской деятельности, торговли и других обслуживающих отраслей. Очень разбух и государственный аппарат, что, в частности, привело к быстрому росту населения столицы страны — Вашингтона. Резко уменьшилось значение в хозяйстве района сырьевых отраслей. В его сельском хозяйстве занята еще меньшая доля населения, чем в Новой Англии. Благодаря огромному городскому населению Среднеатлантические штаты стали крупнейшим в стране потребителем продуктов питания и потребительских товаров.

Промышленное производство в Северном районе исключительно разнообразно. Легкая промышленность сочетается с тяжелой, первичная обработка громоздкого сырья — с наиболее тонкими и сложными отраслями машиностроения. Очень важную роль играют отрасли, вырабатывающие потребительские товары — готовое платье, всевозможную галантерею, обувь, а также пищевая и полиграфическая промышленность. Однако хорошо развиты и такие отрасли, как электротехника, производство всевозможных приборов, точная механика и оптика, судостроение и авиационная промышленность, черная и цветная металлургия, нефтепереработка и химическая промышленность, причем их доля в продукции района постепенно возрастает.

В национальном масштабе еще большее значение, чем промышленность Среднеатлантического района, имеют его торговые и финансовые функции. Через него проходит более половины внешнеторгового оборота США. В банках района сосредоточена 1/3 всех вкладов в банки США. В его городах расположились правления большинства крупнейших банков. В Среднеатлантических штатах размещены и основные государственные органы США, здесь находятся резиденции президента, правительства и конгресса, многочисленные федеральные учреждения, редакции наиболее влиятельных газет, руководящие органы различных политических и общественных организаций. Много университетов и научных учреждений, музеев и театров.

Сельское хозяйство района очень интенсивное: оно специализируется на производстве для городского населения молочных продуктов, яиц, птицы и овощей. Под фермами находится почти 50% всей земли — значительно больше, чем в Новой Англии, но меньше, чем в среднем в США. Большую роль, особенно в гористых местностях, играет «индустрия отдыха», хотя она и не имеет здесь такого значения, как в Новой Англии.

Решающую роль в жизни района играет цепочка огромных городов, вытянувшаяся вдоль Линии водопадов от Гудзона до Потомака. До этих городов могут подниматься океанские суда, тогда как выше реки большей частью несудоходны. Сочетание транспортных преимуществ с наличием удобной для использования водной энергии, имевшей существенное значение в начальный период развития промышленности, привело к возникновению вдоль Линии водопадов значительного числа городов, и в том числе четырех очень больших — Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора и Вашингтона. Постепенно разрастаясь и обрастая пригородами, они в настоящее время образовали сплошную полосу урбанизированной территории, протянувшуюся через весь район, от северных пригородов Нью-Йорка до южных предместий Вашингтона. В этой полосе, равной которой по площади нет не только в США, но и во всем мире, в 1980 г. было сконцентрировано свыше 30 млн. человек, в основном городских жителей, в том числе более половины — в Нью-Йорке. Но хотя Нью-Йорк гораздо больше, чем Филадельфия, Балтимор и Вашингтон, вместе взятые, он не сумел полностью подчинить себе эти города и стать единственным ведущим экономическим центром Среднеатлантического района. В то же время Нью-Йорк в отличие от своих конкурентов прежде всего экономическая столица всей страны, занимающая выдающееся положение среди городов не только США, но и всего земного шара.

Нью-Йорк — самая большая городская агломерация мира. Однако Нью-Йорк фактически слился с десятками близлежащих городов и оброс широким кольцом пригородов.

Нью-Йорк — самый большой финансовый, промышленный, транспортный и торговый центр США.

Основанный голландцами в начале XVII в., Нью-Йорк уже в конце XVIII в., вскоре после Войны за независимость, стал самым большим городом США.

Нью-Йорк — конечный пункт большей части пассажирских пароходных линий и авиалиний, связывающих США с Европой, Латинской Америкой, Африкой. Это важнейший транспортный узел страны. Масштабы торговых операций сделали Нью-Йорк самым большим во всем мире рынком пшеницы, различных металлов, сахара, кофе, какао, каучука и многих других товаров.

Финансовое значение Нью-Йорка, будучи исторически производным от его транспортно-торгового значения, в XX в. стало главным, определяющим в первую очередь его место во всей жизни США. Нью-Йорк — главный финансовый центр США. В нем размещаются правления большинства крупнейших и наиболее влиятельных банков, включая «Чейз Манхаттан бэнк» и «Ферст нэшнл сити бэнк оф Нью-Йорк»,

Превращение США в высокоразвитую промышленную державу и расширение их внешних экономических связей также благоприятствовали росту Нью-Йорка, ставшего главными воротами, через которые вывозятся на мировой рынок американские промышленные.

