Северная Америка

США

       Содержание:

<p><b>Запад США</b></p> <p>В США, где европейская колонизация всегда продвигалась с Атлантического побережья в западном направлении, под Западом издавна понимали территории, лежащие за пределами освоенной европейскими колонистами части материка. По мере освоения территории США название «Запад» распространялось на все новые пространства. Сначала так называли земли между Линией водопадов и Аппалачами. Когда они были заселены, а колонисты стали перебираться через Аппалачи, под Западом стали понимать земли между Аппалачами и Миссисипи, затем это название перешло к пространствам между Миссисипи и Скалистыми горами, а к середине XIX в. — к территории между Скалистыми горами и Тихоокеанским побережьем. Со временем освоенные территории до Скалистых гор стали частями Севера, но исторически за ними сохранились названия «Ближний Запад» и «Средний Запад», часто употребляемые в США без точного определения их границ. Эти понятия не надо смешивать с Дальним Западом, освоение которого происходило в последние 100 лет и местами еще не завершено. Дальний Запад — это и есть собственно Запад в современном его понимании, образующий один из трех главных районов США. Это самый молодой и в течение многих десятилетий наиболее быстро развивающийся район США, хотя по степени и характеру освоенности он заметно уступает как Северу, так и Югу. Запад заметно больше Севера и Юга.</p> <p>Его площадь превышает 3 млн. кв. км.</p> <p>Колонизация большей части территории была начата испанцами из «Новой Испании» (так называли Мексику, входившую в XVIII в. в состав Испанской колониальной империи). В результате успешной борьбы за независимость испанских колоний в Америке Мексика в начале XIX в. стала независимым государством, в которое вошла и большая часть нынешнего Запада США, а также Техас, относящийся к Югу. </p> <p>Почти вся территория Запада занята горной системой Кордильер. По его восточному краю проходят Скалистые горы, которые, постепенно понижаясь к востоку, переходят в Великие равнины центральной части США. Побережье Тихого океана занято Береговыми хребтами, круто обрывающимися к морю; лишь в нескольких местах вдоль берега вытянулись небольшие низины. К востоку от Береговых хребтов высятся цепи Сьерра-Невады и Каскадных гор. Территория между ними и Скалистыми горами занята хребтами, нагорьями, плато и межгорными котловинами («бассейнами»), лежащими на разных высотах. Многие из таких «бассейнов» не имеют стока, местами в них образовались соленые озера. Самое большое и известное из них — Большое соленое озеро в штате Юта, у подножья гор Уосатч. Горную область Кордильер пересекают берущие здесь начало реки, глубоко врезающиеся в нагорья и расчленяющие их на части. Большинство рек относится к системам двух полноводных рек, впадающих в Тихий океан: Колумбии на северо-западе и Колорадо на юго-западе.</p> <p>Сильно пересеченный рельеф делает большую часть Запада малопригодной (а то и вовсе непригодной) для сельскохозяйственного освоения. Этому способствует и неравномерность в распределении скудных осадков. Значительная часть района имеет засушливый климат, местами переходящий в полупустынный. Земледелие обычно возможно лишь на орошаемых землях. Эти факторы обусловливают островной, «оазисный» характер размещения населения и хозяйства, резко отличающий Запад от Севера и Юга. Поселения приурочены, как правило, к долинам рек, орошаемым участкам и месторождениям полезных ископаемых, особенно цветных и редких металлов, которыми Запад был очень богат.</p> <p>Величественная природа Запада, необычайное разнообразие климатических условий благоприятствуют развитию в районе индустрии отдыха и туризма, о чем говорит множество курортов и национальных парков. Обслуживание десятков миллионов отдыхающих является важным источником дохода для значительной части населения.</p> <p>Тихоокеанское побережье, и прежде всего его южная половина, входящая в штат Калифорния, имеет особое значение для Запада. Здесь в конце XVIII в. испанцы заложили цепочку фортов и католических миссий, которые должны были послужить основой дальнейшей колонизации, а в начале XIX в. русские выходцы с Аляски основали Форт-Росс, оставленный жителями по приказу Николая I в 1841 г.