В 1970 г. в городе (без пригородов) были размещены правления 120 из 500 крупнейших промышленных фирм страны. Более того, крупные компании, правления которых находятся в других городах, имеют обычно в Нью-Йорке свои представительства. Нью-Йоркская фондовая биржа — крупнейший в мире центр финансово-банковских операций.

В Нью-Йорке находятся штаб-квартиры большей части ведущих групп финансового капитала США, включая две самые большие и влиятельные группы Морганов и Рокфеллеров. Короткая и узкая улица Уолл-стрит, где помещаются здания фондовой биржи и многих банков, стала своего рода символом финансовой олигархии США, господствующей в капиталистической экономике страны и на мировом валютном рынке.

Как резиденция финансовых воротил, Нью-Йорк играет очень большую роль и в политической жизни США. Здесь размещаются редакции многих влиятельных и распространенных газет, правления компаний, контролирующих радиовещание и телевидение и т. п.

Культурными учреждениями (университетами, научными институтами, музеями, библиотеками, театрами) Нью-Йорк обзавелся гораздо позже, чем Бостон или Филадельфия. Тем не менее имеющиеся в нем научные институты и общества, театры, музеи, издательства делают Нью-Йорк одним из главных центров научной и культурной жизни страны. В его высших учебных заведениях, среди которых есть такие большие, как Колумбийский и Нью-Йоркский университеты и Нью-Йоркский городской колледж, занимается более 300 тыс. студентов. Много посетителей привлекают оперный театр «Метрополитен», концертные залы «Радио-сити» в Рокфеллеровском центре и «Мэдисон-сквер-гарден», художественные музеи «Метрополитен» и Современного искусства.

 Несколько меньше значение Нью-Йорка как промышленного центра. Правда, на промышленных предприятиях стандартного городского ареала Нью-Йорк — северо-восточный Нью-Джерси больше рабочих и они дают больше продукции по сравнению с любым другим промышленным центром США.

Промышленность же здесь исключительно разнообразна. Одни ее отрасли связаны в первую очередь со значением Нью-Йорка как порта. Это обработка различных видов тяжелого и объемистого сырья, получаемого по морю (например, переработка нефти, рафинад сахара, цветных металлов). Другие отрасли развились благодаря изобилию рабочей силы, включая самых различных специалистов, или же вызваны к жизни наличием огромного местного рынка. Это производство готового платья (в особенности женского, меховых изделий, вышивок и т. п.), пищевая промышленность, а также разнообразные машиностроительные  и химические  производства.  Как законодатель мод, наиболее тесно связанный с европейскими центрами моды, прежде всего Парижем, Нью-Йорк занимает по пошиву готового платья, в особенности дорогого, первое место в США. Он первенствует также в полиграфическом производстве и издательском деле. После второй мировой войны рост промышленности в Нью-Йорке замедлился, а начиная с 1960 г. число рабочих в нем стало уменьшаться — более чем с 1,5 млн. оно к 1975 г. снизилось до 1,3 млн. человек.

Как «главные ворота» США, через которые прошло более 90% прибывших в страну иммигрантов, Нью-Йорк всегда выделялся крайней пестротой национального состава населения. После первой мировой войны доступ иммигрантов в США был резко ограничен; поэтому процент лиц, родившихся за границей, в нем заметно уменьшился (однако здесь он по-прежнему заметно выше, чем в других больших городах США). В городе сохранились национальные кварталы; издаются десятки газет и журналов на самых различных языках и т. д. Пестрота национального состава усиливается наличием большого и быстро растущего негритянского населения. По числу жителей негритянского происхождения Нью-Йорк занимает первое место среди всех городов США. Негритянское гетто Гарлем — одна из худших трущоб Нью-Йорка.

Большой Нью-Йорк занимает около 10 тыс. кв. км, из которых в пределах муниципальной черты города находится примерно 800 кв. км. Эта территория изрезана многочисленными заливами и протоками, образующими гавани Нью-Йоркского порта. Длина береговой линии достигает 1250 км. Широкая и глубокая р. Гудзон (в пределах Нью-Йорка ее обычно называют Норт-Ривер, т. е. Северная река), образующая наиболее удаленную от открытого моря часть порта, впадает в глубокую Внутреннюю бухту, которая связана узким проходом с Внешней бухтой, расположенной несколько южнее. Благодаря узости этого прохода, который называют «теснинами», морской прибой во Внутренней гавани почти не ощущается. На северо-восток от Внутренней бухты тянется протока, называемая Ист-Ривер (Восточная река); она соединяет внутреннюю гавань с длинным проливом, который отделяет от материка остров Лонг-Айленд. С севера в Ист-Ривер впадает рукав р. Гудзон, носящий название Гарлем. Между Норт-Ривером, Гарлемом и Ист-Ривером находится остров Манхаттан, на котором расположена центральная часть Нью-Йорка.

Почти 1/2 грузовых операций Нью-Йоркского порта составляют внутрипортовые перевозки,. Это объясняется разбросанностью отдельных его частей, расположенных на островах и полуостровах, разделенных водными пространствами.

Большие затруднения создает разбросанность отдельных частей Большого Нью-Йорка и для пассажирских перевозок, значение которых тем более велико, что место жительства и место работы у значительной части его населения не совпадают. Ежедневно по утрам на Манхаттан приезжает из других частей города на работу более 1 млн. человек. Кроме того, в Нью-Йорк со всех концов страны съезжаются по различным делам, а то и просто посмотреть на «чудеса» крупнейшего города мира множество людей. Как центр летнего туризма Нью-Йорк важнее, чем курорт Атлантик-Сити, а как центр зимнего туризма превосходит Майами.

Огромные людские потоки нередко приводят к возникновению заторов, в особенности на переправах, связывающих различные части города. В Нью-Йорке имеется более 60 мостов длиной от 20 до 1070 м, Кроме мостов есть два туннеля под Норт-Ривером и туннели под Ист-Ривером. Сохранились также паромы. Улицы города забиты автомобилями, скорость движения небольшая, часто встречаются «пробки». Поэтому очень важную роль во внутригородских перевозках пассажиров играет метрополитен, сменивший старую «надземку», грохот поездов которой перекрывал все другие шумы огромного города. Поезда метро, особенно в утренние и вечерние часы «пик», как правило, переполнены.

Сам город Нью-Йорк (в его муниципальных границах) разделен на пять городских районов, пользующихся некоторой самостоятельностью: Манхаттан, Бруклин, Куинс, Ричмонд и. Бронкс. Бронкс находится непосредственно на материке, между р. Гудзон и проливом Лонг-Айленд. Узкая протока Гарлем отделяет от Бронкса остров Манхаттан. На противоположном берегу Ист-Ривера, в западной части острова Лонг-Айленд, расположены Бруклин и Куинс. Ричмонд занимает остров Статен-Айленд. Центральная часть города, с которой начался его рост и куда в дневное время стекаются рабочие и служащие из других районов Большого Нью-Йорка, находится на острове Манхаттан, где (в основном в его южной части) сконцентрирована большая часть деловых предприятий, банков, правлений трестов и других контор и учреждений. Эта часть Манхаттана постепенно превращается в своего рода Нью-Йоркский Сити; его население давно уже перестало расти — в 1910 г. Манхаттан имел 2,34 млн. жителей, а в 1980 г. — менее 1,5 млн. На Манхаттане и в соседнем Бруклине находится много промышленных предприятий; здесь развита преимущественно легкая и полиграфическая промышленность. Бронкс и Куинс заняты главным образом жилыми кварталами.

Остров Манхаттан площадью 58 кв. км протянулся, с севера на юг вдоль р. Гудзон (Норт-Ривер) на 21 км; его ширина не достигает и 4 км. На южном конце острова, обращенном к Внутренней бухте, находится парк Баттери. Этот маленький парк разбит на месте, прежде занятом «Батареей» — укреплением, охранявшим подходы к городу со стороны моря. Именно здесь еще при голландцах были построены первые здания города, задняя сторона которого была вскоре защищена искусственным валом со стеной; улица, проходящая на месте этого давно уже уничтоженного вала, получила название Уолл-стрит (что значит Валовая улица).

У Баттери-парка начинается самая длинная и широкая улица Нью- Йорка — Бродвей («широкая дорога»), извивающаяся через весь Манхаттан. Кроме Бродвея вдоль Манхаттана тянутся еще 11 прямых «авеню» (проспектов), пронумерованных от Ист-Ривера к Гудзону. Их пересекают около 200 «стрит» (улиц), идущих поперек острова, почти параллельно одна другой и перенумерованных по порядку с юга на север.

Старый деловой центр Нью-Йорка находится в южной части Манхаттана, поблизости от Уолл-стрит. Здесь помещаются фондовая биржа, таможня, казначейство, крупнейшие банки, правления множества различных компаний. Крайняя скученность и исключительно высокая земельная рента привели здесь к строительству «небоскребов». Это один из наиболее характерных элементов городского пейзажа центральной части Нью-Йорка. После первой мировой войны возник деловой квартал и в районе 40-х и 50-х стрит, где также выросли небоскребы. Самые высокие из нью-йоркских небоскребов — 102-этажный «Эмпайр-стейтбилдинг» высотой 381 м и 110-этажный Международный торговый центр (400 м). К северу от 42-й стрит на набережной Ист-Ривера разместились здания Организации Объединенных Наций.

Между 34-й и 59-й стрит находится торговый центр, где помещается большая часть крупных универсальных магазинов На участке Бродвея между 42-й и 48-й стрит размещены главные театры. Недалеко отсюда в пределах нескольких кварталов общей площадью всего 80 га, между 25-й и 42-й стрит, 5-й и 8-й авеню, находится главный центр швейной промышленности Нью-Йорка примерно с 5 тыс. предприятий этой отрасли, на которых работает около 150 тыс. человек.