</p> <p><b>Калифорния</b> по численности населения в 2,5 раза превзошла все восемь Горных штатов, вместе взятых, и вышла на первое место в США, заметно обогнав штат Нью-Йорк, первенствовавший в течение почти 150 лет.</p> <p>Резкая разница в уровне и характере экономического развития Тихоокеанского побережья и Горного Запада (внутренних Горных штатов) послужила причиной для выделения их в качестве двух особых районов в пределах Запада. Вместе с тем в каждом из них сложилось несколько частей, тяготеющих к различным центрам, с разным характером развития. На побережье это Южная Калифорния, главным центром которой является Лос-Анджелес, Центральная Калифорния с центром в агломерации Сан-Франциско и Тихоокеанский Северо-Запад, имеющий два самостоятельных центра — Сиэтл и Портленд. В Горных штатах территориальная дифференциация выражена гораздо слабее, однако и здесь можно выделить территории, тяготеющие к крупнейшим городам — Денверу, Финиксу, Солт-Лейк-Сити.</p> <p>Начиная с середины прошлого века наиболее важным экономическим районом и крупнейшим сгустком населения на Западе была Центральная Калифорния, однако в период второй мировой войны ее обогнала Южная Калифорния, имевшая в 1980 г. в 2,5 раза больше жителей и почти в 4 раза больше промышленных рабочих. Здесь расположен самый большой город Запада и один из трех крупнейших городских центров США — Лос-Анджелес, влияние, экономические и культурные связи которого распространяются далеко за пределы района. Лос-Анджелес по числу жителей успешно соперничает с Чикаго в борьбе за второе место в городской иерархии США и обошел его по размерам промышленного производства.</p> <p>На протяжении истории своего развития Лос-Анджелес должен был преодолевать большие трудности, связанные с особенностями его географического положения и с характером местных природных условий. Город расположен у открытой бухты, малопригодной для приема крупных судов, поэтому удобный порт здесь нужно было создать руками человека. Небольшая речка Лос-Анджелес, в устье которой раскинулся город, маловодна, так что по мере роста городской территории в целях водообеспечения пришлось сооружать дальние акведуки, сначала от оз. Оуэне, а затем и от р. Колорадо, на которой была построена специальная плотина. Дальнейший рост Лос-Анджелесской городской агломерации ставит на очередь вопрос о переброске сюда воды за 1000 км, с Тихоокеанского Северо-Запада. Однако факторы, определившие быстрое развитие города, как и всей Южной Калифорнии, были настолько эффективными, что эти и многие другие препятствия были преодолены.</p> <p>Когда в 1781 г. испанцы заложили на берегу небольшого залива в Южной Калифорнии поселок, в котором тогда было всего 44 жителя, они и не предполагали, что со временем на его месте вырастет один из самых больших городов западного полушария. Да и рост города в течение первых 100 лет его существования не давал оснований предвидеть это. Почти полвека Лос-Анджелес был маленьким селением в составе независимой Мексики. Затем США напали на своего соседа и захватили огромную территорию, протянувшуюся от Мексиканского залива до Тихого океана. Вместе с ней к США перешел и Лос-Анджелес. Но и спустя много десятилетий после этого он оставался небольшим городком.</p> <p>В конце XIX в. в Южной Калифорнии была открыта нефть, и ее добыча послужила толчком к быстрому развитию города, которое продолжалось до 70-х годов XX в. Еще в 1890 г. в Лос-Анджелесе было всего 50 тыс. жителей, а теперь только в его официальных границах живет почти 3 млн. человек. Еще быстрее росли многочисленные пригороды; вместе с ними город насчитывает уже более 8 млн. жителей.</p> <p>Выросший в основном уже после первой мировой войны, <b>Лос-Анджелес</b> — типичное порождение века автомобилей. В нем очень слабо развит общественный транспорт: нет ни метро, ни трамваев, очень мало автобусных линий, но зато имеется около 5 млн. частных автомашин. Тому, у кого нет своего автомобиля и не на что нанять такси, нередко остается полагаться только на свои собственные ноги. А концы здесь приходится проделывать немалые.</p> <p>Лос-Анджелес едва ли не самый большой по площади город мира. Даже в официальных границах он занимает территорию в 1,2 тыс. кв. км (с пригородами более 10 тыс. кв. км). Почти вся эта территория застроена односемейными коттеджами, чередующимися с нефтяными вышками и заводскими корпусами. Лос-Анджелес — самый «одноэтажный» из больших американских городов. Даже в его центральной части сравнительно мало небоскребов — этой неизменной принадлежности большинства крупных городов США. Впрочем, и центра, такого, как Манхаттан в Нью-Йорке или Луп в Чикаго, в Лос-Анджелесе тоже нет; его место занимают несколько районных деловых и торговых центров.