Вдоль берегов Ист-Ривера и Норт-Ри-вера размещаются пристани и склады, между ними и центральной зоной с небоскребами делового и торгового центров лежат старые жилые кварталы, среди которых немало трущоб, заселенных беднотой. Это преимущественно старые дома, лишенные современных удобств. Постепенно они идут на слом, а на их месте вырастают небоскребы. В ожидании того времени, когда и их участки потребуются под небоскребы, владельцы старых домов стараются не тратить денег на ремонт и переоборудование зданий.

Кроме пяти районов собственно Нью-Йорка в состав «большого города» входит цепочка городов, тянущаяся вдоль западного нью-джерсийского берега Гудзона и бухт Ньюарк и Раритан, а также обширная пригородная полоса в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси.

Из нью-джерсийской части стандартного городского ареала в центральный район города большое количество людей ежедневно едет на работу. Однако в нью-джерсийской части Большого Нью-Йорка давно уже развилась промышленность, в первую очередь тяжелая. Доля экономически активного населения, занятого в промышленности, здесь значительно выше, чем в нью-йоркской части.

Филадельфия расположена в 120 км к югу от Нью-Йорка, у впадения в р. Делавэр ее притока р. Скулкилл. До города могут подниматься большие океанские суда; при слиянии обеих рек и вдоль берегов р. Делавэр имеется достаточно места для обширных доков и причалов.

В.50 км к югу от Балтимора находится Вашингтон. Город был заложен в 1790 г. первым президентом США Джорджем Вашингтоном специально как столица незадолго до того завоевавшего независимость суверенного государства — Соединенных Штатов Америки. Вашингтон стоит у нижнего течения р. Потомак, по которой до него могут подниматься небольшие морские суда, при впадении в нее р. Анакостия. От него отходят удобные дороги, в том числе и в зааипалачские районы страны рло долине Потомака и далее по р. Йокогейни, впадающей в Мононгахилу. Однако близость Балтимора, а также специальные меры, принятые в свое время правительством США с целью ограничения развития промышленности в федеральном округе (границы которого с 1878 г. совпадают с границами города Вашингтона) для того, чтобы не допустить скопления в нем больших масс рабочих, обусловили развитие Вашингтона в основном как политико-административного и отчасти культурного центра. Промышленность в нем мало развита; в 1980 г. в ней было занято около 50 тыс. человек, или 4% экономически активного населения, — значительно меньше, чем в любом другом большом городе США. Кроме отраслей, непосредственно обслуживающих потребности местного населения (например, хлебопечение, производство прохладительных напитков), значительное развитие получила только полиграфическая промышленность, представленная государственными типографиями, где печатаются многочисленные официальные издания, и редакциями газет. «Главная продукция Вашингтона— законы и правительственные постановления, а в его вывозе самую важную роль играют правительственные распоряжения, объявления и новости», — остроумно отмечает американский географ Рассел Смит. Производство такой «продукции» не нуждается в завозе больших количеств сырья, но зато требует большого числа служащих, среди которых немало высокооплачиваемых.

В Вашингтоне помещаются резиденции президента и конгресса США, все министерства и многочисленные федеральные учреждения и ведомства. Быстрый рост бюрократической государственной машины привел к тому, что в течение последних десятилетий Вашингтон по темпам роста населения неизменно занимает одно из первых мест среди больших городов США. Армия мелких и крупных чиновников особенно быстро росла в годы первой и второй мировых войн. Правительственные учреждения не умещаются в пределах федерального округа; они занимают также многочисленные пригороды в штатах Мэриленд и Виргиния. Всего в пределах Вашингтонского стандартного городского ареала в 1950 г. было почти 1,5 млн. жителей, а в 1975 г. — более 3,5 млн.

Вашингтон — крупный потребительский центр, нуждающийся в больших количествах продуктов питания и разнообразных промышленных товаров. Этим в основном и ограничивается его экономическое значение для окружающей территории и всего Среднеатлантического района. В то же время вместе с ростом правительственных военных заказов и государственного вмешательства в различные отрасли хозяйства (государственные органы контролируют более 1/3 национального дохода США) увеличивается и значение Вашингтона как одного из центров, откуда финансовые магнаты США управляют экономикой страны. Все большее число компаний, действующих в самых различных отраслях экономики, открывают в нем свои официальные (или неофициальные) представительства, через .которые они налаживают связи с правительственными ведомствами, стремясь получить побольше выгодных военных заказов, налоговых льгот или каких-либо других преимуществ. Своих представителей имеет в Вашингтоне множество различных частных и общественных организаций, так или иначе заинтересованных  в  политике  правительства по какому-либо вопросу и стремящихся оказать влияние на его решения и действия.

Вашингтон также крупный научный и культурный центр, в котором сосредоточено большое количество научных учреждений, большей частью государственных. Среди них выделяются Смитсоновский институт и Национальная академия наук, библиотека конгресса. Широко известны также Национальный музей, старая и новая Национальная галереи искусств, художественные музеи Коркорана, Фрира, Филлипса. В число достопримечательностей города входят мемориалы президентов — Вашингтона, Джефферсона и Линкольна.

Город был построен по предварительно составленному плану. Прямоугольная сетка улиц сочетается с широкими проспектами (авеню), расходящимися радиально от двух основных центров; в одном из них расположен Капитолий (резиденция конгресса), во втором — Белы дом (резиденция президента), старейшее здание города, заложенное в 1792 г. Соединяющая их Пенсильвания-авеню - главная деловая улица города, вдоль которой разместились здания большинства «департаментов» (министерств).

Исключение составляет «Пентагон» — здание военных министерств США, имеющее форму пяти гигантских правильны: концентрических пятиугольников, строительство которого началось в 1940 г. В связи с его размерами для него не нашлось места в самом городе и он был построен в пригороде, к югу от р. Потомак.

Недалеко отсюда расположено Арлингтонское национальное кладбище, где находится Могила неизвестного солдата и могила президента США Джона Фитцджеральда Кеннеди, убитого в ноябре 1963 г. в Далласе.

К востоку от цепочки больших городов, расположенных у Линии водопадов, находится Атлантическая береговая низменность. Это район высокоинтенсивного сельского хозяйства, специализирующийся на производстве овощей и продуктов птицеводства для соседних городов. Одна из главных его частей — лежащий между Чесапикским заливом и Атлантическим океаном полуостров Делмарва, территория которого сплошь занята огородами и птицефермами.

Песчаное Атлантическое побережье с его прекрасными пляжами — район летнего отдыха и туризма. Здесь много курортов, наиболее важная группа которых находится на побережье штата Нью-Джерси, поблизости от Нью-Йорка и Филадельфии, с которыми они связаны многополосными автострадами. Самый большой и известный из них — Атлантик-Сити, который ежегодно посещают многие миллионы отдыхающих.

Полоса предгорий Аппалачей, лежащая к северо-западу от Линии водопадов, так называемый Пидмонт, также преимущественно район пригородного интенсивного сельского хозяйства, специализированный главным образом на молочном животноводстве. Постепенно повышаясь к западу, Пидмонт сливается с зоной Аппалачей, где почти безлюдные горные районы чередуются со сравнительно густонаселенными долинами, в которых значительное развитие получило сельское хозяйство. Самая обширная и важная из них — так называемая Большая Аппалачская долина, тянущаяся с севера штата Пенсильвания на юго-запад и уходящая за пределы района.

Развитию промышленности в Аппалачской области благоприятствовало, в частности, наличие здесь залежей железной руды и антрацита. Вокруг антрацитовых бассейнов в долинах рек Саскуэханна, Лихай, Скулкилл и других выросли важные промышленные округа. Возможность использовать дешевый труд женского населения (жен, дочерей и вдов шахтеров и металлургов) привлекла в дальнейшем сюда и легкую промышленность: шелкоткацкую, трикотажную, а затем швейную.

Переход американской черной металлургии на кокс и руду, поступающую из района Верхнего озера, способствовал тому, что восточная Пенсильвания утратила свое прежнее значение в этой отрасли. Однако в Бетлехеме (в долине р. Лихай) и в Стилтоне (на р. Саскуэханне) сохранились большие металлургические заводы.

Добыча антрацита достигла наибольших размеров (более 100 млн. т) в конце первой мировой войны, после чего стала постепенно сокращаться и сейчас незначительна (менее 5 млн. т). Сокращение производства вызвало хроническую безработицу, по величине которой прежний антрацитовый округ занимает в стране одно из первых мест. Это один из официально признанных бедствующих районов США.

Среди путей, ведущих с Атлантического побережья в Приозерье, особое место занимает долина р. Мохок, по которой проходит трасса Эри-канала. Вдоль этого водного пути и идущих по его берегам железных и шоссейных дорог выросла почти непрерывная цепь больших и малых городов с разнообразной промышленностью. У восточного конца Эри-канала на р. Гудзон стоят города Олбани и Трой. Вместе с расположенным немного западнее, уже на самом канале, городом Скенектади они образуют единый городской округ, имеющий более 500 тыс. жителей. Олбани — административный центр штата Нью-Йорк и важный порт на р. Гудзон, в 200 км от Нью-Йорка; до него могут подниматься большие морские суда. Он лежит на скрещении важнейших путей сообщения: шоссейных, железнодорожных (направления Приозерье — Новая Англия и Нью-Йорк — Монреаль) и водных (р. Гудзон, Эри-канал и канализированный путь к р. Св. Лаврентия через оз. Шамплейн) и имеет разнообразную промышленность.