</p> <p>Улочки Лос-Анджелеса очень похожи одна на другую; лишь человек, хорошо знающий город, может разобраться в их лабиринте. Повсюду стандартные домики, то немного побольше, то поменьше, и одинаковые огромные рекламные плакаты, призывающие жителей покупать только бензин компании «Экссон» (или «Шелл», «Эссо») и пить только кока-колу (или пепси-колу, или какой-нибудь спиртной напиток вроде виски «Белая лошадь»).</p> <p>Своим стремительным ростом Лос-Анджелес в немалой степени обязан выгодному положению на побережье и прекрасному климату. Здесь 300 дней в году безоблачно. Когда-то это привлекло сюда кинопромышленность, и пригород Лос-Анджелеса Голливуд (ныне один из городских районов) стал главным поставщиком кинокартин на американский (и мировой) рынок. С тех пор большинство съемок перенесено в закрытые павильоны, и много киностудий перебралось в другие районы Большого Лос-Анджелеса или вообще в другие города, но Голливуд остался символом американской кинематографии и ее главным организационным центром.</p> <p>Здесь и в соседнем фешенебельном районе Беверли-Хиллс в шикарных виллах, нередко напоминающих средневековые замки, живут голливудские кинозвезды и «высшие круги» Лос-Анджелеса. В Америке нет, пожалуй, другого жилого района, где богатство и слава концентрировались бы в такой степени, как в Голливуде. Много здесь туристских достопримечательностей, среди которых огромный амфитеатр Голливуд-боул, где каждое лето проводятся общеамериканские музыкальные фестивали и ежегодно в присутствии множества киноактеров и продюсеров, литераторов, музыкантов и других представителей мира искусства, при огромном стечении зрителей вручаются высшие в Голливуде награды — премии Оскара. Поблизости находятся Музей кино и мемориальная площадка, на которой можно видеть сделанные с помощью специальной краски отпечатки ступней знаменитых кинозвезд.</p> <p>Голливуд оказывает огромное влияние на жизнь не только на жителей Лос-Анджелеса, но США в целом и даже всего остального мира. Внешняя красивость жизни кинозвезд, всячески выпячиваемая и рекламируемая, служит источником восхищения и подражания воспитанных на преклонении перед богатством и роскошью слоев населения. Голливуд широко используется идеологами-рыночниками для пропаганды «западного образа жизни», морали «общества потребления. Он является одним из главных центров идеологической обработки американцев с помощью не только кино, но также и радио и особенно телевидения широко используемых монополиями для рекламы своих товаров. Не удивительно, что Голливуд стал одним из законодателей моды в стране, в особенности на женское платье, парфюмерию, косметику, дорогую мебель. Производство кино заняло важное место в жизни Лос-Анджелеса.</p> <p>Теплая, безоблачная в течение почти всего года погода благоприятствует не только съемке кинофильмов на открытое воздухе, но и развитию промышленности. Заводские цехи не нуждаются здесь в капитальных стенах, а иногда и вовсе не имеют их. Особенно это выгодно для производства такой громоздкой продукции как самолеты и ракеты. Вдобавок, испытания самолетов здесь почти не приходилось откладывать из-за нелетной погоды.</p> <p>Лос-Анджелес и расположенный несколько южнее, почти у самой границы е Мексикой, город Сан-Диего (в меньшей степени, чем первый) стали центрами авиационной промышленности США, которая особенно сильно выросла после второй мировой войны. Здесь находятся десятки предприятий, выпускающие различные типы самолетов, главным образом военных — от реактивных истребителей до тяжелых бомбардировщиков дальнего действия, транспортных самолетов и пассажирских лайнеров. А за последние годы Лос-Анджелес стал важным центром производства ракет, различных частей для них, а также приборов и другого электронного оборудования. В авиаракетной и радиоэлектронной промышленности работает свыше 1/3 занятых в промышленности Лос-Анджелеса и примыкающих к нему центров (всего около 1 млн. человек). Но особенно развились здесь научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с разработкой новых систем оружия и другой военной техники. По стоимости получаемых правительственных военных заказов Лос-Анджелес намного превосходит другие города США. Это самый крупный центр военной промышленности страны и важная военная база на Тихом океане.</p> <p>Южная Калифорния с ее благодатным сухим средиземноморским климатом — один из главных курортных районов США, куда ежегодно съезжается несколько миллионов отдыхающих и туристов.</p> <p>Много ушедших от дел предпринимателей и вышедших на пенсию чиновников перебирается сюда на постоянное жительство. Местные дельцы не жалеют сил, чтобы привлечь туристов, оставляющих ежегодно в Южной Калифорнии миллиарды долларов. </p> <p>Парк Диснейленд — сказочное царство, созданное известным кинорежиссером Диснеем, автором многих популярных мультипликационных фильмов. Парк был открыт в 1955 г. Ежегодно его посещает более 10 млн. людей. Здесь воспроизведены декорации многих диснеевских картин, созданы уголки, имитирующие природу и быт населения различных стран, построены многочисленные аттракционы. Тут есть динозавры, пещеры, наполненные сокровищами, кладбище с привидениями, домик трех поросят, аукцион, где разбойники «продают» юных пленниц. И рядом — полусказочный новый мир. Садишься  в  автомобиль и становишься участником жутких гонок. Все зоны Америки за двадцать минут одолеет маленький старинный паровоз с высокой трубой. Многое, что было пережито американцами в ходе истории, что было с волнением ими прочитано, отражено в Диснейленде. Остров Тома Сойера... Плот, на котором плыли по Миссисипи Гек с Томом. Миссисипский пароход с узорными трубами и гребным колесом на корме. Ни один учебник не расскажет подростку так много, так ярко и весело об Америке, как это «потешное» путешествие. А «завтрашний день» в Диснейленде — это реклама чудес современной техники. Популярность Диснейленда побуждала многие ведущие фирмы показывать здесь свою новейшую продукцию.</p> <p>Диснейленд был задуман для детей, но его посетителями стали люди всех возрастов. Нетрудно себе представить значение Диснейленда, где старается побывать каждый американец.</p> <p>Развитие промышленности, и особенно быстрый рост числа автомашин, серьезно сказывается на микроклимате Лос-Анджелеса. Часть территории города закрыта горами и плохо продувается ветрами; здесь застаиваются дым и гарь, выпускаемые заводскими трубами и выхлопами автомашин. Все больше дней в году над улицами нависает пелена едкого «смога» — полудыма, полутумана, застилающего солнце. Обилие солнечной инсоляции способствует его образованию. Смог стал одной из главных проблем некогда «солнечного города» Лос-Анджелеса.</p> <p>Лос-Анджелес окружен рощами цитрусовых деревьев. Южная Калифорния — один из крупнейших в мире поставщиков цитрусовых: апельсинов и лимонов. Однако по мере расширения территории города плантации их безжалостно вырубаются, уступая место безликим жилым кварталам и заводским корпусам (на месте такой рощи был разбит и Диснейленд).</p> <p>За последние годы площадь земли под фермами в графстве Лос-Анджелес сократилась вдвое. В результате это графство, долгие годы стоявшее на первом месте в США по стоимости сельскохозяйственной продукции, теперь уступило его менее урбанизированному графству Империал, расположенному на крайнем юго-востоке Южной Калифорнии. Резко сократилась площадь обрабатываемых земель и в графствах Орендж и Сан-Бер-нардино, примыкающих к Лос-Анджелесу, но считающихся самостоятельными городскими   агломерациями,  поскольку размеры «маятниковых» поездок их жителей на работу в Лос-Анджелес сравнительно невелики. Эти графства — типичные «пригороды в поисках города». В агломерации Анахайм — Санта-Ана — Гарден-Грув, занимающей графстве Орендж, в 1980 г. было почти 2 млн. жителей, из которых в самом большом из городов, Анахайме, в пределах муниципальных границ проживало менее 165 тыс. человек, т. е. менее 10%.</p> <p>Ядро района Центральной Калифорнии образуют высоко-урбанизированная территория, примыкающая к заливу Сан-Франциско, и связанная с ней Большая Калифорнийская долина, расположенная между Береговыми хребтами и Сьерра-Невадой и орошаемая реками Сакраменто и Сан-Хоакин. Развитие этого района началось раньше, чем Южной Калифорнии, и было связано с такими факторами, как удобство морского сообщения, создаваемое лучшей на Тихоокеанском побережье США естественной гаванью и центральным положением в штате, мягкий климат, возможность ведения интенсивного орошаемого земледелия в Большой Калифорнийской долине, раннее накопление капиталов, связанное с «золотой лихорадкой», захватившей Калифорнию в середине XIX в. и вызвавшей первую волну массовой миграции на Дальний Запад.