В городах, расположенных западнее, на берегах Эри-канала, преобладают более сложные и трудоемкие отрасли легкой промышленности и машиностроения, работающие на привозном сырье. Наиболее крупные из этих городов — Сиракьюс и Рочестер.

Сиракьюс — крупный центр разнообразного машиностроения, и прежде всего электротехнической промышленности, с большими заводами и лабораториями «Дженерал электрик компани». Кроме того, здесь развита химическая промышленность, работающая на каменной соли, богатые залежи которой находятся близ города.

Рочестер вырос в полосе между Эри-каналом и оз. Онтарио, у водопадов на р. Дженеси, обеспечивавших энергией первые местные промышленные предприятия. Промышленность здесь очень разнообразна; однако в национальном масштабе город выделяется прежде всего как крупнейший центр производства фотоаппаратов, оптических и точных приборов, фотореактивов и кинопленок. Кроме оптико-механического развито электротехническое производство.

К северу от Эри-канала, между р. Гуд¬зон и восточным берегом оз. Онтарио, поднимаются горы Адирондак (высотой до 1600 м), представляющие собой изолированную и несколько приподнятую часть Канадского кристаллического щита. Горы Адирондак, как и расположенный к югу от Эри-канала меньший по размерам и высоте (до 1250 м) горный массив Кэтскилл, отличаются живописными пейзажами, обилием снега зимой, что способствовало превращению их в важный район туризма. Один из районов Адирондака превращен в заповедный парк площадью около 900 тыс. га.

Центральную часть Севера, лежащую между Аппалачами и р. Миссисипи, часто называют областью Великих озер или Приозерьем.

Приозерье имеет площадь около 700 тыс. кв. км, т. е. в 1,5 раза больше старопромышленного Атлантического побережья. В пределах этой части Севера живет почти 50 млн. человек; численность населения здесь растет быстрее, чем на побережье.

В экономике США Приозерье имеет очень большое значение, которое все увеличивается. По числу занятых в обрабатывающей промышленности и объему ее продукции Приозерье сравнялось с Атлантическим побережьем и во много раз превосходит его по продукции сельского хозяйства и добывающей промышленности. Лишь в отношении финансово-банковской деятельности оно отстает от Атлантического побережья; однако такие местные группы финансового капитала, как чикагская и кливлендская, давно уже входят в число ведущих групп финансового капитала США.

Приозерье обладает большими и разнообразными природными ресурсами для развития как сельского хозяйства, так и промышленности.

Когда первые переселенцы перебрались за Аппалачи, перед ними открылись необозримые пространства ровной земли. К югу от Великих озер почвы были очень плодородны. Их сельскохозяйственная ценность резко повышалась вследствие равнинного рельефа, облегчавшего обработку земли и использование сельскохозяйственных машин. По оценке специалистов министерства сельского хозяйства США, хорошие земли составляют в Приозерье около 60% всего земельного фонда, а плохие и негодные для обработки — примерно 20%, тогда как на Атлантическом побережье— соответственно 30 и 50%.

Благоприятен для сельского хозяйства и климат большей части Приозерья — умеренно теплый, континентальный, со значительным количеством осадков. В северной части хорошо растут травы, а южная по своим почвенно-климатическим условиям очень подходит для выращивания кукурузы.

Большое значение имеет и экономико-географическое положение Приозерья, которое находится на «перекрестке дорог США». Реализации выгод этого положения и использованию богатств района очень способствовало наличие таких хороших водных путей, как реки Огайо и Миссисипи с притоками и особенно Великие озера. Небольшая высота водоразделов позволила соединить Великие озера каналами с бассейном Миссисипи и через р. Гудзон с Атлантическим океаном. Равнинная поверхность Приозерья облегчает прокладку железных и шоссейных дорог, которые могут проходить в любом направлении, почти не встречая препятствий.

Заселение Приозерья началось после Войны за независимость и отмены введенного Англией запрета переселяться за Аппалачи. Оно проходило очень энергично. В 1802 г. был создан первый из Приозерных штатов — Огайо, а в 1848 г.— последний из них, Висконсин. Важнейшей предпосылкой колонизации было создание дорожной сети. В конце XVIII         — начале XIX в. главным путем на запад, в глубь района, была р. Огайо.

Поэтому наиболее интенсивно заселялась южная часть района. После сооружения Эри-канала стало быстро расти транспортное значение Великих озер, чему способствовало создание каналов, превративших систему озер от Буффало до Дулута и Чикаго в сквозной водный путь.

Во второй четверти XIX в. развертывается железнодорожное строительство, способствующее заселению внутренних округов, удаленных от главных водных путей.

Вплоть до Гражданской войны 1861—1865 гг. колонизация района имела почти чисто сельскохозяйственный характер. После войны начинает быстро расти и промышленность, занимающая все большее место в хозяйственной жизни района. Из аграрного он становится аграрно-индустриальным.