</p> <p>В пределах района живет более 8 млн. человек. По числу жителей, уровню урбанизации и развитию промышленности он уступает на Западе лишь Южной Калифорнии (правда, довольно сильно), а по объему сельскохозяйственной продукции и размерам торгово-финансовой деятельности не имеет себе равных.</p> <p>Главный центр района — <b>Сан-Франциско</b> насчитывает в пределах муниципальных границ 750 тыс. жителей, а всего в урбанизированной зоне вокруг залива Сан-Франциско живет почти 5 млн. человек. До 1930 г. Сан-Франциско был крупнейшим городом всего Запада. Он и теперь остается его главным культурным, финансовым и транспортным центром.</p> <p>Лос-Анджелес и Сан-Франциско соединены двумя автомагистралями. Первая из них идет вдоль гористого побережья. Местами дорога прорублена на обрывающихся к океану горных склонах; в других местах горы несколько отступают от моря, оставляя небольшие низменности. Здесь много курортных городков и фруктовых садов. Вторая магистраль проложена через перевалы Береговых гор и выходит с юга в Большую Калифорнийскую долину. </p> <p>Окруженная со всех сторон горами, эта Я долина тянется с юга на север более чем на 800 км. Климат здесь средиземноморский — лето сухое и знойное, зима относительно влажная и мягкая. Многоводные реки, стекающие с окружающих гор, дают воду, необходимую для орошения полей. Все это позволило превратить большую часть долины в цветущий сад,  где выращивают яблоки, груши, персики, виноград, сливы, грецкие орехи, а на юге также цитрусовые и длинноволокнистый хлопчатник. По производству фруктов Калифорнийская долина не имеет себе равных в США. Отсюда вывозятся не только свежие плоды, но также фруктовые консервы, джемы и соки, пользующиеся большой популярностью у американцев.</p> <p>Дорога из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско следует вдоль р. Сан-Хоакин, орошающей южную часть долины. По обеим сторонам от шоссе бесконечной лентой тянутся сады, прерываемые «вкраплениями» маленьких городков, жизнь в которых связана с работой предприятий по упаковке и консервированию фруктов. Некоторые городки стали значительными промышленными и торговыми центрами. Река Сан-Хоакин сливается с текущей с севера р. Сакраменто, образуя мощный поток, устремляющийся на запад через проход в Береговых горах и впадающий в обширную закрытую бухту. Это залив Сан-Франциско, связанный с океаном узким и глубоким проливом, носящим название «Золотые Ворота». Река Сакраменто полноводнее, чем Сан-Хоакин, и часть воды из нее передается по каналам и трубам на юг для орошения склонов долины Сан-Хоакин, где воды не хватает.</p> <p>Город Сан-Франциско, основанный еще испанцами и, вырос на узком холмистом полу-островке, отделяющем залив Сан-Франциско  от океана, а с севера ограниченном Золотыми Воротами. Во время «золотой лихорадки», охватившей Калифорнию в середине XIX в., он сильно вырос и стал самым большим городом на Тихоокеанском побережье. Однако в XX в. его обогнал Лос-Анджелес. Сан-Франциско — главный порт США на Тихоокеанском побережье и важная военно-морская база. На берегах залива разместились крупные верфи, нефтеперерабатывающие заводы, пищевые предприятия,   перерабатывающие местное и привозное сырье, в том числе сахар-сырец с Гавайских островов. Однако промышленность имеет здесь гораздо меньшее значение, чем в Лос-Анджелесе.</p> <p>Городу давно уже стало тесно на полу-островке, где он был основан; кольцо его пригородов окружает весь залив Сан-Франциско, а главные грузовые причалы находятся на восточном берегу залива — в Окленде и смежных с ним городах. Развитие Сан-Франциско происходит в основном путем роста пригородов, с которыми центральная часть города связана гигантскими мостами, славящимися как чудо инженерной техники. Один из них, состоящий из нескольких частей, общей длиной почти в 13 км, переброшен через залив Сан-Франциско (соединяет центральный город с Оклендом); другой — через пролив Золотые Ворота. Мост Сан-Франциско — Окленд —двухъярусный; по верхнему ярусу проходит шестиполосная автодорога для легковых машин, по нижнему — трехполосная дорога для грузовиков и две железнодорожные колеи. Из почти четырехмиллионного населения Большого Сан-Франциско в официальных границах города живет всего 750 тыс. человек. Это город славных революционных традиций, занимающий наряду с Чикаго видное место в истории рабочего движения в США. В 1945 г. здесь была создана Организация Объединенных Наций.</p> <p><b>Сан-Франциско</b> — главный научный, учебный и культурный центр Запада. Здесь много вузов, в том числе основная часть Калифорнийского университета (в пригороде Беркли), одного из наиболее известных в США качеством обучения и размахом научных исследований, и Стенфордский университет (в пригороде Пало-Альто), а также исследовательских лабораторий, частных и государственных. Это способствовало росту в агломерации наряду с искони развитой здесь пищевой промышленностью и судостроением ряда новых «наукоемких» производств, включая радиоэлектронную и ракетную промышленность. Главный центр размещения этих отраслей — быстро растущий город Сан-Хосе, у южной оконечности залива Сан-Франциско, и его пригороды. </p> <p>На Западе Сан-Франциско выделяется как «старый» город, имеющий давнюю историю и свои традиции. Его старожилы смотрят свысока на «нувориша» Лос-Анджелес.</p> <p>Полуостров, на котором находится центральная часть Сан-Франциско, отличается резко пересеченным рельефом. Высота двуглавого холма Твин-пикс (Близнецы) в центре города — более 300 м. С ее вершины, как и с Русского холма, открывается превосходный вид на город, с трех сторон окруженный морем, и на пригороды, лежащие на севере и востоке, за водными просторами. Поездка по городу напоминает катание на «американских горах» (которые в США называют русскими). Дорога то взмывает вверх, то круто спускается вниз. В некоторых местах улицы столь круты, что вместо тротуаров устроены многоступенчатые лестницы. В отличие от Лос-Анджелеса Сан-Франциско компактен, в его застройке преобладают многоэтажные дома, в центральной части много небоскребов. В городе имеются живописные национальные кварталы, среди которых наиболее известен Чайнатаун (китайский город). Исторической достопримечательностью является и трамвай, появившийся здесь в 1873 г.; его вагоны до сих пор сохранили свой первоначальный облик.</p> <p>На полуострове Сан-Рафел, связанном с Сан-Франциско мостом Годден-Гейт, расположен городок Гленн-Эллен. Здесь находится усадьба, в которой жил и умер замечательный американский писатель Джек Лондон. Еще севернее течет Русская река, недалеко от которой стоит городок Себастопол (т. е. Севастополь). А близ устья Русской реки сохранились остатки основанной русскими в 1812 г., задолго до прихода сюда американцев, деревянной крепости Форт-Росс (Русский форт).</p> <p>Тихоокеанский Северо-Запад — район весьма своеобразный как по природно-климатическим условиям, так и по характеру развития и структуре экономики. Хребты и обширные плато занимают почти всю территорию района, однако горная система Кордильер здесь менее широка, чем далее к югу, что позволило проложить четыре из семи имеющихся в стране трансконтинентальных железных дорог. Наиболее крупные города, а также сельскохозяйственные земли концентрируются в немногих низменностях и речных долинах. </p> <p>Западные склоны Каскадных гор покрыты густыми хвойными лесами, в которых произрастают главным образом дугласова пихта, западная желтая сосна, желтый и красный кедр, ситкинская ель и др. Это наиболее высокопродуктивные леса в стране. Местная древесина идет на производство фанеры, балок, перекрытий, судовых палуб, кровельной дранки. Почти 40% всех занятых на лесозаготовках сосредоточено в этом районе. Крупный мачтовый и строевой лес отправляется из Тихоокеанского Северо-Запада во все районы страны. На лесоматериалы приходится около половины всех грузовых отправлений железнодорожным транспортом. В настоящее время лесные богатства Тихоокеанского Северо-Запада сильно истощены — девственные леса западной части штата Вашингтон и северо-западной части Орегона в основном уже вырублены, и заготовки древесины ведутся в молодых, вторичных лесах.