Крупнейшее событие в экономической истории США второй половины XIX в. — быстрое развитие черной металлургии, основанное на комплексном использовании аппалачских коксующихся углей и железорудных месторождений у Верхнего озера. Это привело к быстрому росту в Приозерье добывающей и обрабатывающей промышленности. Металлургические заводы выросли как поблизости от угольных шахт на Аппалачском плато, так и в приозерных портах. Мощные потоки руды и угля, развитие черной металлургии способствовали особо быстрому росту городов и промышленности на побережье Великих озер, которое стало наиболее экономически развитой частью района.

Обилие металла благоприятствовало развитию в Приозерье металлообработки и машиностроения. Особое значение для промышленного развития района имел рост автомобильной промышленности, ставшей после первой мировой войны ведущей отраслью машиностроения США. В Приозерье сконцентрировано около 3/4 рабочих, занятых в отрасли. Преимущественно в округе Детройта помещаются главные производственные центры всех крупных компаний отрасли. Рост автомобильной промышленности вызвал и развитие разнообразных смежных производств: одни обеспечивают эту отрасль необходимыми материалами и частями, другие поставляют ей оборудование. Сохранение и дальнейший рост «старых» отраслей и быстрое развитие «новых» отраслей промышленности привели к тому, что Приозерье но размерам промышленного производства после второй мировой войны догнало Атлантическое побережье и сравнялось с ним по относительным показателям индустриализации. Вместе с ним оно образует теперь главную промышленную часть США — Индустриальный Восток.

Отраслевая структура промышленности в Приозерье несколько иная, чем на Атлантическом побережье. Легкая промышленность здесь развита гораздо слабее, а текстильная почти отсутствует. В то же время металлургия и машиностроение, взятые в целом, занимают значительно большее место, чем на побережье; именно они определяют в первую очередь специализацию большей части промышленных центров района, в пределах которого тяжелая индустрия почти везде преобладает над легкой. В западной части Приозерья важную роль играет также пищевая промышленность.

Развитие промышленности сопровождалось ростом городов, в которых к 1980 г. жило 75% населения района, т. е. больше, чем в среднем по США. Наиболее крупные города района выросли на основных водных путях (или близ них), главным образом на побережье Великих озер.

По размерам товарной сельскохозяйственной продукции, поголовью скота и свиней Приозерье уступает в США лишь Северо-Западному центру. Район производит в избытке продукты животноводства, но пшеницу, овощи и фрукты завозит из других частей страны. Равнинная поверхность и развитая дорожная сеть способствовали сплошному сельскохозяйственному освоению территории, поэтому сельское население размещено значительно более равномерно, чем на побережье.

Под фермами находится около 2/3 всей земельной площади, а в штатах Иллинойс и Индиана — более 80%, тогда как на Атлантическом побережье— 1/3. Под посевами занято более половины фермерской земли. Свыше 60% товарной продукции составляют продукты животноводства. В земледелии Приозерья главную роль играют кормовые культуры, в первую очередь кукуруза на зерно и зеленую массу, а также травы.

Со времени второй мировой войны очень важной культурой в Приозерье, особенно в его юго-западной части, стала соя, часто выращиваемая в севообороте с кукурузой.   В 1930 г. в США было собрано около 0,5 млн. т соевых бобов, а в 1975 г.— более 40 млн. т; основную часть сбора сои дают приозерные штаты (особенно Иллинойс) и смежные с ними штаты Северо-Западного центра. Соя используется как масличная и кормовая культура (особенно для приготовления комбикормов). Ее введение в севооборот способствует сохранению структуры и плодородия почвы. В настоящее время соя играет столь важную роль в хозяйстве, что центральную часть кукурузного пояса в американской литературе теперь нередко называют кукурузно-соевым поясом.

Землю почти на всей территории района межевали по прямоугольной схеме, установленной указом 1785 г., причем базовые линии проходили по меридианам и параллелям. Вследствие применения такого способа межевания в районе с ровной поверхностью, где почти нет естественных рубежей, большая часть мелких административных единиц (графств) имеет в Приозерье, как и в Северо-Западном центре, форму правильного прямоугольника (чаще всего квадрата), тогда как в других частях США они обычно неправильной формы. Эта правильная форма сохраняется и при дальнейшем делении графств на более мелкие части (тауншипы, секции), вплоть до наделов отдельных фермеров. Дорожная сеть, проходящая по межам, также имеет прямоугольную конфигурацию; большая часть дорог проходит с востока на запад или с юга на север. Почти все фермы примыкают к дорогам, причем надел образует обычно единый земельный массив. Ядром фермы является усадьба, состоящая из жилого дома и различных хозяйственных построек, размеры и тип которых меняются в зависимости от величины фермы и ее специализации.