</p> <p>Одно из главных природных богатств района — многоводные реки. Их использование в течение последних десятилетий стало одним из важнейших факторов экономического развития района. Здесь на р. Колумбии построена крупнейшая в США гидроэлектростанция «Гранд-Кули» мощностью свыше 4 млн. кВт, а также «миллионные» ГЭС «Чиф-Джозеф», «Джон-Дей», «Те-Далс». Эти и другие гидравлические станции входят в государственную энергосистему «Бонневилл пауэр администрейшн», снабжающую электроэнергией предприятия цветной металлургии, химические и целлюлозно-бумажные комбинаты, заводы по выплавке электростали. Местные реки характеризуются сравнительно высокими сезонными, а в ряде случаев и многолетними колебаниями расхода воды. Для рационального комплексного использования водных ресурсов Севера-Запада требуется регулирование стока, что требует сооружения водохранилищ. В настоящее время разрабатываются проекты дальнейшего гидротехнического строительства в бассейне Колумбии, причем проектируются гидротехнические узлы преимущественно многоцелевого характера (мелиорация, развитие судоходства и рыболовства, контроль за режимом рек, выработка электроэнергии). На берегу р. Колумбии в Ханфорде в годы второй мировой войны был построен завод по производству плутония. Разрабатываются проекты использования реакторов ханфордского завода для выработки электрической энергии. Свыше 90% всей электроэнергии вырабатывают в районе на гидравлических станциях. Штат Вашингтон стал одним из важнейших в стране производителей электроемкой промышленной продукции, в особенности алюминия. Тарифы на электроэнергию, отпускаемую предприятиям, здесь наиболее низкие в стране, а потребление электро¬энергии на душу населения вдвое превышает средний показатель для США.</p> <p>Сельское хозяйство Северо-Запада в силу природно-климатических условий носит своеобразный для тихоокеанских штатов характер. В Уилламеттской долине и по берегам залива Пюджет-Саунд сформировался крупнейший на Западе ареал молочного животноводства. В масштабах страны район специализируется как поставщик ягод и фруктов умеренных широт (в отличие от субтропической Калифорнии) — яблок, груш, вишен. На сравнительно засушливом Колумбийском плато сложился самый крупный на Западе пшеничный район.</p> <p>Важнейшая агломерация Тихоокеанского Северо-Запада — <b>Сиэтл</b> — Эверетт с населением 1,4 млн. человек ( в том числе в Сиэтле — свыше 1 млн. человек). Сиэтл (штат Вашингтон) расположен на восточном побережье глубоко вдающегося в сушу залива Пюджет-Саунд — одной из самых удобных для судоходства гаваней США. К востоку от города находится оз. Вашингтон, которое соединено с заливом судоходным каналом. Сиэтл — экономическая столица всего Северо-Запада США (включая Аляску). Единственный конкурент Сиэтла — город Портленд, расположенный в нижнем течении р. Колумбии, на границе штатов Вашингтон и Орегон. Однако если Портленд специализируется главным образом на судостроении, судоремонте и портовых функциях (крупнейший в стране порт по вывозу древесины), то функции Сиэтла более разнообразны и многочисленны — это торговый, финансовый, промышленный и транспортный узел Тихоокеанского Северо-Запада и одновременно база снабжения Аляски.</p> <p>В Большом Бассейне, как и на большей части территории Горного Запада, закрытой краевыми горными хребтами от влажных ветров, выпадает мало осадков. Климат засушливый, и земледелие связано с искусственным орошением. Главный источник воды для орошения — реки, стекающие с гор, на которых осадков выпадает значительно больше. Распределение влаги и характер поверхности привели к тому, что население размещается на Горном Западе совсем не так, как на Центральных равнинах, почти целиком занятых фермами. На Западе население размещено «островками» в своеобразных оазисах, возникших в речных долинах. Оазисы покрыты полями ценных культур: овощей, картофеля, сахарной свеклы, а на юге — длинноволокнистого хлопчатника. Большие площади заняты также кормовыми травами; они необходимы для того, чтобы прокормить зимой скот, бродящий большую часть года по естественным высокогорным пастбищам. Всего на Западе орошено более 10 млн. га, но это лишь небольшая часть его территории. Орошенные оазисы разделены нередко сотнями километров безжизненной полупустыни или труднопреодолимыми горными хребтами.</p> <p>Величественны пейзажи Запада. Миллионы туристов прибывают сюда ежегодно со всех концов страны. Особенно много их стекается к Большому Каньону р. Колорадо и в Йеллоустонский парк.</p> <p><b>Большой Каньон</b> р. Колорадо, который американцы нередко величают седьмым чудом света, — одно из самых глубоких ущелий на Земле. Дорога к каньону проходит по однообразному, ровному, как стол, плато; здесь нет никаких изменений в рельефе, которые говорили бы о приближении к ущелью. Каньон разверзается под ногами внезапно, как пропасть глубиной во много сотен метров, на дно которой извивается голубая лента р. Колорадо. Своенравная река, стремительно несущаяся с гор, тысячелетиями долбила твердые скалы, крушила берега, размывала дно, несчетное число раз меняла свое русло, постепенно углубляя созданный ею каньон. Извилистый обрыв, по самому краю которого вьется дорога, то «полуостровом» далеко вдается в ущелье, то отступает, образуя своеобразные «залив». Когда внезапно выезжаешь на открытый мыс, словно нависший над бездной, создается впечатление, что паришь в воздухе, и невольно начинает кружиться голова. Глубина каньона местами превышает  1,5 км. Вертикальных стен его не видно, даже если подойти к самому краю и смотреть вниз, в глубину пропасти. Где-то вдалеке, на расстоянии примерно 13 км, виднеется противоположный край каньона. Издали он выглядит словно силуэт сказочного города, состоящего из каменных пирамид, храмов, пагод. Это   результат выветривания слагающих склоны каньона горных пород, которые разрушаются под действием воды, ветра, палящего солнца и заморозков и приобретают причудливые формы. В солнечный день — пасмурная погода бывает здесь очень редко — пейзаж особенно красив. Отражаясь от склонов, окрашенных в разные цвета, лучи солнца создают изумительные световые эффекты.  Игра  цветов меняется с каждым часом, в зависимости от направления солнечных  лучей. По мере того как солнце приближается к горизонту, среди желтых, розовых, коричневых, фиолетовых, серых тонов все резче выделяются красные тона, с особой четкостью выступает скульптура склона со всеми его «храмами» и «замками». Еще красивее вид открывается с борта вертолета, летящего над каньоном или «погружающегося» в его глубины.</p> <p>Большой Каньон — одно из самых посещаемых туристами мест на Земле. За год здесь бывает более 3 млн. туристов, что приносит огромный доход. Каньон Колорадо не только грандиозное зрелище. На его склонах как бы запечатлена геологическая история окружающей местности, поэтому изучение его имеет большое как научное, так и познавательное значение.</p> <p><b>Денвер</b> рос как центр горнопромышленного округа и транспортный узел на трансконтинентальных магистралях. Затем он стал центром обширного района орошаемого земледелия и мясного скотоводства с развитой пищевой промышленностью. В послевоенные годы здесь выросла разнообразная промышленность, в том числе военная, чему способствует центральное положение Денвера в стране, удаленность от границ и морских побережий.</p> <p>Численность населения города растет. Людей привлекает сюда мягкий климат в сочетании с живописными пейзажами. Вокруг Денвера много климатических курортов и туристских центров, куда съезжаются отдыхающие со всех концов страны. Многие переселяются сюда на постоянное жительство.</p> <p>В центральной части Горного Запада выделяется город <b>Солт-Лейк-Сити</b>, расположенный у западного склона хребта Уосатч, на восточном краю Большого Бассейна, недалеко от Большого Соленого озера. Это один из старейших городов Запада. Он был основан сектой мормонов в 1847 г. как религиозный центр в созданном ими обширном оазисе. </p> <p>До недавнего времени эти места оставались почти незаселенными, исключение составляли лишь небольшие горняцкие поселки. Между тем в долинах климат очень здоровый, почвы плодородны и при орошении приносят высокие урожаи. Широкие оросительные работы и внедрение кондиционеров, обеспечивающих прохладу в домах, создали условия для ускоренного освоения этого района. Численность населения штата Аризона за 40 лет (с 1940 по 1980 г.) выросла в 4 раза и подошла к 2 млн. человек. Наряду с орошаемым земледелием, специализирующимся на выращивании длинноволокнистого хлопчатника, в Аризоне быстро развивается промышленность. Особенно быстро растет главный центр Аризоны — <b>Финикс</b>, население которого с 1940 по 1980 г. увеличилось более чем в 10 раз. В Финиксе уже более 1 млн. жителей — это самая быстрорастущая из крупнейших городских агломераций США.</p>


2015 www.global-echo.ru
Рейтинг@Mail.ru