В Приозерье нет таких резко выделяющихся в экономическом отношении частей, как Новая Англия и Сред неатлантический район на Атлантическом побережье.

Зоны тяготения крупных городов Приозерья переплетаются между собой, причем каждая из них включает существенно разнородные части. По специализации сельского хозяйства и промышленности, уровню урбанизации и другим признакам внутри Приозерья можно выделить четыре основные части: Аппалачское плато, область Нижних озер (т. е. восточная часть бассейна Великих озер, примыкающая к озерам Эри, Онтарио и восточному побережью оз. Мичиган), область Верхних  озер  (западная часть этого бассейна, примыкающая озерам Гурон и Верхнее) и Центральную равнину.

Питтсбург возник во второй половине XVIII в. Первое время он был преимущественно торговым и транспортным центром у начала судоходства по р. Огайо. С середины XIX в. его функции меняются. Торговое значение Питтсбурга уменьшается вследствие роста Чикаго и других городов западной части Приозерья, в то же время в нем быстро растет промышленность. Современный Питтсбург прежде всего крупнейший промышленный центр, один из главных центров черной металлургии Соединенных Штатов. В тяжелой индустрии занято почти 90% промышленных рабочих города, в том числе около половины — на его металлургических заводах.

В то же время отраслевая структура промышленности района заметно усложнилась. Здесь развились отрасли, использующие обилие топлива, дешевой энергии и металла, — тяжелое машиностроение, электротехническая, стекольная, керамическая. Стала значительной и химическая промышленность, использующая в качестве основного сырья побочный продукт коксования — каменноугольную смолу.

Город словно зажат в узких долинах рек Огайо и Мононгахилы. Поэтому для гигантских металлургических комбинатов здесь нет подходящих площадок.

Многочисленные заводы тянутся почти непрерывной лентой по берегам этих рек на несколько десятков километров.

Область Нижних озер протянулась от Буффало до центральной части штата Висконсин, захватывая побережье оз. Эри, южную часть штата Мичиган, примерно до залива Сагино, и побережье оз. Мичиган до залива Грин-Бей. Главным фактором, определившим направление развития этой территории, было ее положение у «внутреннего моря» Северной Америки — системы Великих озер. На берегах озер выросли многочисленные города, ставшие крупными транспортными, торговыми и промышленными центрами, влияние которых распространяется на все Приозерье и на значительную часть Северо-Западного центра. К югу от Великих озер находится один из важнейших сельскохозяйственных районов страны — кукурузный пояс, поставляющий приозерным городам продукты питания и сельскохозяйственное сырье и предъявляющий большой спрос на сельскохозяйственный инвентарь и различные промышленные товары. По Великим озерам идут мощные потоки железной руды и каменного угля, зерна и лесоматериалов; по ним можно дешево доставлять также известняк для флюсов и др. Таким образом, здесь сложились подходящие условия для развития черной металлургии, а на ее основе — машиностроения.

В отличие от расположенной дальше на запад области Верхних озер, примыкающей к озерам Верхнему и Гурон, область Нижних озер лежит на главных путях с Атлантического побережья на запад. В узловых пунктах на берегах озер Эри, Онтарио и Мичиган сходятся много численные железнодорожные линии. Выросшие здесь порты по грузообороту почти не уступают крупнейшим морским портам страны.

Климат области Нижних озер несколько прохладнее, чем климат кукурузного пояса; кукуруза на зерно вызревает здесь хуже. Однако обширное водное пространство озер, умеряющее летнюю жару, несколько повышает зимние температуры и защищает прилегающую к ним полосу от холодных ветров и заморозков. Поэтому берега озер Эри и Мичиган стали важным районом товарного садоводства и виноградарства. В остальных частях области прекрасно растут кормовые травы и кукуруза на зеленую масс) силос.

Самый восточный из больших городе на побережье Великих озер — Буффало расположен при соединении оз. Эри Эри-каналом. После открытия Эри-канала Буффало стал главным перевалочным пунктом на пути от Великих озер Атлантическому побережью. Через Буффало идет на восток поток пшеницы и степных районов США, а отчасти и  Канады, поэтому он превратился в один из главных центров мукомольной промышленности США. Удобно расположенный для получения сырья, транспортируемого по озерам. Буффало рано начал играть роль важного центра мясе консервной и деревообрабатывающей промышленности.

Важным фактором его роста было использование энергии близлежащее Ниагарского водопада, у которого 1881 г. была построена первая в США значительная гидростанция. Буффало может получать по озерам железную руду и уголь, в то же время он расположен ближе остальных озерных портов и Атлантическому побережью и Новой Англии и лучше с ними связан. Это благоприятствовало значительному развитию в нем черной металлургии.

Ныне Буффало прежде всего крупный центр очень разнообразной промышленности, главную роль в которой играют металлургия, машиностроение и химия на эт


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru